Сообщение

Великая Китайская стена

Отправлено: Yaroslav Blanter 11:12 24/08/10

То, что я должен увидеть Великую Китайскую стену, мне было понятно с самого начала. Уезжать без этого из Китая было нельзя. В принципе, в Китае у меня было четыре выходных, но всё как-то не складывалось. На первые в субботу мы ездили в горы, и даже видели из окна автобуса Стену, а в воскресенье у меня были другие планы. Вторые мне пришлось провести в Швейцарии, что, как позже выяснилось, было полной потерей времени. На третьи я летал в Сиань. Оставались четвёртые, причём в воскресенье у меня был самолёт. Единственным получившимся вариантом было ехать на Стену в субботу 22 мая 2010.



Оставался вопрос, куда именно ехать. Великая Стена огромная, и почти всюду в плохом состоянии. Для посещения туристами открыты всего несколько участков, ближайший из них километрах в 60 от Пекина. Я достал информацию и стал сравнивать. Бадалинь — относительно близко и легко добраться, но будет очень много народу, не протолкнуться. Цзюёнгуань — тоже близко, относительно несложно добраться, но пишут, что не настолько впечатляюще. Цзиньшанлинь и Симатаи — можно пройти по Стене от одного до другого, целый день, но далеко ехать, надо искать где-то свой транспорт. Остался Муцзяню (Mutianyu), и я решил ехать туда. И совершенно не пожалел.

Дальше надо было разбираться, как туда, собственно, можно доехать. Я долго рылся в сети. Одни сайты говорили, что есть таинственный автобус 936 от автовокзала Дучжимэнь. Другие, наоборот, писали, что к стене можно доехать только на такси, а автобус идёт куда-то ещё. В пятницу я задал вопрос на форуме Lonely Planet, зайдя туда по такому случаю первый раз с 2008 года и даже встретив кое-каких старых знакомых, но ответа всё равно не получил. Тогда я решил на свой страх и риск ехать искать этот 936-й автобус к девяти утра, и уж если окажется, что его нет, брать такси или искать другие варианты. У меня была с собой бумага с номером автобуса и иероглифами, означающими "Великая Стена — Муцзяню", по которой сначала меня отправили из вокзала на улицу, с улицы обратно в вокзал, а когда я пошёл по третьему кругу, стали делать какие-то странные знаки, которые я не понимал. В конце концов я нашёл остановку автобуса случайно. Оказалось, надо было действительно выйти из терминала на улицу (я вышел направо из выхода метро), по улице (на которой масса каких-то автобусных остановок) пойти налево, а потом снова налево, обходя терминал. Если его почти совсем обойти, найдётся большая автобусная остановка, где, среди прочего, есть 936-й. Хуже того, большинство 936-х автобусов идут не к стене, а куда-то ещё. Я пытался в такой сесть, на входе показал свою бумагу, и мне жестами объяснили, что надо подождать, и скоро придёт тот, который мне нужен. Действительно, примерно в 9:10 появился автобус, на котором сверху было написано "936", а снизу иероглифами на красной табличке "Великая Стена — Муцзяню", и, в общем, хорошо, что иероглиф "стена" я знал. Такие автобусы ходят раз в час, и до стены идут два с половиной часа, так что у подножия горы я был без малого двенадцать. (Билет продаётся в автобусе и стоит 16 юаней; и на пути туда, и на пути обратно довольно много народу стояло).

Дальше я, гордо проигнорировав фуникулёр, поднялся минут за двадцать к самой нижней точке этого участка стены и оказался примерно в трети длины участка, открытого для посещения, от его восточного конца. В этом месте стена локально плоская, и у меня на минуту создалась иллюзия, что её будет легко пройти в обе стороны. Всё быстро закончилось, когда я прошёл двадцать метров на восток и подошёл к крутому спуску, за которым виднелся столь же крутой подъём. В некоторых местах мне физически тяжело было спускаться и подниматься по лестнице, настолько она была крута, и я жалел, что там не висят верёвочные перила. Было уже достаточно жарко, и хорошо мне было только в башнях, где не было прямого солнечного света, особенно если удавалось сесть на подоконник, откуда открывался вид в какую-нибудь сторону. Народу было, в общем, не очень много, но места на подоконниках бывали не в каждой башне. Я дошёл до восточного конца стены (это пять или шесть башен), до того места, где основную стену пересекает какая-то вспомогательная, и дальше посещение стены запрещено. Потом я вернулся, прошёл ещё три или четыре башни на запад, понял, что такими темпами до западного конца я сегодня дойти всё равно не успею (это больше десятка башен), спустился вниз, выпил сливового сока и уехал на автобусе в три часа. Я точно не знал, когда уходит последний (кажется, в пять), а в Пекине у меня ещё были дела, которые надо было успеть сделать засветло.

Больше всего я боялся, что Стена окажется ловушкой для туристов. Например, что там будет столько народу, что не протолкнуться. Или что по всей длине будут стоять продавцы сувениров. Или, наконец, что просто будет неинтересно. Но в результате я ни на минуту не пожалел, что туда приехал. Даже в жару. Даже когда горизонт плавится, а фотографии выживают, только если они сделаны с огромной компенсацией белого. Даже если на стене всего три часа, а не весь день. Великая Китайская Стена — это Великая Китайская Стена. Там жалеешь не что её много, а что её мало. Хотя этот участок — километров пять, с резкими спусками и подъёмами — совсем, если подумать, не мало. Но всё равно хочется больше.

Потом я благополучно вернулся в Пекин, уже в самом городе застрял в пробке, вылез, дошёл до ближайшего метро и поехал в юго-западные хутуны. Там у меня оставался долг — музей основателя китайской компартии Ли Дачжао, где он скрывался от полиции, пока его не поймали и не расстреляли. В музей я, разумеется, уже не попал (да если бы и попал, вряд ли бы что-нибудь там понял), но мемориальные доски у входа сфотографировал, а потом погулял по хутунам — узким переулкам среди одноэтажных трущоб, которые безжалостно сносят, и, видимо, в скором времени их почти не останется. Это свой, отдельный мир, который прекрасно сосуществует с миром стеклянных небоскрёбов. Именно эти картинки — велосипед, припаркованный перед узким проходом, рабочие, сидящие за столом на низких пластмассовых табуретках, окно, где жарится и тут же продаётся мясо на шампуре — последние воспоминания, которое у меня осталось от Пекина.

Следующим утром у меня был самолёт домой.


Комментарии:
Великая Китайская стена - Yaroslav Blanter 12:12 24/08/10
     • Re: Великая Китайская стена - Денис-Странник 15:50 24/08/10
          • Re: Великая Китайская стена - Yaroslav Blanter 16:10 24/08/10
     • Re: Великая Китайская стена - Alexey Privalovskiy 15:31 25/08/10
          • Re: Великая Китайская стена - Валерий Тихонов 15:46 25/08/10
               • Почти, из Харбина (-) - Приваловский Алексей 16:25 28/08/10
          • Re: Великая Китайская стена - Денис-Странник 16:59 25/08/10
               • Re: Великая Китайская стена - Yaroslav Blanter 17:13 25/08/10
               • Re: Великая Китайская стена - Приваловский Алексей 16:29 28/08/10
                    • Re: Великая Китайская стена - Денис-Странник 12:28 30/08/10
                         • Re: Великая Китайская стена - Приваловский Алексей 14:55 30/08/10
     • Re: Великая Китайская стена - Александр Малянов 22:00 25/08/10
          • Re: Великая Китайская стена - Yaroslav Blanter 12:35 26/08/10


вернуться к дереву/списку сообщений


Ответ:

[Вход для зарегистрированных пользователей]
Имя: *
Email:
Тема: *
Сообщение
*
   
Присылать ответы по email: