Сообщение

Отчёт (публикую as is)

Отправлено: Митян 01:33 29/06/10

Тёгра, Аска и другие звери

Давнишнее желание посетить Тегрозеро, наверное, самую загадочную из близких (а чего ж далеких – ночь на поезде) к Москве железнодорожных веток. В 1999 году там побывал Сергей Болашенко, рапортовал о существовании там некой «мотрисы», но оставил очень немного информации – вопросов было больше, чем ответов.
Еще один источник откопал где-то в архивах рассылки 1520 мм Александр Фетисов. Источник, якобы, утверждал, что Тегрозеро читается через Ё и мотрисой является АС. Больше ничего Александрс не помнил.
Изначально в Юру (станция на участке Коноша-Вельск, откуда ходит нечто в Тегрозеро) собирались я, Валера Тихонов, тот самый А. Фетисов и Алексей Гусев, но последние двое по разным причинам передумали, о чем, похоже )), после прочтения отчета пожалеют 

В Юру ехать удобнее всего было поездом Москва – Котлас – тогда в воскресенье в 9 утра (в субботу мотриса, к сожалению, не ходила) мы оказывались в Юре, в 11 уезжали в Тегрозеро, и к вечеру надеялись попасть в Няндому. Причем Валера имел понедельник выходным, а я его не имел, ограничившись лишь предупреждением шефа по электронной почте, что если я опоздаю в Няндоме на поезд Архангельск-Москва, начинать работать ему лучше без меня.

Если бы мотриса ходила в субботу, поездка была бы, наверное, гораздо более увлекательной и содержательной, так же нам приходилось спешить, что наложило отпечаток на происходящее. Итак, мы сели в первый вагон котласского поезда. Данный вагон был среднестатическим плацкартным вагоном, лишь проводники, мальчик и девочка, состоявшие в романтически-интимных отношениях, немного портили картину – то сдачу дали пакетиками с кофе вместо денег, то проводник в стиле Жванецкого прочел нашим соседям по «купе» нотацию, что оставлять крошки на сиденье – негигиенично и недостойно гордого звания советского человека.

В Ярославле мы погуляли по перрону, причем в это время по вокзалу объявили о продаже за 29 р. книжечки расписания дальних поездов СЖД. Данную книжечку я подробно рассмотрел уже на обратном пути в Коноше – красивая обложка, один в один как у служебки, и довольно простое наполнение: все крупные станции СЖД и расписание ПДСов по ним. Это все вызвало две, нет, три мысли. Первое – какие же они чудаки, что не включили пригородные. Второе – надо срочно издавать АТ, ибо все больше и больше контор начинают печатать свои расписания. Третья же мысль была наиболее смелой – лучше бы, чтобы они продавали служебку.

С утра мы благополучно проспали Коношу, и в 8 с чем-то утра Валера ушел в вагон-кафе есть суп. За ним вскоре подтянулся и я, съел йогурт и забрал у проводника стакан для выданного им же кофе. Кофе по плану должен быть пить Валера, который и выпил его, правда, допивал он уже во время стоянки в Юре, чем нервировал проводника.

В Юре поезд стоял 9 минут, но никого не пропустил. При этом, непонятно было, куда делась «Полярная стрела», виденная в Коноше – скорее всего, пошла по нижнему обходу. Вообще, среди местного населения потом мы слышали какие-то разговоры, что с начала сентября Москва – Котлас тоже по нижнему обходу пускают, что им категорически не нравится.

За время нашего пребывания на станции (около двух часов в итоге) прошел еще пригородный Кулой – Коноша (два общих вагона и половина тепловоза), который кис двадцать минут и пропускал навстречу товарняк, а потом еще одну половинку тепловоза без состава. Когда я фоткал сию половинку, машинист высунулся в окно чуть ли не наполовину, радостно улыбался и махал мне обеими руками. Я сначала офигел, потом вспомнил, что я на севере. И замахал руками в ответ.

Юра – совершенно маленькая деревня, и большой современный вокзал выглядит там абсолютно ненужным. Впрочем, он и не используется – в нем нет ни кассы, ни зала ожидания. Ветка на Тёгрозеро отходит от основной метрах в 50 назад по направлению к Коноше, и еще спустя метров 30 там небольшая бетонная платформа. Еще чуть дальше – разъезд, будка и несколько старых вагонов. Накат – очень хороший, и мы, в общем, так и не нашли видимого объяснения этому – активности товарняков на ветке почти нет, вагонов мало. Может, в будни больше – вряд ли одна мотриса создает такой накат.

С котласского поезда и просто из окрестностей на платформу подтянулось человек 15, очень дружелюбно отнесшихся к нам и рассказавших, что действительно ходит мотриса, и она, вообще-то, должна уже прийти (к коношскому пригородному), но еще почему-то не пришла. Правда мотрису называли совершенно по-разному: то «мотрисой», то «матаней», то «дрезиной», то «аской», а кто-то умудрился даже назвать модное сочетание «РА»! РА, несмотря на надежды Валеры, не оказалось – примерно в 10.55 приехала совершенно пустая АС-3М-013 , что тоже, впрочем, было весьма эффектно.

(Сделаю тут лирическое отступление. Зантересовало тут меня, откуда есть пошло слово «матаня». Я думал, что этим словом называется круглобайкальский поезд, однако, по словам ИМХО того же А.Фетисова, а может, и еще кого, на Круглобайкалке так пригородный называют крайне редко! Однако, слово как-то распространилось и встречается в разных уголках страны, обозначая, как правило, «Необычный и единственный состав на какой-то глухой ветке». Почему именно это слово – фиг знает)..


Заднюю кабину машинист оставил открытой – туда народ сгрузил сумки, а чуть позже туда для лучшего обзора сгрузился и я. В основном салоне все очень аккуратно, скамеечки-столы, занавески висят, окна открываются, сверху полки для ручной клади. В общем, поезд будущего – я неоднократно ныл, что реально российское пригородное сообщение, особенно на таких ветках, спасут только рельсовые автобусы.

Кондуктор взяла с нас по 33 р и выдала оригинальные отпечатанные на принтере билеты. Расписания не висело, зато висел большой прайс-лист за подписью какого-то чиновника Вельского района (что дало понять, что район помогает деньгами мотрисе сей). Станции в нем назывались так: Юра, Средний, Комсомольский, Тулма, Еменьга, В. Пуя, Тёгра; а вся система называлась железнодорожной веткой ООО «Шоношский ЛПХ». Очень любопытно, что в Комсомольском, где я позже сфоткал расписание, станции назывались иначе: Т-Озеро, В-Пуя, Еменьга, Тулма, Шоноша, 7 км, 1 км! Было еще и несколько остановок по дороге в местах скопления ягодников.

Все о.п. на ветке представляют собой оригинальную конструкцию – высокая деревянная платформа чуть меньше длины мотрисы, на которой находится деревянный павильончик, а ведет туда деревянная же лестница. Только Еменьга и Тулма, если не ошибаюсь, низкие платформы, но тоже с павильончиком. Мотриса идет весьма и весьма резво – замер по столбам в разное время пути показал 34-40 км/ч, и местами трясло довольно сильно, хотя состояние пути для такой малоактивной ветки категорически хорошее.

Через 50 минут мы прибыли в Комсомольский, где находится управление дороги и депо. Стоянка была аж 1.03 минуты, которые мы использовали по-разному: я сначала поговорил с дежурной, сфоткал расписание, узнал про узкоколейку (разобрали, говорят), потом сфоткал старые девайзы, стоявщие на путях у депо, но в само депо не попал Девайзы были таковы: пассажирский вагон С5751 начала двадцатого века, небось, снегоочиститель, АС-1А-2166, АС-1А-2250 (все это не на ходу и вряд ли подлежит восстановлению), ТЭМ2М-050, который, наверное, после некоторого ремонта еще мог бы ездить, ну и несколько обычных вагонов.
Потом я пошел назад по путям к речке (видимо, Шоноше), умылся там у плотины (вода очень теплая, речка красивая). Хотел искупаться, но особо не в чем было, да и народ смущать не хотелось. Затем я пошел искать магазин и встретил у магазина Валеру, который тоже осмотрел депо, а потом стал общаться с местной живностью в виде козлов и баранов, которые прятались от солнца под вагонами и снегоочистителем, что было весьма забавно.

В магазине нас приняли как своих, и в ущерб местному населению в очереди даже порезали хлеб и сыр, чтобы нам было удобней их есть в поезде. Я все порывался купить землянику, но народ, хоть и собирал ее ведрами, ее не продавал.

Мы загрузились в мотрису (народу было уже весьма много) и поехали дальше. Я рассказал Валере, что узнал у дежурной – режим работы мотрисы был такой: по пн, ср, пт, вс она в 4 утра из Комсомольского едет в Тёгру, оттуда через Комсомольский в Юру, где по идее стоит 3 часа (в нашем случае она, видимо, моталась назад в Комсомольский), потом едет в Комсомольский, стоит там час, едет в Тёгру, потом назад в Комсомольский, и больше никуда не едет. Один в один рельсовый автобус.

В Верхней Пуе переезд с трассой Вельск – Няндома – Каргополь – Пудож вопреки карте, где-то в километре до станции. Само же Тегрозеро – очень красивое место. Прямо около о.п. разлилось это самое озеро, аккуратное и очень теплое. Так хотелось искупаться, а потом пройти еще километр дальше и увидеть, где у этой ветки тупик… но. Но мне надо было спешить в Няндому, а тегрозерская грунтовка не производила впечатления траффиконапряженной, так что пришлось скрепя сердце возвращаться одну остановку до Пуи и выходить на трассу.

Мое краткое заключение по поводу перспектив этой ветки такое: нынешнее состояние позволяет ей жить еще долго, причем народ в основном катается между поселками, а Юра, насколько я понял, не так сильно их волнует. В этом смысле даже гипотетический перевод поезда Москва – Котлас на нижний ход не так сильно затронет ветку. В Вельск же ходят автобусы и из Тёгрозера, и из Верхопуйского, и из Комсомольского. Добить же ветку могут две вещи: если сдохнет мотриса (сомневаюсь, что у них есть вторая, хоть и не был в депо), или вдруг если руководство Вельского района перестанет давать деньги. Вот это самый опасный фактор, прогнозировать который сложно. Леспромхозы же, как я понял, работают, но находятся в некотором развале, так что они вряд ли обеспечат функционирование ветки.

Попрощавшись с мотрисой в Пуе, мы вышли на дорогу со стремлением стопить в сторону Няндомы. Ближе к вечеру тут ожидался автобус Вельск – Няндома, но он 95% не успевал на поезд Архангельск – Москва, что меня не устраивало. Траффик был очень маленький, причем, что интересно, местных машин (29, 35 и 11 rus) было меньшинство, чужаков было больше, да каких чужаков: Питер, Мурманская область, Москва, Тульская область, Краснодарский Край (!), Ненецкий АО (!!) и Приморский Край (!!!).

Нам двоим никто не останавливался, и мы потопали вперед по трассе. Становилось очень жарко, слепней и оводов было тоже очень много, и через километров пять я уже чувствовал себя хреново. Слава богу, встретился отдыхающий КАМАЗ плесецкого АТП, и мне удалось договориться, что, когда они отдохнут, они нас заберут.

Отдохнули они только тогда, когда мы прошли еще километра два, и в КАМАЗ мы сели (я, по крайней мере, сел) изрядно дохлыми. Самое смешное в том, что уже на следующем повороте мы обогнали выезжавший оттуда ПАЗик до Няндомы, а еще через пару километров нас обогнал нигде не указанный вообще невесть откуда взявшийся модный автобус голицынского производства Каргополь – Архангельск.

Дорога до Няндомы очень приличная, ехали довольно быстро, и где-то в 18.30 нас высадили в центре этого большого села. Тут-то и началось самое смешное: у нас обоих почему-то возник глюк, что Архангельск-Москва приходит в Няндому что-то около 19.30, и около 20 уходит, поэтому мы не спеша обошли магазины в поисках холодной воды (в первых пяти магазинах холодным было только пиво), а потом пошли к вокзалу.

И тут со стороны Архангельска показался некий поезд, и мы с ужасом осознали, что это именно московский поезд и показался. Он, оказывается, прибывал в 18.05, а в 19.10 уже уходил. Я из последних сил совершил рывок в кассу, там мне радостно сказали, что есть только купе примерно за 1050 р., которых у меня в кошельке не было. Я грустно вышел на улицу и с радостным удивлением увидел приближающегося Валеру, который рывка не совершал, но отстал всего на минуту-полторы. Он дал мне недостающую сумму и решил сам вернуться в Москву, несмотря на свободный понедельник.

Мы загрузились в поезд, причем Валера еще успел купить морошки, а я хотел купить землянику, но не успел. В итоге мы слопали с чаем морошку, и в Коноше очередную порцию оной ягоды покупал уже я. Добавлю также, что в Коноше реконструируется задняя часть вокзала, так что от автостанции там ничего не осталось, и листики висят старые. Что там сейчас творится с автобусами на самом деле – сложно сказать.

Вот такие дела.


Комментарии:
Разобрана Шоношская железная дорога (железнодорожная линия Юра - Шоноша - Тёгрозеро) - b 18:45 28/06/10
     • По данной железной дороге была совершена поездка - b 18:49 28/06/10
          • Re: По данной железной дороге была совершена поездка - Митян 21:19 28/06/10
               • Отчёт (публикую as is) - Митян 02:33 29/06/10
                    • Re: Отчёт (публикую as is) - b 13:52 29/06/10
                         • Фотоотчёт - Митян 14:17 29/06/10
          • в феврале 2009... (+) - Евгений Баскаков 17:23 06/07/10
               • Женя,офф - ilance 21:50 11/07/10


вернуться к дереву/списку сообщений


Ответ:

[Вход для зарегистрированных пользователей]
Имя: *
Email:
Тема: *
Сообщение
*
   
Присылать ответы по email: