Сообщение

Поездка в Липецкую область в мае 2006 г.

Отправлено: Роман 23:26 22/10/06

Вариант с фотографиями можно найти здесь:

http://lotsman-r.livejournal.com/1544.html (1 часть)
http://lotsman-r.livejournal.com/1936.html (2 часть)
http://lotsman-r.livejournal.com/2083.html (3 часть)
http://lotsman-r.livejournal.com/2396.html (4 часть)
http://lotsman-r.livejournal.com/2678.html (5 часть)
http://lotsman-r.livejournal.com/2963.html (6 часть)

Часть 1. Павелецкий вокзал.
Покупка билетов.
Идея поездки на майские праздники в Липецкую область родилась сразу после того, как я узнал о назначении 605-го поезда, идущего от Москвы через деревню, где живёт моя бабушка. План поездки был такой: выехать 29-го из Москвы до Талицы-Елецкой поездом 605Э Москва-Липецк. 2-го мая с утра выехать пригородным из Талицы-Елецкой до Льва Толстого. Оттуда съездить в Данков и вечером на прицепных вагонах Лев Толстой – Москва вернуться в столицу.
Изучив динамику мест на сайте «www.express-3.ru» я понял, что у меня есть неплохой шанс (с вероятностью около 99%) поехать одному в купе. Примечательно, что 3 купейных вагона зачем-то были помещены в вокзальную бронь, т.е. купить билеты в них можно только в Москве на вокзалах и кассах МЖА. Купив билет накануне вечером в 11-й вагон на 33-е место, я был доволен, как слон. 33-е место – моё любимое место в купейном вагоне, довольно часто на нём мне приходилось ехать в гордом одиночестве. Например, в 2004 году летом из Москвы в Томск и обратно.
Павелецкий вокзал.
Выехав немного заранее из дома, я прибыл на Павелецкий вокзал минут за 30 до отправления поезда. Надо отметить, что этот вокзал мне нравится больше остальных, там обычно всегда чисто, уютно, понятные указатели, бомжей минимум. В противоположность Павелецкому вокзалу можно поставить Курский вокзал, который я бы назвал самым грязным вокзалом Москвы. Особняком стоит площадь 3-х вокзалов, особенно местечко у входа на станцию метро Комсомольская, где собираются люди, находящиеся на дне. А ведь некоторые приезжие граждане здесь получают первое впечатление от столицы...
Итак, мой поезд о 17-ти вагонах стоял на 1-м пути. Я погрузился в свой вагон №11.
Вообще-то по этому маршруту ходит поезд 605В Москва – Елец, но на этот раз маршрут почему-то продлили до Липецка, да ещё и прицепили уйму вагонов, некоторые из которых везли воздух. Купейных вагонов-воздуховозов оказалось аж 3 штуки, в них никто билетов так и не купил. Поезд 605Э Москва-Липецк из Москвы назначен на 28 и 29 апреля. В обратную сторону он был назначен на 27 и 28-е апреля, имел номер 606В, но шёл, как обычно, от Ельца и имел в своём составе 5 или 6 вагонов. Интересно, откуда взялись остальные вагоны, подцепленные к 605Э в Москве?
В моём 11-м вагоне было ещё 5 или 6 человек. Вагон был старенький, но всё работало, а в туалете было мыло и бумага. За постель с меня взяли 45 рублей, надо отдать должное Юго-Восточной дороге, в её поездах с меня ни разу не пытались взять за постель больше положенного. Позвольте здесь высказать своё фи Северо-Кавказской и Октябрьской дорогам, в поездах которых проводники постоянно завышают цены на постель. Точно по расписанию в 16:41 поезд отправился.

Часть 2. Москва-Ожерелье.
В пути я периодически выходил к открытому окну в коридоре вагона, расположенному слева по ходу движения поезда, и фотографировал. А вот мы и выехали из Москвы. Еду в гордом одиночестве, всё 4-х местное купе моё. :) Почти на всём пути из окна вагона можно было наблюдать большие площади сгоревшей прошлогодней травы.
На этом поезде мне приходится ездить по крайней мере 1-2 раза в год. Очень часто в сторону Ельца я еду в купе один, а однажды ехал один в целом вагоне! Поезд не пользуется особой популярностью при следовании из Москвы, чего не скажешь об обратном направлении. Виды на Оку, на мой взгляд, - самое симпатичное место на участке Москва-Ожерелье. С другой стороны по ходу поезда хорошо видна Кашира, расположившаяся на высоком берегу Оки. Из-за загрязнённости стекла я не стал фотографировать, к тому же снимать надо было против солнца. По Оке в этом районе проходит граница между лесной и лесостепной зоной. Южнее Оки располагаются самые плодородные почвы Московской области, а в Серебряно-прудинском районе уже появляются чернозёмы.
В Кашире раньше (давно, скорее всего, ещё до перевода станции стыкования из Ожерелья в Узуново) останавливался поезд 606 Елец-Москва, стоянка была обычная (нетехническая), стоял поезд минут 10. Потом стоянку отменили.
Часть 3. Ожерелье-Раненбург.
В Ожерелье развилка: одна ветка (двухпутная неэлектрифицированная) идёт на Елец через Узловую и является самым коротким путём до этого старинного русского города. Другая ветка идёт на Узуново - Павелец - Раненбург. Эта ветка однопутная, но электрофицированная. Наш поезд идёт на Узуново. Стоянка в Ожерелье короткая - 3 минуты. Поезда, следующие на Узуново, прибывают на самый дальний от вокзала путь. После Ожерелья железная дорога выглядит как однопутная, встречный путь не виден, но это обман - он есть, только проходит в стороне. Встречный путь присоединяется примерно через 10 км после Ожерелья.
В Узуново сейчас находится станция стыкования, где меняют локомотив. Когда сюда перенесли её из Ожерелья? Наверное, лет 15 назад.
Узуново - самая дальняя станция, до которой ходят пригородные электрички из Москвы-Павелецкой. Из Узуново есть пригородный до станции Павелец. Он представляет из себя несколько сидячих вагонов под электровозом. Выгоднее было бы пустить электрички, но, видимо, сказывается нехватка переменнотоковых машин (электричек).
Далее из окна снова видны огромные площади сгоревшей прошлогодней травы, временами уходящие за горизонт.
Посёлок Серебряные Пруды - самый удалённый от Москвы районный центр. Стоянка поезда 2 минуты. Вновь бескрайние выжженые поля.
После станции Павелец поезд стал останавливаться очень часто. Пожалуй, это самый медленный поезд на участке Павелец - Раненбург. Наиболее длительная стоянка у него на станции Гротовский, 43 минуты. Это страшная дыра, в окрестностях здания вокзала только пара домов, больше ничего нет. Можно пройти 5-7 минут и очутиться во ржи. Тишина полнейшая, никаких звуков, это особенно чувствуется после суетной столицы. В районном центре Милославское (остановка перед Гротовским), посёлке куда крупнее Гротовского, поезд стоит всего 2 минуты. Графисты, браво!
После отправления из Гротовского поезд едет 10 минут и останавливается на станции Урусово, стоянка 23 минуты. Эта тоже дыра, даже ещё большая, чем Гротовский.
Через 15 минут после отправления из Урусово станция Троекурово, стоянка 4 минуты. Отсюда раньше поезд шёл прямо на Лев Толстой, тепловоз при этом прицепляли на станции Павелец, где поезд имел длительную стоянку. Теперь ветка Троекурово - Лев Толстой разобрана, поезд едет до Раненбурга, а потом сворачивает на Лев Толстой, меняя направление, а электровоз на тепловоз. Потом была остановка в Заново (5 минут). В Раненбурге стоянка 27 минут. Между Раненбургом и Львом Толстым поезд имеет 3 остановки, где никогда никто не выходит. Зачем они нужны?
Лев Толстой, прибытие в 1:58, стоянка 62 минуты. До этой станции едет примерно половина населения поезда, а далее люди разъезжаются по окрестностям. Правда, удобное время прибытия? Графистам надо выдать грамоту за такое расписание: отправление из Москвы в середине дня и прибытие посреди ночи, просто класс! Все снимают шляпы. А вот раньше (лет 7-8 назад) поезд отправлялся из Москвы часов в 11 вечера и прибывал в Лев Толстой часов в 8 утра. Скорее всего, изменение расписания произошло тогда же, когда закрыли ветку Троекурово - Лев Толстой.
Следующая остановка - Лебедянь, прибытие в 3:41. До Лебедяни едет примерно 1/3 населения поезда. "Удобство" времени прибытия оставлю без комментариев. Далее до Ельца поезд постепенно "опустошается" и прибывает туда практически пустым (люди сходят на промежуточных станциях). Это и понятно, из Москвы в Елец можно доехать значительно быстрее другими поездами, идущими через Ефремов.
Поезд 605-й от Москвы до Ельца идёт 14 часов 35 минут. Из них стоит 4 часа 52 минуты, что составляет примерно 1/3 о общего времени в пути. Средняя скорость составляет 33 км/час. Кто меньше?
Особо занимательна статистика движения данного поезда на участке Павелец-Елец. Эти 227 км этот супер-экспресс проходит за 9 часов. Средняя скорость 25 км/ч. Из 9 часов пути поезд стоит 4.5 часа - ровно половину времени!

Часть 4. Окрестности Талицы.
Проснувшись утром, я увидел за окном этот мост. Он расположен примерно на 85-м километре железной дороги Лев Толстой - Елец. Данный мост - самый высокий на этой ветке, он является проблемным местом, все поезда снижают скорость, когда едут по нему. Иногда ветка и вовсе закрывается, когда его ремонтируют. В этом году, похоже, решили применить кардинальные меры - засыпать овраг и пустить железную дорогу по насыпи.
Точно по расписанию поезд прибыл на станцию Талица-Елецкая. Через 2 минуты я был дома у бабушки, её дом располагается примерно в 200-х метрах от железной дороги.
Днём я узрел пригородные поезд, состоящий из одного вагона, что для Липецкой области – явление вполне обычное. Интересно, какова себестоимость существования такого поезда? Липецкая область - довольно богатая область, не в пример Калужской, поэтому может себе позволить содержать поезда из 1 вагона.
Когда-то на станции Талица-Елецкая было 3 пути, о чём подсказывает наличие платформы, которая была основной. К этой платформе подходил боковой путь, по нему пропускали пассажирские поезда. Движение было довольно оживлённым, через станцию ходило 3 поезда дальнего следования: Москва-Елец (ежедневно), Москва-Липецк (летом по дням) и Грязи - Лев Толстой, который имел статус поезда дальнего следования. А также 3-4 пары пригородных. Было на станции ещё 2 пути, на один ставили вагоны с углём, а на другой - вагоны с зерном. Мы с друзьями в детстве частенько катались на магистральных тепловозах, маневрировавших по станции ввиду отсутствия своего маневрового тепловоза. При приближении грузового поезда мы бежали и внимательно наблюдали за выходным светофором. Если вдруг загорался белый свет, мы прыгали от радости, так как этот цвет означает, что прибывающий поезд остановится, тепловоз отцепится, и будет забирать или ставить вагоны. Вот на нём мы и просили нас покатать машиниста. Примерно в 70% случаев он соглашался. Вспоминая то время, помню свой безудержный восторг от такого аттракциона! Бывало, что такие покатушки продолжались часа 1.5! Некоторых машинистов мы уже знали, и они нас знали, сами приглашали залезть в кабину!
Сейчас станция представляет собой унылое зрелище. Если быть точным, то станцию Талица-Елецкая разжаловали в остановочный пункт с тем же названием. Пути разобрали, железнодорожников, работавших на станции, сократили. Оставили один путь - главный. Возле здания вокзала положили несколько бетонных плит, имитирующих платформу. Пригородные остались, из дальних поездов ходит летом через день 605/606, в остальное время - по особому назначению. В дни, когда нет 605-го, ходят прицепные вагоны Лев Толстой - Москва, от Ельца до Москвы следуют с фирменным 30-м "Липецк-Москва". Начиная с этого лета, эти вагоны стали останавливаться в Талице-Елецкой, об этом жители писали многочисленные просьбы в администрацию Юго-Восточной дороги в течение нескольких лет.
Года 3-4 назад деревянные шпалы заменили на бетонные, полотно обновили, и теперь поезда ходят довольно шустро. Сама дорога очень извилиста, она виляет меж холмов Среднерусской возвышенности.

Часть 5. Лев Толстой-Данков.
Утром в 9 часов я выехал из Талицы-Елецкой в Лев Толстой. Поезд шёл где-то 3 часа.
Лев Толстой - это бывшая станция Астапово, где имел несчастье скончаться великий русский писатель Л.Н.Толстой. Ехал он на поезде Смоленск – Мичуринск и, почувствовав себя плохо, вышел. На центральной площади – единственный приличный ресторан типа кафе, картинная галерея и краеведческий музей. Там же находится монумент погибшим в Великой Отечественной Войне и памятник танку.
Когда-то (лет 5-6 назад) ветка на Лев Толстой – Троекурово действовала, по ней ходил поезд 605/606. Сейчас ветка разобрана, поезда ходят только на Раненбург, где, чтобы попасть в Москву, необходимо менять направление.
Изучив расписание, я с радостью осознал, что успеваю съездить в Данков. Купив билет, я погрузился в единственный вагон пригородного поезда Лев Толстой - Куликово Поле. Вообще-то это ветка Лев Толстой - Куликово Поле - Волово. Участок Куликово Поле - Волово разобрали несколько лет назад. Мне ещё довелось по нему прокатиться, когда я ехал в деревню на 605-м поезде Москва-Елец. В Талице ремонтировали мост через Тальчик, и движение было закрыто. Поезд, чтобы попасть в Елец, направлялся через Куликово Поле на Волово, а потом, сменив направление, добирался до Ельца через Ефремов. При этом тех пассажиров, что ехали до станций, расположенных между Львом Толстым и Лутошкино, выгоняли из поезда и сажали на организованный пригородный. А те, кто ехал до Талицы или Ельца, ехали на этом поезде до Ельца. Кстати, на то время, пока 605-й ходил таким маршрутом, у Данкова с Москвой появилось беспересадочное сообщение, до Данкова (и от Данкова) можно было купить билеты!
До Данкова я добрался минут за 40. У меня было 3 часа, которые решено было посвятить беглому осмотру города. Данков существовал в конце 14 в., на левом берегу Дону, в 34 км от нынешнего города (близ современного села Стрешнево). Основан в 1568 г. как укрепление на городище древнего рязанского города Донков, разрушенного татарами. В 1618 г. был перенесён на другой берег Дона в устье р. Вязовни (Вязовки). В 18 в. входит в употребление форма Данков. Исходя из положения города на р. Дон и учитывая первичную форму Донков, в его основе обычно видят гидроним Дон. Однако образование от речных названий ойконимов на -ков (Дон > Донко > Донков) не имеет аналогов русской топонимии. Предположение о существовании в верхнем течении Дона притока Донок ("маленький Дон"), от которого мог образоваться Донков, источниками не подтверждается. Возможно, основой является личное имя Данко (уменьшительное от Даниил), от которого с помощью суффикса -ов образовано название. До середины 17 в. сторожевой пункт для защиты Русского государства от набегов крымских и ногайских татар. Город с 1778 г. В 1796-1804 и 1924-59 не имел статуса города.

Часть 6. Лев Толстой-Елец.
Из Данкова в Лев Толстой я вернулся автобусом. Как обычно, я взял билет на 33-е место. На вокзале во Льве Толстом я узнал, что в моём вагоне (единственный купейный вагон в прицепке) куплены все нижние места. Это означает, что я поеду не один. Вопрос только в том, где подсядет пассажир. Талицу-Елецкую поезд проезжал уже в темноте. В Ельце прицепные вагоны в ожидании поезда "Липецк-Москва" стояли около 3-х часов. В вагоне сидеть было скучно, и я решил прогуляться по станции. Между путей в большом количестве бегали ёжики.
Потом вагоны прицепили к липецкому поезду. В моё купе в Ельце сел 1 человек, и мы благополучно, без опозданий добрались до Москвы.


Комментарии:
Поездка в Липецкую область в мае 2006 г. - Роман 00:26 23/10/06
     • Re: Поездка в Липецкую область в мае 2006 г. - геннадий 21:25 25/10/07


вернуться к дереву/списку сообщений


Ответ:

[Вход для зарегистрированных пользователей]
Имя: *
Email:
Тема: *
Сообщение
*
   
Присылать ответы по email: