Сообщение

Первая попытка поймать качели

Отправлено: Митян 18:24 06/06/20

Отправился как-то я на день рожденья А.С.Пушкина
на родину другого отца-основателя - Севы
Путника. В Мордовию. Хотелось мне куда-то на
один день выехать, и в итоге из всех вариантов я
выбрал самый для себя очевидный.

Я тут подумал, что мы долго искали (и продолжаем
искать) интересные дороги, маршруты и
транспортные средства. Потом я долго искал (и
продолжаю искать) необычные хоккеи. Иногда
удаётся найти что-то вообще странное: например,
гонки на каракатах в Осе или какую церковь
старую. Однако таких возможностей для поиска
остаётся всё меньше: что-то запретили, что-то
разобрали, а что-то и так полностью
каталогизировали. И вот я собрался в 2020 году
поискать редкую малоописанную тему – мордовские
гигантские качели. Дело в том, что мордва (в
основном мокша, как я понимаю) традиционно
строит гигантские качели, на которых катается
согласно народной традиции в основном с середины
мая до троицы.

Троица в этом году 7 июня, и я сильно заранее
определил, что примерно в эти дни хочу попасть в
Мордовию. Нашёл даже два куста – под Ковылкино
(некая мордовская группа вконтакте посоветовала
деревни Парапино и Мордовское Вечкенино) и под
Пензой (Кижеватово, Пазелки, Веселей). В юности
я видел качели (с чего собственно всё и
началось-то) где-то под Явасом (зимой).
Наверняка были и еще где-то, но традиция
уходила, и искать было сложновато.

А потом случился коронавирус. И к июню стало
ясно, что на машине со мной никто не поедет; в
Пензе карантин якобы жёстче, чем в Мордовии.
Думал вообще всё отменить, но в конце концов
решил, что если хочется поехать – поезжай.
Дополнительный интерес представляло то, что как
раз под Ковылкино жила мама одного из моих
любимых писателей – Юрия Коваля, и он написал
цикл рассказов «Полынные сказки» про здешние
места. Там тоже была деревня Ковылкино, но это
не та, что нынешний райцентр – собирательный
образ. Мама Коваля вроде как жила в деревне на
север от Ковылкино, в сторону Краснослободска. В
вологодских вотчинах Коваля («Чистый Дор») я
был, вот теперь примерно гляну мордовские.

Взял билет до Ковылкино на саранский поезд. В
нём выдали анкету для заполнения и предписание о
двухнедельной самоизоляции. Мне это не очень
понравилось – я, конечно, перед отъездом
прочитал, что всё заметно ослабло, но всё равно
стрёмновато. Впрочем, если это чего-то и
касалось, то Рузаевки и Саранска, а в Ковылкине
в 5 утра всем было натурально пофиг. Ни одного
сотрудника милиции, даже таксистов особо не было
– раз-раз, и все встречаемые рассосались.

Пошёл на автовокзал (метров 300 направо от
вокзала). Преклонил голову перед этим
учреждением – всё-таки нечасто доводиться
оказаться у места, у которого на Яндекс.Картах
оценка 1.0. Может быть даже впервые. Автовокзал
должен был открыться в 5.30, но не открылся,
оправдывая свой рейтинг. Судя по всему, там
осталась только небольшая комнатка с кассой, а
остальное здание стоит пустое. Так я пока внутри
и не побывал.

До первой указанной деревни – Парапино – было 4-
5 км, и я решил пройтись пешком. День обещал
быть жарким (и оказался таким), а с утра погода
была вполне приятная. Прошёл через центр
Ковылкина. Ну такое… На краеведческом музее
висели две культовые таблички. Первая гласила,
что музей работает с 9 до 17, а касса – с 10 до
16. Вторая – что музей работает, но по случаю
карантина закрыт для частных посетителей и
организованных групп. Для кого открыт – осталось
загадкой. Возможно, надо попасть туда случайно,
не желая это сделать. Или силой мысли
сгенерировать неорганизованную группу.

В общем, до Парапино я дошёл, хотя
выпендривался, как показало время, зря. Надо
было послушать интуицию и сделать так, как я
хотел сделать в поезде – доехать на такси до
Вечкенино и потом при желании двигаться назад. А
так с этим Парапино я зря связался. И главное
сразу мне на это намекнули – собака какая-то
язвительная облаяла при входе в деревню,
тётенька косо посмотрела. Я намёк примерно
понял, качелей в обозримом пространстве не
увидел и пошёл дальше. Но по дороге встретилась
тётенька, которая ждала автобуса. Я на всякий
случай спросил её про качели, и она адекватно
сказала, что качели есть, только надо вернуться
к основному въезду у церкви и идти вглубь
деревни. Я зачем-то обрадовался (а не стоило) и
последовал её совету. В итоге прошёл лишний
километр в каждую сторону (и еще по километру
нелишнему). Когда вернулся с дальнего конца
деревни, обнаружил, что качели есть сравнительно
в центре; но, во-первых, они небольшие (ну как,
больше обычных, но не то); а во-вторых, там нет
сиденья.

Вернулся назад на трассу, потеряв больше часа.
Идти по жаре в Вечкенино (местные говорят только
ВечкинО, без слога) вообще не хотелось – я и в
лучшие-то годы ходок так себе был. Стал ждать
попутного автобуса, причём почему-то поначалу
подумал, что сейчас чего-нибудь точно поедет
либо в Наровчат (и тогда можно успеть окучить
второй куст качелей у Кузоватово), либо в
Торбеево, где можно будет подсесть на
электричку. А Вечкино – ну и хрен с ним, еще
один забег по деревне в жару я не осилю. Поэтому
легковушки не стопил.

Через десяток-другой минут до Штирлица дошло,
что вообще-то в карантин массы маршруток может и
не быть, а пензенские рейсы в Наровчат вообще
могли отменить. Я посмотрел запасы по
расписаниям и увидел, что в 6.40 из Саранска
должен был выехать автобус в Зубову Поляну,
который идёт как бы параллельно электричке
примерно в одно с ней время. Но это до
карантина! К тому же, он мог и раньше меня
проскочить (хотя на это не очень было похоже).
Еще через несколько минут я позвонил на
автовокзал Саранска, где сказали, что автобус
выехал; и на автостанцию Ковылкино, где сказали,
что он только-только отъехал и посочувствовали
мне. Но я подготовился.

В общем, это оказался какой-то микроавтобус типа
Форда, и я взял билет сразу до Зубовой Поляны,
намереваясь попытаться увидеть какие-нибудь еще
качели по дороги. Дальше что было? Правильно. В
Вечкенино качели (достаточно большие, хоть и не
рекордные) стояли практически у трассы. Правда,
мне показалось, что и на этих сидений нет, но
это надо будет изучать дома нечёткие фото,
применяя увеличение.

Я, конечно, мог бы и выскочить, презрев билет до
Зубовой Поляны, но после этого у меня оставался
бы только вариант автостопа, решать надо было
быстро, и я не выскочил. По дороге дальше даже
не качелей мало было, а в принципе деревень. Мои
опасения пропустить автобус, кстати, были
абсолютно безосновательны, так как если дороги
Мордовии не упоминают в списке заслуживающих
порицания, то исключительно по недосмотру.

Постояв 5 минут в Торбеево, приехали в Зубову
Поляну. По дороге вдоль трассы массово продавали
тыквенный сок, мёд, шахматы и нарды. Как
рассказали мне потом, шахматы и нарды делают
заключённые в колониях вокруг Зубовой, а народ
продаёт. Может быть благодаря этому же явлению,
в Зубовой Поляне работает Яндекс.Такси. Если бы
я сразу сообразил, поездка до Пичкиряево
обошлась бы мне на 100 р. дешевле. Возможно.

Но это я забежал вперёд, а пока у меня было
желание сделать вторую попытку с качелями или
чем-то себя развлечь. Бодрый и находящийся в
хорошей форме я наверняка бы а) узнал, где
качели; б) поехал бы узнавать, работает ли еще
линия на Барашево или её уже разобрали; в)
сделал бы какой-нибудь залихватский крюк через
Кадом. Когда мне нужен какой-нибудь хоккей, я ни
перед чем не останавливаюсь %). Но в данном
случае были нюансы: а) карантин; б) после
сидения дома отвык ездить; в) возраст; г) жарко
😊 Да и ещё и д) автобусов практически ни в
какие интересные стороны в ближайшие часа два не
ожидалось. Единственное исключение – автобус в
Пичпанду через Спасск в 11.20 с прицелом на ту
же Пензу, но там у меня логистика уже начинала
слегка трещать – успеть в Кузоватово и потом на
вечерний самолёт могло быть проблематично.
Раньше надо было сворачивать.

Так что я решил пока не лезть в пекло и
воспользоваться запасной логистикой. Запасная
логистика гласила, что надо доехать на такси до
Пичкиряево, откуда пойдёт электричка в Рязань.
Пока я немного прогулялся по привокзальным
кварталам З.Поляны, увидел в одном киоске хлеб
«Корона» (смелые люди), а в другом хлебном
киоске купил местный квас, почему-то практически
белого цвета. Пока не пробовал.

Далее согласно плану отправился на такси до
Пичкиряево, впервые проехав через легендарный
Умёт с миллионом кафе. Что сказать. Кафе
«Путник» в честь отца-основателя Севы там есть.
Не все, но многие кафе работают – карантин-
карантином, а дальнобойщиков надо кормить. А вот
с Пичкиряево чуть не вышла промашка. Еще
проезжая поворот на Дубитель, я мельком увидел,
как Москвич-2141 погружается в лужи чуть ли не
по лобовое стекло. Это навело меня на мысли.
Действительно, дорога к станции Пичкиряево к
концу (в самом посёлке) уже почти пропадает, и
запас минут в 12 таял очень стремительно. Успел
запрыгнуть в электричку минуты за полторы до
отправления. Таксист тоже прифигел от дороги.
Вообще не очень понятно, почему б не продлить
электричку до Зубовой. Возможно, спросить надо у
самого себя – я ж в РЖД работаю; но наверняка
там какие-то реалии недоговорённостей регионов.
Электричка оказалась сравнительно модной – два
вагона в середине были с креслами и столиками.
До Сасово народу почти не было.

Сасово – место, славное очень многим для как
будто бы обычного районного центра. Тут есть
авиационное училище. Тут есть дата-центр
Яндекса. Про Сасово есть целый мультфильм. Тут,
например, живёт художница Вера Гордеева,
творчество которой мне рекомендовал Иван
Овчинников (OIM). Про Сасово писали Фыва Цукен и
Георгий Федосов. Не знаю, как это всё
переводится в сухие цифры, но в целом Сасово
действительно выглядит существенно аккуратнее
мордовских соседей.

Электричка стояла тут 45 минут, прогулялся по
центру. Пока шёл мимо вокзала, ушёл длинный РА
на Свеженькую – пассажиров почти совсем не было,
неужели там обычно поток существенно больше. В
продуктовом магазине тётенька говорит такая –
«Дайте батончик!». Ей продавщица: «Сасовский или
Шиловский»? По-мытищински или по-кармановски?
Оказалось, что в Сасово делают и своё мороженое.
Съел стаканчик – вроде вкусно. Главное, чтобы не
случилось как у Фывы с его пельменями (см.книгу
КТП), хотя пельмени как раз вроде были
шиловские.

Если бы не эта дырка между Зубовой Поляной и
Пичкиряево, можно было бы несколько раз в день
ездить удобными стыковками между Саранском и
Москвой аж. Обе дневные пичкиряевские электрички
стыкуются в Рязани-1 с московскими экспрессами.
Пересаживаться в ближайший мне не очень
хотелось. Подумал даже съездить в Гавердово или
Ясаково, но для этого надо было сначала как-то
добраться до Гавердово своим ходом, и я не
придумал, как.

Так что погулял по Рязани. Жара к вечеру спала,
в Рязани хорошо. Молодёжь гуляет, на пешеходной
улице Почтовой – сплошные хипстеры. Девушки
наряжаются, ну или наоборот.

А к качелям я намерен подступиться еще раз.
Только, кажется, надо на машине. И заранее
узнать у всяких групп вконтакте, куда можно
заехать с высокой надёжностью.


Комментарии:
Первая попытка поймать качели - Митян 20:24 06/06/20
     • Re: Первая попытка поймать качели - Фыва Цукен 22:33 06/06/20
          • Пельмени-то ты где ел? :)) (0) - Митян 22:41 06/06/20
               • в шилове - Фыва Цукен 01:01 07/06/20
          • Пельмени-то ты где ел? :)) (0) - Митян 22:41 06/06/20
     • Re: Первая попытка поймать качели - Александр Малянов 12:17 08/06/20
          • Re: Первая попытка поймать качели - Александр Малянов 12:50 08/06/20


вернуться к дереву/списку сообщений


Ответ:

[Вход для зарегистрированных пользователей]
Имя: *
Email:
Тема: *
Сообщение
*
   
Присылать ответы по email: