Отправлено: Бокарёв Александр 08:59 12/01/07
13 августа, воскресенье. Абакан и Минусинск.
Забрав рюкзак, пошёл в город. Троллейбусы доезжают почти до самого аэропорта, но я до центра дошагал пешком. Большая статуя при въезде, кольцевая развязка с абаканской объездной. Затем начинаются новые микрорайоны, не так давно выстроенные. Блочные 8-10-этажные дома, в том числе и совсем новые, мега-маркет стройматериалов. Чуть дальше большой белый собор с золочёными куполами, недавно выстроенный на "алюминиевые деньги" - Дерипаска, как будут уверять потом, едва ли не половину республики скупил.
Абакан город новый, из всей "старины" только в юго-восточной части города, за железнодорожной линией, несколько улиц старых деревенских домов, да обложенная кирпичом деревянная церковь - едва ли не единственная уцелевшая во всей Хакассии. В общем, ничего отличного от новых кварталов какого-нибудь большого города, если бы не холмы за Енисеем. Высокие, но в то же время с плавными очертаниями, бледно-жёлто-зелёного цвета - от кустарника и высохшей травы.
В Абакане я провёл всю первую половину дня. Городской транспорт в нём представляют, преимущественно, троллейбусы (билеты по 5 руб., льготники бесплатно) и ПАЗ-3205 (билеты по 7 руб., льготникам 5 руб.). Среди троллейбусов есть и новые машины, Башкирского троллейбусного завода, многие разрисованы рекламой.
Добрался до бывшего Речного вокзала. Всё пассажирское движение тут давно умерло, и здание занято какими-то кафешками и складами, сразу и не признаешь в нём Реч-вокзал. До самого Енисея не дошёл, а впадающий в него Абакан - уже широкая река, вода в нём мутная, желтоватого оттенка – может быть, из-за дождей, а может всегда так. Через реку два рядом стоящих моста – новый автомобильный и прежний совмещенный автомобильно-железнодорожный.
Заехал ради расписаний на автовокзал – это большое здание в центре города, у рынка, в нескольких остановках восточнее железнодорожного вокзала. Рейсов много, но в основном катаются "Газели", частично не отраженные в автовокзальном расписании.
На западной окраине города находится зоопарк. Из любопытства отдал 50 рублей за входной билет - ни разу в провинциальном зоосаду не был. Зоопарк невелик, однако зверья разного в нём немало, есть, как говорят, и редкие экземпляры. Спит, забившись в дальний угол, капский лев, нервно наматывает круги по тесной клетке леопард. Загоны с вытоптанной травой, запах навоза, народу довольно много - день выходной. "Смотри, собачка!" Всё, как и следовало ожидать.
Железнодорожный вокзал построен годах в 1950-х, большое одноэтажное здание с арочными окнами. Купил тут билет на завтрашний поезд в Красноярск. Рядом со зданием железнодрожного вокзала паровоз-памятник «Л-3168» и в отдельном здании железнодорожный музей. Музей, посвященный истории Абаканского отделения Красноярской дороги, организован с большой любовью к делу, да и открыт не так давно, следов многолетней борьбы с пылью на экспонатах не видно. Входной билет – 15 руб.
Зашёл и в республиканский археологический музей - он совсем рядом с вокзалом. Музей помещён на части первого этажа кирпичной 5-этажки, перед ним, на газоне, расставлено несколько десятков каменных стел разных археологических периодов, привезенных с курганов в степи. Билеты по 30 рублей, довольно большой книжный киоск с литературой по археологической тематике. Сама музейная экспозиция невелика, по крайней мере - существенно меньше, чем я предполагал. Фактически это всего два зала, где популярно изложена история Хакассии, известная практически исключительно по данным археологии. Однако организована экспозиция наглядно, пожалуй, так и надо. Фонды музейные куда богаче - в археологическом отношении Хакассия крайне интересна. На втором этаже помещён художественный отдел - в его основе собрание антиквариата, принадлежавшее местной уроженке, скульптору, и завещанное ей республиканскому музею.
Затем автобусом 120-го маршрута с автовокзала уехал в Минусинск - ехать минут 30, билет стоит 20 руб. По мосту переехали Енисей – река уже здесь масштабная. На правом берегу Хакассия заканчивается и начинается Красноярский край.
Город Минусинск состоит из двух частей. Западная его половина - микрорайоны новых домов, соседствующие с промзоной. Затем, за протокой Енисея, начинается "старый город" - прямоугольная сетка улиц старого купеческого города, деревянные и каменные дома в один-два этажа, кое-где разбавленные кирпичными и блочными 5-7-этажками. Автобус проходит насквозь новые кварталы, а затем долго крутится по старым. Собственно автостанция расположена на юго-восточной окраине "старого города". Выглядит автовокзал жутковато. Битые стекла, запертые двери, заросшие газоны, кучи мусора среди глубоких луж. "Жилым" является кусок 2-этажного кирпичного здания - там отдыхаловка, диспетчерская, да касса, продающая билеты на Красноярск. Сейчас от автовокзала катаются только пригородные автобусы в Абакан и до станции "Минусинск", а также междугородные, значительная часть которых просто проезжает мимо, никак не отмечаясь. Весь остальной пригород после бурных 1990-х катается непосредственно от АТП.
Минусинское АТП-1517 расположено примерно в такой же глухой дыре как и автовокзал, у кладбища, на северо-восточной окраине города. Там на втором этаже выгорожен небольшой, но аккуратный зал ожидания. Из-за удалённости обоих автостанций от "населёнки", большая часть пассажиров грузится в автобусы - что автовокзальные, что АТПшные - на площади у универсама "Енисей" в "новом городе".
В Минусинске есть две гостиницы. Я заселился в ту, что ближе – «Амыл». Она помещена в старом двухэтажном доме рядом с центральной площадью. Номер оказался забавным - самым большим его габаритом была высота. Забавно был сконструирован и санузел - всё помещение размерами с одёжный шкаф. Позже я дошел до второй гостиницы – «Северное сияние». Она занимает этаж кирпичной 5-этажки, стоит к северо-востоку от центра. По ценам обе гостиницы сходны – в «Сиянии» от половинки номера за 300р. до «люкса» за 750р., а Амыле от места в 4-местном за 220р. до «люкса» за 780р. Мне мой одноместный номер обошёлся в 400 руб.
Бросив вещи, пошёл бродить по городу. На центральной площади стоит симпатичный собор в духе сибирского барокко. Рядом, через сквер, два здания музея - один корпус ещё до революции построен, другой на закате советской власти. Старой застройки в центре уцелело немало, есть на что посмотреть. Музеи – а помимо краеведческого здесь ещё есть «музей декабристов», размещённый в старом деревянном доме 200-летнего возраста – уже закрыты, вечер. Большая часть старых домов в приличном состоянии, только огромный «дом Вильнёра» - самое большое здание дореволюционного Минусинска - стоит брошенный, с выломанными окнами.
В перспективе большинства городских улиц - холмы над городом. Годами формировавшаяся психология равнинного жителя подсказывает - если объект выглядит большим, значит он находится недалеко. И я вознамерился влезть на вершину ближайшего из холмов. Топать оказалось долго, размеры холма, то пропадавшего, то вновь появлявшегося в перспективе улицы, не менялись. В конце концов, минут через 40 я добрался до маленького холмика на краю города и решил ограничиться подъемом на него. На самой вершине холма - огороды местных жителей. Солнце, ветер, и дикие хакасские комары - им солнце с ветром не помеха. Давно таких злобных и упрямых комаров не видел. На склоне - десяток коричнево-серых каменных плит, наклонённых под разными углами – точь-в-точь средневековый могильник. Подошёл ближе - нет, не он. Плиты все одинаковые, с полукруглым верхом, вязью непонятных букв и шестиконечными звездами. Старое, ещё дореволюционное еврейское кладбище - в те времена каждому вероисповеданию своё кладбище назначалось. Вид даже со склона небольшого холма уже хорош - весь город видно, трубы ТЭЦ, леса в пойме Енисея. Горизонт замыкают опять же холмы.
Вернулся обратно в гостиницу, по пути заглянув в магазин. И в Минусинске, и в Абакане - свои пивоваренные заводы. Минусинцы делают исключительно непастеризованное («Жигулёвское», «Минусинское» и «Разгуляй»), и расходится оно преимущественно в самом городе. Абаканский же «Аян» с оленем на этикетке попадается и в Красноярске. На самом закате дошёл до старого городского кладбища - руины церкви и никого, только собаки бродят. Разница между Абаканом и Москвой – четыре часа, сдвиг по времени сравнительно невелик и никак не ощутился.