Отправлено: Митян 17:57 13/01/09
Сложно писать про большой город, в котором почти все были, но всё же. Уфа отличается редкостной бестолковостью в плане застройки и планировки - другого такого столь странно построенного города среди крупных российских я пожалуй и не назову. Вот тут уж точно нужно было бы метро - от Дёмы на одном конце города через центр в Черниковку на другом и поперечную линию в Сипайлово, но тут его нет и строить его, кажется, нельзя.
В итоге я хоть и начал к концу второго визита чуть-чуть разбираться в городе, но все равно очень поверхностно. Обычно такая задача даётся мне легче. В принципе, атлас Уфы я купил и наверное теперь постараюсь уложить у себя в голове его структуру, но структуры, как ни крути, как таковой и нет.
Более того, почти лишена Уфа и серьезных достопримечательностей - ни пешеходных улиц, ни серьезных памятников архитектуры, ни известных музеев.
Сложная ситуация и с национальной идентичностью. Хорошо известно, что президент Рахимов активно насаждает везде все башкирское, что доходит до смешного - пожалуй, тут местами национализм посильнее, чем в Западной Украине %), но тоже не со стороны людей, конечно, а со стороны власти. При этом, когда дело касается денег, национальная идентичность куда-то сразу деваются: национальные продукты и кафе в последние лет пять начали стремительно исчезать под натиском глобальных брэндов. Буэээ.
Есть, конечно, и плюсы. Во-первых, хорошая насыщенность Уфы всякими объектами досуга и развлечений. Тут нет проблем, чтобы хорошо и недорого поесть, сходить в кино (даже в 3D), покататься с горки на попе или горных лыжах, сходить на хоккей и т.д.
Во-вторых, люди. Все те, с кем меня знакомили в эту поездку, оказывались просто удивительно приятными и хорошими людьми. Понятно, что одну общаюшуюся между собой группу неправильно экстраполировать на город-миллионник, но факт остаётся фактом.
Что касатеся транспорта, то власти сейчас ведут одновременную атаку на "Газели" с "Пазиками" и на трамваи. Трамваи уже много где в центре поснимали, да и те, что есть, старые и медленные (зато видел даже один РВЗ :), а всяческие пазики заменяют в основном Мереседесами и Фордами.
Но в целом Башавтотранс развивается - сделали модный сайт себе, обновили ряд автовокзалов, завели кажется круглосуточную горячую линию. Если не остановятся, дойдут, наверное, и до электронных билетов и всего такого.
При этом, увы, хиреют другие виды транспорта. Уже не действуют аэропорты в Сибае, Старосубхангулово, Дуване и Белорецке, работавшие еще вполне недавно. Помирает водное сообщение - хорошо, если в 2009 году будет ходить внутригородской маршрут Речной вокзал - ДОК (деревообрабатываюший комбинат, а не док). Попробую летом обязательно обкатать. В пути он, кстати, три часа - по реке Уфу обходить долго :) Более того, согласно старым книгам расписаний DF, корабли в 1950-е ходили от Уфы до Черниковки (ныне городского района) аж 8 часов! Как умудрялись - не знаю.
Электричек, на мой взгляд, в Уфе тоже не слишком много, да еще там очень странный для города-миллионника вокзал - вроде в центре, но небольшой и находяшийся в яме. Выходя из поезда, города не видишь совсем :)
В целом Уфа, конечно, сильно уступает относительно соседней Казани - разве что аэропорт там гораздо лучше и сообщение с ним.
Но эти минусы я во время своего пребывания там почти и не видел - постоянно общался с прекрасными людьми. То в кино, то на горке, то в прекрасной новоооткрытой кальянной за килограммом долмы :)
На второй день вечером надо было ехать в Стерлитамак, где с утра планировался старт автопробега. Тут стерлитамакские друзья Лёша и Яна подсказали небанальную идею - оказывается, три раза в день от Дома Актёра в Уфе идут в Стерлитамак такси по цене 160р. с человека независимо от заполняемости, и ими многие ездят. Такой рейсовый таксизм :) Вот на таком такси, модной иномарке, мы и уехали.
Шоссе Уфа - Стерлитамак считается лучшим в республике, однако позёмка немного пугала: ежели тут ехать было как-то неуютно, то чего же будет на "девятке" по глухим дорогам юга республики?
Приехали в Стерлитамак, погуляли в темноте часик :) Неудивительно, что целостного впечатления о городе у меня нет. Ходят троллейбусы, с номерами а-ля Москва (четырехзначные). Есть футбольная команда "Содовик", которую все зовут "Содомит" - пару сезонов она громко о себе заявляла.
Стерлитамак как-то признавался самым чистым городом РФ до 300 000 что ли (надо уточнить, Видное вот тоже признавалось), и руководство города, надо сказать, четко осознает свое главное преимущество, вывешивая даже рекламные щиты с текстом типа "Чистота - наша главная сила".
Действительно, достопримечательностей тут почти нет, а старый центр города очень и очень невелик. Но даже зимой Стерлитамак скорее понравился, чем нет. Тоже еще можно заехать. В Уфу, кстати, ходит дизель ДР1А.
Остаток вечера мы провели у Яны с Лёшей за едой и финальным обсуждением маршрута. Изначально я планировал ехать через Верхний Авзян и Кагу на Старосубхангулово, а оттуда в Сибай, но выяснилось, что и этой дороги нет - на Старосубхангулово можно попасть только через Белорецк или тот же Сибай, если очень повезёт - через Мраково, а через Авзян - нельзя.
Решили в итоге не выпендриваться и в свете неясной на завтра погоды ехать традиционным башкирским южным полукольцом - через Салават, Мелеуз, Мраково, Исянгулово, Зилаир, Баймак и Сибай.