Отправлено: Валерий Тихонов 13:48 21/09/07
С небольшим опозданием прибыли в Кошице. Из интернета я приблизительно знал, что с утра должен идти автобус в Ужгород, поэтому стоящий на перроне поезд до пограничной станции Чиерна-над-Тисоу спокойно отпустил. На всякий случай у меня в запасе был ещё поезд Вена – Киев, которым можно было добраться до Чопа, но, памятуя о ценах на международные железнодорожные перевозки, я решил на него особо не надеяться и отправился на автовокзал.
Автовокзал, находящийся на одной площади с железнодорожным, выглядел гораздо современнее последнего: табло у автобусников были электронные, а не лепестковые, как у железнодорожников, а вход осуществлялся через стеклянную вращающуюся дверь, которая, к тому же, вращалась не постоянно, а только когда фотоэлементы указывали на приближение желающего войти или выйти. При этом на самой двери была замечательная надпись: «Открывается автоматически! Просьба не толкать ни руками, ни ногами» (!!!) – видать, были печальные прецеденты.
Сначала решил глянуть, нет ли чего интересного для возвращения обратно. Ничего не было. То есть был очень полезный в теории автобус на Новы-Тарг, вот только ходил он раз в неделю – по субботам как раз – в 5:45 утра. Из Прешова, как потом выяснилось, есть ещё автобус в Кросно, тоже ходящий далеко не ежедневно, и это практически всё автобусное сообщение в Польшу из Восточной Словакии. Впрочем, на сайтах я читал советы путешественникам по этому поводу не беспокоиться, а просто доезжать на внутренних маршрутах до последней словацкой деревни и идти пешком в первую польскую (ну или наоборот) – если пеший проход разрешён, тогда понятно, отчего сообщение не пользуется особой популярностью, хотя цены вполне адекватны (билет в Новы-Тарг стоит 200 крон).
Автобус на Ужгород уходил в 7:40, я решил, что потусуюсь до шести утра, когда откроется международная касса, чтобы, если возникнут какие-то проблемы с билетами, быстренько впрыгнуть в отходящий в 6:10 автобус на Вышне-Немецке (это словацкий КПП напротив столицы Закарпатской области). Проблем не возникло, я за 150 крон (курс словацкой кроны практически точно равен рублю, считать очень удобно) купил билет и отправился гулять по центру (кроны я купил ещё в Кракове по нормальному курсу, а вот гривны брать не стал, решив, что лучше я подарю 3% комиссии украинскому банкомату, чем буду менять их на условиях, где за каждые 20 купленных гривен мне пришлось бы отдать банку шесть). Единственное, что не порадовало: практически негде на вокзале (что на том, что на другом) было купить нормальную еду. В Польше бы с этим в городе такого масштаба проблем не возникло, а тут, хоть прямо на площади и был магазин одной из сетей, которые и у нас есть, но почему-то в нём мелкие соки, например, продавались только в упаковках минимум по три, и специальная надпись предупреждала, чтоб упаковки не рвали. Прямо как в Москве на оптовых рынках в начале 90-х.
Впрочем, не испортило мне настроения отсутствие соков и плюшек, тем более что не они были моей главной целью здесь; город же был весьма хорош. Средоточием памятников архитектуры там является улица Главная (впрочем, как я понял, это общее свойство большинства словацких городов), на которой в центре симпатичного бульвара находится собор святой Елизаветы. Когда идёшь к нему от вокзала по Млынской, видна только башня, очень органично завершающая эту сужающуюся пешеходную улочку, но стоит выйти на Главную, и открывающаяся мощь этого готического сооружения буквально пригибает к земле. Из собора (кстати, это самый восточный европейский готический кафедральный собор) доносились звуки органной музыки (в Кошице как раз готовились к соответствующему фестивалю). Обойдя вокруг, я обнаружил довольно милый трамвай-памятник, раскопки в районе прилегающей к собору и как раз реконструируемой часовни святого Михаила и мемориальную табличку на самом соборе, извещавшую о том, что восстанавливался он шесть лет (с 1986 по 1992) реставраторами из Вроцлава. Ориентироваться в городе помогала вывешенная на привокзальной площади карта, на которой, среди прочего, красовался район с замечательным названием Джунгли; он был недалеко от центра, но я туда уже не пошёл.
Я когда-то писал, что Словакия – идеальная транзитная страна для того, чтобы после, допустим, Австрии столкновение с постсоветской действительностью не вызывало шока. В общем, она и сейчас в этом плане неплоха, потому что есть какие-то родные черты. Например, не так уж много в Центральной (а тем более Западной) Европе городов, где имеется одновременно трамвай и троллейбус. А вот в Кошице оба есть, совсем по-восточноевропейски. Трамваи, разумеется – «Татры», да и локомотивы чешского производства выглядят куда ближе к тем, которые мы привыкли видеть в России. Только вот автобусы всё больше «Каросы», которые в Россию стали попадать разве что в те же 90-е в качестве секонд-хэнда, как раз такой нам и подали под посадку.
Вскоре после отъезда, вдоволь поизвивавшись по живописным серпантинчикам в лесистых горах, мы въехали на равнину, и пейзаж стал напоминать скорее Кубань, чем Прикарпатье. Великая степь, Альфёльд. Немного удивило, что во внутрисловацком сообщении водитель пассажиров везти отказывался: видимо, запрет был наложен перевозчиком, потому что обычно внутри своей страны международные автобусы работать могут. Как бы то ни было, пополнившись пассажирами в Михаловце и Собранце, около десяти утра мы оказались на КПП Вышне-Немецке. Пограничники и таможенники с обеих сторон особо не трясли, за полтора часа всё было благополучно пройдено, и автобус оказался на территории Ужгорода, возле памятника, извещавшего, что здесь завершились бои за советскую Украину. Хотя Украина уже давно не советская, памятник спокойно стоит и никому не мешает; в Словакии, кстати, тоже памятники советским солдатам у дорог виднеются – никто ничего не сносит и не двигает.