Сообщение

15 августа, вторник. Енисейск

Отправлено: Бокарёв Александр 09:01 12/01/07

15 августа, вторник. Енисейск.

Это я постфактум ставлю дату, день недели. Где-то в районе Енисейска "чувство календаря" у меня сбилось напрочь, даже забавно. То есть умом я, конечно, после некоторых подсчётов мог всё назвать правильно. Но осознание того, что "вот сегодня вторник, пятнадцатое августа" - пропало совершенно до самой Москвы. Просто "ещё один день в дороге".
Утро в Енисейске было хмурое, облачное. Северное такое, как надо. Сразу от гостиницы виден сам Енисей - широкая река, пустые песчаные пляжи вдоль берега, за дымкой луга и леса на дальней стороне. Серое небо висит невысоко и отражается в такой же сероватой воде.
Первым делом пошёл к пристани. В Енисейске есть некое подобие набережной - бетонный парапет метра в два высотой, отделяющий улицу вдоль реки от приречной полосы, протянувшийся на несколько кварталов. Примерно посередине этот парапет прорезает съезд вниз, к пристаням. Он был здесь всегда, наверное, с момента основания города. Сейчас грузового порта в Енисейске нет, грузы Лесосибирск отправляет. Зато есть пассажирская пристань - деревянный дебаркадер, к которому швартуются теплоходы и скоростные суда. До Енисейска есть хорошая дорога по суше. Дальше, в расположенные вниз по Енисею города и посёлки, можно добраться только по воде или по воздуху, поэтому на пристани перед приходом судов многолюдно - ехать надо всем. Более того - между Енисейском и Красноярском реку перегораживают пороги, а потому для целого ряда маршрутов Енисейск - отправная точка. Люди приезжают заранее, ночуют где-то, если отправление с утра, и потом - дальше в путь. Как раз этим утром отправлялся "Восход" куда-то вниз по реке и удалось посмотреть на драматичную картину - "Штурм скоростного судна пассажирами". Толпа у ограждения, все с огромными сумками, баулами, давка, ругань, отчаянно прорывающиеся через толпу немногочисленные пассажиры, которым надо было в Енисейске выйти, вопли капитана - "Сойдите со сходен, больше никого не возьму, у меня и так перегруз!", народ только что на борта "Восхода" не прыгает. В общем, впечатляющее зрелище. Это вам не утрамбовка полусотни человек в ПАЗик где-нибудь в Нечерноземье, тут всё серьёзнее.
Помимо речной пристани, в Енисейске есть два парома - "еркаловский" и "епишевский" (в обоих случаях ударение на второй слог). Оба ходят с дальних окраин города, с интервалом два часа. С правого берега по бетонке/грейдеру через леса можно доехать до посёлка Северо-Енисейск. Это, видимо, самая северная точка Красноярского края, круглый год достижимая по суше. Некоторое время туда даже автобус ходил из Красноярска, но коммерсанты, его гонявшие, как говорят разорились, и автобус больше не ходит.
Город Енисейск - былая столица всей долины Енисея. Только в XIX веке роль главного города перешла к Красноярску - через него и почтовый тракт проходит, и железную дорогу потом протянут. Но до самой революции продержалось прежнее название губернии - Енисейская.
Когда-то город был известен своими церквами - больше, чем в Енисейске, образцов "сибирского барокко" было только в двух сибирских городах – Тобольске и Иркутске. Наше провинциальное барокко - это отдельная архитектура, особая моя любовь. Сибирское барокко - одно из лучших его проявлений. Вычурные формы наличников, ажурные силуэты зданий, сложные многокупольные венчания, запутанная "генеалогия" - образцами для сибирских построек были храмы на Сухоне и Северной Двине, но при этом заметное влияние на его формирование оказала архитектура Киева и Северщины. В советские годы енисейским церквам досталось очень сильно. Нескольких не стало вовсе, несколько перестроено, и только выглядывающие из-за заборов сложные обрамления оконных проёмов показывают - да, была же красота.
Наиболее впечатляющее зрелище - главный городской собор - Богоявленский. Когда его возводили, остальные городские церкви уже были сооружены, и собор для местных каменщиков был постройкой «аккордной». Ясно было, что после него строить в самом Енисейске ничего выдающегося уже не придётся. То, что сделали с собором в советские годы, и как он сейчас выглядит, это ... Как бы сказать ... Это очень сильное впечатление. Обрывающиеся в пустоту своды над грудами угля, причудливые наличники, у каждого окна свой, кое-где уцелевшие старые кованые решётки окон, перебитые новыми проёмами ленты карнизов, над всей огромной постройкой такая же огромная башня колокольни. И в арочном пролёте яруса звона отчётливо видный профиль колокола - не пролезал он в арку, пришлось края разбивать ...
Внутри уцелевшей части собора устроена котельная, зашёл внутрь, с работягами местными побеседовал. Когда-то огромные просторные залы разгорожены стенами, почти под самый потемневший свод уходят кожухи котлов. Раньше можно было влезть на колокольню, но за долгие годы деревянная лестница внутри неё сгнила и обрушилась.
Планировка центра города ортогональная. Улицы застроены старыми домами, в центральных кварталах кирпичными, в два этажа, ближе к окраинам деревянными, новой застройки не так уж и много. Есть дома и не без выдумки. В Енисейске времени у меня было достаточно, удалось почти весь город обойти, да и погода наладилась, солнце проглянуло. Музей здесь весьма неплох, торгуют разного рода краеведческими книжками, даже специально издали план города с указанием практически всех старых зданий и небольшими фотоиллюстрациями. Видно, что прошлое своего города людям тут не безразлично. Способствует этому и то, что настоятелем одной из городских церквей служит Геннадий Фаст – один из выдающихся сибирских краеведов, в прошлом математик Томского университета.
А больше всего порадовала "Фото-изба". Это деревянный дом на главной улице - Ленина, прежде Большой, в восточной части города, за речкой Мельничной. Внутри - организованный местным фотографом Петром Яковлевичем Дроздовым музей - а заодно и фотомагазин. Фотограф, кстати, Дроздов, самый что ни на есть "настоящий". Собрание разного рода старины, начиная с утюгов и заканчивая деревянной резной калиткой столетнего возраста - дом перестраивали, ворота ломали, вот её и забрали в музей. По стенам фотографии старого Енисейска. Чувствуется, что "енисейская старина" для человека – существенная часть жизни. Самого создателя музея не было, с супругой его побеседовал. Здесь же закупил карт городов Красноярского края – их выпущена целая серия, практически на каждый крупный город. Карты весьма неплохи, почти все сопровождаются и схемками городского транспорта.
Единственный уцелевший без особых разрушений из городских храмов - собор в Спасском монастыре. Стоит он выигрышно, на пригорке в стороне от Енисея, в юго-западной части города. Монастырь в общем-то действующий, но то ли режим в нём не строгий, то ли мне лично повезло - к небритому типу с рюкзаком и фотоаппаратом никто интереса не проявил. Я по территории прошёлся, наличники обфотографировал, даже внутрь собора залез - его ещё только чинят, внутри одни голые стены, и был таков. Погода наладилась, солнце проглянуло, пришлось повторно по городу пробежаться, кое что перефотографировать при солнечном освещении.
Затем - на автовокзал. Автовокзал енисейский в самом центре, на перекрестке, недалеко от пристани, гостиницы, рынка и горсовета. Здание аккуратное, небольшое. Есть и комнаты отдыха, просто я их ночью не нашёл. Купил билет до Лесосибирска (47руб.), в остававшееся до автобуса время дошёл до пристани, где в кафе пообедал. В 16 часов автобусом уехал в Лесосибирск – ехать почти час. Дорога выходит из города мимо какой-то в/ч с антеннами – вроде бы телеметристы тут сидят. Далее шоссе идёт по лесу, местами вдоль самого Енисея, покрытие асфальтовое, довольно неплохое.
Сам Лесосибирск - это несколько удалённых друг от друга посёлков, разделённых лесами и промзонами. Несколько лесообрабатывающих комбинатов, большой грузовой порт. Автостанций тут имеется три штуки. Одна несерьёзная в Новоенисейске, на северной окраине. И две в самом городе - одна "новая" в центре, другая где-то в южной части, на так называемой "КонЕчке" (конечная остановка, в общем). Новоенисейск – посёлок, застроенный деревянными 2-этажными домами, среди которых несколько кирпичных 3-этажек, при Лесосибирском ДОКе.
Собственно центр города - это пара микрорайонов блочных 5-этажных домов, окружённых кварталами частной застройки. Удивительное зрелище - площадь перед горсоветом. Большое административное здание 1970-х годов, перед ним площадь с фонтаном, мамаши с колясками, с одной стороны площади блочные дома. Всё как положено. Но с противоположной стороны площади деревянный частный сектор, а с востока вообще ничего – поле, на котором коровы пасутся, за полем шоссе, а за дальше лесок в пойме Енисея.
Одна из главных достопримечательностей Лесосибирска - здоровенный из красного кирпича Крестовоздвиженский собор, построенный несколько лет назад. Здание довольно симпатичное по архитектуре, да и поставлено удачно, на невысоком мысу над речной долиной. Вокруг "старые кварталы" - дома не выше двух этажей - частью кирпичные 1950-60-х, частью деревянные. В ограде собора насажена молодая кедровая рощица.
Поглядев собор, пошагал к железнодорожной станции. Времени уже оставалось немного, да и погода испортилась, начал дождь накрапывать. Северная часть собственно Енисейска - это частные дома, через местную речушку пара подвесных мостов. У вокзала железнодорожный посёлок с кирпичными 5-этажками, на торцах домов выложены разного рода лозунги и картины. На север уходят подъездные пути к ДОКу и грузовому порту. Сам вокзал – небольшой домик из красного кирпича. Купил себе билет в плацкартный вагон до Красноярска – 360р., не удивительно, что народ автобусы предпочитает.
Солнце проглянуло только к отходу поезда, к 20 часам. Поезд Лесосибирск-Красноярск при отправлении из Енисейска состоит из тепловоза 2ТЭ10У, к которому прицеплены два плацкартных и два купейных вагона. Вагоны старые, пыльные. Глухой ночью, на узловой станции Ачинск его перекомпоновывают – один купейный вагон прицепляют к поезду на Москву, а к оставшимся добавляют ещё вагонов до Красноярска, приходящих из Шарыпово и Белогорска.
Дорога однопутная, без электрификации, места довольно глухие, с поросшими лесом холмами, пустые полустанки. Народу в поезде довольно много, хотя середина недели.


Комментарии:
Из старых долгов - Бокарёв Александр 18:26 11/01/07
     • 12 августа, суббота. Перелёт - Бокарёв Александр 08:53 12/01/07
     • 13 августа, воскресенье. Абакан и Минусинск - Бокарёв Александр 08:53 12/01/07
          • Re: 13 августа, воскресенье. Абакан и Минусинск - жека 22:10 05/11/09
     • 13 августа, воскресенье. Абакан и Минусинск - Бокарёв Александр 08:59 12/01/07
          • упс, глюк (-) - Бокарёв Александр 09:00 12/01/07
     • 13 августа, воскресенье. Абакан - Бокарёв Александр 08:59 12/01/07
          • снова глюк, оба можно убить (-) - Бокарёв Александр 09:00 12/01/07
     • 14 августа, понедельник. От Минусинска до Енисейска - Бокарёв Александр 09:01 12/01/07
     • 15 августа, вторник. Енисейск - Бокарёв Александр 09:01 12/01/07
     • 16 августа, среда. Красноярск и Столбы - Бокарёв Александр 09:02 12/01/07
          • Покровская церковь - это с 10 рублей? (-) - Yaroslav Blanter 11:36 12/01/07
               • на десятирублёвке - часовня на Караульной горе (-) - Бокарёв Александр 12:37 12/01/07
     • 17 августа, четверг. Томск - Бокарёв Александр 09:03 12/01/07
     • 18 августа, пятница. Вниз по Оби - Бокарёв Александр 09:03 12/01/07
     • 19 августа, суббота. Gott mit Uns - Бокарёв Александр 09:05 12/01/07
          • Re: 19 августа, суббота. Gott mit Uns - mike 11:08 19/01/07
               • Re: 19 августа, суббота. Gott mit Uns - Бокарёв Александр 13:15 22/01/07
     • 20 августа, воскресенье. Нефтяные города - Бокарёв Александр 09:06 12/01/07
     • 21 августа, понедельник. В Тобольске как гость - Бокарёв Александр 09:07 12/01/07
     • 22 августа, вторник. В Тобольске как экскурсовод - Бокарёв Александр 09:08 12/01/07
     • 23 августа, среда. Столица Урала - Бокарёв Александр 09:08 12/01/07
     • 24 августа, четверг. На Каме - Бокарёв Александр 09:09 12/01/07
     • 25 августа, пятница. Дорога домой - Бокарёв Александр 09:10 12/01/07
          • Спасибо, прошитал с большим интересом (+) - Yaroslav Blanter 12:51 12/01/07
               • да не за что особо - Бокарёв Александр 15:01 12/01/07
                    • спасибо, проичтал с удовольствием (-) - DF 20:11 12/01/07
                    • Спасибо, понравилось! (0) - сПутник 13:14 19/01/07


вернуться к дереву/списку сообщений


Ответ:

[Вход для зарегистрированных пользователей]
Имя: *
Email:
Тема: *
Сообщение
*
   
Присылать ответы по email: