Сообщение

18 августа, пятница. Вниз по Оби

Отправлено: Бокарёв Александр 09:03 12/01/07

18 августа, пятница. Вниз по Оби.

Поутру выскочив из гостиницы, троллейбусом доехал до вокзала. Успел даже расписания перекатать. "Газель" на Колпашево была набита полностью, мне место досталось удачное - у задней двери, можно в окно смотреть на остающуюся на машиной дорогу. В 08:05 выехали. Проехали городом, по мосту пересекли Томь.
Первый десяток километров, до Мельниково, дорога представляет собой многополосный автобан. Затем поворот на север. В основном дорога асфальтированная, только за Каргалой с десяток километров трасса замощена бетонными плитами, колёса стучат на стыках. Места просторные, с широкими полями, деревень видно немного, да и дорога проложена в обход сёл. Остановились на полпути, на северной окраине райцентра Молчаново. Тут у водителей прикормленное место - и сами в кафе перекусывают, и пассажиры чего прикупят из выпечки. Затем дальше. Неподалёку от Колпашево уже, в селе Чажемто (ударение на последний слог) вылезла одна из пассажирок - она сюда на курорт ехала. Гхм. Ну не знаю, не знаю. Курорт наверное есть, только вот вокруг нет ничего - деревня, да лес, да болотца, да Обь в стороне. Может на курорте больше ничего и не надо.
Поворот на Колпашево - кольцевая развязка. Дальше, в пойме Оби, дорога довольно быстро превращается в грейдер. Видимо, этот участок каждую весну заливает, и смысла делать нормальное покрытие нет. Подымая клубы пыли, добрались до паромной переправы. Уже в 12:30 были у парома – шустро, я думал, гораздо дольше ехать будем.
Город Колпашево стоит на правом берегу Оби, дорога на левом. Есть планы и мост тут строить, и шоссе по правобережью тянуть. А пока единственная связь города с внешним миром - паром. Их тут четыре, принадлежащих двум компаниям (ООО «Переправа» и ООО «Паромные переправы»), ходят с интервалом в полчаса. Два парома («СП-5» и «СП-11»), две "аппарельки", которые толкают буксиры-толкачи. Аппарель это частая в Сибири переправа - баржа, к которой сзади или реже сбоку пришвартован буксир. Плыть через Обь недолго, по противоположному берегу дома города.
Колпашево - город большой, помимо массивов частной застройки есть и кирпичные дома в 3-4 этажа. Автостанции сейчас тут нет - была у аэропорта, да вся вышла. В Томск народ возит сразу несколько частных компаний («Автотранспортник», «Век», «Транзит-Сервис» и др.), у каждой из которых есть своя собственная будка по продаже билетов. Все они расположились в центре, вокруг квартала со стадионом и Домом Культуры, в большинстве своём делают за день 2-4 рейса. В основном у них "Газели", есть даже "Волга". «Транзит-Сервис», впрочем, гоняет в Томск автобус. Пригородные же маршруты особого расписания не имеют, да и нет их – пригородных.
Я первым делом съездил "Газелью" в прилегающий к Колпашево посёлок Тогур (ударение на первый слог). "Газель" забавная, дверь уже не на полозьях держится, а на петлях, приваренных местными умельцами, проезд в 8 руб. обходится. В Тогуре тоже масса частных домов и несколько кирпичных 5-этажек. В западной его части среди домов виднеются купола местной церкви - одной из немногих каменных провинциальных построек начала XIX века, уцелевших в Томской области. Походил вокруг, пофотографировал, внутрь заглянул. Тогурская церковь была вновь открыта ещё в 1940-х, и потому сохранились и росписи старые, и иконостас.
Потом обратно в город. Пешком дошёл до аэропорта. Двухэтажное кирпичное здание с деревянной вышкой над ним, напротив запертая автостанция с пустующими перронами под навесом. Слева кирпичный домик в два этажа - гостиница. Зашёл в само здание аэропорта, с дежурным побеседовал. Сейчас из Колпашево регулярных рейсов нет, только санитарные, да МЧСовские, а когда-то и в Томск летали, и в соседние области. Заодно попытался выяснить о судьбе местного судоходства - были сведения, что тут живые "Зори" есть. Но ни дежурный, ни аэропортовый милиционер ничего о таковых не знали. Пошагал обратно в центр, мимо большого городского парка (кусок леса, окруженный домами), стадиона. Поначалу была мысль тут и ночевать, но, подумав, решил попытаться забраться как можно дальше вдоль реки. Будущее показало, что это было правильное решение.
У пристаней меня окончательно уверили в том, что в Колпашево никакого пригородного судоходства давно уже нет. Разве что в Парабели кто катается. Уже позже, на СПК из Каргаска в Колтогорск, выяснил, что когда-то бывшую в Колпашево «Зарю» купило Ханты-Мансийское пароходство, и теперь она в Сургуте обитает.
Паромом перебрался обратно на левобережье, автобусом доехал до разворота, к 15:00 туда добрался. Автобус ушёл в Томск, а я остался стопить. Поток довольно активный, да всё сплошь самосвалы, идущие на ближайшую стройку - километрах в пяти за разворотом медленно тянут нормальную дорогу. Денег дают в год на несколько километров, и до Парабели они дойдут ещё не скоро.
Наконец, остановилась "Волга" с новосибирскими номерами. В ней ехал до села Инкино инженер-газопроводчик. Они тянут вдоль Оби очередную ветку газопровода в Кузбас. Летом по сухим гривам работают, зимой - по болотам, а в Инкино база. С ним и доехал до инкинского поворота. Асфальт закончился почти сразу, и дальше дорога представляет собой широкий грейдер, что ни год подсыпаемый - сползает в болотины. Самое впечатляющее место – это насыпь через долину реки Шуделки – несколько километров подряд с обеих сторон сплошные болота с чахлыми деревцами. Брр. Невесело было бы тут застрять, в паре десятков километров от ближайшего жилья и сотне другой километров от чего-либо осмысленного.
За Инкино почти сразу поймал бензовоз. Водитель местный, всю жизнь по этим дорогам гоняет. Говорит, через Бакчар есть круглогодичная дорога в Кедровый. Дорога, конечно, условная, колейная, но для грузовиков вполне проходимая.
Наша дорога - до Каргаска и оттуда вверх по Васюгану, в последние годы построена, раньше ближе к Оби ездили, а когда и просто по льду. Зимой он как-то из любопытства заезжал в Нарым - посмотреть, "избу, где Сталин сидел". Порассказывал много любопытного о нынешней жизни в томской глубинке. Ничего особо неожиданного. Денег в деревнях живых не видят годами, получают комбикормами, чтобы скотину кормить, да хлебом в колхозной лавке. Пособие по безработице 900р., пенсии – около 2500р. Коллективных стад почти не осталось, совхозы все развалились. Какая скотина если есть - то всё отдельных хозяев. Пасётся скот вольготно, пастуха редко увидишь - стало быть дикого зверья не особо опасаются. Работают до самой смерти - у водителя моего даже теория есть, на реальных примерах построенная - как выйдет мужик на пенсию, как станет ему делать нечего - тут и крышка.
Деревни вдоль дороги попадаются нечасто, в основном она через лес идёт. Лес всё больше лиственный, берёзовый. Впрочем, на многих избах заметны спутниковые тарелки - это городские летом приезжают, и не только из Томска. Места тут и вправду глухие, чтобы от города отдохнуть - самые подходящие. По осени пересекусь я в гостинице одного чернозёмного города с полковником из одного московского номерного НИИ - и окажется, что он, что ни лето, в отпуск как раз в Нарым ездит.
На въезде в Парабель распростились. В посёлке на развилке стоит пост ДПС, а в кабинах бензовозов формально пассажиров возить нельзя. Мне, впрочем, всё равно не далее Парабели ехать было, времени 19:30. Пошёл пешочком.
Районный центр село Парабель застроено в основном частными домами, есть кирпичные 2-этажки, попадаются тротуары из досок вымощенные. Главная улица – Советская - идёт на северо-северо-восток, вдоль Оби, новая дорога, на картах не прорисованная проходит через южную окраину села и потом уходит на северо-запад, в сторону Толмачево, и далее к Каргаску.
Дошёл до центральной площади с новопостроенной церковью, архитектурно неинтересной, и домиком автостанции. Строго говоря, автостанции тут больше нет, а есть диспетчерская местного поселкового такси, в которой, впрочем, и хранится расписание немногочисленных проходящих через село автобусов. Дежурившая очаровательная девушка Саша, чаем напоила, расписание разъяснила. Заодно выяснилось, что в Нарым из Парабели ходит всё же катерок - "КС-211", откуда-то от нефтебазы. В подробностях "разъяснить" этот катер, правда, не удалось. Саша томская, просто жизнь занесла в Парабель. В прошлом году она вместе с подругой, с несколькими сотнями рублей в кармане, автостопом от Томска добрались до Кабардинки на черноморском побережье и обратно. Так что моя поездка её живо заинтересовала. "Ну, рассказывай, где был, каких людей видел, в дороге люди - это самое интересное". Люди, говоришь ... Люди, конечно, тоже. Однако для такого подхода надо уметь чужую доброту и радушие принимать, а не так-то это и просто.
Вечерело, пошагал к выезду из посёлка. От поста тех самых ДПСников, которых "мой" водитель бензовоза остерегался, на "пятёрке" с местными ребятами доехал до конца посёлка, пересечения двух дорог. Время 21:30, темнеет быстро, перекрёсток не освещённый, не едет никто. Оно и верно - все, кому надо было, уже проехали. Простоял минут сорок, помёрз - небо ясное, звёздное, холодно.
Жаль, конечно, но делать нечего - придётся обратно в Парабель идти и там ночевать. Пошёл не по той дороге, какой приехал, а по грейдеру, заводящему в село с севера, даже с северо-востока почти. Совсем ночь настала, идти оказалось довольно долго. Освещения уличного тут и не было никогда, только в стороне над обской поймой огоньки домов - деревня какая-то. Уже в самой Парабели, на окраине, впереди сверкнули фары. Рука на автомате дёргается - эй, стой. Оказалось – ПАЗ-3205 из Томска, идущий в Каргасок, салон весь заставлен сумками с вещами. Ну что же, значит не судьба в Парабели остановиться, поехали. Уселся на свободное место, отдал 60 руб. за проезд и заснул.
Проснулся около полуночи уже на въезде в Каргасок. Темень, ничего не видно, люди постепенно вылезают на им одним заметных перекрёстках, автобус долго петляет по селу, пока не доезжает до автостанции. Водитель попробовал было объяснить мне, как идти к гостинице, но потом махнул рукой и просто довёз до крыльца. Оказалось всё рядом, буквально пара кварталов на юг от автостанции.
Гостиница в Каргаске недавно отремонтированная, народу не оказалось никого, заселился за 400р. Удобства, правда, "в коридоре", но с этим уж ничего не поделать. Но в сравнении с предыдущей ночёвкой в Томске - весьма уютно.


Комментарии:
Из старых долгов - Бокарёв Александр 18:26 11/01/07
     • 12 августа, суббота. Перелёт - Бокарёв Александр 08:53 12/01/07
     • 13 августа, воскресенье. Абакан и Минусинск - Бокарёв Александр 08:53 12/01/07
          • Re: 13 августа, воскресенье. Абакан и Минусинск - жека 22:10 05/11/09
     • 13 августа, воскресенье. Абакан и Минусинск - Бокарёв Александр 08:59 12/01/07
          • упс, глюк (-) - Бокарёв Александр 09:00 12/01/07
     • 13 августа, воскресенье. Абакан - Бокарёв Александр 08:59 12/01/07
          • снова глюк, оба можно убить (-) - Бокарёв Александр 09:00 12/01/07
     • 14 августа, понедельник. От Минусинска до Енисейска - Бокарёв Александр 09:01 12/01/07
     • 15 августа, вторник. Енисейск - Бокарёв Александр 09:01 12/01/07
     • 16 августа, среда. Красноярск и Столбы - Бокарёв Александр 09:02 12/01/07
          • Покровская церковь - это с 10 рублей? (-) - Yaroslav Blanter 11:36 12/01/07
               • на десятирублёвке - часовня на Караульной горе (-) - Бокарёв Александр 12:37 12/01/07
     • 17 августа, четверг. Томск - Бокарёв Александр 09:03 12/01/07
     • 18 августа, пятница. Вниз по Оби - Бокарёв Александр 09:03 12/01/07
     • 19 августа, суббота. Gott mit Uns - Бокарёв Александр 09:05 12/01/07
          • Re: 19 августа, суббота. Gott mit Uns - mike 11:08 19/01/07
               • Re: 19 августа, суббота. Gott mit Uns - Бокарёв Александр 13:15 22/01/07
     • 20 августа, воскресенье. Нефтяные города - Бокарёв Александр 09:06 12/01/07
     • 21 августа, понедельник. В Тобольске как гость - Бокарёв Александр 09:07 12/01/07
     • 22 августа, вторник. В Тобольске как экскурсовод - Бокарёв Александр 09:08 12/01/07
     • 23 августа, среда. Столица Урала - Бокарёв Александр 09:08 12/01/07
     • 24 августа, четверг. На Каме - Бокарёв Александр 09:09 12/01/07
     • 25 августа, пятница. Дорога домой - Бокарёв Александр 09:10 12/01/07
          • Спасибо, прошитал с большим интересом (+) - Yaroslav Blanter 12:51 12/01/07
               • да не за что особо - Бокарёв Александр 15:01 12/01/07
                    • спасибо, проичтал с удовольствием (-) - DF 20:11 12/01/07
                    • Спасибо, понравилось! (0) - сПутник 13:14 19/01/07


вернуться к дереву/списку сообщений


Ответ:

[Вход для зарегистрированных пользователей]
Имя: *
Email:
Тема: *
Сообщение
*
   
Присылать ответы по email: