Отправлено: Митян 16:17 11/01/09
Метели - родовая наташина деревня, в которой ее предки жили уже лет двести. Она относится к группе чисто русских деревень без башкирского населения, которые в свое время были учреждены тут в 18-19 веке для контроля над землей и освоения природных ценностей. Показательно, что русские сёла, в частности, Метели и Ярославка, и дружат, и враждуют между собой, совершенно не замечая лежащих рядом и между ними башкирских (Мелекесс, Абудллино). Совсем отдельно.
Метели - большое, холмистое село, полный тупик. Парома через Ай нет уже лет 19, но до сих пор эту дорогу на Тавру рисуют во всех атласах, и как минимум раз в неделю кто-то обязательно приезжает в Метели в надежде выехать на Красноуфимск. Приходится ехать назад.
Село чистое, ухоженное, крепкое. Видно, что на Урале все-таки не так сильна тенденция развала сёл и отъезда в города, которая заметна в центральной России. Есть церковь и даже музей - в здании библиотеки.
Музей хороший, хотя во многом держится на одном человеке - его хранительнице, тетеньке уже лет 60. В тот праздничный день, когда мы прибыли в Метели, музей не работел, однако один телефонный звонок оторвал ее от гостей и она часа два рассказывала нам об истории села и интересных экспонатах музея. Мы были очень тронуты таким отношением и даже решили внести некоторую сумму на развитие музея. Наверное, забор-таки починят. Получили мы в подарок и брошюру про село Метели авторства той же тетеньки.
Впрочем, и в домах сохраняется довольно много всяких интересных вещей. Я вот не выдержал и выманил у наташиной тёти каток - деревянную палку для глажки одежды в те времена, когда утюгов еще не было.
В общем, день хорошо провели - в баню сходили, поели пирогов деревенских, отдохнули, погуляли, и собрались уезжать с утра автобусом в 6.30 на Месягутово.
Уже потом, в Месягутово, я удивился - почему ж никто из деревенских не напомнил нам про автобус Метели - Златоуст, который уходил в 6 и успевал на все нужные нам уфимские автобусы? Он ведь в ходу, я узнавал потом. Более того, это еще один пример странного междугороднего автобуса (вроде Красноуфимск - Емаши), который идёт из обычного башкирского села в город другого региона. Видимо, есть в том у водителя какой-то интерес или историческая традиция такая.
Однако про него нам никто ничего не сказал, и в 6.30 мы уже были на выезде из села ловить автобус на Месягутово через Дуван. Автобус, правда, не спешил, и когда мы уже начали нервничать (а было холодно, это был самый холодный день поездки!), он все-таки приехал в 7.05. Оказалось, что раньше ходил ПАЗик, и расписание было составлено для него, а теперь пустили микроавтобус "Мерседес" на 18 мест, он идёт быстрее, а график не поменяли. Вот и спит водитель подольше :)
За окном было темно и ничего не видно. Где-то через 1:20 приехали в Дуван, бывший центр округи и видимо райцентр, но теперь потерявший свой статус в пользу Месягутово. Тем не менее, район по-прежнему Дуванский, и автостанция в Дуване тоже есть. На этой автостанции было чудовищно дурацкое расписание - я радостно сфоткал единственную простыню, которая там висела, и побежал назад в маршрутку. Уже потом я заметил, что в ней не было ни одного из тех рейсов, которые Дуван порождает самостоятельно. Куда они их повесили - большой вопрос, но вроде более-менее восстановил практически всё по сводной башкирской таблице и расписанию Месягутово.
Дороги Дуван - Таймеево - Малояз, кажется, напрямую нет - по крайней мере, автобусы так не ездят. А вот как там очень интересная дорога Караидель - Тастуба, я забыл узнать. Судя по отчету от июля - там всё так себе, а жаль - http://www.osrsoft.com/notebook/report.php?id=karaidel&s=5
Еще через полчаса после Дувана приехали в Месягутово. Тут нас ждал несколько неприятный сюрприз. Было по местному времени 9 с небольшим, а автобус Киги - Кумертау в 10 часов, на который мы надеялись, был с недавнего времени отменён. Ближайший автобус на Уфу был что-то типа в 14, на Малояз - что-то типа в 13.
Ситуация осложнялась тем, что:
а) Автостанция в Месягутово находится практически на объездной, и где центр села - совершенно непонятно.
б) На улице - весьма темно очень холодно, это был наверное самый холодный момент всей поездки (не считая дороги в самолёте назад на высоте 10 000 м. :).
в) Таксистов в Уфу, о которых нам говорили, не было совсем - то ли рано, то ли опять же темно и холодно.
Был только одинокий автобус на Златоуст и такой же одинокий таксист туда. Мы было подумали, что автобус едет туда через Кропачёво, но нет - он ожидаемо ехал через Киги.
Что же делать?
Где-то полчаса мы помёрзли в мрачноватом автовокзале, ожидая свежих идей. Идеи не пришли, зато понемногу рассвело. В итоге решили надеть на себя всё, что было :), и идти стопить. К счастью, развилка на Малояз - Уфу оказалась от автовокзала метрах в двухсот, и туда мы и направились.
Минут десять никаких машин не было вообще, что сподвигло меня на ворчание. Потом вдруг совесть у них проснулась - поехали косяком. Пара не остановилось, потом остановился башкирский молодой водитель с вопросом, до Малояза ли мы. Мы сказали, что да, но он сказал, что сейчас отвезёт народ и приедет нас забрать, так как всё равно тоже едет туда.
Однако осуществить свой великий план ему не удалось - следующая же машина, совсем новый Renault, взяла нас по 100 р. с носа до Малояза. Это был малоязовский таксист, зачем-то ездивший в Месягутово, и для таксиста он запросил не такие уж и большие деньги. Впрочем, он наверняка рассчитывал, что из Малояза мы тоже уедем на каком-то его собратьев-таксистов (и, надо сказать, тут его расчеты оправдались :).
Дорога Месягутово - Малояз - пожалуй, самая красивая дорога, виденная мной за время этого путешествия, даже лучше зилаирских перевалов. Сначала она просто хорошая, холмистая и прямая, как стрела, а между Мечетлино и Янгантау начинаются красивейшие места с прекрасными видами и достопримечательностями: резкими подъемами, серпантинными спусками (один из них предсказуемо зовётся "тещин язык", впрочем, говорят, что "тещиных языков" в Башкирии не меньше трёх), санаторием Янган-Тау, большим родником-запрудой и т.д. Реально очень красивая дорога, рекомендую.
Автокасса, кстати, есть и у санатория Янган-Тау, километра два налево и наверх от трассы. Мы туда не заезжали, но, говорят, там тоже красиво (не в автокассе, а у санатория :).
Приехали в Малояз. В Салаватском районе (да-да, это не там, где город Салават, а там, где Малояз) - родина Салавата Юлаева. Вообще, в Башкирии очень силён культ Салавата Юлаева и революционера Шагита Худайбердина. Заслуги обоих, ИМХО, достаточно сомнительных, хотя я плохо знаю биографию обоих и, пожалуй, не буду возводить напраслину.
Автостанция Малояза находится прямо на трассе. Как выяснилось, никаких новых автобусов в ближайшее время не ожидалось, но таксисты тут были, и предлагали ехать в Уфу за 400 р. Мы решили пока погулять по селу - центр был кажется недалеко. Ну, село как-то не очень впечатлило, хотя может до самого центра мы и не дошли - небольшое и не слишком аккуратное.
Вернувшись на автостанцию, мы нашли ситуацию не изменившейся ни на грамм. Снова пусто, те же таксисты и никаких автобусов. Мы решили согласиться с их предложением, и буквально через пару минут нашлись еще два человека, которым надо было в Уфу.
Поехали. Дорога везде довольно хорошая. Теперь построили объездную Кропачёво, которой нет на карте, и мост через ЖД, так что в Кропачёво заезжать не обязательно. Других больших населённых пунктов трасса до Уфы по дороге практически не проходит, а самое, говорят, красивое место в районе Сима я как-то продремал: сказался ранний подъем и тепло автомобиля.
До Уфы доехали быстро - конечно, такси это не очень спортивно, зато успели к обеду и впереди была куча времени, которая, как выяснилось позже, нам понадобилась.