Сообщение

24 августа, четверг. На Каме

Отправлено: Бокарёв Александр 09:09 12/01/07

24 августа, четверг. На Каме.

Проснувшись от будильника телефона, поскорее собрался - уже подъезжаем к Камбарке. Других желающих покинуть поезд тут не нашлось. 6 часов утра, даже для провинциальной Камбарки это раннее утро. Вокзал тут небольшой деревянный - типовое здание, таких когда-то много было вдоль линии от Казани до Екатеринбурга. На станциях покрупнее их заменили новыми, а в Камбарке уцелел.
Перекатав расписание пригорода, пошёл в центр. Сделать это несложно - вокзал находится на восточной окраине города, а главную Пролетарскую улицу от прочих отличить несложно. Пока шагал к автостанции, мимо меня проехало несколько автобусов, набитых народом - в основном ПАЗы, все как один с "чёрными", военными номерами - везли людей на работу куда-то под городом. Другого же транспорта почти и не встретил. Немного не доходя центра - автостанция. Новое аккуратное здание, внутри небольшой зал ожидания. И пригородных маршрутов, и междугородных в Камбарке немного. Их вообще в Удмуртии не очень много. А Камбарский район - особый, единственный расположенный на левобережье Камы. Моста через реку пока нет, а потому от основной транспортной сети республики район оторван. Недавно, впрочем, пробили новую дорогу Чайковский-Нефтекамск, да и мост через Каму обещают выстроить вскорости для новой автотрассы Ижевск-Уфа.
После автостанции настала очередь посмотреть старый город. Камбарка, как и многие в этих краях города, выросла из заводского посёлка. В старом центре города есть пара переделанных церквей, некоторое количество старых двухэтажных домов, обязательный для заводских посёлков большой пруд. Ну и завод конечно. Камбарский завод всем любителям транспорта известен - в советские годы тут узкоколейные тепловозы строили. Территория заводская большая, здание заводоуправления свежеотремонтированное, на территории какая-то жизнь теплится. Однако номинально завод числится банкротом.
Своего, заводского, музея нет, да и тепловозов-памятников на постаментах не наблюдается. Но рядом с заводским двором в двухэтажном доме есть местный краеведческий музей. Время было раннее, но музей уже отперли.
Кроме меня, да молоденькой смотрительницы - никого.
- Я пофотографирую тут ?
- Конечно.
- Может, хоть билет какой за фотосъемку возьмёте ?
- Да нет, не надо.
Музей основан в 1964 году местным энтузиастом – Петром Александровичем Плешаковым. Хороший музей, "живой", видно, что за экспозицией следят, обновляют периодически, тут новый стенд соберут, тут добавят. Запустение и безнадёжность, которые, бывало, встречаются в провинциальных музеях, тут не ощущаются, и это радует. В зале, посвященном истории завода, стоит с десяток макетов различных тепловозов камбарского изготовления. И просто макетов, и макетов в разрезе, с показанными движками.
После музея, прикупив местной выпечки, пошагал к парому. От города идти почти час - дорога спускается в пойму Камы, и почти сразу же асфальт сменяет грейдер. Вначале поле, потом начинается лес. Ближе к переправе идёт активный ремонт - подсыпают насыпь, укатывают тракторами, машины проезжают сбоку. По-умному, надо было ловить попутку уже на выезде из города - всё равно все к парому едут, и дальше, по правому берегу, в сторону Сарапула. Но хотелось пройтись. Что же, прогулялся, хорошо погода солнечная, безветренная. Переправа через Каму - паромная. Тут сразу несколько паромов, но чёткого графика нет. "Свои", с удмуртскими номерами, машины перевозят вроде бы бесплатно, с остальных берут какую-то сумму. Такое правило часто на местных переправах действует. Строго говоря, тут тоже не паром, а "аппарелька", к которой подцеплен буксир. Как раз в тот момент, когда я дошёл до берега, одна из них отходила, едва-едва успел на борт запрыгнуть. Кама широка, правый берег холмистый, кое-где с глинистыми обрывами, низменный левый берег лесом порос.
На пароме без труда отыскал водителя, едущего в Ижевск. С ним вместе и доехал до Сарапула. Места вдоль Камы холмистые, леса попадаются редко, временами у дороги стоят нефтекачалки. Вылез на западной окраине Сарапула, у автобусной остановки - объездная отсюда уходит в сторону. Тут как раз и автобус городской подошёл, доехал до вокзала. Автобусы в Сарапуле в основном ПАЗы, проезд стоит 4р. Времени до электрички на Агрыз оставалось уже немного. Я успел только прокатиться городским автобусом до старого центра и обратно. Центр Сарапула обычен для купеческих городов на Каме. Кирпичные, не без выдумки, купеческие дома в два этажа. Большая площадь. Сквер на месте собора.
Внизу, у реки, речная пристань. Ничего скоростного тут не осталось, одна единственная "Москва-123" несколько раз в день ходит в деревни на противоположном берегу реки. Пообедал в кафешке, вернулся назад на вокзал. В сквере у вокзала стоит очередной паровоз-памятник – в этот раз серии «О». Перед прибытием электрички в единственную кассу, продающую как пригородные билеты, так и билеты на ПДС, выстроилась великая очередь, однако продать билеты успели всем желающим, до Агрыза 30 руб. Прочие же уехали без билетов, и их уже в пути отлавливали кондуктора с билетопечатными машинками.
Электричка – 7-вагонная ЭД9М-0075. Большую часть пути до Агрыза проспал - слишком уж привычный и обыденный транспорт - электричка, совсем нет в ней ощущения "далеко от дома". Народу в целом немного.
В 12:30 по Москве прибыли. Всё, Татарстан, время тут уже московское. Вокзал в Агрызе узловой, здание новое, как и почти все вокзалы в Татарстане, не без выдумки, в два яруса. В нижнем, первом ярусе, размещена и местная автостанция. Времени до отхода автобуса на Набережные Челны было немного, и старания таксистов уговорить немногочисленных пассажиров уехать туда с ними успехом не увенчались - пассажиры платить дороже, чем за автобус, не желали. Таксисты были местные, агрызские, и везти задёшево не хотели. "Приехали бы набережно-чёлнские, со своими пассажирами - эти бы взяли, им всё равно обратно ехать" - так рассуждали аборигены и ждали автобуса.
Автобусом оказался ПАЗ-3205, народ весь вместился, проходы сумками забили. Дорога до Набережных Челнов особыми видами не балует, да и погода стала портиться, туч натянуло. Наиболее интересен оказался участок вдоль берега Нижнекамского водохранилища. На карте нарисованы какие-то странные кольцевой формы дамбы, уходящие вглубь водохранилища. Оказалось, что внутри охваченных дамбами пространств, на небольших искусственных островках, поставлены нефтекачалки. Вылез в Менделеевске, вручив водиле 100 руб. - согласно расписанию на АТ, здесь я успевал на местный автобус до Елабуги. И верно, успел. Автостанция в Менделеевске стоит у шоссе, на северном въезде в город, билет до Елабуги обошёлся в 30 руб., автобус, как и следовало ожидать, снова ПАЗ. Новые кварталы Менделеевска застроены 9-этажками, по окраинам «частный сектор».
Выехали в 15:45, до места доехали минут за 40, проехав насквозь всю Елабугу - до новых кварталов. Новые елабужские микрорайоны с 5-9-этажными домами стоят в стороне от старого города, к западу от него. Автобус доехал до автостанции. Как оказалось, в Елабуге после "бурных девяностых" образовались две автостанции. Одна - это бывший автовокзал в южной части "нового города". Большая его часть сдана под торговые палатки, тут останавливаются транзитные рейсы и автобусы из Менделеевска. Вторая - на северной окраине, в здании АТП. Отсюда ходят автобусы Елабужской автоколонны. До АТП я доехал уже поздно, зал ожидания там был заперт, и расписание перекатать не удалось. Говорят, в рамках юбилея в его районе планируют выстроить новый автовокзал и всех перевести туда.
О юбилее надо сказать особо. Оказывается, Елабуге тоже 1000 лет. В 2007 году исполнится. После Елабуги, вероятно, настанет очередь ещё какого-нибудь города - у Ментимера Шариповича в запасе ещё немало райцентров и просто посёлков. К 1000-летию ремонт и в центре города затеяли, и на окраине строительство.
Я первым делом пошёл забросить вещи в гостиницу, благо её вывеску ещё из автобуса заметил. «Туристическо-гостиничный комплекс ЕлАЗ-Визит» - единственная на данный момент гостиница в городе. Это 10-этажная башня. Номера тут квартирного типа, я поселился за 550р. на место в 2-местном номере. Вторая гостиница - "Тойма", названная так по местной речушке, стоит в старом городе, на центральной площади. Её как раз активно ремонтируют. Несмотря на «туристическо-гостиничное» название и украшающие всё фойе фотографии местных достопамятностей, не то что подобия Tourist Information, но и никакой схемы города тут нет. Впрочем, подозреваю я, недолго осталось ждать. Пока же пришлось изучать планировку новых микрорайонов самостоятельно. Ситуация обычная - южнее, ближе к парку у берега Камы, 5-этажки, дальше на север многоэтажки и промзона. Главная улица с севера на юг – улица Мира. За парком виднеется минарет большой новой мечети, говорят, любопытной архитектурно, но я туда не дошёл - далековато, и дождь. Дождь, дождь. Из-за него я так толком Елабугу в этот день и не посмотрел - вокруг грязи расползаются, лужи разлились. Да и нет ничего особо интересного в новостройках.
Единственное, что произвело впечатление - местный памятник "афганцам". По бокам ожидаемого уже бронзового "братишки" с "калашом" поставлены на каменных перекошенных постаментах самые натуральные БТР и БМП. Масштабно.
Вечером затарился едой, поужинал в номере, и завалился спать.


Комментарии:
Из старых долгов - Бокарёв Александр 18:26 11/01/07
     • 12 августа, суббота. Перелёт - Бокарёв Александр 08:53 12/01/07
     • 13 августа, воскресенье. Абакан и Минусинск - Бокарёв Александр 08:53 12/01/07
          • Re: 13 августа, воскресенье. Абакан и Минусинск - жека 22:10 05/11/09
     • 13 августа, воскресенье. Абакан и Минусинск - Бокарёв Александр 08:59 12/01/07
          • упс, глюк (-) - Бокарёв Александр 09:00 12/01/07
     • 13 августа, воскресенье. Абакан - Бокарёв Александр 08:59 12/01/07
          • снова глюк, оба можно убить (-) - Бокарёв Александр 09:00 12/01/07
     • 14 августа, понедельник. От Минусинска до Енисейска - Бокарёв Александр 09:01 12/01/07
     • 15 августа, вторник. Енисейск - Бокарёв Александр 09:01 12/01/07
     • 16 августа, среда. Красноярск и Столбы - Бокарёв Александр 09:02 12/01/07
          • Покровская церковь - это с 10 рублей? (-) - Yaroslav Blanter 11:36 12/01/07
               • на десятирублёвке - часовня на Караульной горе (-) - Бокарёв Александр 12:37 12/01/07
     • 17 августа, четверг. Томск - Бокарёв Александр 09:03 12/01/07
     • 18 августа, пятница. Вниз по Оби - Бокарёв Александр 09:03 12/01/07
     • 19 августа, суббота. Gott mit Uns - Бокарёв Александр 09:05 12/01/07
          • Re: 19 августа, суббота. Gott mit Uns - mike 11:08 19/01/07
               • Re: 19 августа, суббота. Gott mit Uns - Бокарёв Александр 13:15 22/01/07
     • 20 августа, воскресенье. Нефтяные города - Бокарёв Александр 09:06 12/01/07
     • 21 августа, понедельник. В Тобольске как гость - Бокарёв Александр 09:07 12/01/07
     • 22 августа, вторник. В Тобольске как экскурсовод - Бокарёв Александр 09:08 12/01/07
     • 23 августа, среда. Столица Урала - Бокарёв Александр 09:08 12/01/07
     • 24 августа, четверг. На Каме - Бокарёв Александр 09:09 12/01/07
     • 25 августа, пятница. Дорога домой - Бокарёв Александр 09:10 12/01/07
          • Спасибо, прошитал с большим интересом (+) - Yaroslav Blanter 12:51 12/01/07
               • да не за что особо - Бокарёв Александр 15:01 12/01/07
                    • спасибо, проичтал с удовольствием (-) - DF 20:11 12/01/07
                    • Спасибо, понравилось! (0) - сПутник 13:14 19/01/07


вернуться к дереву/списку сообщений


Ответ:

[Вход для зарегистрированных пользователей]
Имя: *
Email:
Тема: *
Сообщение
*
   
Присылать ответы по email: