Отправлено: Бокарёв Александр 08:59 12/01/07
13 августа, воскресенье. Абакан и Минусинск.
Забрав рюкзак, пошёл в город. Троллейбусы доезжают почти до самого аэропорта, но я до центра дошагал пешком. Большая статуя при въезде, кольцевая развязка с абаканской объездной. Затем начинаются новые микрорайоны, не так давно выстроенные. Блочные 8-10-этажные дома, в том числе и совсем новые, мега-маркет стройматериалов. Чуть дальше большой белый собор с золочёными куполами, недавно выстроенный на "алюминиевые деньги" - Дерипаска, как будут уверять потом, едва ли не половину республики скупил.
Абакан город новый, из всей "старины" только в юго-восточной части города, за железнодорожной линией, несколько улиц старых деревенских домов, да обложенная кирпичом деревянная церковь - едва ли не единственная уцелевшая во всей Хакассии. В общем, ничего отличного от новых кварталов какого-нибудь большого города, если бы не холмы за Енисеем. Высокие, но в то же время с плавными очертаниями, бледно-жёлто-зелёного цвета - от кустарника и высохшей травы.
В Абакане я провёл всю первую половину дня. Городской транспорт в нём представляют, преимущественно, троллейбусы (билеты по 5 руб., льготники бесплатно) и ПАЗ-3205 (билеты по 7 руб., льготникам 5 руб.). Среди троллейбусов есть и новые машины, Башкирского троллейбусного завода, многие разрисованы рекламой.
Добрался до бывшего Речного вокзала. Всё пассажирское движение тут давно умерло, и здание занято какими-то кафешками и складами, сразу и не признаешь в нём Реч-вокзал. До самого Енисея не дошёл, а впадающий в него Абакан - уже широкая река, вода в нём мутная, желтоватого оттенка – может быть, из-за дождей, а может всегда так. Через реку два рядом стоящих моста – новый автомобильный и прежний совмещенный автомобильно-железнодорожный.
Заехал ради расписаний на автовокзал – это большое здание в центре города, у рынка, в нескольких остановках восточнее железнодорожного вокзала. Рейсов много, но в основном катаются "Газели", частично не отраженные в автовокзальном расписании.
На западной окраине города находится зоопарк. Из любопытства отдал 50 рублей за входной билет - ни разу в провинциальном зоосаду не был. Зоопарк невелик, однако зверья разного в нём немало, есть, как говорят, и редкие экземпляры. Спит, забившись в дальний угол, капский лев, нервно наматывает круги по тесной клетке леопард. Загоны с вытоптанной травой, запах навоза, народу довольно много - день выходной. "Смотри, собачка!" Всё, как и следовало ожидать.
Железнодорожный вокзал построен годах в 1950-х, большое одноэтажное здание с арочными окнами. Купил тут билет на завтрашний поезд в Красноярск. Рядом со зданием железнодрожного вокзала паровоз-памятник «Л-3168» и в отдельном здании железнодорожный музей. Музей, посвященный истории Абаканского отделения Красноярской дороги, организован с большой любовью к делу, да и открыт не так давно, следов многолетней борьбы с пылью на экспонатах не видно. Входной билет – 15 руб.
Зашёл и в республиканский археологический музей - он совсем рядом с вокзалом. Музей помещён на части первого этажа кирпичной 5-этажки, перед ним, на газоне, расставлено несколько десятков каменных стел разных археологических периодов, привезенных с курганов в степи. Билеты по 30 рублей, довольно большой книжный киоск с литературой по археологической тематике. Сама музейная экспозиция невелика, по крайней мере - существенно меньше, чем я предполагал. Фактически это всего два зала, где популярно изложена история Хакассии, известная практически исключительно по данным археологии. Однако организована экспозиция наглядно, пожалуй, так и надо. Фонды музейные куда богаче - в археологическом отношении Хакассия крайне интересна. На втором этаже помещён художественный отдел - в его основе собрание антиквариата, принадлежавшее местной уроженке, скульптору, и завещанное ей республиканскому музею.