Отправлено: serg33 22:20 09/03/23
Польские амбиции в отношении Украины вышли
на новый уровень. Теперь Варшава хочет
связать себя с Западной Украиной и Киевом
ж/д колеей европейского формата, а в
перспективе – выйти к портам в Одессе. Для
чего это необходимо самой Польше,
насколько подобные идеи реализуемы и как
на них следует реагировать России?
На Украине будет построена новая
железнодорожная ветка, которая обеспечит
прямой трансфер из Варшавы во Львов,
сообщает издание Rzeczpospolita. В
дальнейшем планируется работа над
участками в сторону Киева. Завершение
прокладки новых линий планируется к концу
2023 года.
Как указано в статье, транспортная
инфраструктура Украины создавалась в
период царской России. Тогда Петербург в
качестве стандарта выбрал колею шириной
1520 мм, чтобы осложнить непредвиденные
атаки со стороны западных стран. Таким
образом, новая военная задача Киева –
упростить сообщение с Польшей, заменив
русскую колею на общеевропейский стандарт
– 1435 мм.
По данным издания, сейчас транспортировка
грузов на Украину из ЕС и обратно
сталкивается с массой логистических
проблем. Несовместимость путей создает
необходимость перегруза товаров на
границе. Оба государства вынуждены
использовать грузовики, в результате чего
переход Рава Русская – Гребенне со стороны
Украины оказался растянутым более чем на
20 километров.
При этом «Укрзалізниця» уже начала строить
железные дороги европейского стандарта.
Ведутся работы по переоборудованию
многокилометрового участка в районе Равы
Русской. В будущем его планируется
продлить до Львова. Также важной артерией
называют маршрут Дорохуск – Ковель
(Волынская область).
Еще одной приоритетной задачей для Польши
названо обеспечение выхода к Черному морю
с помощью обновленных железных дорог. В
частности, упоминается рассмотрение
строительства пути от Кракова до Ивано-
Франковска с последующим продлением ветки
до Одессы через Румынию и Молдавию.
«Укрзалізниця» также заявила, что уже
подписала договор с Польшей о создании
высокоскоростной железной дороги Варшава –
Львов. Со временем линиями быстрого
сообщения планируется связать столицы
обоих государств. Уточняется, что в данный
момент главным приоритетом является
налаживание «стабильных транспортных путей
с западом Украины».
Отметим, что железная дорога играет
значительную роль на Украине, так как по
ней перевозится около 40% грузов. Для
сравнения: в Польше этот показатель
составляет всего 10%. Сами поляки не
скрывают своих коммерческих интересов в
этих проектах. По словам Якуба Маевского,
президента ассоциации Pro Kolej, подобные
планы могут быть очень выгодными для
польской экономики и откроют новые
возможности для местных перевозчиков.
По мнению Telegram-канала «Блокнот
Перископа», в такой ситуации Украина
рискует стать «экономико-транспортным»
придатком Варшавы. Таким образом,
декларируемое Rzeczpospolita
«строительство нового пути» невозможно в
условиях военного времени. По мнению
автора канала, речь идет скорее о
переделке одной из двух линий
перемышльско-львовского участка на
четырехниточный путь 1520/1435.
Более того, названные сроки создания
сообщения с Киевом «до конца 2023-го»
заведомо нереализуемы. «Даже в спокойный
период подобное строительство отнимет два–
два с половиной года», – отмечается в
сообщении.
Эксперты предупреждают, что перевод
Украины на другую железнодорожную колею не
будет легким. И это при том, что полотно
1435 мм заходит на некоторые пограничные
станции в Закарпатье и Львовской области.
Как говорит отраслевой эксперт Алексей
Анпилогов, авторам идеи придется не просто
перестелить рельсы, а «серьезно укреплять
грунтово-щебеночную подложку под ними».
«Это серьезная инженерная задача, для ее
реализации требуются большие деньги. Кроме
того, возникнет проблема с заменой
тягового и подвижного состава», – пояснил
собеседник. В свою очередь гендиректор
консалтинговой компании InfraProjects
Алексей Безбородов напомнил, что поляки
долго строили у себя несколько новых
коротких железнодорожных веток. «Очевидно,
что полотно, которое они предлагают
построить на Украине, быстро сделать не
получится», – уверен Безбородов.
По его словам, за последние 15 лет
польская железнодорожная сеть уменьшилась
в три раза. В стране уже практически нет
железнодорожного бизнеса, такой способ
перемещения составляет менее 10% всей
местной транспортной инфраструктуры.
«Поэтому говорить о том, что поляки имеют
серьезный опыт в строительстве таких
объектов, не приходится», – отметил
эксперт.
Украинские железнодорожники также
практически ничего не строили последние 35
лет, и это тоже говорит не в пользу
проекта. «На сегодняшний день опыт в
строительстве железных дорог есть у
немцев… Таким образом, очевидно, что
выдвигаемые идеи нацелены на выбивание
бюджета, который будет в дальнейшем списан
под предлогом российской агрессии и просто
украден», – добавил он.
Безбородов также усомнился в реализации
планов проложить ветку к Одессе через
Румынию и Молдавию. «В этом направлении
как минимум две реки, а перекладка полотна
на мосту через Днестр – это очень
трудоемкий процесс, – считает Безбородов.
– Кроме того, по румынской железнодорожной
сети невозможно возить гигантские объемы
грузов, необходимых Украине. В свое время
по ней ввозили комплектующие с румынского
завода «Рено» и в день могло перемещаться
максимум два состава». По словам
Анпилогова, сейчас рассматривать такой
проект стоит только с точки зрения военной
логистики, поскольку пассажирское
сообщение на Украине значительно
сократилось.
«Запад заинтересован в бесперебойной
доставке военных грузов. Теоретически ее
можно достигнуть, если европейская колея
дойдет до Львова, где будут перегружаться
товары военного назначения или
переустанавливаться колесные пары», –
полагает эксперт.
Рассуждая о необходимости уничтожения
объектов железнодорожного строительства в
ходе боевых действий, Анпилогов отметил,
что «сами по себе железные дороги
устойчивы к поражению» и их легко
восстановить «даже на значительном
протяжении в течение нескольких суток».
«Имеет смысл уничтожать мосты, тоннели,
переходы через автомобильные дороги», –
считает Анпилогов.
Безбородов согласен, что России
«необходимо если не уничтожать, то как
минимум дезактивировать железнодорожное
полотно наземными методами, используя
возможности диверсионно-разведывательных
групп». «Большая часть украинских железных
дорог, кроме построенных к чемпионату
Европы по футболу пассажирских веток Киев
– Харьков и Киев – Одесса, находится в
плохом состоянии. Поэтому их вывод из
строя не потребует больших затрат», –
подчеркнул он.