Сообщение

Моя версия АЯМа (+)

Отправлено: Митян 23:51 06/10/20

Проехался я тут в Якутск, из Якутска по АЯМ до
Тынды, от Тынды с Олегом Ромашиным доехали до
Комсомольска, а дальше планировали «Метеором» в
Николаевск и назад, дальше оперативно в
Хабаровск и домой, но реальность внесла свои
планы.

В Якутске у меня накопилось довольно много дел,
поэтому я обязательно планировал заезд туда,
однако по факту оказалось, что все мои дела как-
то подрассосались. Краевед и писатель Александр
Павлов, с которым мне надо было обязательно
встретиться, допечатал тираж книги «Яна от
истока до устья» и стремительно улетел на неделю
на эту самую Яну тираж распродать. Футбольные
игрища, к которым я хотел присоединиться (играл
с этой командой три города назад), то ли совсем
отменили из-за коронавируса, то ли перенесли
куда-то в засекреченное место. Даже моя хорошая
знакомая аккурат на эти дни улетела из Якутска в
Крым.

В общем, мне пришлось как-то занимать себя
самому, и я неспешно гулял по Якутску, сходил к
другому краеведу и писателю – только по авиации
– Ивану Негенбле; а в качестве основной
программы придумал попытку прокатиться на
«Ракете» до Сангар. Точнее, это «Ракета» (одна
из трех оставшихся известных мне в ходу) шла в
Сангар, а мне надо было выйти на первой
остановке – Хомустах. По карте это было где-то
рядом с посёлком Намцы, а от Намцев в Якутск
ходит автобус.

Правда, упомянутый выше Александр Павлов написал
мне, что скорее всего остановки там не будет. Но
я всё равно дошёл до пристани и спросил у
кассирши, пустят ли меня. Кассирша сказала, что
пустят. На досмотре меня тоже легко пропустили.
Я торжественно загрузился в «Ракету», но недолго
музыка играла – минуты через полторы тетёнька-
билетёр стала громко спрашивать – «Кто это тут
до Хомустаха?!». Я признался. Она сказала, что
пристани там нет, могут высадить только в лодку,
если меня кто-то встретит. Кто мог меня
встретить, я не знал. Ехать в надежде на
счастливый случай было рискованно – если лодки
не случилось бы, я бы точно не успел на утренний
поезд из Бестяха, а значит, посыпалась бы вся
логистика.

Пришлось выйти. После нескольких звонков деньги
за билет мне вернули. «Ракета» так и осталась
необъезжена.

Вообще, речное сообщение в Якутске как-то
деградировало. Довольно странно, ибо деньги в
республике есть, но похоже, что власть
показательно не хочет поддерживать отрасль.
«Восход» на Олёкминск ходит, но расписание нигде
не висит (только на сайте). «Механик Кулибин»
ходит. В остальном какой-то хаос. Есть вот
«Ракета» на Сангары, есть какие-то единичные
другие рейсы. «Москву» на Бестях списали,
остались одни скоростные «Марлины», включая
трансфер ЖДЯ.

Частный «Емельян Ярославский», по информации
одного из форумов, ходит из микрорайона 202.
Может там чего еще ходит, но я не проверил.
В целом вообще мне как-то показалось, что из-за
коронавируса в Якутске как-то вообще забили на
этот летний сезон. Якутское бытование – вещь
вообще довольно специфическое, Женя Баскаковс не
даст соврать. Но в этот раз как-то особенно
бросалось в глаза, что из-за пандемии как-то
вообще все слегка на всё забили и ждали зиму.
Толпы якутян шатались взад-вперёд по улицам, при
этом театры, стадионы, аттракционы и т.д. не
работали, а музеи недавно открылись, и там было
пусто.

В общем, я ел якутские продукты, ходил по пустым
музеям, гулял по улицам и в итоге дождался
времени ехать на мультимодальный маршрут на
станцию Нижний Бестях. На речном вокзале
(точнее, том, что от него осталось) сел на
специальный «Марлин» и где-то через полчаса мы
остановились у модного терминала Железных дорог
Якутии на берегу Лены. Я удивился, зачем он там
такой большой, если пересадка на автобус
осуществляется практически моментально. Потом в
бортовом журнале ЖДЯ прочитал, что во время
утренних рейсов из Бестяха в Якутск на Лене
часты туманы, и приходится довольно долго ждать.
А ждать лучше в тепле. По этому случаю
руководители ЖДЯ декларируют намерение всё-таки
поменять расписание – приезжать в Бестях часов в
11-12, а уезжать к ночи. Сейчас основной
пассажиропоток идёт из Алдана, им тогда, похоже,
придётся рано утром на поезд на большую землю
садиться.

После прибытия на автобусе к вокзалу Нижнего
Бестяха там приходится еще больше часа куковать,
а делать там особо нечего. Посмотрел на макет
дороги. Жаль всё-таки, что железнодорожный мост
в Якутск не строят – мне кажется, вокзал в
центре города сильно взбодрил Якутск, да и
вообще. Впрочем, критикуя Якутск, стоит помнить,
что город всё-таки еще лет 30 назад был почти
полностью деревянным, и как ни крути, сделано
очень много.

Вагоны ЖДЯ нумеровались почему-то с 30-го
(«первые 29 мы решили не цеплять»). У меня был
прицепной плацкартный вагон в Благовещенск.
Снаружи были красивые жёлтые лиственницы и
практически никакого населения. Любопытно, что
вопреки мнениям моих железнодорожных друзей
дальше на БАМе лиственницы были еще зелёными –
осень в этом году наступала чуть-чуть позже.
Выходил в Томмоте и Алдане. В Томмоте прикольный
вокзал; в Алдане есть автомат с сувенирами:
суешь денежку, и он тебе даёт не воду, а
магнитики. Почему-то проводники ЖДЯ не торгуют
чаем – стаканы дают, а чай – нет. Впрочем, у
меня было с собой.

Нерюнгри я проспал. Они грозят в ближайшее время
закрыть там аэропорт на перекладку полосы –
посмотрим, что выйдет. В Тынде меня уже ждал
Олег, совершивший самый длинный в России полёт
на Л-410: Иркутск – Чита – Тында. Что любопытно,
через какие-то пару недель его еще продлили – в
Благовещенск.

В Тынде на вокзале досмотр как в аэропорту JFK.
Это очень печально, конечно. Что тут сказать.
Впрочем, это немного компенсировалось довольно
крутым душем в комнатах отдыха. Сходил в душ,
пока Олег клевал носом после ночного перелета;
потом пошли в город.

Тында в хорошую погоду прекрасна. Тут бывает
очень холодно (глобальное потепление еще не
очень добралось сюда) и жарко с комарами; но оба
раза, что я тут был, была отличная погода – как
зимой (лёгкий мороз и солнце); так и сейчас
осенью. По Тынде круто гулять. Жаль, что она
настолько далеко от Москвы, что визит условно на
выходные не имеет смысла. Поели в бурятской
кафешке; купили продуктов в дорогу в том числе в
крутом месте – «Коптильной лавке». Почему я
акцентирую на этом внимание – в Тынде нет
привычных супермаркетов, мало и хипстерских
атрибутов вроде кофеен и барбершопов; а
«Коптильная лавка» - наверное, первое подобное
место, но оно клёвое. Рекомендую.

Зашли в хоккейный ангарчик Тынды (в другом конце
города вроде бы строят ледовый дворец), подарил
тренерам свою книгу про хоккей. Как-то сразу мы
с ними на одной волне оказались, жалко, не было
времени поговорить. Зашли в музей БАМа – что-то
там со времен поездки пятилетней давности ничего
не изменилось, ну хоть живой. Книги и немного
сувениров по-прежнему продают в магазине
«Чароит». За это время успел выйти четвёртый том
трёхтомника про БАМ, но и его уже разобрали.

Поездом Тында – Комсомольск-на-Амуре нас активно
пугали – дескать, он самый убыточный у ФПК,
поэтому они ставят туда самые отстойные вагоны.
До того, как проверить эту гипотезу, мне
пришлось вызволять сумку из камеры хранения – я
посеял номерок и еле уговорил прекрасных
девушек-администраторов взять с меня штраф 200
рублей. Им штраф брать не хотелось, а хотелось
поболтать.

Поезд оказался на удивление приличным. Как
рассказали проводницы, вагоны только недавно
пришли из какого-то ремонта. Забегая вперёд, мы
еще и ехали до Комсомольска одни в купе. Как
выяснилось, билеты к нам от Февральска кто-то
взял (разумеется, железнодорожники, там
большинство такие), но то ли совсем не поехал,
то ли поехал в пустом купе. Любопытно, что кофе-
машина в этом поезде в общем вагоне – видимо,
именно там на неё наибольший спрос)

От восточного БАМа я слишком многого не ждал –
многочисленные ЖД-любители говорили, что
относительно центральной части от скучноват;
однако вышло вполне неплохо. Главным моим
впечатлением стала даже не природа, а интересный
архитектурный эффект – посёлки из многоэтажек в
глухой тайге. Едешь, едешь, разъезд какой-то – а
там десяток девятиэтажек вместо привычной
частной застройки. Я проникся городом Уиттье на
Аляске, который состоит в основном из двух
огромных домов – вот тут не сильно хуже. Мы с
Олегом гадали, работают ли в таких местах лифты
и прочая инфраструктура – или уже не очень.
На станции Первопроходцы (абсолютно на вид в
темноте глухой) включилось какое-то освещение
вдруг. Я подумал, что это какая-то технология
включения подсветки платформы в момент прибытия
поезда. Из вагона вышел человек интеллигентного
вида с двумя чемоданами. Оказалось, что его
встречал огромный «Урал»-вахтовка. Именно он и
врубил фары, чтобы подсветить человеку дорогу.
Куда они, интересно.

Долгие стоянки – в Февральске и Новом Ургале. В
Февральске можно сходить до площади (идти минуты
три), где пачка магазинов и почта. В Ургале
интереснее. Поезд приезжал типа в 16.24, а
местный музей работал до 17. Но что-то я не смог
заказать такси по телефону (сам затупил), а на
станции таксист уехал перед носом. В итоге я
десять минут кис на вокзале, а потом мне
сказали, что в город есть эффектный пешеходный
подъем через парк. Минут за пять
телепортировался на центральную площадь, где
есть супермаркет (последний видел в Якутске до
этого) и интересная архитектура советского
модернизма. В целом в Ургал даже хочется
вернуться – выглядит интересно. Может, когда-то
с Чегдомыном совмещу. Даже в Постышево я
проснулся и вылез, но там стоянка посреди ночи,
и толком непонятно - что где.

Любопытно, что на восточном БАМе крутые стыковки
поездов. Тында – Комсомольск-на-Амуре стыкуется
по Ургалу с поездом Чегдомын-Хабаровск; а в
Комсомольске – с Совгавань-Владивосток.
В Комсомольске же была запланирована стыковка,
которая соединяла между собой две основные части
поездки. Буквально несколько месяцев назад поезд
приходил минут через 5 после отправления
«Метеора» на Николаевск, а потом их волшебным
образом состыковали, добавив на пересадку 40
минут. Мы еще в Москве взяли онлайн билеты до
Николаевска и обратно (назад хотелось улететь,
но удобных рейсов не было; а автобусы были
непредсказуемы), после чего должны были погулять
2,5-3 часа по Комсомольску и уехать поездом
«Юность» в Хабаровск, откуда и улететь в Москву.
Но жизнь распорядилась иначе. Мы на такси очень
быстро доехали до речного вокзала (пафосный
проект реконструкции набережной длится уже лет
5, в итоге везде разруха)… и не увидели
«Метеора». Около дебаркадера стояли человек 15,
которые с якутским спокойствием постояли-
постояли и понемногу разошлись. Все телефоны не
отвечали. Я тоже не сразу, но сообразил
дозвониться в Николаевск, где мне сказали, что
по каким-то техническим причинам отправление
«Метеоров» сдвигается на день позже – в субботу
из Комсомольска в Николаевск, а в воскресенье
назад. Кассирша на телефоне в самом Комсомольске
проснулась еще только часа через два.

Мы стали оперативно думать, что делать.
Вариантов было немного. Сидеть сутки в
Комсомольске? Мне не нравилась идея возвращаться
на сутки позже, ломались другие мои планы. Можно
было бы попытаться улететь из Николаевска рано
утром в воскресенье и успеть на московский рейс,
но такой рейс из Николаевска не нашёлся. Лишь
спустя некоторое время мне пришло в голову
посмотреть табло комсомольского аэропорта на
сегодня, и обнаружилось, что через полтора часа
улетает большой борт «Авроры» в Южно-Сахалинск
за три тысячи. Идея была неплоха, но решение
надо было принимать моментально, и мы не
рискнули. Лишь к вечеру того же дня, уже в
Хабаровске, обсудили, что стоило наверное
попробовать обкатать последние участки японской
ЖД-колеи (сейчас уже закрыли их) или взять
машину напрокат, но было уже поздно.

В итоге я взял билет на АН-24 до Хабаровска,
который улетал через 4 часа, а Олег предпочёл
проехать это расстояние на Блаблакаре. Надо
сказать, что я совершенно не пожалел. Во-первых,
аэропорт Комсомольска – это привет из СССР. Там
явно ничего не изменилось с 1980-х (с трудом
представляю, как оттуда летал борт в Москву).
Когда я перед досмотром выкинул бутылку с водой
в урну (на «Метеор»-то мы продуктов набрали с
запасом), охранник бросился доставать её,
достал, вручил мне и сказал: «Ну тут же все
свои». АН-24 тоже был прекрасно анархичен –
взлетел на 20 минут раньше расписания, прилетел
– на 40; летел над Амуром и частично примирял с метеорным обломом.

По дороге у меня возникла мысль сгонять во
Владивосток (раз уж), но была пятница, и билеты
стоили как чугунный мост. Впрочем, и возникшие
1,5 в дня в Хабаровске мы использовали неплохо.
Я сходил на матч КХЛ «Амур» - ЦСКА; поиграл в
футбол с местными на набережной; погулял; мы
нашли прекрасный рынок «Экодом», где продавали
всякие фермерские и аутентичные продукты со
всего Дальнего Востока, включая арбузы, сыры,
шикарный варенец, лимонник, и, конечно, всяких
крабов и трепангов. А, еще трамваи РВЗ обкатали.

Вот только Амур напрочь отказался с нами
сотрудничать – было очередное наводнение,
поэтому даже пригородные рейсы были почти все
отменены. Удалось лишь прокатиться на
прогулочном рейсе за 400 р – чтобы уж хоть как-
то.

В целом Хабаровск за последние годы сильно
улучшился, хотя всё равно далековато по уровню
от Владивостока. Но вернуться хочется – есть тут
еще дела, да и по Амуру надо бы всё-таки пройти.


Комментарии:
Мой, наконец, познаный АЯМ(+) - aleksashka 12:51 01/09/20
     • спасибо(+) - ЕвгенийБаскаков 17:37 02/09/20
     • Моя версия АЯМа (+) - Митян 01:51 07/10/20
          • дебаркадер - Фыва Цукен 13:36 07/10/20
               • супер....., часть маршрута до Тынды,почти как у меня....(-) - aleksashka 21:54 07/10/20
                    • у кого? - Фыва Цукен 22:18 07/10/20
                         • Re: у кого? - aleksashka 09:01 08/10/20
                              • Re: у кого? - Фыва Цукен 13:05 08/10/20
                                   • Re: у кого? - aleksashka 22:11 08/10/20
                                        • дык отвечал-то ты на моё сообщение :))) (-) - Фыва Цукен 15:32 09/10/20
          • Re: Моя версия АЯМа (+) - DF 13:11 08/10/20
               • В начале сентября - Митян 13:58 08/10/20
                    • Re: В начале сентября - DF 18:44 08/10/20
               • Re: Моя версия АЯМа (+) - DF 10:51 13/10/20
                    • А у них это беспрерывно? (+) - Митян 13:49 14/10/20
                         • Re: А у них это беспрерывно? (+) - DF 18:07 14/10/20
                              • выглядит терминал прилета так - DF 18:12 14/10/20


вернуться к дереву/списку сообщений


Ответ:

[Вход для зарегистрированных пользователей]
Имя: *
Email:
Тема: *
Сообщение
*
   
Присылать ответы по email: