Отправлено: Митян 16:54 07/02/08
В Павлодар я приехал невыспавшимся, и исследовать город особого желания не было. С удивлением обнаружил аж два автовокзала на одном пятачке - один аккурат в здании ЖДВ, и кассы там даже рядом с железнодорожными, а другой (основной) - в двухстах метрах справа.
Пригородный в Кулунду в этот день не ходил, от ЖД-вокзала ничего в Россию в нужную сторону в ближайшие часы не ехало, так что я пошел на автовокзал. Там меня ждала хорошая новость - уже в 7 утра будет автобус прямо в Барнаул. Я взял на него билет (рублей 500) и прошелся по привокзальной улице.
Улица была довольно глуховата, зато с моста через ЖД раз в тридцать секунд перли трамваи - видимо, из депо работать. На этом все знакомство с Павлодаром у меня и закончилось - я вернулся к автовокзалу, там они уже включили расписание (в Павлодаре и в Астане расписание транслируется на мониторах, на ночь выключают) и я его сфотографировал.
После этого сел в автобус (было кроме меня еще пассажиров 10) и снова задремал. Теоретически должны были заехать в Щербакты, но сквозь полусон я не заметил длительной остановки - так, тормознул и через минуту снова поехал.
Приехали на границу. Казахи радостно взялись за меня, и меня повел в комнату дознания самый главный таможенник. Я горестно вздохнул, так как ничего хорошего от этого не ждал. Главный таможенник сначала спросил, что я везу, нужно ли это деклалировать, а потом вежливо, но подробно обыскал. Всю сумку, одежду (хоть раздеваться не просил), пакет с коньяком и кумысом. Он даже посмотрел часть фотографий на фотоаппарате и залез в сумочку с лекарствами, но высасывать из пальца, к чему бы подкопаться, не стал. Его только удивило большое количество расписаний и степногорская электричка на карте памяти, я что-то вяло ответил, и он отстал.
Я так понял, что это была своего рода игра - если бы он поймал меня на вранье относительно того, чего я везу, пришлось бы раскошеливаться, но он не поймал и минут через 10 отпустил, не нанеся моим вещам и финансам видимых повреждений (более того, я их нанес себе сам - уже после границы я проверил, не потерял ли я сувенир из янтаря для Ольги - оказалось, что нет; но это не помешало потерять его потом).
То, что не сделал таможенник, пытались сделать молодые и не обремененные на вид могучим интеллектом пограничники, которых заинтересовало такое количество кумыса в моем багаже и которые начали просить бутылочку. Но тут, к моему счастью, их отправили куда-то в степь кого-то проверять, и вместо них вышел возрастной полный пограничник, преисполненный собственного достоинства, поворчал, что его коллеги на въезде поставили нечеткий штамп, и пропустил меня.
Фуф. Остальные пассажиры, которые тут ездят часто, ждали меня уже минут 10. В обратную сторону через границу, кстати, ехал бодрый сельский ПАЗ Михайловка - Павлодар.
Российскую границу прошли достаточно легко - наши тоже порывались меня обыскать, но я им сказал, что меня уже ощупали с ног до головы казахи, и наши отстали. Видимо, водитель устал ждать и пытался уехать, не получив назад паспорта, но пассажиры быстро напомнили ему об этом.
Вскоре въехали в Кулунду. О, милое сердцу каждого русского название %), еще один синоним глухого места. Большой, монументальный и весьма элегантный вокзал стоял посреди степи, рядом - круглосуточная автостанция и памятник паровозу.
Там же стояла раздолбанная на вид гостиница, но когда мы ехали через поселок, то увидели еще две - частных и на вид гораздо более элегантных. Одна - в самом центре, вторая - у выезда на Барнаул. В общем, остановиться есть где.
Доехали мы, значить, до оного выезда на Барнаул, но на Барнаул не свернули. Только минут через 15 до меня дошло, что мы премся вдоль границы к райцентру Ключи, то есть де-факто в другую сторону от Барнаула. Еще через какое-то время я смог уточнить полный маршрут этого автобуса - Кулунда - Ключи - Михайловка - Волчиха - Новичиха - Алейск - Барнаул!
Посмотрите карту, не пожалейте. Таким вот образом руководство Алтайского края решает проблему связи своих многочисленных районных центров (а их больше, чем в любом другом субъекте федерации) между собой и со столицей региона. Более того, если посмотреть расписание Кулунды, которое я выложил на АТ, то там видно, что автобусы из Кулунды в Барнаул вообще ездят 4-5 разными путями, чтобы захватить как можно больше райцентров.
Интересно то, что практически на всем протяжении этой вот мега-петли дороги были весьма и весьма хорошие - ровные и аккуратные, пожалуй, не могу вспомнить ни одного участка с какими-то колдобинами и ограничениями скорости (Ярославу на заметку).
Ключи показались мне очень симпатичным и аккуратным селом, но мы там совершенно не стояли, только взяли пару пригородных пассажиров, так что АТ осталось без расписания оного колхоза. Будете в Кулунде - заедьте, крюк невелик :)
Зато в Михайловском/Михайловке (везде по-разному пишут) - большом, вытянутом селе с большой автостанции и ухоженным центром, стояли долго, так как что-то чинили. К Михайловскому пассажиры вообще практически кончились, и до Барнаула садились только пригородные пассажиры по всех колхозах и лишь 1-2 человека ехали дальше. Рейс явно работал себе в убыток, но, может, руководство края компенсирует перевозчикам затраты за эти "социальные петли".
Ехать между колхозами было с одной стороны интересно - был в тех местах первым из коллектива КТП, что всегда несколько приятно; а с другой - утомительно. Вместо ожидаемых часов шести из Павлодара ехали почти двенадцамть.
Волчиха оказалась наиболее небольшим райцентром из посещенных, но центр там был тоже ухожен. Водители уже привыкли к моим десантам с фотокамерой и ворчливо шутили на тему "а не сдать ли меня местной милиции - она узнает про тебя то, что ты сам не знал". Однако дальше шутки это не уходило, да и милиции никакой не было видно.
Новичиха, несмотря на скромный вид на карте, тоже оказалась селом достаточно большим и с хорошим сообщением с соседними городами и весями. Тут я еще минут десять погулял, и мы отправились в наиболее утомительную часть пути - без остановок до самого Алейска.
Собственно, в Алейск мы так и не заехали, остановившись на шоссе рядом с ним и перекусив в достаточно приличной столовой. К Барнаулу я окончательно устал ехать, тем более, что кончились батарейки, а читать было темно.
Наконец-то въехали в Барнаул, да еще и там умудрились встрять в невесть откуда взявшуюся и достаточно тягомотную пробку. В общем, когда меня на автовокзале встретил дядя, сил для новых краеведческих исследований в этот день у меня уже не было :)