Сообщение

По ХМАО в непонятные времена (+)

Отправлено: Митян 20:36 04/08/20

У нас с Олегом Ромашиным есть традиция –
ломиться в июне (но иногда в другие месяцы)
куда-то в район Ханты-Мансийска и обкатывать там
экзотические водные или авиационные рейсы. Если
будет книга «Клуб Транспортных
Путешественников-2», то я туда вставлю отдельный
блок про это 😊; а пока в прошлом году написал
статью -
https://rusbestrailways.ru/ru/article/novyy-
vybor-puteshestviya-po-hmao-i-yanao

В этот раз поездка долго была мягко говоря под
вопросом. В Москве и Тюменской области
ограничения по коронавирусу по факту были почти
сняты; а вот в Ханты-Мансийском округе
статистика по заболевшим снова внезапно пошла
вверх, и, если верить официальным источникам, мы
ехали чуть ли не в эпицентр болезни. Хотя по
дороге на нас разные люди периодически кашляли и
чихали, никто из нас в итоге не заболел. На
жизнь людей в посещённых населённых пунктах
коронавирус тоже влиял мало. Считать ли такую
вылазку опасным безрассудством или
незначительным риском – дело ваше. Я
проголосовал за второй вариант.

Итак, в 2020 году в окрестные с ХМАО края
собрались мы с Олегом, а также на несколько
сегментов присоединилась наша знакомая девушка
Вероника, которая так задолбалась сидеть дома,
что на лёгкое упоминание грядущей поездки по
случаю короткого разговора в соцсетях
ультимативно заявила, что поедет с нами хоть на
какой-то фрагмент. Ну поедет так поедет, что ж
теперь, запрещать.

Олег ехал в Тобольск как-то хитро – через Уфу и
Блаблакар, и в итоге чуть не встрял; а я
прилетел в Тюмень и погулял по раннеутренней
Тюмени час, прежде чем сесть на козырный
пригородный поезд «Императорский маршрут» Тюмень
– Тобольск. Компания РЖД, в которой я имею честь
работать, пытается назначать интересные поезда;
но в данном случае, на мой взгляд, глаз из
центра до Тюмени не добрался, поэтому сие
назначение было в основном делом Свердловской
пригородной компании. Поезд в целом прикольный –
удобные кресла, розетки и т.д.; да и состыкован
он с автобусом к тобольскому кремлю; но мне
показалось, что он слегка топорный, с
«перегибами на местах». Можно было бы чуть
лучше, да и охранников столько, как будто
пассажиры каждый рейс обязательно устраивают
пьяную драку вагон на вагон. Ну ладно.
По Тюмени (а это долго) поезд ползёт как
черепаха; а потом разгоняется прилично. Мне всё
же кажется, что чтобы перетащить многочисленных
пассажиров с автотрассы, надо ехать еще быстрее.
Да, жители Тобольска наверное всё равно будут
выбирать автобусы и блаблакар, но туристам с
ночных авиарейсов; да и тюменцам, которые едут в
Тобольск на день погулять, поезд мог бы вполне
заменить автомобили/автобусы. Ну посмотрим за
его дальнейшей судьбой.

Что мы вообще забыли в Тобольске? Изначально мы
хотели повторить маршрут уважаемого Exploreman и
взять билет из Паченки в Тобольск на Ан-2; попав
в Паченку, ясное дело, из Тавды (см.
http://forum.tsi.ru/webboard/message.php?
id=999962&tree=&shbd=&Offset=0). Но то ли мы
звонили как-то неправильно, то ли Exploreman-у
тогда повезло, но диспетчер в Паченке сказал
нам, что билетов нет недели на три вперёд. Тогда
я вспомнил, что из другого отчёта я извлёк
мысль, что между Тобольском и Вагаем самолёты
летают полупустые, а дальше уже наполняются,
разлетаясь по деревням Татарского Заболотья. Эта
схема сработала – мой знакомый из Тобольска взял
в местном авиаагентстве билеты Тобольск – Вагай
по 250 р (причем билеты в итоге оказались вполне
электронные, т.е. наверное можно было просто в
авиагентство написать/позвонить); переслал их
нам по электронной почте, предупредил, что
регистрация – за два часа до вылета и отбыл на
рыбалку. Спасибо ему!

Предупреждению про регистрацию мы не вняли – кто
ж регистрируется за два часа на АН-2. Пока мы
вызвали такси на вокзале Тобольска, пока доехали
до аэропорта (аэропорт крайне далеко, да и
участок федеральной трассы был на ремонте); до
вылета оставалось где-то 1:10. Какие-то
немногочисленные пассажиры тусили в зале
ожидания, а никаких сотрудников, кроме опять-
таки охранника, не было. Еще минут через 20 я
заподозрил неладное и спросил у охранника, когда
же регистрация, на что он сказал – «Так давно
уже закончилась, за два часа же!». Я стал
говорить, что это странно и из Тюмени мы раньше
прибыть не могли, и он сходил за некой девушкой,
которая наворчала на нас за несоблюдение правил,
но всё же зарегистрировала.

Надо понимать, что авиация в Тобольском и
Вагайском районе – дело практически
исключительно татарское. Аэропорт Тобольска
находится в татарской деревне (новый модный
аэропорт, который то ли строится, то ли нет,
находится где-то явно в другом месте); почти все
пассажиры – татары; почти все сотрудники –
татары (кроме пилотов); рейсы летят в татарские
деревни Заболотье; да и на автовокзале Вагая
(вперёд забегая) были книги и диски на татарском
языке.

Несмотря на все эти рассусоливания с двумя
часами, на посадку пошли, как водится, минут за
10. Полёт на АН-2 прекрасен, что вам сказать.
Рейсы выполняет, кстати, Utair Cargo 😊. Лететь
минут 35, есть виды на реку, на деревни, на леса
и т.д. Увидели сверху затон в Тобольске, где
стояло штук 7 Метеоров и Восходов. Интересно,
хоть один еще куда-нибудь пойдёт ли…

Всегда довольно сложно описать словами крутые
ощущения от маленьких самолётов и скоростных
судов. Эти ощущения надо проживать самому, ну
как самый минимум – смотреть фото; но текстом
описать сложно. Нас полёт очень вдохновил,
поэтому по прилёту в Вагай мы выловили среди
пассажиров и встречающих симпатичную татарскую
тётеньку, которая сказала, что и на обратную
дорогу часа через два билеты есть. Мы
обрадовались и пообещали прийти за ними в здание
автовокзала.

В Вагае, конечно, всё удивительно для нашего
сурового времени устроено. Райцентр соединён
дорогами с Европой %), но аэропорт на краю
посёлка представляет собой просто взлётно-
посадочную полосу с указателем ветра, и никакой
другой инфраструктуры там нет. Билеты продаются
в несоразмерно огромном здании автовокзала
метрах в 800 от полосы. Тут самолёты остались
наиболее близко к концепции «воздушных
автобусов». Спешите посетить, пока ещё есть
такое.

На автовокзал мы сходили, билеты у тётеньки
выписали, ознакомились с расписанием. Кажется,
на самолёте до Тобольска даже дешевле, чем на
автобусе, но видимо слишком уж далеко аэропорт в
Тобольске, вся выгода теряется.

Пошли гулять по посёлку. Посёлок приятный.
Крупных достопримечательностей не найдено, музей
если и был, то был закрыт; поэтому мы погуляли и
покормили местную собаку сосисками. Потом
вернулись к полосе. Пришла тётенька-кассир/
диспетчер/заведующий всем и сказала, что рейс
задерживается минут на 15. Пока ждали,
рассказала, что зимой лётчики часто летают по
контрактам в Африку работать.

Назад тоже отлично долетели. Никакой стыковки с
автобусом не было; Яндекс.Такси обещали в
аэропорт через 25 минут за тыщу рублей. Мы уже
приготовились куковать в ожидании непонятно
чего, но застопили «вручную» таксиста, который
зачем-то приехал в аэропорт.

Дальше мы поехали в Тобольск, и я надеялся
успеть в Кремль в последний час его официальной
работы в этот день; но не успел, ибо власти
Тобольска радикально решили проблему
коронавирусных рисков и вообще закрыли Кремль.
Третий раз я в Тобольске и третий раз не попадаю
в Кремль! Но работал какой-то ресторан прямо
около него, и вопреки ожиданиям нас накормили не
только не слишком пафосно, но и весьма неплохо.
Ели как бы в шатрах как бы на улице, но то
такое…

Дальше был самый мутный участок маршрута – мы
долго колебались, стоит ли тратить прилично
денег на такси до Горноправдинска, чтобы с утра
уехать на «Восходе» в Ханты-Мансийск. Экономика
сильно страдала, но в итоге мы решили
согласиться, ибо хотелось пройти этот участок на
СПК (справедливости ради, я тут ходил году в
2005 рейсом Тобольск – Ханты-Мансийск, который
потом отменили). Мы не были уверены, поедет ли
так далеко вообще кто-то, но нашёлся водитель
даже на приличном джипе.

Доехали неплохо, хотя такси на такие расстояния
– это баловство. В Горноправдинске внезапно
возникла проблема свободных мест – не совсем
понятно почему, вроде из-за выборов. В
гостиницу-общежитие под названием типа «Буровик»
нам точно не советовали заселяться, и в итоге
девушка, которая с мужем пытается раскрутить
Горноправдинск как точку притяжения, отвезла нас
в почти достроенную, но еще не сданную в
эксплуатацию базу отдыха. Переночевали мы там
хорошо, но посёлок в итоге так и не видели –
рано утром на такси за 100 р. доехали до
пристани и привет. Экзотическая точка.

На «Восходе» до ХМ сходили хорошо, хотя
понемногу СПК лишаются важного преимущества –
возможности посмотреть на реку с открытой
площадки. Только на «Метеорах» остались две
небольшие палубы; и на «Ракетах», если застанешь
оную где. В «Восходах» в середине двухтысячных
еще можно было аккуратно высовываться наверх по
лестнице; а сейчас почти нигде нельзя. Новые
вообще строят без такой возможности для
пассажиров. Но скорость на реке – это очень
круто, конечно.

В Ханты-Мансийске приехала Вероника, нас стало
много, поэтому мы сняли трехкомнатную квартиру в
барачном доме почти в центре. Квартира была
очень даже в порядке. Любопытно, что ее не было
ни на Букинге, ни на Яндексе и вообще почти
нигде, только на Авито. Казалось, хозяин не
шибко хотел ее сдавать, но раз уж мы позвонили и
спросили, то сдал. Люблю Ханты-Мансийск, но он
нас немного в этот раз обломал, закрыв все музеи
по случаю карантина. Полулегально был открыт
только… а, ладно, не буду портить людям жизнь. В
общем, вместо этого ходили по рынкам
(продуктовым, ясное дело) и другим неочевидным
местам. Как обычно, рекомендую магазины серии
«Речник» как содержащие всякие местные вкусные
продукты.

С утра поехали на речной вокзал садиться на
«Метеор» до Октябрьского. Ханты-Манчсийский
авторечвокзал, как обычно, хоть и красивый, но
больше напоминает тюрьму – сначала досмотр как в
аэропорту, потом в кассе надо менять электронный
билет на бумажный, потом идти взвешивать вещи и
получать штамп, только потом на посадку. Может,
конечно, таковы суровые следствия местных
суровых реалий, но мне кажется, что один больной
псевдо-безопасностью человек может испортить
почти всё, что угодно. Наверняка тут такой в
руководстве.

В «Метеоре» же всё было довольно спокойно. Мы
пересели с наших неудобных мест на более удобные
в хвостовом салоне, но старались проводить
больше времени на открытых палубах. Дошли до
Октябрьского вовремя. Тут внезапно в
единственный раз за поездку девушки из полиции
решили выборочно переписать приехавших и нас
тоже переписали. Мы сказали, что едем в
Белоярский по работе, и от нас отстали. Автобус
на Белоярский, который стыкуется с «Метеором»,
должен был отойти с разворотного круга метрах в
двухстах выше пристани, но его почему-то не
было, а была только оранжевая вахтовка. Мы уже
обрадовались было, но водитель вахтовки сказал,
что в Белоярский он не поедет. Спустя минут 7
появился и автобус: оказалось, что первый
автобус из Белоярского сломался, пришлось
присылать новый, в итоге часть людей опоздали на
стыковку с нашим «Метеором» в Приобье. Водитель
стал звонить, выяснять, кто сможет отвезти их на
моторке; параллельно ругаясь с борзой тётенькой,
которая забыла в предыдущем автобусе сумку.
Оставшиеся же люди на «Метеор» в Ханты-Мансийск
успевали – там времени на пересадку побольше.

До отправления автобуса оставалось минут 15, и
мы пошли быстро прогуляться до центра.
Посмотрели старые дома Октябрьского, большой
плакат с достопримечательностями района на
здании администрации и купили офигенно вкусную
(серьёзно божественную) молочную продукцию
местного КФХ Буторина. Почти дошли до почтампта,
но из него вышли давешние девушки-милиционеры и
уставились на нас, так что мы почли за лучшее
повернуть назад. Живёт в крови советского
человека опасение перед милицией!

Автобус заехал в Андру, потом поехал по дороге
переменного качества в Белоярский. Дорога идёт
по лесу и довольно скучная, но плюсом является
заезд в сёла Лыхма и Казым. По первому я погулял
минут 20 – когда еще окажешься в таком посёлке
газовиков. В центре стоял столб с километражом
до Нью-Йорка и т.д. Казым – гораздо более
известное место, бывшая культбаза, центр
проживания хантов и манси тут. Но погулять там
не получилось – автобус сделал круг по селу,
посадил желающих и уехал в Белоярский.

Белоярский покорил меня еще в прошлой поездке,
когда я почти случайно залетел туда на три часа
из Берёзово, и я хотел туда вернуться и
заселиться в гостиницу «Карибу», которая торчит
над Белоярским как Эмпайр-Стейт-Билдинг %) Это
был такой что ли гештальт.

И гештальт я закрыл! В Карибу нас пустили,
покормили (доставкой в номера) шикарно; сам
город прекрасен.

Белоярский офигенный, конечно. Пожалуй, по
комфортности городской среды могут сравниться
разве что Москва с Питером да Татарстан. В
десятитысячном Белоярском есть Бургер Кинг (а
ведь Фёдор Овчинников как-то рассказывал, что
для ДодоПиццы предел безубыточности - 30-35
тысяч населения).

И строится тут всё капитально. Но вот интересно
- а если нефть и газ станет невыгодно добывать?
Удастся ли тут построить какое-то прочное
сообщество? Ведь тут люди из очень многих
регионов, какого-то общего бэкграунда у них
мало. Или города забросят, а кого нужно,
переведут на вахту?

Или вот если бы не коррупция в России - удалось
бы из большинства десятитысячных городков
сделать Белоярский 2.0? Не обязательно снося
старое, конечно.

Гуляли по парку за гостиницей почти до упора
(несмотря на комаров) – не хочется из таких мест
уезжать.

С утра надо было идти садиться на «Зарю» в
Приобье, и тут мы чуть не пали жертвой неверной
оценки ситуации. «Чуть» - потому что билеты у
нас так и так уже были, поэтому на «Зарю» бы нас
пустили. Дело было в другом. Я посмотрел, что в
этот день из Приобья все поезда уходили только
утром (к нашему большому сожалению, потому что
это сделало логистику завершения поездки
кривой). Да еще кто-то говорил в «Метеоре», что
«Зарю» дескать скоро отменят, потому что в
Белоярский сделали круглогодичную дорогу и вот
это вот. В общем, я рассудил, что на участке
между Белоярским и Приобьем ехать некому и
незачем, а значит, «Заря» скорее всего будет
полупустой.

Но она оказалась забитой вообще до отказа –
причем людьми, ехавшими в Полноват, дальше
действительно стало гораздо просторнее. Мы сели
напротив мужичка, который благородностью лица
напоминал голливудских киногероев времен Джона
Уэйна, но был реалиями России весьма потёрт; и
нетрезвого местного молодого хулигана, над
которым другие пассажиры «Зари» всю дорогу
беззлобно потешались – видимо, на его счету
много разных подвигов. Периодически он
просыпался и требовал от меня прекратить его
фотографировать (хотя я и не начинал). Тут я как
раз обеспокоился коронавирусом, ибо этот чувак
вполне мог где-то его подхватить и не сидеть
дома, но вот вроде обошлось.

Из полной «Зари», как мы знаем, фотографировать
практически невозможно. А жаль, потому что река
Казым довольно красивая. Особенно меня порадовал
эффект, который я много раз видел на картинах
местного знаменитого художника Геннадия Райшева,
но почти никогда вживую. Солнце как-то так
светило из-за облаков, что получалось такое
концентрическое гало, иногда очень похожее на
два солнца одновременно. Судя по всему, тут это
часто бывает (не стал бы Райшев иначе так
активно использовать этот приём).

По Оби идти было тоже довольно красиво. Я
рассмотрел расписание и увидел, что из
Перегребного почти в то время, когда и наша
«Заря», должен идти «Восход» «Дарт Вейдер» (ну,
что-то вроде «Ветер» на самом деле) в Приобье,
но оказалось, что он в дни, когда ходит «Заря»,
как правило не ходит. Так что так на «Заре» в
Приобье и приехали. Опоздали минут на 10, тем
заставили меня задуматься – в дни, когда ходит
московский поезд, там стыковка минут 15, что ли,
и если бы он был, я бы взял на него билет.
Скорее всего, опоздал бы. Может на такси в
Нягани бы догнал.

Но поезда не было, так что мы сидели на вокзале
Приобья (совершенно пустом, кроме батальона
охраны) и заряжали технику. Через полтора часа
за нами заехала маршрутка в Нягань (её мы
предварительно вызвонили) и мы отправились. В
Нягани она приезжает к гигантскому торговому
центру, в котором мы даже зависли – отвыкли от
модных моллов.

Потом пошли гулять. Нягань – тоже красивое,
необычное и интересное место. Но голосую я всё-
таки за Белоярский – он прекрасен почти весь, а
в Нягани разве что несколько центральных
микрорайонов, за которыми начинается уже
некоторый дестрой. Но по центру прямо очень
приятно погулять. Удивил большой магазин
белорусских товаров - то есть белорусские
товары есть в каждом городе, но этот был какой-
то прямо luxury. Видимо, тут очень много
выходцев из Белоруссии или они занимают важные
посты.

Погуляв часа три, мы сели на блаблакар (по факту
маршрутку) в Сургут, куда и приехали с утра.
Совсем не люблю ночные автобусы, но отсутствие
поезда из Приобья лишило нас хороших вариантов.
На утренний рейс Аэрофлота из Ханты-Мансийска
уже за несколько дней оставался только бизнес-
класс, а потом и он кончился; а из Сургута можно
было по-прежнему улететь за 3500 р. Что мы и
сделали. В аэропорту Сургута тоже толпы народа и
никакая дистанция не соблюдается, но, по
счастью, и тут обошлось.

В общем, круто съездили. Хотя после таких
отпусков еще отдыхать надо. Было три вещи прямо
лучшее из лучших – АН-2 в Вагае, молочные
продукты КФХ Буториной и город Белоярский. Много
это или мало? Кажется, довольно много. А вот в
Приобье (чтоб проехаться на поезде), Тобольский
кремль и тот же Белоярский надо бы еще
вернуться. Впрочем, если удастся вернуться и во
все остальные места – жаловаться не буду, буду
рад.



Комментарии:
По ХМАО в непонятные времена (+) - Митян 22:36 04/08/20
     • Белоярский - ЕвгенийБаскаков 11:46 05/08/20
     • татары - Фыва Цукен 21:07 29/08/20


вернуться к дереву/списку сообщений


Ответ:

[Вход для зарегистрированных пользователей]
Имя: *
Email:
Тема: *
Сообщение
*
   
Присылать ответы по email: