Сообщение

КЛАССИЧЕСКАЯ МЕЧТА РУССКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА - Отчёт Александра Балашова, часть 1. До Омска (+)

Отправлено: Митян 01:56 03/09/08

Александр Балашов

дата поездки 12 июня – 12 июля 2008 года

(некоторые имена действующих лиц изменены)

Жара! Ненавижу ее! Сегодня первый жаркий день за последние 3 холодные недели и в любой другой такой день мне захотелось бы укрыться от изнуряющего пекла. Но именно сегодня, 12 июня 2008 года, начинается мое великое путешествие на Дальний Восток – моя давняя мечта, замысел которой вынашивался много лет.

В честь дня города, а Симбирск-Ульяновск отмечал свое 360-ти летие, проезд в городском электротранспорте, которым я добрался до вокзала, был бесплатным, поэтому в сегодняшний день дорожные расходы составили ноль рублей.

Поезд №610 Ульяновск-Уфа прибыл на Верхнюю Террасу аж на 10 минут раньше графика, и я занял свое место в древнем плацкартном вагоне. Очередной негатив от ОАО РЖД – в составе этого поезда назначают сидячий вагон, но билеты начинают в него продавать лишь накануне отъезда, я же, опасаясь, что вагон не назначат, приобрел заранее плацкарт.

В сидячке было бы намного лучше, нежели в плацкартной бане. Я устроился по соседству с двумя молодыми мамашами, каждая из которых везла своего маленького ребенка в Уфу. От жары и духоты мгновенно взмокла рубашка, в вагоне были наглухо закупорены все окна. Проезжали мимо зоны, «четверки», на Верхней: через колючий забор видно полуголых зеков на плацу, которые тоже не знают, куда деться от солнца.

Дети капризничали, молодые мамаши орали на них блажью и постоянно выбегали в тамбур покурить, оставляя на попечение соседям, в том числе и мне, своих деток, и при этом думая, что всем великое счастье доставляют своим доверием, а сами наслаждались покоем. После Димитровграда я завалился к себе наверх и мне все-таки удалось немного подремать, а когда проехали Нурлат, слез, ибо внизу было чуть комфортнее. Да и бригадир поезда наконец прошел по вагонам, расконсервируя окна. Стало свежее, сразу жить захотелось, но у этого полезного действа был и обратный дефект – обратно окна не закрывались, и на меня всю ночь дуло, ноги пришлось укутывать одеялом. В довершении всего, перед Бугульмой в вагоне кончилась вода, и пришлось пользоваться туалетом другого вагона.

В локомотивном депо Бугульмы увидел рельсовый автобус РА1. Всю ночь не удалось глаз сомкнуть и утром я выходил на станции Дёма очень уставший.

Дёма – огромная узловая станция, на юго-востоке башкирской столицы. В этот день мне предстояло доехать до Карталов с четырьмя пересадками. На первой пересадке, в Дёме, я подождал полчаса и сел в электричку Симская-Инзер, так что Уфу я проехал лишь по краешку. Вагон полон рюкзачно-туристического люда, царит единая атмосфера путевого братства. За 4 часа пути я не услыхал ни одного матерного слова, а под гитару исполняли песни не про «сгубленную за колючкой молодость», а нормальный такой бардовский репертуар. Правда, я не поклонник бардов и струнного механического инструмента (кроме электронного), но здесь вдруг прямо с удовольствием вслушивался в слова вагонных певцов.

А вволю побродить по туристским тропам тут есть где: сразу после станции Зауралье дорога стала петлять между гор Уральского хребта, по тоннелям. Так и прибыли в Инзер (Инейер) – башкирский поселок в Уральском межгорье. До следующего поезда, на Белорецк, менее часа. В вокзальном буфете ассортимент крайне скуден, предлагался там лишь чай с какой-то выпечкой.

Тут как раз пришел пригородный из Белорецка, состоящий из электровоза ВЛ65 и классного вагона. А я тем временем все же успел сходить в центр поселка, посмотреть на железнодорожную столовую, работающую, несмотря на праздничный день, и снова спуститься с горы к вокзалу. Время уже поджимало.

По дороге попался УАЗ-469, который здесь используется в качестве такси – шашечки на крыше присутствовали, жаль не смог сфоткать. А то прикалываются многие люди над тем, что в Ульяновске в качестве такси нередко используют «Оку», но ведь до УАЗиков в этом качестве даже на их родине не додумались!

Опять жара. Я сел в душный вагон «кукушки» до Белорецка, он также был полон туристами. Сразу после отправления из Инзера вдоль путей пошла небольшая горная речушка. Большинство туристов вышли на станции Айгир (Прим. ДК - реально культовое место для башкир, мне про него уже всю плешь проели :).

Проезжаем еще несколько остановок и прибываем в Белорецк. По идее, через 10 минут должна быть следующая электричка до Магнитогорска, и хоть проводница сказала мне, что она отменена из-за низкого пассажиропотока, я все еще надеялся на чудо. Но его на этот раз не произошло: на вокзале было пустынно, немногие пассажиры вышли на привокзальную площадь, все опрошенные мною люди предложили единственный вариант добирания до Магнитки – автобус.

Железная дорога в Белорецке – в стороне от самого города, и до центра в течение следующих 40 минут меня подвозит медленный автобус маршрута № 102. Автобус в центре долго кружит вокруг одного и того же места и, наконец, я приезжаю на автовокзал. У входа пассажиров отлавливают таксисты, но я проигнорировал их призывные вопли, и вошел в прохладное здание к расписанию. Автобус ходит ежечасно, так что успею немного по городу погулять.

Перекусываю в вокзальном буфете гречневой кашей и начинаю прогулку по жарким, тихим улицам, этого небольшого городка. Улочки спускаются в ущелье, между гор и снова устремляются ввысь. Есть какое то заброшенное здание ДК, но довольно помпезное, архитектуры 50 годов прошлого века. Город довольно приятный, надо еще как-нибудь приехать сюда, тем более повод есть – остался пока не пройденный участок железной дороги Белорецк-Магнитогорск, и его я сейчас пройду лишь на автобусе.

Беру билет на ближайший рейс, им оказался транзит из Уфы. Кассиры облачены в униформу, с галунами на рукавах, на билетах предупредительная надпись: - «Билет не нагревать!» Автобус – белый, душный Мерс, быстро помчались по отличной, залитой солнцем трассе.

На остановке Муракаево села в автобус супружеская чета – подвыпивший мужик и его недовольная жена. Мужик с ходу поздравил пассажиров с днем России, высказал мысль, что Республика Башкортостан является неотъемлемой частью Российской Федерации и начал горланить песни. При выходе, неподалеку от конечной, жена с трудом вытолкала его из салона.

Проехали стеллу «Челябинская область», поворот на аэропорт, и вот вдали показались многочисленные трубы и разноцветные дымы над ними - пролетарского города Магнитогорска. Время в пути составило 1 час 30 минут. Я мог сразу же уехать на электричке до Карталов, откуда у меня ночью поезд до Свердловска, но решил уехать в Карталы попозже, на пассажирском поезде через два часа.

Магнитогорск имеет очень разветвленную трамвайную сеть, кроме того, как известно, одна часть города, жилая, находится в Европе, а промышленная - в Азии, при этом через разделяющую континенты реку Урал имеется 3 мостовых перехода. На трамвае я доехал по центральной улице Карла Маркса до южного перехода и попал к металлургическому комбинату и его огромнейшей промзоне. В общем, Магнитогорск показался очень скучным городом, похож на Орск, только побольше и почище.

На центральных улицах много жилых домов постройки 1950-1960 годов, на трамвайных линиях используются КТМ, но есть и немного новых моделей, которые в Москве катаются, не помню, как называются такие. Пути в довольно плохом состоянии, ходят трамваи медленно и даже стрелки переводятся вручную. С двумя пересадками, через Бетонстрой, где стало очень тоскливо и откуда срочно захотелось уехать, через Центральный переход, я добрался до улицы Карла Маркса и пришел на вокзал за 40 минут до отправления поезда №603 до Челябинска.

Состав от фирменного поезда «Магнитка», Магнитогорск-Москва, приписан ВЧД Челябинск - возвратный рейс в вагонное депо. И сидячего или общего вагона в составе не имеется, в отличие от поезда №601, отправляемого в то же время на другой день – когда не ходит «Магнитка». В Челябинск они тоже приходят в разное время: 601-й раньше, в своей нитке, а 603-й в Карталах подцепляется к поезду Орск-Челябинск.

Так что пришлось за билет до Карталов отдать 270 рублей. Но состав очень хорош: красивая внешняя окраска, новые комфортабельные вагоны, культурное обслуживание. Внутри красивая отделка, работает кондиционер, что очень кстати.

За все мое месячное путешествие, этот поезд получил у меня самую высшую оценку, жаль, что ехать мне недалеко – до Карталов меньше трех часов езды. В вагоне свободны три четверти мест, но с соседом мне не повезло – бритый, пропахший пивом мужик с наколками. Начал что-то сбивчиво рассказывать, про свою неудавшуюся жизнь: бухает, ругается с начальством на работе (ох и удивил, да это же мое, и моих коллег, регулярное, и ставшее любимым, занятие!), живет беспорядочной половой жизнью, едет к сыну на день рождения, в Тобол... Но мужик не агрессивный и сравнительно не назойливый. Потом он ушел к своим друзьям, в другой вагон; в этом же поезде ехал его родственник – бригадир поезда «Южный Урал».

Путь прошел быстро, и с наступлением нового дня, я выхожу в Карталах, откуда через 2 часа у меня поезд до Екатеринбурга.

А сегодня у меня день рождения. Никогда не приходилось встречать его в дороге, да я их и не отмечаю почти. Поэтому я флегматично поздравил себя с наступившим 32 летием, пожелал себе расширять географию путешествий и стал ожидать поезда в небольшом зале ожидания. Вышел ночью на цивильную привокзальную площадь, надеясь найти продуктовый магазин – хрен там! Пришлось закупить продукты в дорогом вокзальном буфете, и съесть там порцию мерзопакостных пельменей, разогретых в микроволновке.

Объявили прибытие поезда Оренбург-Свердловск. Всегда есть что-то такое особенное – волнующе-приятное, когда глубокой ночью ты на незнакомой станции садишься в поезд, который увезет тебя отсюда. Ты усталый, но довольный, ждешь несколько минут на платформе, вот вдали показывается яркий прожектор, проходит минута-другая, и вот уже мимо тебя проплывают слабо освещенные вагоны. Ты садишься в вагон и скоро засыпаешь...

Правда, в этот раз, все было не особенно романтично – старый, душный вагон с закупоренными окнами, и соответственно, с запахом полусотни потных тел и сотни носков. Однако заснуть удалось почти сразу, и у меня даже не было сил подняться, чтобы выглянуть в окно и посмотреть через 2 часа на город Троицк.

Поднялся я лишь после Челябинска и бдел до самого Екатеринбурга. Сразу отвечу на возникающий вопрос: для чего мне нужно ехать в Екатеринбург, где я проведу всего полчаса, чтобы сразу вернуться в Челябинск? Дело в том, что я хотел проехать по железной дороге через Нижнюю и вернуться в Челябинск по автомобильной трассе, поскольку ранее по сим дорогам не проезжал. И вообще, план моего тура, как всегда, относительно первоначального варианта, перетерпел множество изменений. Сначала я хотел более подробно изучить Екатеринбург, чтобы оттуда гнать на Дальний Восток, но пришлось этим пожертвовать ради трехдневной поездки по Иртышу на теплоходе, о которой будет рассказано ниже.

Так же мне пришлось пожертвовать и посещением Кунгура, Перми, Ижевска и Мамадыша, для того, чтобы проехаться по Северомуйскому обходу на БАМе. Связаны эти изменения с тем, что супер-дешевые билеты на теплоход, могут непредсказуемо исчезнуть, отмениться, а на БАМ мне попасть не просто. И пока есть возможность, надо побывать там, в то время, как всякие Екатеринбурги, Кунгуры, и иже с ними находятся близко от меня и никуда не денутся.

Неторопливо подъехали к Екатеринбургу, проехали под путепроводом возле платформы Первомайская, который обрушился в сентябре 2006 года на железнодорожные пути – я тогда наблюдал эту разрушительную картину и восстановительные работы. А теперь по этому мосту ходит троллейбус. С пятнадцатиминутным опозданием прибыли на станцию Свердловск-Пассажирский. Я перекусил в закусочной на площади и направился на Северный автовокзал, располагавшийся неподалеку от вокзала. Автобус на Челябинск отходил через 7 минут.

Старый вонючий "Икарус" отошел от платформы с небольшим опозданием, 40 минут мы ехали до центрального автовокзала, где еще 15 минут стояли. И вот поехали по широкому шоссе с разделительной полосой... Прокапал мелкий дождь, но спасения он не принес. Выглянуло солнце и опять началась духота, от открытых аварийных люков толку никакого, а окна не открываются, наверное, чтобы никто не замерз. На середине пути, остановились возле трактира «Ямская слобода», рядом стояло еще 5 автобусов этого же маршрута – ведь автобусы отправляются с 20 минутным интервалом. Но для кого это заведение с бедным ассортиментом и «то ли ценами, то ли номерами телефонов»? И куда деваться голодным людям – берут и сосиску за 30 рублей, и иные изделия, цены на которые в 3 раза выше, чем в магазине...

И вот доплелись до Челябинска. Тут у меня небольшой перерыв, до следующего автобуса, отправляющегося в 21.01 в Лисаковск. Но на автовокзале выяснилось, что будет еще один рейс в 23.40 – вот и прекрасно, значит не придется в Кустанай среди ночи приезжать. До 23 часов времени еще было много и я решил навестить своего старого друга Николая, пообщаться с ним, познакомиться с его новой семьей, да и помыться. И через час я был в его уютной квартирке, недалеко от парка им. Гагарина. Состоялось знакомство с молодой, красивой супругой Николая и двумя его сыновьями: годовалым Витьком – весьма серьезным мальчуганом и 12-летним Мишей – приветливым, любознательным пацаненком. Сперва я помылся, а потом мне организовали шикарный праздничный обед, расспрашивая меня о моих путях и с удовольствием повествуя о себе; показывали семейные фото. В целом, они произвели на меня впечатление счастливого семейства, и я порадовался за них.

Время в дружеской беседе идет быстро и вот под вечер меня решили проводить до вокзала, до него час ходьбы. В половине десятого, мы зашли в супермаркет, где жена Николая накупила мне много продуктов, потом долго отбивалась от денег, что я безуспешно пытался ей вернуть.

Южный автовокзал, что рядом с железнодорожным, жил активной ночной жизнью, уходили автобусы на Коркино, Екатеринбург, приходили из разных городов. Здесь мои друзья прощались со мной, высказали пожелание, чтобы в следующий раз я так подкорректировал свое путешествие, чтобы в Челябинске задержаться подольше, и отправились домой. Появился международный автобус Челябинск-Лисаковск, довольно комфортная машина корейской модели, пассажиров менее 20, да и то некоторые едут лишь до Южноуральска.

Ехали очень быстро, меньше чем через 2 часа уже кружили по Троицку. А еще через 20 минут оказались на КПП Бугристое. Прошли российскую границу быстро, за 15 минут, но потом 40 минут стояли перед казахским КПП Кайрак. Но лично я не торопился, ведь неудобно будет, если в Костанай приедем слишком рано. В миграционной карте я написал цель въезда «транзит в Омск» и думал, что сейчас меня начнут выспрашивать: а почему через Казахию, а не как иначе? Но никто ничего не спросил, пограничник поставил дата-штамп в паспорт и карту, сфотографировал меня, таможенники вообще не заинтересовались пассажирами - и вот до Кустаная остается 180 км по хорошему, пустынному, ночному шоссе.

Прибыли на автовокзал в 7.10, первое впечатление город произвел благоприятное: на захолустье не похоже, чисто, красиво. Пока я переписал расписание, позавтракал, прошло 2 часа. По центральному проспекту Абая, что протянут вдоль реки Тобол с севера на юг, я намеревался проехать на троллейбусе, но увы, этот вид транспорта, в Костанае, приказал долго жить два года назад. При этом контактная сеть еще не снята, в троллейбусном депо стоят на приколе несколько ЗИУ 9, а вообще его территория используется для стоянки автобусов.

Эти автобусы, а все производства юго-восточной Азии, ходят нормально - я проехал по Абая через весь город, по ошибке заехал в район северных дач, но потом вернулся в центр и пошел на железнодорожный вокзал. В центре активно ведутся строительные работы и работы по благоустройству, тротуары выкладываются плиткой. В парке работают дешевые карусели, много недорогих кафе. Так, не торопясь, дошел до привокзальной площади.

Билет я купил еще месяц назад, будучи в Уральске. Еду я в Астану, но билет я купил чуть дальше, до станции Вишневка, ведь в Астану поезд приходит в 4.13, и делать там в это время нечего. А так у меня будет время лишний час поспать в поезде, а потом без проблем вернуться в столицу. А пока ради интереса я решил посмотреть на справочном терминале, сколько стоят билеты по России, если приобретать их здесь. Оказалось что очень дорого, в 2 раза дороже, чем покупать в кассах РЖД. Например, билет от Ульяновска до Москвы в сидячке обошелся бы в 4500 тенге, в плацкартном вагоне пассажирского поезда – 7000 тенге. Хорошо кустанайцам и жителям прилегающих к России населенных пунктов – они могут для покупки билетов съездить в Россию, в тот же Троицк ходит пригородный поезд.

Но зато на казахские поезда билеты дешевые, так, проезд до этой неведомой Вишневки, стоит всего 1400 тенге. Поезда здесь еще страшнее, чем в России: вагоны старые, не всегда чистые и душные, с толпами безбилетников. Поэтому я взял боковое место, безбилетников обычно поселяют в купейной части вагона. Состав поезда Костанай-Караганда за день настоялся на жаре, в вагоне полно каких-то астанинских ветеранов, что отдыхали здесь в санатории. От нестерпимой духоты они испускали предсмертные хрипы и пытались вентилировать себя, обмахиваясь газетками.

И тут вдруг небо заволокло тучами, начался сильный дождь с грозой и молнией, да и поезд отправился, стало свежее. Поезд шел по степи, высотные дома Кустаная еще минут 40 были видны вдали. Прошла транспортная полиция, менты у всех проверяют документы, мой паспорт и миграционку изучили особенно внимательно, но вопросов ко мне не возникло. Одна бабулька попросила меня поменяться на верхнее место, я ей не отказал, но ответил, что не сейчас, среди белого дня, а тогда, когда захочу спать сам.

А пока я пообедал, после чего меня стало клонить в сон. На станции Приишимье началась электрификация, а вернее электрифицированная дорога приходит туда из Кургана. Тут поезд стоит 20 минут, но начался опять сильный дождь, и погулять по станции не удалось. Зато здесь сели десятка два зайцев до Астаны, которых проводник тайком разместил в своем служебном купе и на верхних полках, так что никому они не мешали, но видимо и на КТЖ стало не такое к ним либеральное отношение, как было раньше. Бабка, что просила меня поменяться, уже безмятежно спала на своей душной верхней полке, хотя перед этим утверждала, что в жизни там не ездила и никогда туда не заберется. Пробудилась она от моего взгляда, я ей сказал, что можно переселяться, она с радостью спрыгнула и побежала скорее занимать мое место.

А мне пришлось прыгать наверх, в тесноту, духоту. Потом я долго не мог заснуть, удалось уснуть лишь чеса через 3, перед Кокчетавом.

В Астане выходит много пассажиров, но у меня поезд приходит в Вишневку только в 6.02, там рядом проходит карагандинская трасса и утром я без труда доеду до Астаны, - так размышлял я. А пока я смотрел в окно, на еще не проснувшуюся новоявленную столицу Казахстана. Я много читал, да и слышал восторженных отзывов о современном городе, но видимо прилегающая к железной дороге часть такая же, как и везде, и она меня не впечатлила. Попались вдали 2-3 красивые современные высотки и все.

И снова потянулись однообразные казахские пейзажи. Я умылся, попил кофе и вышел через час на пустынный перрон станции Вишневка. Электричка на Астану намечалась через 3 часа, я спросил у полусонной кассирши, какие есть альтернативы? Она посоветовала отойти на 500 метров к пекарне, и там ждать рейсового автобуса. Я пошел по унылой пыльной улице и вскоре, по запаху свежего хлеба определил домик, где расположена пекарня. Перепугал своим появлением уборщицу, из-за чего она мне весьма нелюбезно отвечала, о том, что когда будет автобус, и где находится остановка, она ничего не знает. Остановка оказалась в 100 метрах, и автобус будет через полчаса – об этом мне поведала подошедшая русская старушка. Про себя рассказала, что переехала с семьей в эту дыру, где даже на огороде невозможно ничего вырастить – плохая земля, 3 года назад из Омской области. В общем, оказались они тут по собственной дурости, сменили один развалившийся колхоз, на другой, еще более развалившийся, о чем теперь очень жалеет. Детям ее приходится работать в Астане, тратя на проезд до нее львиную часть своего заработка.

Больше всего она сокрушалась тому, что тут невозможно выращивать сады и огороды, чему я удивился - ведь название села говорит об обратном. Но оказалось, что название никоим образом не связано с садоводством – поблизости находится крупнейшая в Казахстане колония для особо опасных рецидивистов. Показался пропыленный рейсовый ПАЗик Аршалы-Астана. Он оказался еще и переполненным – люди в салоне уплотнились, но мне удалось устроиться на ступеньке. Покачиваясь на ухабах, автобус поехал. В следующих деревнях сели еще человек 5, потом пересекли переезд и выехали на карагандинскую трассу. Стоимость билета при этом, как в России – я отдал 300 тенге.

Через полчаса миновали въездной знак Астана, и пост гаишников с автоматами. А еще минут через 20, собственно, начался сам город. Но выглядел он очень непрезентабельно: разбитые дороги, покосившиеся деревянные дома и бараки, и впору мне было воскликнуть: - Меня нае...ли!!!! Но ближе к центру, пейзаж сменился на более приличный, я вышел из автобуса на улице Сейфулина, и осмотрел один из образцов потемкинской деревни – отделанный с фасада пластиком дом-хрущевку и его захламленный двор внутри. Оттуда я на троллейбусе доехал до железнодорожного вокзала, неподалеку нашел только что открывшуюся столовую ОРСа железной дороги, но там еще ничего не было готово. Я поел салат и попил кофе, что обошлось в 120 тенге.

Астана – это огромная стройплощадка, по всему городу идет строительство, благоустройство, там и сям снуют отделочники, строители, дорожники, озеленители, во всех уголках столицы тарахтят строительные механизмы. Я прошел на автовокзал Сапаржай и купил билет до Омска, на ночной рейс. Билет обошелся в 3165 тенге. Дальше сдал рюкзак в камеру хранения за 130 тенге. Интересно, что на железнодорожном вокзале, что расположен по соседству, подобная услуга стоит 300 тенге, даже дороже, чем в России. На автовокзале транслировались аудиозаписи современных поп-групп, с воспеваниями Астаны, конечно же, по-казахски.

Осмотрел обновленное здание железнодорожного вокзала, о котором также с восторгом отзываются люди – ничего особенного, на мой взгляд. Он состоит из двух частей: первой, видимо советской, неинтересной архитектуры, с мозаичными панно изображающими целинников и различные трудовые победы, и современной части, с евро-отделкой, эскалаторами. Последние пользуются повышенным интересом у аульной детворы – они целый день с восторгом катаются по движущейся ленте.

Сначала я заехал в завокзальную часть города. Микроавтобус №112 вывозил меня туда по пробкам, вызванным дорожным ремонтам, по ремонтирующемуся путепроводу, подолгу простаивал на остановках, зазывая пассажиров. В результате, минут через 50 я снова оказался у вокзала, только с противоположной стороны путей, и еще минут 40 искал, как пути перейти и выбраться из этой клоаки, куда меня занесл. Вокруг было пыльно, грязно и вонюче, и к переходному мосту пришлось идти по каким-то кустам и камышам. На привокзальной площади я посетил кафе «Саяхат», меня усадили за стол, но я сказал, что сначала хочу ознакомиться с меню – вдруг это дорогое заведение, уж больно оно цивильно выглядело.

Нет, цены оказались приемлемые, я заказал чашку вкусного зеленого супа и чай, и взяли с меня 210 тенге. После чего я поехал в новую, правительственную часть города, что была построена несколько лет назад, в чистом поле, на противоположном берегу Ишима.

Пока проезжали старый город, он меня опять нисколько не поразил, хотя повсеместно ведется его активная реконструкция. Но когда автобус пересек новый мост через Ишим, я оказался в шикарнейшем месте – творении современных архитекторов и строителей. Новейшие высотки, самых причудливых форм и оттенков, по 30-40 этажей, сверкают стеклом и мрамором, по ровным скоростным магистралям катятся современные городские автобусы, журчат фонтаны, стоят многочисленные скульптурные фигуры из казахского эпоса. Башня Байтерек высотой 97 метров на элегантном бульваре Нуржол – символ этой новой части, ее видно из многих районов Астаны, а на ее верху расположена смотровая площадка. Но тут меня поджидал облом – башня закрыта на реконструкцию, а вокруг нее также велись ремонтные работы. Волки позорные! Только недавно открыли и уже реконструировать взялись, и когда? - в самый разгар туристского сезона!

Правда, бульвар и эта центральная часть города были довольно-таки пустынны, народу гуляло почему-то немного. Ну что ж, есть повод еще раз в Астану приехать, когда закончат реконструировать новый центр. Я бросил в один из фонтанов монетку в 2 тенге и направился к огромному зданию Казмунайгаза на улице Кабанбай Батыр. Рядом отыскался супермаркет, вопреки ожиданиям, цены здесь нормальные, не заоблачные.

Я заходил в прохладные дворы новых, элитных жилых многоэтажек, где спасались от жары обитатели этих шикарных жилищ – казахские богатеи и государственные чиновники. Долго я бродил по этому небольшому району, в том числе и комплексу правительственных зданий, и не переставал восхищаться тому, как преобразился этот захолустный всю жизнь, как в средние века, так и в годы развитого социализма, городишко.

А вот с картографией в Казахстане, очень и очень плохо, карты городов и регионов редки в магазинах и киосках, дороги и некачественны. Особенно в столице. Карта города, выпущенная еще в прошлом году, уже безнадежно устарела – построены целые кварталы, еще один мост через Ишим, транспортные развязки, более половины автобусных маршрутов сменили путь следования.

Хотелось принять телесную пищу, и я подумал, что едва ли найду в этом фешенебельном районе недорогое место для еды, и отправился на привокзальную площадь. Но было проблемой перейти пешком Ишим, чтобы пройти в район Акбулак, откуда я намеревался проехать до вокзала.

Тротуары на мосту отсутствовали, зато присутствовали гаишники, и я более часа искал подход к мосту, зато посетил немало новых красивых улиц и правительственных зданий. Еще через час, в центре, я посетил «Книжный мир», ознакомился с ассортиментом: там много новой литературы и красочных альбомов по истории и культуре страны. Покупать я ничего, конечно же, не стал – все дорого, да и впереди еще почти месяц пути. Посему я покинул этот интересный магазин, а вскоре приехал к знакомому кафе «Саяхат», но там шла какая-то гулянка, поэтому я переместился в железнодорожную столовую, которая расположена в одном из жилых дворов, по улице Биржан Сал, в каком-то учреждении «КТЖ», недалеко от вокзала. Там я заказал вкусный плов и стакан сока, и все обошлось в 200 тенге. Еще я обратил внимание, как много в окрестностях вокзала гостиниц, вернее "гостиница" – это только название: в таких видимо сдаются несколько простеньких комнат для приезжих, а еще на автовокзале «Сапаржай» есть комната отдыха, так то проблемы ночлега и питания здесь, вероятно, не существует, что компенсирует отсутствие в Казахстане активных членов Хоспиталитиклаба.

До отправления автобуса оставалось еще 5 часов и я решил прокатиться до аэропорта, тем более что маршрут автобуса №10 идет через новый Ишимский мост. В «десятке» автоинформатор объявляет остановки на русском и казахском языках, а во всех остальных автобусах и троллейбусах (их в Астане немного) кондукторы одеты в униформу, проезд стоит 40 тенге. Снова проехали через всю отстраивающуюся столицу, через микрорайон Молодежный, пересекли Ишим, и снова я еду по правительственной части города. Неожиданно город кончается, и автобус мчится по шоссе в степи, но остановки часты и называются: - «1-й километр», «2-й,3-й...10-й». В степи идет строительство столицы, конец рабочего дня - на остановках много строителей, собирающихся домой.

Возле какой-то золотой статуи автобус поворачивает налево, до аэропорта еще 6 километров. Заезжаем в поселок Пригородный, сначала я предположил, что аэропорт рядом, потому что салон опустел, но в этом небольшом поселке никакого международного аэропорта не нашел, а лишь пройдя пару километров дальше по шоссе, понял свою ошибку – строения аэропорта виднелись еще в трех километрах. Идти туда стало лень, и я вернулся в Пригородный – поселок целиноградских авиаторов.

От шоссе, в 12 километрах, виден Дворец президента и причудливое, футуристическое нагромождение новых зданий. С другой стороны, вдали, виден белый прямоугольник элеватора. На остановке в Пригородном купил в киоске вкусную самсу с мясом и курицей, всего за 30 тенге. Как раз подошел автобус, они ходят часто. Минут через 20 я снова вышел у «Казмунайгаза», медленно прошелся по бульвару Нуржол, разглядывая напоследок Астану, прощаясь с ней.

Посадка на Омск, на автовокзале, началась уже тогда, когда автобус должен был отправиться в путь. Народу очень много, заполнился почти весь салон этого комфортабельного китайского автобуса. Контролерша потребовала у меня паспорт, и сказала, что он будет на время следования у водителя, я начал громко возмущаться, и все поползновения на мои документы прекратились. Стемнело, около 15 минут пытались выехать с привокзальной площади – пробки, но вскоре миновали окружную автомагистраль и выехали на Петропавловскую трассу, хороший асфальт сменился колдобинами, ямами и буграми. Зато тут есть пост гаишников, в автобус зашел полицейский и проверил у пассажиров документы, после чего поехали дальше, и качество асфальта все-таки стало приличнее.

Сначала по телевизору показывали «Джентльмены удачи», а когда фильм кончился, водители выключили в салоне свет, и врубили горячо любимые среди деградирующего населения ех-СССР-овских просторов песни о тяжкой зековской доле.
Правда, надо воздать должное автобусному экипажу – суровым на вид, но не грубым русским мужикам, музыка играла очень тихо, да и мне, хоть и трудно было выработать иммунитет против такого низкопробного искусства, но все-таки удалось привыкнуть к шансону и теперь я особенно не обращаю внимание на него. Тем более у меня противоядие хорошее – я вставил в уши наушники плеера, и стал слушать свое любимое: «Ад прадзэдау, спакон вякоу, мне засталася спадчына», «селезень-птах, селезень-птах, як з табой сумны сталася так»...

Автобус хоть и комфортабельный, но заснуть так и не удалось. Ночью заезжали на автовокзал Щучинска, а когда занялся рассвет, заехали и в Кокшетау - интересно, что казахские автовокзалы обслуживают и ночные рейсы. Да ведь и в советские годы казахско-среднеазиатский регион, обслуживал самые протяженные тогда линии, по 700-900 километров. В 6.40 прибыли в Петропавловск, Питер, как его величают казахи.

Тут освободился почти весь салон, осталось человек 12. Туалет в вокзале еще не работал, но умыться удалось чуть позже, когда тамошняя тетка, все-таки появилась, и до отправления автобуса я еще успел попить кофе. И помчались в Россию. Снова на экране телевизора запрыгали шалавы, которые трясли похотливыми частями своих тел и распевали песни, обличающие мусоров. Я же снова воткнул в уши затычки, из которых неслось по-латышски: «Kur milzu kalni liekas mazi» - «там, где огромные горы кажутся маленькими». Заезжали в пограничный поселок Булаево, по кривым, узким и не асфальтированным поселковым улицам, к железной дороге, после чего, водители собрали паспорта и собственноручно заполнили «Список пассажиров». А вскоре прибыли на КПП Каракога. Там меня попросили пройти в комнату для досмотра, где таможенник досконально проверил мой рюкзак, расспрашивая о моем пути. При этом обращался он со мной вежливо и доброжелательно, провел я в комнате минут 15. Потом посадка в автобус, 700 метров пути, до следующего КПП. Сначала в салон вошла типа акушерка, и спросила, нет ли больных, потом колеса автобуса обработали из шланга каким-то дезинфекционным свинством, за что взимается дополнительная плата. КПП Исилькуль оборудова


Комментарии:
КЛАССИЧЕСКАЯ МЕЧТА РУССКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА - Отчёт Александра Балашова, часть 1. До Омска (+) - Митян 02:56 03/09/08
     • Шутка юмора :) - Константин Гришин 17:39 04/09/08
          • Re: Шутка юмора :) - Александр Балашов 20:01 04/09/08
               • Александр,спасибо,ждём продолжения! (0) - сПутник 23:58 04/09/08
                    • Re: Александр,спасибо,ждём продолжения! (0) - Алдександр Балашов 18:15 05/09/08
                         • а чего ты сам выложить не можешь? (-) - Фыва Цукен 18:28 05/09/08
                              • Re: а чего ты сам выложить не можешь? (-) - Александр Балашов 20:05 05/09/08
                              • Да, извините, я туплю (+) - Митян 20:08 05/09/08
                         • Это почему это? - сПутник 21:53 05/09/08
                              • КЛАССИЧЕСКАЯ МЕЧТА РУССКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА ч.2 до Хейхе - Александр Балашов 15:04 06/09/08
                                   • Re: КЛАССИЧЕСКАЯ МЕЧТА РУССКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА ч.3 до Находки - Александр Балашов 15:05 06/09/08
                                        • КЛАССИЧЕСКАЯ МЕЧТА РУССКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА ч.4 до Хабаровска - Александр Балашов 15:08 06/09/08
                                             • КЛАССИЧЕСКАЯ МЕЧТА РУССКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА ч.5 на БАМ - Александр Балашов 15:09 06/09/08
                                                  • КЛАССИЧЕСКАЯ МЕЧТА РУССКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА ч.6 до дома - Александр Балашов 15:12 06/09/08
                                                       • КЛАССИЧЕСКАЯ МЕЧТА РУССКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА ч.7 до дома и ЭПИЛОГ - Александр Балашов 15:15 06/09/08
                                                            • Дочитал :-) - сПутник 13:00 19/09/08
                                                                 • Re: Дочитал :-) - Александр Балашов 15:17 20/09/08
                                                       • Ох, опять в неудачное время попал... :-) - А. Копцев 17:22 07/09/08
                                                            • Re: Ох, опять в неудачное время попал... :-) - Александр Балашов 19:55 07/09/08
                                                            • Re: Ох, опять в неудачное время попал... :-) - убейте фашиста копцева 00:36 04/01/09
                                             • грандиозная астана? хм. - Фыва Цукен 16:53 08/09/08
                                                  • А ты точно съездил в Новый город? Точно ли пересек реку? :))) (0) - Митян 17:16 08/09/08
                                                       • гм - Фыва Цукен 18:09 08/09/08
                                                            • Re: гм - exploreman 18:50 08/09/08
                                                                 • понятно - Фыва Цукен 19:05 08/09/08
                                                                      • Ну ты жжошь - Митян 22:51 08/09/08
                                                                           • ой - Фыва Цукен 12:28 09/09/08
                                   • Хэйхэ - Приваловский Алексей 10:27 08/09/08
                                        • так олимпиада же - Фыва Цукен 17:08 08/09/08
                                   • Re: КЛАССИЧЕСКАЯ МЕЧТА РУССКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА ч.2 до Хейхе - Фыва Цукен 20:38 08/09/08
                                        • Re: КЛАССИЧЕСКАЯ МЕЧТА РУССКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА ч.2 до Хейхе - А Балашов 20:50 08/09/08
                                             • ЭП1 электровоз переменного тока. - Naure 21:07 08/09/08
                                   • Re: КЛАССИЧЕСКАЯ МЕЧТА РУССКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА ч.2 до Хейхе - Валерий Тихонов 22:22 09/09/08
                                        • Re: КЛАССИЧЕСКАЯ МЕЧТА РУССКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА ч.2 до Хейхе - Фыва Цукен 13:09 10/09/08
                                             • В системе образования я тоже профессионал :-) - Валерий Тихонов 20:43 10/09/08
                                                  • Re: В системе образования я тоже профессионал :-) - Фыва Цукен 20:59 10/09/08
                                                       • а, сорри - Фыва Цукен 21:02 10/09/08
                                   • Re: - сПутник 10:31 16/09/08
                                        • Re: - Александр Балашов 22:49 16/09/08
                                             • Re: - сПутник 13:36 17/09/08


вернуться к дереву/списку сообщений


Ответ:

[Вход для зарегистрированных пользователей]
Имя: *
Email:
Тема: *
Сообщение
*
   
Присылать ответы по email: