Сообщение

Немного информации касательно узкоколейных железных дорог...

Отправлено: b 20:06 25/12/09


На территории бывшего СССР существовало свыше 2 тысяч невзаимосвязанных узкоколейных железных дорог, без учёта шахтных.
С учётом шахтных — как минимум в 2 раза больше. Шахтные узкоколейные узкоколейные дороги
когда-то имели огромное распространение (например, в одной только Тульской области — не самом
«угольном» регионе, в 1958 году было 119 шахт).


Крупнейшие по протяжённости узкоколейная железная дорога колеи 750 мм за весь период существования
железных дорог:


Точные цифры касательно протяжённости едва ли можно найти,
так как на лесовозных узкоколейных железных дорогах данными
о протяжённости может не располагать даже предприятие-владелец
(конфигурация линий в лесу сложная и постоянно меняется).

На узкоколейных железных дорогах общего пользования (например, узкококолейная железная дорога
Гайворонского отделения Одесской железной дороги), помимо хорошо известных линий общего пользования,
были и линии, имевшие статус подъездных путей (например, Таужня — Колодистое, Емиловка — Перегоновка),
причём не о всех этих линиях есть достоверная информация, особенно по прошествии десятилетий
с момента их ликвидации.




Ориентировочно:


«Эстонско-Латвийская» сеть магистральных узкоколейных железных дорог.
Крайним северным пунктом был Таллин, крайним южным — Гулбене.
На пике развития, в период существования участка Икла — Айнажи — до 800 км.


узкококолейная железная дорога Гайворонского отделения Одесской железной дороги.
На пике развития, с учётом подъездных путей, ориентировочно доходила до 700 км.


Алапаевская узкоколейная железная дорога — свыше 500 км на пике развития (1970-е годы).



Среди ныне сохранившихся — крупнейшей является Алапаевская узкоколейная железная дорога (210 км).


Крупнейшая линия узкоколейной железной дороги между двумя точками:


Бердичев — Подгородная, 405 км.

Таллин — Гулбене, около 340 км.

Карымка (Новоильинск) — Заза, Хандагатайская узкоколейная железная дорога — 260 км.
Впрочем, возможно, что участок Барун-Эгита — Заза не был введён в эксплуатацию.


Среди ныне сохранившихся — вновь Алапаевская узкоколейная железная дорога (от станции Алапаевск II
до крайнего пункта у станции Калач — 149 км).




Крупнейшей среди узкоколейных железных дорог с шириной колеи, отличной от 750 мм, как существовавших ранее,
так и ныне существующих, является Сахалинская узкоколейная железная дорога колеи 1067 мм — 980 км, с учётом ведомственных линий.

Среди линий между двумя точками с шириной колеи, отличной от 750 мм, крупнейшей являлась
Ярославско-Вологодско-Архангельская узкоколейная железная дорога колеи 1067 мм. Протяжённость от станции Урочь до станции Архангельск — 837 км.


Самая первая узкоколейная железная дорога в России: Ливенская (Верховье — Ливны, нынешняя Орловская область),
открыта в 1871 году, имела колею 1067 мм, в 1896 году заменена железнодорожной линией нормальной колеи.

Самая первая узкоколейная железная дорога колеи 750 мм: среди известных — Ириновская, открыта в 1892 году
на участке Санкт-Петербург — Всеволожск.

Самые новые узкоколейные железные дороги: Колочава, Закарпатская область (частный музей с узкоколейной
железной дорогой, открыта в 2009 году — http://www.karpaty.info/ru/uk/zk/mg/kolochava/museums/vuzkokolejka/ , но
есть также версия, что музей «статичный» и движения не будет, поэтому факт появления новой узкоколейной железной
дороги можно поставить под сомнение), узкоколейная железная дорога на территории парка в г. Могилёв (открыта в 2009 году
и является полноценной железной дорогой). В обоих случаях — колея 750 мм.




Сохранилось 13 электрифицированных узкоколейных железных дорог, без учёта шахтных
и без учёта трамвая (ещё 3 — неподтверждённые). Зарайск «выбыл».

Сулюктинская узкоколейная железная дорога, Пролетарск — Товарная (Согдийская область,
Таджикистан, Баткенская область, Кыргызстан), колея 750 мм

Узкоколейная железная дорога в Текели (Алматинская область, Казахстан), колея 750 мм

Узкоколейная железная дорога Боржоми — Бакуриани (Грузия), колея 900 мм

Узкоколейная железная дорога Ивановского силикатного завода (Ивановская область, Российская Федерация), колея 750 мм

Узкоколейная железная дорога Липецкого комбината силикатных изделий (Липецкая область, Российская Федерация), колея 750 мм

Узкоколейная железная дорога Боровичского комбината строительных материалов (Новгородская область, Российская Федерация), колея 750 мм

Узкоколейная железная дорога комбината «Магнезит», г. Сатка (Челябинская область, Российская Федерация), колея 1000 мм

Узкоколейная железная дорога в г. Кыштым, медеэлектролитный завод (Челябинская область, Российская Федерация)

Узкоколейная железная дорога в г. Верхняя Пышма, завод «Уралэлектромедь» (Свердловская область, Российская Федерация)

Узкоколейная железная дорога Режского никелевого завода (Свердловская область, Российская Федерация).

Узкоколейная железная дорога Тверского комбината строительных материалов № 2 (Тверская область, Российская Федерация), колея 750 мм

Узкоколейная железная дорога Павловского завода строительных материалов (Павлово-на-Неве, Ленинградская область, Российская Федерация), колея

750 мм

Узкоколейная железная дорога в пос. Тоотси (Эстония), колея 750 мм


Также:

Узкоколейная железная дорога Чусовского металлургического завода (Пермский край, Российская Федерация), колея 750 мм — под вопросом

Узкоколейная железная дорога в г. Лысьва, металлургический завод (Пермский край, Российская Федерация) — под вопросом

Узкоколейная железная дорога в г. Кировград, металлургический завод (Свердловская область, Российская Федерация) — под вопросом



Узкоколейные трамвайные сети: их сохранилось 13. Все, кроме Таллина, имеют колею 1000 мм.
Все, кроме Молочного, являются полноценным городскими хозяйствами. В Молочном — короткая
линия сезонного действия, почти не имеющая практического значения как вид транспорта.


Львов, открыта в 1894 году.

Калининград, открыта в 1895 году.

Житомир, открыта в 1899 году.

Лиепая, открыта в 1899 году.

Пятигорск, открыта в 1903 году.

Винница, открыта в 1913 году.

Евпатория, открыта в 1914 году.

Таллин, колея 1067 мм. Открыто движение на электрической тяге в 1925 году.
С 1888 г. существовала «конка» (конный трамвай), с 1921 г. — движение на бензомоторной тяге.

Молочное (окрестности г. Евпатория), открыта 18 августа 1989 года.




Среди регионов Российской Федерации не известно о существовании узкоколейных железных дорог
в какой-либо период времени только в одном — республике Калмыкия (если учитывать шахтные
узкоколейные железные дороги). Существующие автономные округа РФ, даже являющиеся частью
другого региона (Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Ненецкий) учтены, ликвидированные автономные
округа (Коми-Пермяцкий, Агинский Бурятский, Усть-Ордынский Бурятский, Корякский) — не учтены.


При том же условии (учитываются шахтные узкоколейные железные дороги) не известно о существовании
узкоколейных железных дорог в какой-либо период времени в регионах Узбекистана: Кашкадарьинская область,
Наманганская область, Хорезмская область, республика Каракалпакстан, в регионе Республики Таджикистан:
Горно-Бадахшанская автономная область, в регионах Кыргызской Республики: Таласская область, Чуйская область
и город Бишкек, регионах Республики Туркменистан: Лебапский велаят (бывшая Чарджоуская область), Марыйский велаят.

«Самой узкоколейной» страной бывшего СССР является Республика Беларусь.
В ней действует около 30 узкоколейных железных дорог, большинство из которых поддерживаются
в отличном состоянии. Узкоколейные железные дороги развиваются, некоторые ранее законсервированные
дороги восстановлены. Имеется серийное производство грузовых вагонов узкой колеи (уже построено
не менее двухсот, со временем их число может достичь нескольких тысяч — по государственной программе
развития торфяной промышленности, парк подвижного состава должен быть полностью обновлён). Имеющиеся
узкоколейные тепловозы проходят капитальный ремонт на Борисовском танкоремонтном заводе (фактически -
делаются новые локомотивы). Узкоколейные железные дороги Беларуси, в отличие от практически всех остальных
на территории бывшего СССР, кроме детских железных дорог, не содержат внешних признаков упадка и разрухи.



В РФ узкоколейные железные дороги, кроме ДЖД и шахтных, скорее всего практически полностью
исчезнут в ближайшие 10 лет (крупные дороги исчезнут точно). Остаётся только активнее фотодокументировать
их, причём в первую очередь малоизвестные и отдалённые дороги, а не находящиеся вблизи крупных городов и
уже «засмотренные». Пусть меньше будут повторяться позорные ситуации, какие имели место, например,
с Хандагатайской узкоколейной железной дорогой — гигантская узкоколейная железная дорога была разобрана
в 2004 году, когда уже имели достаточное распространение цифровые фотоаппараты, но не была зафотодокументирована
никем, всё, что от неё осталось — это немногочисленные фотографии в библиотеке Новоильинска, единственная
фотография любителя из Иркутска ( http://narrow.parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=10057 ),
и 1 фотография, размещённая в Большой Советской энциклопедии!
(С себя лично не снимаю ответственности за это и постоянно испытываю моральные страдания из-за
незадокументированных вовремя узкоколейных железных дорог, но пусть в дальнейшем таких случаев будет меньше).


\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\


Открыта страница «Узкоколейные железные дороги Новгородской области» (140 КБ текста, 143 изображения).
Некоторые узкоколейные железные дороги (например, узкоколейная железная дорога Старорусского кирпичного
завода) ранее никогда не упоминались в Сети.

Отдельные страницы по области:
«Маловишерская узкоколейная железная дорога»
«Узкоколейная железная дорога Окуловской целлюлозно-бумажной фабрики»
«Кневицкая узкоколейная железная дорога»
«Узкоколейная железная дорога Тёсовского транспортного управления» - добавлено 487 фотографий, карты
«Узкоколейная железная дорога Кушаверского торфопредприятия»
«Узкоколейная железная дорога Боровичского КСМ»


Комментарии:
Немного информации касательно узкоколейных железных дорог... - b 20:06 25/12/09
     • Спасибо за инфо-релиз! - сПутник_ 23:18 25/12/09
          • АМ1 - b 23:28 25/12/09
               • а откуда информация про Чусовой? - Валерий Тихонов 02:13 26/12/09
                    • Re: а откуда информация про Чусовой? - b 08:48 26/12/09
                         • ну вообще у меня есть знакомые рабочие ЧМЗ :) - Валерий Тихонов 14:06 26/12/09
     • Отопление загородного дома, котлы, газовые котлы, системы отопления, теплокомфорт, продажа котлов, подбор котлов, монтаж отопле - PseulseFevy 04:57 21/09/11


вернуться к дереву/списку сообщений


Ответ:

[Вход для зарегистрированных пользователей]
Имя: *
Email:
Тема: *
Сообщение
*
   
Присылать ответы по email: