Отправлено: Валерий Тихонов 15:42 13/09/05
ОЙМЯКОН.
800 жит.
Небольшое село в Оймяконском районе Восточной Якутии. Райцентр - Усть-Нера, в 600 км. к С. (по круглогодичной трассе через Кадыкчан Магаданской обл., по зимнику 250 км.). Так называемый полюс холода Северного полушария. Почему так называемый? Дело в том, что в 1933 г., когда отмечена температура -72, метеостанции в Оймяконе НЕ БЫЛО и это значение получено путем интерполяции по данным Верхоянской метеостанции, реально там температура ниже -67 не фиксировалась. Тем не менее, обелиск с надписью «Полюс холода -72» стоит и является главной достопримечательностью.
Название «Оймякон» в переводе с эвенского значит «незамерзающий источник», такой есть на берегу речки Оймякон - притока Индигирки.
Попасть в Оймякон можно из Магадана или Хандыги по М56 (Магаданская трасса), в Куйдусуне поворот на С. и далее еще 37 км. Кстати, аэропорт Оймякон находится именно там, рядом с Куйдусуном в поселке Аэропорт. Самолеты летают в Якутск и Усть-Неру, но билеты крайне дорогие. Лучше ехать автостопом, но помните, что регулярного сообщения по Магаданской трассе и прилегающим НЕТ (кроме вахтовок, собирающих по поселкам пассажиров к каждому рейсу) и можно в любом месте застрять на неопределенный срок (см. ПВП и «Вперед к Магадану»).
Главная достопримечательность района - конечно же, его природа: редкая лиственничная тайга с гольцами, быстрые горные речки и петляющая между гор трасса. Правда, в некоторых местах ландшафт испорчен дражным промыслом. Некоторые золотодобывающие артели работают до сих пор, более того, в последнее время даже начали создавать новые.
В самом Оймяконе имеется золотодобывающая артель, автохозяйство, хлебопекарня, мясомолочный заводик. Есть столовая и несколько магазинов, но цены там очень высокие. Все намного дороже, чем даже в Якутске.
В Оймяконе Lemming начал работу по распределению. Наша партия занималась рекогносцировкой и постройкой пунктов полигонометрии вдоль М56, так что автостопщики пользовались и нашим транспортом. Кстати, у местных автостоп также широко практикуется, к тому же запросто можно ездить в кузовах.
Lemming, Ондатра, Ф.Розеноер. 1991 - 2002.