Сообщение

Бывшие города Пензенской губернии

Отправлено: Приваловский Алексей 21:00 14/04/21

Города, утратившие свой статус, меня всегда
привлекали. Во-первых многие из них неплохо
сохранили старую застройку, ведь потому они у
тратили свой статус, что индустриализация обошла их
стороной и старую гражданскую застройку в XX в. никто
не трогал. Во-вторых в своём большинстве они
малоизвестны широкой публике, а значит там можно
неожиданно для себя найти что-то эдакое. В-третьих
они настраивают на философский лад о проходящей
славе мирской. В России особенно много таких городов
в Тульской области – это безусловно интересные
Одоев, Крапивна и Епифань и малоинтересная Чернь.
Но рекордсменом является бывшая Пензенская
губерния, где свой статус в минувшем веке потеряли
три уездных (Мокшан, Керенск, Наровчат) и три
заштатных (Верхний Ломов, Троицк и Шишкеев – два
последних нынче относятся к Мордовии).
При разработке маршрута столкнулся с тем, что
деградация автобусных сообщений в глубинке всё
углубляется и углубляется, поэтому пришлось
изначально быть готовым к автостопным сегментам.
Стартовал из Пензы сначала в Мокшан, бывший
уездный город, а ныне крупный пгт. Туда добраться не
проблема, автобусов много. В центре сохранилось
десятка полтора-два каменных домов уездных времён,
пара церквей и отдельно стоящая кирпичная каланча
XIX в. Её архитектура ни на что не похожа, выглядит
скорее как башня из дешёвого фэнтези. Местные
краеведы выдвигают гипотезу, что изначально это
была каменная башня Симбирской засечной черты
(тем более, что в Канадее Ульновской области такая
башня есть), но серьёзные архитекторы это
опровергают. Мокшан хоть и лежит на трассе М5, но
транзитные автобусы на здешнюю автостанцию не
заходят и их надо ловить на остановке на трассе, что я
и сделал, сев на автобус до Нижнего Ломова.
Нижний Ломов – единственный город на моём
маршруте, который своего статуса в советское время
не потерял. Его от разжалования спасла крупная
фанерная фабрика и ликёро-водочный завод. А
недавно там построили ещё и один из крупнейших в
стране заводов по убою и переработке индеек.
Старины в городе осталось немало. Самое, пожалуй,
интересное – пороховой погреб Нижнеломовской
крепости на засечной черте. Логично, что такое здание
было каменным, потому и уцелело. Собственно, наряду
с вышеупомянутой башней в Канадее, это
единственное сохранившееся здание Симбирской
черты. Из прочего в городе ряд церквей, много уездной
застройки, старые заводские корпуса и неплохой музей
(расположен в здании, где в бытность цесаревичем
останавливался будущий Александр II). Также я
предпринял попытку дойти до ЖД вокзала
(пассажирского движения давно нет), но весенняя
грязь и необходимость уворачиваться от цунами,
поднимаемых автомобилями, вынудили меня
повернуть обратно на половине пути. Бывший
заштатный Верхний Ломов (ныне село
Нижнеломовского района) расположен недалеко, но
отсутствие в оном достопримечательностей, кроме
церкви и спичечной фабрики, а также отсутствие
подходящего по времени транспорта, не сподвигли
меня его посетить.
Погуляв пару часов по Нижнему Ломову я сел на
маршрутку до села-райцентра Вадинска (бывший
уездный город Керенск). Маршрутки сии, как и в
Мокшане, автостанцию игнорируют, так что ловить их
надо на остановке всё на той же М5. В Вадинске от
старины осталось немного – регулярная планировка,
пяток интересных домов, в том числе бывшие
присутственные места, 3 церкви (одна сильно
перестроенная в ДК) и не самый интересный
монастырь. Так, максимум часок погулять. Отдельно
стоит отметить ТЦ «Керенский», где, к сожалению,
женских платьев не продают. Обратно в Нижний Ломов
пришлось ехать автостопом, т.к. последний автобус на
большую землю уходит оттуда в 14 с копейками, а
уезжал ближе а 17. Впрочем, машин нтам много, а
подобрали меня быстро.
В Нижнем Ломове переночевал в одноимённой
гостинице за 430 р. (отдельный номер с туалетом). В
цену входит возможность побывать примерно в 1985
году. Утром я направился на остановку,
расположенную на ответвлении наровчатской трассы
от М5. Учитывая весеннюю малопроходиомсть
городских тротуаров, вышел заранее и пришёл на
остановку слишком рано. Вчерашний удачный автостоп
меня воодушевил и я решил повторить. Через 3
минуты остановилась машина и взяла меня до пункта
назначения. По пути проезжали огромные фермы-
индюшатники. Пожилой водитель всю дорогу
рассказывал про «всё развалили», а когда я обратил
его внимание на эти новенькие фермы, заявил, что там
одно ГМО и их построили чтобы травить русский
народ.
Уездный город Наровчат, ныне село-райцентр,
является родиной Куприна, в связи с чем там есть его
дом-музей. Но я мемориальные музеи не люблю,
поэтому пошёл в музей краеведческий. Он расположен
на центральной площади, в здании бывших
присутственных мест. Коллекция стандартная: бивень
мамонта, прялка и вымпел «победителю
социалистического соревнования», но зато во дворе
музея есть каменные блоки мечети золотоордынского
города, раскопанного археологами неподалёку. На той
же площади размещаются церковь, несколько
примечательных зданий уездной эпохи, бюст Ленина
(как гласит надпись, установленный в 1919 г. – если это
правда, то он чуть ли не старейший в стране), а также
тюремный замок начала XIX в. Замок сейчас
принадлежит музею, поэтому его можно посетить с
экскурсоводом (150 р. с человека независимо от
размера группы). Такие музеи у нас редкость, поэтому
посетить было интересно.
В 6 км от Наровчата, в селе Сканово, расположены два
монастыря. Первый «парадный», женский, хорошо
отреставрированный, с огромным собором и
колокольней конца XVIII в., виден издалека и
впечатляет своим силуэтом. Вход свободный. Второй
же, мужской, расположен в искусственных пещерах.
Туда обычно водят экскурсии, но по случаю пандемии
оные прекратились. К сожалению, автобусы в Сканово
из Наровчата больше не ходят, так что пришлось и
туда, и обратно ехать автостопом. Точнее, я
рассчитывал, что дойду пешком, но машин проезжало
немало и меня быстро подобрали.
Из полезного в Наровчате есть аж две частных
гостиницы (одна дорогая, вторую не проверял) и
недорогое кафе при одной из них, причём, что ценно,
работающее и по выходным. А вот автобусов в
Ковылкино, ближайшей к селу станции, больше нет, так
что пришлось и тут автостопить, и вновь весьма
удачно. По пути в Ковылкино видел воспетые Митяном
мордовские качели в Мордовском Вечкенино и
Парапино.
В Ковылкино времени до поезда на Москву ещё
оставалось более чем достаточно, так что решил
реализовать идею посетить близлежащее село Троицк,
бывший заштатный город. Интернет утверждал, что с
тех времён там только церковь сохранилась, но мало
ли… Однако на автостанции выяснилось, что
пригородные автобусы туда отменены, а
междугородние не подходят по времени. Снова же
автостопить мне уже не хотелось. Пришлось пойти в
музей (город молодой, поэтому в музее откровенно
нечего показывать), а потом убивать время в
кинотеатре на фильме «Годзилла против Кинг-Конга»
(других в репертуаре не было), где я с большим
отрывом был самым возрастным зрителем.


Комментарии:
Бывшие города Пензенской губернии - Приваловский Алексей 22:00 14/04/21
     • Спасибо (-) - Малянов Александр 11:30 19/04/21
     • Re: Бывшие города Пензенской губернии - exploreman 22:48 29/04/21
          • Re: Бывшие города Пензенской губернии - Приваловский Алексей 17:19 30/04/21
     • Прикольно про Парапино (+) - Митян 19:17 03/05/21
          • Re: Прикольно про Парапино (+) - Приваловский Алексей 14:27 04/05/21


вернуться к дереву/списку сообщений


Ответ:

[Вход для зарегистрированных пользователей]
Имя: *
Email:
Тема: *
Сообщение
*
   
Присылать ответы по email: