Сообщение

Башкирские колхозы-2011

Отправлено: Митян 12:10 09/08/11

Отчёт с фото - http://modelman.livejournal.com/662345.html?view=6959945#t6959945

---

Текстовый:

Очередное заседание Клуба Одиноких Отцов вылилось в автопробег c Сашей Мальцевым по республике Башкортостан. Точнее, статусу клуба соответствовал лишь Саша, который взял пятилетнего сына Мишу, а я Евку в этот раз не взял – так что мы втроём проехали по маршруту Уфа – Благовещенск – Бирск – Мишкино – Караидель – Тастуба – Дуван – Месягутово – Верхние Киги – Сатка – Бакал – Усть-Катав – Уфа.

Основной целью было покорение давно будоражившей меня трассы Караидель – Дуван, но были и дополнительные: например, тестирование на местности нового километрового атласа производства Уралаэрогеодезии совместно с компанией Navitel, которая занимается навигаторами, а значит, должна хорошо знать, где есть дороги, а где нет. Или тестирование возможности взять в России машину напрокат. Или поиск нового кумыса и новых расписаний – в тех краях у нас сплошные белые пятна. Как-то я смешно сказал – белые пятна-то появляются после кумыса, но до расписаний. Ну да ладно.

В Уфу я прилетел в пятницу вечером, и Саша меня встретил на уже взятой напрокат Дэу Нексии. Судя по его рассказам, напрокат машины в Уфе даёт много кто, однако как только начинаешь копать глубже, возникают проблемы: где-то дают машину только с водителем, где-то нет хороших автомобилей, а где-то требуют достаточно большого стажа вождения. В итоге пришлось остановиться на явно не слишком новой, но, впрочем, без явных повреждений машинке.

Переночевали, заехали на центральный рынок Уфы обозреть молочные продукты (там всё поменяли за те два года, что я в Уфе не был), заехали на вокзал за расписаниями, за Мишей и стартовали из города по М7.

Сделаю тут небольшое лирическое отступление – в последнее время мне везёт на какие-то странные города. Что Новосибирск, что Уфа – города почти без достопримечательностей, но при этом с достаточно высоким уровнем сервиса, который особенно хорошо заметен, когда у тебя есть в городе друзья, которые могут поводить тебя по правильным местам.

Вообще о Башкирии у меня каждый раз странное впечатление. Если почитать, то это очень продвинутая национальная республика с кучей всяких достопримечательностей – кумысы, мёд, пещеры, горы, всякое такое. Но когда оказываешься на месте, то оказывается, что кумысы эти еще найти надо (а чаще всего тебе подсунут что-то из козьего или коровьего молока), горы не так высоки, интересной архитектуры нет, а списки достопримечательностей по многим районам просто пустуют.

Я не хочу этим сказать что-то плохое в адрес башкирской нации – они просто другие: закрытые в себе, аграрные, спокойные. Как и многим другим народам с уклоном к Азии, чрезмерный комфорт и всякая европейская цивилизация им не очень нужна. Это – позиция, и всякую мирную позицию нужно уважать. Но почему-то некая радостная национальная активность казахов или татар меня всё-таки больше радует, как ни крути :)

В поездке нам и предстояло как-то выяснить, что интересного для туриста есть в северных и восточных районах республики. Стартовали мы по M7, как я уже говорил, потом свернули по отворотке на Бирск, но сделали небольшой крюк и заехали в Благовещенск («В дальнем Благовещенске не был, хоть в этот заедем!», - сказал я Саше).

Благовещенск оказался довольно большим городом, с целыми микрорайонами новостроек (в той части города, что в сторону Бирска) и с заводами и в основном частной застройкой в той части города, которая ближе к Уфе. Каких-то супер-достопримечательностей мы не обнаружили, да и не искали особо. Порадовала ситуация с автостанцией: она есть (в районе выезда на Уфу, метрах в 500 от трассы), но там висит расписание только трёх пригородных рейсов. Кассирша, впрочем, знает расписание и междугородних и даже продаёт билеты :) Но местное население, я так понял, на это не очень полагается и ловит автобусы на трассе, благо рядом. Еще из микрорайонов новостроек в Уфу ходят какие-то маршрутки.

Чуть за выездом из города есть чебуречная, где продаются местные квас и кумыс, правда, козий.
Доехали до Бирска. Дороги тут хорошие, погода была нежаркой и приятной, поэтому эта часть поездки была довольно расслабленной. В Бирске мы покрутились в общей сложности около часа. Зашли на автовокзал (он недалеко от въезда в город). Пока я смотрел на бабушек, продающих вишню и яблоки по космическим ценам (примерно 25 р. за ведро), Миша решил, что его очередь выходить на авансцену. Он примерился к большой луже, покидал туда камушки, а потом, усыпив нашу бдительность, смело стартовал в неё и полностью прошёл. Таким образом были израсходованы запасные носки и штаны – почти на старте поездки.

Что можно сказать о Бирске? Ожидали мы большего – город довольно узловой, но в реальности не впечатлил. Гонят здесь не пиво, как можно было бы предположить из названия, а водку, а по количеству магазинов «Башспиртпрома» он установил грустный рекорд – только мы заметили 6, а сколько их всего – фиг знает. Старая купеческая застройка есть в районе центральной площади, но её немного и она в довольно плохом состоянии. Из курьёзов – на рукописной афише кинотеатра привлёк внимание фильм «Смелый Большой Панда». Это ж «Кунг-Фу Панда», да? :)

От Бирска по такой же пристойной дороге доехали в Мишкино. Перед Мишкиным порадовал плакат «Мишкан – песнь моя, жизнь моя». Вообще, башкиры питают слабость ко всяким воззваниям с дорожных щитов, много любопытного по дороге видели. Само Мишкино – село большое, аграрное – классический тип сельского райцентра, которых довольно много почти в каждом регионе. Довольно чистое, ухоженное. Автовокзал есть.

В Мишкине Миша почувствовал, что здесь ему рады, расчувствовался, и подставил палец под закрывающуюся дверь. К счастью, дверь закрывалась несильно, обошлось без повреждений. Это был еще не конец приключений Миши %)

По такой же в целом дороге мы доехали до райцентра Караидель – точки старта той самой дороги, по которой я всё мечтал проехать. Караидель оказался одним из двух реально красивых населённых пунктов, которые мы видели на нашем пути. Своей природой – с рекой, холмами, водохранилищем – райцентр напоминает Алтай.

Тем не менее, он очень нетуристичен. Все кафе были закрыты (кроме одного магазина, где нам любезно налили чаю), гостиницы там нормальной вроде нет (какая-то, возможно, есть, мы не изучали этот вопрос слишком плотно; но чего-то такого явного для гостей – нет). Единственная активность – объявления о проводившимся неподалёку от села каком-то техно-опен-эйре. И для своих - концерт какого-то башкирского исполнителя в ДК, причём билет стоит аж 250 р.

Мы даже думали изначально в Караидели искупаться, но как раз в этот момент периодически начал накрапывать дождик, да и вообще нежарко было, так что плавки не пригодились. Поели чаю и подъехали к понтонному мосту – к той самой легендарной дороге.

Легендарной дорога стала вот почему. Я очень давно смотрел на карту и силился понять – как так вышло, что на протяжении почти 100 километров дорога идёт по глухому лесу без населённых пунктов. Обычно таких мест в густозаселённых регионах мало (это ж вам не ХМАО), а если такие места и есть, то по ним не строят дороги. А тут дорога вроде как есть, и, судя по интернету, по ней даже можно проехать. Интересно же! Больше того, Урал же, леса, да и на карте какие-то карстовые выемки еще обозначены – на той же дороге Архангельск – Пинега это выглядит реально красиво.

Забавно то, что перед понтонным мостом кажется, что там грунтовка, которая идёт под большим углом вверх – и это пугает. Но на самом деле основная дорога уходит налево на равнине, но из-за понтона этого еще не видно.

Проезд по понтонному мосту на легковой машине стоит 35 рублей, тётушка в будке открывает шлагбаум. Пока мы платили, к нам подошла женщина с сыном лет 12 и попросила довезти их до Тастубы, им срочно надо было по личным причинам. Мы подумали и согласились.

Дорога – грунтовка с некоторым количеством щебёночного покрытия. Поворотов и подъемов сравнительно много, но не сказать, чтобы там были какие-то выдающиеся серпантины. По дороге только одна деревня – Бартым, и поворот на Озерки, до которых 35 км. Не вполне понял, как живут жители этих самых Озерков. Может там напрямую дорога от Большеустьикинского есть? Или на моторках по речке? %)

<Обозначенных на карте разветвлений де-факто фактически нет, дорога везде одна и очевидная. Как ни странно, траффик достаточно велик – встречная машина встречается один раз в 3-5 минут, причём и с челябинскими, и со свердловскими номерами.

Тётушка рассказала, что дорога в таком состоянии уже довольно много лет. Её иногда чинят и летом, и зимой, а проблемы только в дождливую погоду. Однажды весной пятнадцать лет назад их машину натурально смыло в овраг, они спасались пешком. Когда-то тут даже ходил автобус; а теперь вроде не ходит, хотя в Караидели вот обозначен автобус на Екатеринбург, которому было бы удобнее так ходить, не знаю.

Если говорить об эстетической стороне проезда по этой дороге, то она всё-таки могла бы быть и покрасивее. Лес да холмы, вот и всё, пожалуй – разве что периодически какие-нибудь ястребы вылетали. Так что я доволен, что мы прошли её, но пинежская дорога покрасивее будет.

Если говорить о физиологической стороне проезда по этой дороге %), то у нас с непривычки почти отвалился глушитель. По-моему, я очень часто встречаю это повреждение во время автопробегов по бездорожью – помнится, у нас что-то такое на джипе в Винницах случалось :) Мужественный Саша замотал глушитель ремнём и мы поехали дальше.

В Тастубе начался асфальт, мы высадили попутчиков и поехали дальше. Проскочили Дуван – было часов 7 вечера, и автостанция была уже закрыта. Доехали до Месягутово. Надо сказать, что Месягутово показалось нам центром окружающего мира – солидное такое село, с довольно богатой инфраструктурой. Мы даже поели в столовой – Миша, правда, устроил нам прикурить снова, понюхав перечницу. Нос отмыли, еда оказалась достаточно вкусной.

Автосервисы на ночь глядя приваривать глушитель нам не горели желанием, и мы решили еще немного проехать и доехать до села Верхние Киги. Вечерняя дорога до Киг (Саша сказал, что по-башкирски они скорее читаются ближе к «Хыгы») была достаточно красивой – холмы, поля, пастораль. Вообще, пожалуй, именно участок Месягутово – Сатка был самым красивым на нашем пути.

Тут, надо сказать, вышло забавно – я занялся поиском гостиницы где-то за час до выхода на самолёт, и единственное, что нашёл на бегу – это гостиницу «Кыйгыр» в этих самых Кигах. Так вышло, что мы в ней и заночевали, но произошло это не сразу. Телефона её мы не знали, сначала зашли в сельскую гостиницу напротив автовокзала, где вредная тётка нам сначала сказала, что мест нет, а потом сказала, что найдёт нам номер за 1800 р.

Мы решили не поддаваться и нашли-таки этот «Кыйгыр», причем стоит он прям на центральной площади, у администрации. Несмотря на то, что все в гостиницы были заняты каким-то праздником в кафе на первом этаже, для нас нашли (насколько я понял, vip-) номер на третьем по 1200 р. на всех.

Тут я еще раз задумался про парадоксы российских гостиниц. Сам факт, что в Кигах построили современную гостиницу с удобствами – это круто. Что она недорогая – тоже круто. Что там есть горячая вода, телевизор и холодильник – офигенно. Но при этом там есть какие-то очевиднейшие баги, которые непонятно, чем объяснить. Например, в телевизоре только три канала, потому что антенны нормальной нет. Или ванна устроена так, что одно неверное движение – и вся вода оказывается на полу. Или тот факт, что горячей воды из нагревателя хватает минуты на две душа, не больше. В общем, с одной стороны, гостинице «Кыйгыр» - спасибо; с другой – непростая отрасль конечно, непростая…

Пока Саша и Мишей мылись, я пошёл гулять по Кигам. Киги оказались довольно обычным аккуратным селом – основное предприятие там мясокомбинат, но он в стороне от центра. Зато вдруг неожиданно был доказан тезис, что глупое на вид упорство иногда приносит результат – я по привычке зашёл в несколько продуктовых магазинов, и в последнем из них неожиданно увидел свежайший местный кумыс в бутылках даже без наклеек. Это оказался самый вкусный кумыс за эту поездку :)

Пока я мылся, Миша спёр мой айфон и как-то так его настроил, что потом я долго восстанавливал %) В соседнем номере обитали какие-то связисты с бензопилой, и мы всерьёз опасались, что Миша стянет и её.

С утра выехали в районе 8.30. В Кигах в это время решительно негде было выпить чаю, так что поехали так. Еще один забавный момент был на автовокзале, где я сфоткал местное расписание, а местная молодёжь, ждавшая автобуса, сказала мне, что «на самом деле всё не так ходит». За долю секунды я был вынужден решать, что делать с этим замечанием, и в итоге принял решение игнорировать его, ибо выяснять у них подробности было бы слишком занудно.

Поехали в сторону Сатки. Как я уже сказал выше, дорога весьма красивая – и горы видно, и вообще пейзажи хороши. Посёлок Межевой – на мой взгляд, второе действительно красивое место по дороге. Там несколько излучин реки в долине гор, и на обеих сторонах реки – частная застройка. Тоже очень напоминает Алтай.

Тут надо отметить, что в Челябинской области с картой вообще нужно держать ухо востро – каждый третий посёлок на карте выглядит как город, но, на самом деле, никогда не понятно заранее – как там в реальности. Это может быть нагромождение частных домов, может быть какой-то посёлок при шахте, а может быть на самом деле старый и основательный городок.
Межевой как раз в основном застроен частными домами. Мы там позавтракали, Саша напился чаю, подобрел, и мы поехали дальше. Сулея – как раз призаводской и пристанционный посёлок, а Сатка – нечто среднее, но всё же вполне город.

Тут надо сказать, что новый атлас Башкортостана, как только дело доходит до Челябинской области, начинает тупить. Казалось бы, какое ему дело до Челябинской области – спросите вы? Очень просто – в территорию республики Башкортостан врезается большой аппендикс соседнего региона, в котором находится с десяток городов – от Сатки до Усть-Катава и Сима. Понятно, что он тоже нужен на карте для ориентации по Башкирии, ибо там всё близко и все путешественники по Башкирии, которые катаются по тому району, вынуждены заезжать в этот аппендикс. Но атлас, ранее показывавший себя отлично, тут начал тупить. Во-первых, Сатка нарисована как-то криво, в итоге мы там петляли и город практически не увидели. Во-вторых, есть ошибки: например, поворот на Катав-Ивановск, который правильно показан на старой Дунаевской двухкилометровке, тут показан совсем не там. В-третьих, листа с Симом в этом атласе вообще нет %) Посмотрим, как это будет в атласе Челябинской области того же производителя, я его пока не покупал.

Так как мы продолбали Сатку, решили заехать в Бакал. Погода ухудшилась, сгустились тучи, но дождь не пошёл, и в итоге этот участок мы проехали достаточно интересно – местами казалось, что мы действительно высоко в горах – редкий лес, туман, перевалы. Особенно это впечатление создалось в посёлке Рудничный вскоре после выезда из Бакала – казалось, что мы где-то в полузаброшенном посёлке шахтёров где-то на высоте тыщи две метров.

Сам по себе Бакал – довольно раздолбанный шахтёрский городок. Автостанции нет, автобусы ходят в основном на Сатку от рыночной площади, а в Рудничный и дальше – до трассы и в ту часть города, что за ней, ходит автобус №4.

Кстати, неожиданно по возвращении оказалось, что я продолбал две деревянные церкви 19 века – см. http://hramsatka.orthodoxy.ru/hrams.htm. Не слишком выдающиеся, конечно, но всё же.
В Юрюзань мы решили не заезжать и к ЗАТО Трёхгорный не подъезжать – в пользу Усть-Катава и Катав-Ивановска. Однако, как я уже говорил, с Катав-Ивановском случился облом: поворот около Юрюзани на него мы проскочили, потом несколько зависли в Усть-Катаве, потом уже не стали ехать по сомнительной дороге напротив Кропачёво. Как-нибудь в следующий раз, а жаль – городок манящий, дальше него к югу до Инзера там лишь военные и горы :)

Зато по Усть-Катаву подольше погуляли. Первое – что увидели при въезде в город – древнюю-древнюю трамвайную однопутку, которая на протяжении 300 м. пересекла автодорогу 5 раз :) Как рассказали местные, рейсы трамвай не выполняет, но обкатка в будние дни идёт регулярно.
Мы доехали к элегантному пешеходному мосту через реку Юрюзань 1944 года и дошли по нему до вокзала. Тут оказалось, что РЖД обмануло само себя: сначала оно выгнало из вокзала все киоски вместе с автокассой, из-за чего большой вокзал смотрится сиротливо; а потом спохтватилось и повесило на дверь огромное объявление «Сдаются арендные площади на вокзалах…». Пока им никто не верит…

Теперь автобусы отправляются от нескольких автокасс на центральной площади.

Мы проехали мимо музея (закрытого) к трамвайному заводу и плотине. Тут, по справедливости, и несмотря на колючую проволоку, стоило полчаса полазить и пофотографировать, но времени уже не было, и я сделал только несколько торопливых кадров.

В целом город оставил противоречивое впечатление – всё же, он существенно раздолбан, как многие индустриальные городки Урала; но завод вроде жив и жизнь есть, да и посмотреть есть что.

Выехали на трассу и поехали в Уфу. Ехали очень уныло – постоянно вставали за фурами. Надо сказать, что я никогда до того не видел такую коллекцию автомобильных номеров с разными регионами в одном месте. Ну, что каждый третий имел номер 86 или 89rus, это ладно. Но там было еще порядка 40 других регионов – от Якутии до Калининграда, от Северной Осетии до Иркутской области. Ну и другие страны были. Авто-трансссиб, блин. По полосе в каждую сторону.

Трасса нас утомила, в Уфе мы быстро поели и отправились в аэропорт. Народу в модном аэропорту Уфы мало; «Ютейр» привёз меня в новый терминал А Внуково, где я еще не был. Вот, собственно, и всё.

В заключение вот что. Во-первых, спасибо Саше и Миша за прекрасную поездку %) Во-вторых, идея со взятием в прокат машины жизнеспособна. Даже отломившийся глушитель нам простили – в конце концов, это была не наша вина. Можно пытаться уговорить, например, Кирилла Сергеича и отправляться в Сыктывкар. Или Красноярск. Или Архангельск. Чтобы объезжать прекрасные колхозы там.


Комментарии:
Башкирские колхозы-2011 - Митян 13:10 09/08/11
     • Спасибо - Vsevolod 13:37 09/08/11
     • Спасибо - Денис-Странник 14:14 09/08/11
          • Re: Спасибо - Фыва Цукен 14:16 09/08/11
          • Re: Спасибо - eks 23:10 09/08/11
               • Re: Спасибо - Фыва Цукен 12:01 10/08/11


вернуться к дереву/списку сообщений


Ответ:

[Вход для зарегистрированных пользователей]
Имя: *
Email:
Тема: *
Сообщение
*
   
Присылать ответы по email: