Сообщение

20 августа, воскресенье. Нефтяные города

Отправлено: Бокарёв Александр 09:06 12/01/07

20 августа, воскресенье. Нефтяные города.

Утро, будильник. Встаю и по предутреннему Александровскому снова иду к "Казахстану". Далеко на востоке розовым и рыжим среди слоёных синих туч загорается небо, вот-вот проглянет золотой полосой солнце. У выезда уже стоит пара человек, тоже ждут. 6 часов утра.
Довольно быстро прикатила "Газель", влезли, поехали. Дорога до Медведево вымощена бетонными плитами, местами асфальтирована, добрались довольно шустро, к 07:25. Почти одновременно с нашей «Газелью» прикатили вторая и японский микроавтобус предпринимателя, что я вчера в кафе встретил, всего пассажиров человек 25 набралось. В качестве парома тут снова аппарель, в этот раз особо здоровая баржа, к которой прицеплен буксир-толкач. Основной пассажиропоток - грузовики с прицепами, забитыми ржавым оборудованием - с отработанных скважин вывозят, уж не знаю, в утиль, или оно ещё повторно на что годится. Помимо них несколько легковых - тоже с Александровского, да наши микроавтобусы. Фуры долго отчаянно маневрируют, пытаясь задним ходом завести по сходне на "аппарель" вначале прицеп, а потом и сам тягач. Затем заезжаем и мы, в 08:05 отплываем.
Плыть до Колтогорска - "речных ворот Стрежевого" - довольно долго, почти час, на реке дует сильный ветер, и народ сидит по машинам. От пристани ещё минут двадцать по бетонке. Наконец, в 09:20 приехали.
Стрежевой здесь обычно называют коротко - "Стрижи". Несколько микрорайонов, в основном застроенных блочными и кирпичными 10-этажными домами, автостанция. Добежал до недавно выстроенной местной церкви, ничего интересного не представляющей, потом обратно на автостанцию. До Нижневартовска катаются как маршрутные "Газели", так и обычные таксисты, цены у них довольно сходные. Поехал, всё же, "Газелью" (билет – 160р.) - "шеф" пока ещё наберёт четверых пассажиров.
Шоссе Стрежевой-Нижневартовск – хорошая асфальтовая дорога с разметкой, отворотами на нефтепромыслы. Посреди дороги - снова переправа. Река Вах, довольно широкая. Здесь сплошной каруселью крутятся сразу несколько "аппарелек" - поток большой. В планах строить разводной понтонный мост, но пока его нет. Заехали на паром быстро, переплыли. В 10:45 были в Нижневартовске, на вокзале, что стоит на северной окраине города.
Здание новое, в духе современной архитектуры, совмещающее обычный вокзал и автостанцию. Вокзальное радио крутит песенку: "Туман над городом, да над тайгой, Туман над светлую Обью-рекой". Но сегодня обошлись без тумана. На юг от вокзала уходит широкий проспект - одна из главных городских улиц, улица Чапаева, ведущая к Оби.
Нижневартовск произвёл удручающее впечатление. Нет, с самим городом всё в порядке. Выкрашенные для разнообразия в разный цвет дома, широкие улицы - нормальный такой большой город, мало отличимый от какого-либо московского пригорода. Водители, в отличие от столицы, пропускают пешеходов. Но впечатления - вещь субъективнейшая. После маленьких посёлков на Оби оказаться вдруг в увеличенной в несколько раз копии "нового города" Зеленограда, поставленной на песчаном островке среди болотистого леса - это для меня слишком. Понимание того, что кроме этих панельных домов в 10-14 этажей вокруг на сотни километров ничего нет, кроме леса, болот, нефтекачалок и таких же домов в соседнем городке - это подавляет. Очень многого тут не хватает.
Между жилыми домами и Обью обустроена набережная, выстроена большая и не особо красивая церковь с золочёными куполами. Неподалёку пристань. По стенам - общее сводное расписание Ханты-Мансийского пароходства. Тут же объявление - через несколько дней "последний в эту навигацию рейс до Томска".
Что?! Какого ещё Томска?! Иду опрашивать дежурную. Оказалось, Ханты-Мансийское пароходство несколько раз за год выполнило рейсы от Нижневартовска до Томска. Даже просило разрешения на регулярное движение по линии Нижневартовск-Каргасок. Однако цены их, в сравнении с коллегами, демпинговые, а потому из Западно-Сибирского пароходства прислали только одну бумагу - список пристаней, к которым не разрешают хантовским СПК приставать. Простой такой список - все пристани, от Медведево и до Томска перечислены. Такая вот конкурентная борьба. По этой же причине и узнать о рейсах в Томск нигде, кроме как в Нижневартовске, невозможно. Впрочем, на навигацию 2007 года ханты-мансийцы таки пробили разрешение до Каргаска ходить. Остальное время лихорадочно переписывал расписание, поглядывая на часы - опоздать на поезд не хотелось, делать в Нижневартовске, как мне представлялось, нечего. В конце концов, опасаясь опоздать, поймал до вокзала машину. Хотя постфактум понимаю, что скорее всего и автобусом бы успел.
Купил за 250р. билет, да погрузился в поезд, в 13:00 отъехали. 379-й поезд Нижневартовск-Тюмень - это 17 плацкартных вагонов, которые тащит тепловоз 2ТЭ10У. Дорога однопутная, без электрификации. По сторонам то и дело болота в приглушённых жёлтых, зелёных и рыжих тонах, из них торчат серые стволы деревьев. Попадаются и озёра, а слева от путей то и дело видно шоссе. Лес по сторонам всё больше мелкий, несерьёзный, лиственных пород. На подъезде к Сургуту начинаются дачи-огороды местных жителей, большой пруд, используемый как технический водоём для городской ГРЭС.
В купе напротив меня оказался нефтяник из Сургута, порассказывал о непростой работе в отрасли. Стволы-то, оказывается, проходятся обычно не вертикально, а под заметным углом, иногда ещё и с изломом - площадка с нефтекачалками в одном месте, а сверлят куда-либо в сторону, к центру пласта. Он сам местный, родился в этих краях, когда ещё никакой нефти не было, а по Оби и Иртышу до Тобольска несколько дней пароходом добирались. В нефтедобыче давно работает, помнит как в советские годы Героев Соц.труда "делали" (звание за количество пройденных метров бригадиру или ещё кому давали, вот выберут, из кого Героя лепить, и все силы на его бригаду бросают - и к оборудованию тщательнее подходят, и работают сверхурочно). В старое время при промахе с проходкой ствола существенно проще было с комиссией по приёмке договориться, сейчас новые частные владельцы куда суровее.
Много рассказывал об определённом антагонизме между ИТРами в офисах в крупных городах типа Сургута и простыми работягами, объясняя это тем, что деньги им из "общего котла" идут. Все замечания, которые к выполненной работе ИТРы найдут, сказываются на том, что зарплату рабочим урезают, а инженерью наоборот прибавляют. В общем интересно послушать.
В Сургуте расстались. Сунулся было в кассы, чтобы билет из Казани сдать и новый взять, на день раньше, но там очереди дикие, а времени 17:00, хочется всё же город посмотреть. Сам вокзал в Сургуте, построенный в 1970-х, несмотря на габариты, не впечатлил - людно и грязно. Видно, что это для очень многих просто промежуточный пункт по пути на "большую землю". Наверное, и то сказывается, что он не в городе, а в привокзальном посёлке. У вокзала редкий зверь: тепловоз-памятник «ТЭ3-1072». Согласно табличке - тот самый, что первым пришёл в Сургут по рельсам, протянутым с "материка", в 1975 году.
До центра города доехал на маршрутке. Центральная дорога из города в аэропорт, с известной сургутской "триумфальной аркой" перекопана, ремонт какой-то, ехали в объезд. Впрочем, в городе все дороги в хорошем состоянии. Вылез у автостанции. Забавное здание, основной зал - ведомственная автостанция, с огромным расписанием рейсов разных компаний на площадки. "Общечеловеческая" автостанция в соседнем зале, и расписание там куда скромнее. Дальше в центр пошёл пешком и лишний раз уверился в том, что лично мне специально в новые сибирские нефтяные города ездить не за чем, как бы их коллеги не нахваливали. Дома в основном блочные, не выше 9 этажей, есть только несколько недавно построенных высоток. Магазины, в том числе известных торговых марок, закусочные. Всё это можно и в Бескудниково увидеть. Да, конечно, Сургут, как и прочие города, что пришлось видеть, довольно аккуратен - и то верно, иначе вовсе в нём свихнёшься, особенно долгими тёмными зимами. Есть в нём и интересные здания, и памятники, но всё же ...
Городской транспорт состоит из автобусов (проезд – 8р.) и «Газелей» (12р.), автобусы разные – и ЛиАЗ-5256, и Scania, и ещё какие-то. Движение оживлённое.
Поглядел на сине-стеклянное здание "Сургут-нефте-газа" (или как там эту компанию зовут). К зданию недавно пристроили новый корпус, ещё больше старого, который прозвали "детским садом". Главным образом - за семейственность в этой Богатой-Преуспевающей-Конторе. Если папа тут работал, то и детишки сюда же пойдут. Столовой нормальной вечером не отыскал, и поужинал довольно дорого в заведении под названием «Тарелка» - тоже «ресторан самообслуживания», но чуть более пафосный, чем обычно.
Дошёл и до "старого Сургута". Это музейная зона, забором огороженная. Внутри несколько деревянных изб и свежевыстроенная деревянная церковь. По архитектуре церковь неплохая, да и ночью подсвечена красочно. Несколько дальше на восток, над спуском в пойму Оби, Преображенский собор. В отличии от множества виденных мною современных культовых зданий это весьма удачная постройка - этакая творческая переработка идей псковской архитектуры в применении к крупным сооружениям. Сложная по объемам композиция, только что колокольня несколько выбивается из общего ритма. Но в целом очень недурственно.
Напротив собора обнаружилось инет-кафе Space. Посидел там минут 50, да и на вокзал. Очереди в кассы там меньше не стали. Между тем прибыл мой поезд: 377, Новый Уренгой – Казань. Стандартный такой поезд для ввоза-вывоза вахтовых рабочих с нефтепромыслов. 19 старых вагонов, которые тащит 2ТЭ10У. Отправились в путь в 23:14, потому сразу забрался на полку и заснул.


Комментарии:
Из старых долгов - Бокарёв Александр 18:26 11/01/07
     • 12 августа, суббота. Перелёт - Бокарёв Александр 08:53 12/01/07
     • 13 августа, воскресенье. Абакан и Минусинск - Бокарёв Александр 08:53 12/01/07
          • Re: 13 августа, воскресенье. Абакан и Минусинск - жека 22:10 05/11/09
     • 13 августа, воскресенье. Абакан и Минусинск - Бокарёв Александр 08:59 12/01/07
          • упс, глюк (-) - Бокарёв Александр 09:00 12/01/07
     • 13 августа, воскресенье. Абакан - Бокарёв Александр 08:59 12/01/07
          • снова глюк, оба можно убить (-) - Бокарёв Александр 09:00 12/01/07
     • 14 августа, понедельник. От Минусинска до Енисейска - Бокарёв Александр 09:01 12/01/07
     • 15 августа, вторник. Енисейск - Бокарёв Александр 09:01 12/01/07
     • 16 августа, среда. Красноярск и Столбы - Бокарёв Александр 09:02 12/01/07
          • Покровская церковь - это с 10 рублей? (-) - Yaroslav Blanter 11:36 12/01/07
               • на десятирублёвке - часовня на Караульной горе (-) - Бокарёв Александр 12:37 12/01/07
     • 17 августа, четверг. Томск - Бокарёв Александр 09:03 12/01/07
     • 18 августа, пятница. Вниз по Оби - Бокарёв Александр 09:03 12/01/07
     • 19 августа, суббота. Gott mit Uns - Бокарёв Александр 09:05 12/01/07
          • Re: 19 августа, суббота. Gott mit Uns - mike 11:08 19/01/07
               • Re: 19 августа, суббота. Gott mit Uns - Бокарёв Александр 13:15 22/01/07
     • 20 августа, воскресенье. Нефтяные города - Бокарёв Александр 09:06 12/01/07
     • 21 августа, понедельник. В Тобольске как гость - Бокарёв Александр 09:07 12/01/07
     • 22 августа, вторник. В Тобольске как экскурсовод - Бокарёв Александр 09:08 12/01/07
     • 23 августа, среда. Столица Урала - Бокарёв Александр 09:08 12/01/07
     • 24 августа, четверг. На Каме - Бокарёв Александр 09:09 12/01/07
     • 25 августа, пятница. Дорога домой - Бокарёв Александр 09:10 12/01/07
          • Спасибо, прошитал с большим интересом (+) - Yaroslav Blanter 12:51 12/01/07
               • да не за что особо - Бокарёв Александр 15:01 12/01/07
                    • спасибо, проичтал с удовольствием (-) - DF 20:11 12/01/07
                    • Спасибо, понравилось! (0) - сПутник 13:14 19/01/07


вернуться к дереву/списку сообщений


Ответ:

[Вход для зарегистрированных пользователей]
Имя: *
Email:
Тема: *
Сообщение
*
   
Присылать ответы по email: