Сообщение

Петрозаводск-Беломорск - лето 2003

Отправлено: Dedalus 20:23 10/05/04

Одним теплым июньским вечером захотелось мне увидеть вновь белые ночи Карелии, характерную короткую траву, подышать холодным и влажным воздухом, и, конечно, воспользоваться для этого услугами тогда еще МПС.
Недолго планируя, направились мы на Курский вокзал, чтобы купить там билеты на проходящий Симферополь-Мурманск. Вот, кажется, до чего удобный поезд для Москвича, и с юга приходит вечером и на север на нем отлично уезжать, по крайней мере спешить не надо. Предыдущие исследования показывали, что мест в плацкартном вагоне, кажется, номер восемь, достаточно много, а именно 40, что подтвердилось терминалом на вокзале, и, вообщем, без всяких комсборов мы взяли билеты именно туда. Проходя вдоль состава, бросалась в глаза толпа загорелых детишек. понятно, народ с моря едет домой. Рядом с нашим вагоном был единственный украинский, выкрашен в синий цвет, и со стеклопакетами (так же единственный в поезде).
Пройдя в вагон, по совету проводницы, мы заняли свободное купе (оно было у туалета, но единственное где никого не было даже на боковых). Мы тронулись, справа были наши окна, и там медленно проезжала Басманная, затем уже Новорязянская улица и Казанский вокзал, площадь в полночь смотрелась с эстакады красиво. Проехали Каланчевскую и вскоре выехали на главный ход. Вот здесь, где-то в районе Рижской наш поезд почему-то встал. Стояли минут 20, за это время мы успели распечатать пару бутылок пива, оставшегося от моего дня рождения, но не успели их допить. Для создания дополнительного комфорта развесили имеющиеся в избытке одеяла в качестве ширмы. Поезд шел медленно, и во втором часу ночи стало клонить в сон.
Когда я окончательно проснулся, поезд уже проехал Чудово, и вскоре мы должны были прибыть в Волховстрой. Непродолжительная стоянка и мы двигаемся далее на север. Лодейное поле. Было уже заметно прохладнее. Я вылез из вагона с камерой, поднялся на мостик и сделал снимок: два поезда – наш и Арктика. Еще удалось запечатлеть, как прицепляют оранжевый ТЭП70 и наблюдающих за этим детей. Конечно, странно рассказывать, но выложить фото руки так наверное и не дойдут, тем более что камера пленочная.
Далее, коптя контактную сеть поначалу, мало-помалу мы приближались к Петрозаводску. Подпорожье и Свирь проехали без особых приключений, а вот когда приехали в столицу, тут же начался дождь. Первым делом я отправился покупать билеты дальше. Собственно куда дальше были лишь смутные представления. Хотелось попасть в Онегу, и я было даже попытался начать покупать билеты с этой целью, но сообразил, что я сурово просчитался. В понедельник к двум мне обязательно нужно было быть в Москве, и если и можно было опоздать, то никак не на три часа (чтобы получилось, если бы мы ехали прицепным вагоном к 15ому) поэтому планы резко поменялись. Мы совершили прогулку по Петрозаводску, а там как раз начинались празднования 300летия города. Да невозможно не сказать об этом, конечно, чудесный город, и свежесделанная набережная его еще более украсила, там просто очень приятно, но нужно двигаться дальше. Меня давно занимал 931 ПБ СПБ-Мурманск, а кроме этого на речном вокзале Петрозаводска обнаружил информацию о том, что на Соловки ежедневно ходит катер из Беломорска. И вот представился отличный шанс испытать себя.
Не ездил в общих вагонах, наверное, лет 15, а тут такое чудо. Опять полил дождь, и мы направились к нашему составу. Единственный пассажирский вагон имел №3. Впечатление, которое он производил было настолько удручающим, что даже интересно. В нем на удивление было малолюдно, но постепенно пассажиры прибывали. Интересный диалог произошел между проводницей и вошедшим пассажиром. В ответ на замечания по поводу богатства убранства интерьера проводница сказала что-то вроде такого «Вагон общий – не нравится – выходите!». Это насторожило, мы заняли последнее купе у туалета, и никого кроме нас там не было даже на боковых, как позже выяснилось – неспроста. Мы поехали. Ночь действительно в это время года очень светлая. Несмотря на тучи получалось даже фотографировать пейзажи. Открывалось окно, поэтому получалось неплохо. Вообще, виды потрясающие. Становилось очень холодно, на небольших станциях прибывал народ. В соседнем купе перевозили котят и они периодически напоминали об этом.
Но не все было так мило, постоянно в тамбур выходили граждане покурить, после очевидного процесса согрева. При этом раз от раза они были согреты все больше. Через некоторое время в результате какой-то стычки или просто случайного движения рук оказалось разбито стекло в двери ведущий в сторону тамбура (дверь отделяющая туалет от основного вагона). После этого задуло по настоящему, но уходить из купе не хотелось, потому что везде в других местах был народ, а тут можно было спокойно лежать на нижней полке. Спать, разумеется, было невозможно, зато проводница одарила (за 5 рублей) горячим чаем. В такой странной обстановке приходилось любоваться окружающими картинами, благо ночь была очень светлая. Подъезжали к Сегеже, городской пейзаж смотрелся неожиданно, но на станции сошло много людей. Оставалось не так много терпеть.
В семь утра поезд прибыл на станцию Беломорск. С удивительной, для людей не спавших ночь, легкостью мы вышли из вагона. Погода было удручающей (глухо облачно, холодно – не больше семи градусов, ветер, морось), но радость от покидания поезда все перекрывала. Я попытался определить, где находится сам город и море, это оказалось делом несложным, и уже через двадцать минут мы проходили жилые кварталы и дошли до главной (судя по всему) городской дороги. Открылся сомнительный вид на залив, сомнительный, потому что сложно было сказать, море это или нет. Мы попытались подойти к берегу, но невероятная грязь и какие-то хибары мешали сделать это. Необходимо было найти порт или причал откуда отправляется катер на Соловки и мы принялись за это. Недолго думая, в какую сторону ехать по дороге, поехали в первую, куда поехал автобус. Заплатив по пять рублей за билет, проехали ровно одну остановку и она оказалась конечной.
Подождав, пока автобус отстоится, мы поехали в другом направлении. Кондуктор подсказала нам, что катер должен отправляться от порта в поселке Водники, куда и идет этот автобус. Мы доехали до туда, покидая автобус были предупреждены, что следующий рейс будет после обеда (т.е. часа через три). Несмотря на предупреждение, мы смело отправились на поиски катера. В поселке встретилось замечательное учреждение “Шиженская неполная средняя школа”, а так же магазинчик, где мы запаслись провизией. Удивительно, но никакого моря рядом и в помине не было. Пока мы ехали на автобусе, да, проезжали последний шлюз Беломорканала, но потом завернули в сторону суши. Однако как оказалось, порт располагался на канале, совсем не широком. Мы обратили внимание на забор и странное административное сооружение, никакое другое место в поселке определенно не могло быть портом, поэтому мы принялись искать пути именно за этот забор. Мы подошли к проходной, после предваряющего пятиминутного лая собаки к нам вышел вахтер. Он поведал, что на Соловки отсюда катер уходит в пять утра, а следующий рейс он делает в двенадцать, уже из другого порта, который называется, кажется, Рыбачий, и находится действительно уже на море, в двух километрах от шлюза. Время было начало двенадцатого, и добраться даже до шлюза к двенадцати было делом малореальным, поэтому я расстроился, но что же делать.
Как раз в это время морось перешла в дождь, а ветер делал зонт совершенно бессмысленным, поэтому мы вымокли, и было холодно, перспектива провести более трех часов в этом поселке на улице была не очень интересной, но выбора не было. Часть времени мы скоротали все в том же магазинчике, где хорошо топили. На обратном пути мы заехали в единственное (как нам сказали пассажиры автобуса – самое лучшее) в этом городе кафе. Оно было ужасным, несъедобное мясо с разведенным пюре, но горячая пища – это то что нам было крайне необходимо. Оттуда уже на маршрутке (удивительно, откуда там на них находятся пассажиры, мы были единственными) мы подъехали к вокзалу. Внутри здания было чисто и тепло, но нужно было возвращаться в Москву. К моему несчастью билетов на тогда 345 Мурманск-Адлер не было (а было бы очень удобно доехать на нем до Твери), как не было билетов вообще ни на один поезд на юг до полуночи. После полуночи были только люксы на Петербуржский (в 3 часа ночи), которые мы сразу не взяли, а потом и их не осталось. Проводив вечером длиннющий Адлерский поезд мы с кассиршей обсуждали возможность каким-нибудь законным образом. Вскоре после полуночи удалось взять две пары билетов, купейные на скорый 16 Мурманск-Москва до Петрозаводска и плацкартные оттуда до Москвы. Из Беломорска поезд уходил в восемь, а до этого времени нам предоставилась возможность поспать на вокзале. Я очень редко ночевал (так, чтобы полную ночь) на вокзале, кажется всего второй раз, и второй раз в Карелии, до этого в 1996 году ночевал в Кеми, и очень хорошо помню эти характерные стулья, сцепленные по трое, и вполне приспособленные к тому, чтобы на них лежать, и даже спать можно, если очень хочется. Но на этот раз не на всю ночь хватило места, и когда часа в четыре на вокзале набралось порядком людей, я встал, и место для лежания заняли, пришлось досыпать сидя, хотя и удавалось это с трудом, так как компания туристов с маленькими детьми, так же пытающаяся уехать на юг, только в Санкт-Петеребург, создавала определенные аудиальные помехи.
Купейный вагон поезда №16 оказался очень приличным, лучше многих фирменных, на которых я ездил, чистый, теплый, с дополнительными занавесками, любезными проводниками и хорошим бельем. Впрочем, несмотря на время суток, вскоре после посадки мы заснули (попутчики из купе так же спали) и проспали почти до Петрозаводска. В этом городе у нас опять было около четырех часов, праздник в честь 300летия как раз был в самом разгаре, на набережной был концерт, пока мы гуляли, прямо перед нами быстро прошел Грызлов, с какими-то другими важными, но незнакомыми мне людьми, как позже я выяснил из новостей это был глава местной администрации. Опять хочется заметить, что город очень порадовал, движение по главной улице было перекрыто, и гулять было одно удовольствие. Интересно, что закупаясь продуктами в следующий поезд в супермаркете у вокзала даже удалось расплатиться кредиткой (что было полезно, так как наличных оставалось совсем не много).
Заметив приближение нашего очередного поезда (181 Мурманск-Москва) сделал снимок прибывающего состава с ТЭП-70 во главе. Удивительно, но позже, сличая фотографии обратил внимание на то, что это была та же самая машина, что вела первый наш поезд от Лодейного Поля. Мы погрузились в вагон, который оказался хотя и старым, но все же не очень ужасным. Поезд ехал там же где мы проезжали не так давно, поэтому особого интереса дорога у меня не вызывала, да и усталость давала знать. На следующий день утром я проснулся когда мы стояли в Твери, удивительно медленно этот поезд проходит участок оттуда до Москвы, в тот раз он еще умудрился опоздать минут на 10, но в любом случае, я успел.


Комментарии:
Петрозаводск-Беломорск - лето 2003 - Dedalus 21:23 10/05/04


вернуться к дереву/списку сообщений


Ответ:

[Вход для зарегистрированных пользователей]
Имя: *
Email:
Тема: *
Сообщение
*
   
Присылать ответы по email: