Отправлено: Денис-Странник 18:26 06/10/10
Съездил отлично (хотя Mazzy может быть выскажет свое мнение):
В Каменке было полтора часа до автобуса, двинули к дворцу Воейкова напрямик, оказалось, что моста и близко нет, надо либо брать такси, либо в объезд на газели + пешком. По моим прикидкам нужен запас хотя бы часа 2, а лучше 3 на это (хотя дворец от станции хорошо виден). Характерно, что внешний транспорт в Каменке работает до 5. В 17:20 последний автобус в Пензу, и на этом все умирает. Трасса Пенза - Тамбов - хорошая, очень живая, более половины трафика - дальнобои, причем множество носатых американцев, в отличие от Москвы.
В Тарханах на удивление хороший для такой глубокой провинции музей. Чистенько, подстрижено, толковые тетки работают. Надеюсь написать пару слов в "Путеводитель". Туда ехали липецким автобусом, обратно вернулись стопом в Пензу. Музей формально состоит из 3 площадок - дом с парком, семейная усыпальница и нечто, называемое "Апалиха" - усадьба Шан-Гиреев. Характерно, что о ней упоминают, но никто в музее толком не может объяснить, где это. Методом перебора сходили туда, оказалось, что усадьба = роща с насыпаными дорожками (дворец только планируется к восстановлению). Идти туда не 2 км, как указано на сайте, а около 4.
Пенза понравилась. Я бы не сказал, что она так уж безлика, как тут описывали. Приятно погулять по Мовсковской и по скверам. На плане города в дунаевской карте есть ошибки, из-за чего мы там немного потеряли время, но не критично. Через Суру в створе ул. Либерсона почти построен автомобильный мост, но стройка оставляет впечатление брошеной. Неожиданно очень приятный для такой провинции зоопарк. Не нашел: канатку или ее остатки, туннель от дизельного ужд-трамвая, или его остатки. Сушка стоит на месте, на ней намалевали "65 лет Победы". Тролли ходят вовсю и, надо сказать, троллейбусное движение понравилось. Хотя город холмистый и более 500 тыс. - должен бы быть полноценный трамвай.
51/52 - хороший поезд, не пожалел, что поехал фирменным, 301/302 - чуть отстойный, но бывло и хуже. Область за окном поезда представляет собой громадные безжизненные пространства: распаханные поля, поля под паром, перелески, брошенные поля, зарастающие самосевом, леса. Деревень и людей вообще очень мало. Наш вагон ушел из Пензы даже наполовину незаполненным. Боковушки все были пусты. Поднабилось только к Ряжску примерно.