Сообщение

поездка на ж.д."КаргопольЛАГа" (Ерцево)

Отправлено: С. Болашенко 15:07 15/06/04

Лучше поздно,чем никогда
______________________________

Поездка на железную дорогу Ерцево - Совза

03.2004


От г. Железнодорожный до Ерцево я добираюсь электропоездами. Вечером оказываюсь на станции Данилов. Выясняется, что теперь пригородного поезда Вологда – Данилов отправлением в 04:23 не существует. Ситуация ясна: он отправляется со станции Макарово.

Станция обильно покрывалась снегом. Пройдя по путям от вокзала около километра в северном направлении, захожу в оборотное депо. Дежурный по депо сообщил, что сейчас вечерний электропоезд из Вологды в Данилов почти никогда не приходит, отстаиваясь в Макарово всю ночь.

Четырнадцатикилометровый пеший переход из Данилова в Макарово оказался делом не самым приятным. Я пожалел об этом решении: лучше было бы постараться уехать отсюда в грузовом составе или локомотиве.

Вначале иду по железнодорожной магистрали. Затем, на дальней северной окраине Данилова, с немалым трудом перебираюсь на автодорогу. Потянулись долгие километры пешего пути по мокрой обочине, где, «для полного счастья», меня периодически обдавали грязевым облаком проезжающие большегрузные автомобили. Всякий раз, видя приближающиеся огоньки фар, я останавливался и «голосовал». Но никто так и не остановился. Наконец, дойдя до населённого пункта Макарово, сворачиваю к станции. На заснеженном поле здесь имеется натоптанная тропа. Однако снег стал непрочным, поэтому много раз проваливаюсь в него по пояс.

Изрядно устав, наконец, оказываюсь на станционных путях, где стоит вологодская электричка – совсем новый состав ЭД9М. Локомотивная бригада дремлет в кабине, компрессоры включены. Поэтому отжать автоматические двери вагонов невозможно – как я не пытался это сделать. К счастью, дежурная по станции разрешила мне пребывать до отправления поезда в зале ожидания, который оказался чистым и тёплым. Примерно в четыре утра встаю благодаря будильнику. Локомотивная бригада тоже проснулась, и вскоре я был уже в вагоне. В 7:28 электропоезд прибыл на станцию Вологда I.

Оказалось, что мне можно было бы и не выходить – тот же самый состав спустя полчаса отправлялся до Коноши. Едем всё дальше на север. Кажется, что с каждым километром всё холоднее и холоднее, всё больше снега. Вот и станция Ерцево.

Полупустая электричка тронулась дальше, постепенно растворяясь в белой мгле. На небольшой, почти пустынной станции было холодно и ветрено. Перехожу пути, направляясь к уже хорошо известному мне маленькому домику – главному зданию станции Ерцево, принадлежащей «Учреждению П/Я 233 АУ 250». На топографической карте эта станция подписана как Ерцево II. Внешне это, казалось бы, не более чем крайние слева пути одной станции Ерцево. Чёткой границы между ними не просматривается.

На первом пути, ближнем к станционному зданию, стоял тепловоз, на втором - различные вагоны (в основном, порожние). Приятно осознавать, что станция по-прежнему живёт. В момент моего прибытия дежурная по станции что-то передавала вагоннику. Приходит в движение маленький двухосный маневровый тепловоз без всяких обозначений и номеров (по всей вероятности, ТГК2).

Дежурная сообщает мне, что сейчас тепловоз далеко не уедет – запланированы лишь манёвры и поездка до ближайшей станции Давыдовская. Но к вечеру, скорее всего, отправится состав до крайнего на сегодняшний момент пункта железной дороги. В то же время, около станции Мостовица находится некая «дээмка» (как следует понимать, нечто вроде автомотрисы). К концу рабочего дня она должна вернуться в Ерцево, привозя в колонию осуждённых, работающих в лесу.

Удалось выяснить: рельсы сейчас тянутся до 83 километра. Крайний пункт находится в семи километрах не доезжая Совзы. Разборка железной дороги началась в прошлом, 2003 году. Авторов этого дикого решения следует искать в ГУИНе. Но не осталась в стороне и администрация Архангельской области. Не так уж и давно, сюда приезжал губернатор области, обещал, что дорога будет сохранена. Вместо этого, произошло то, что произошло…

Современная ситуация такова: «зона» посёлке Совза практически расформирована, там осталось лишь некоторое количество подневольных поселенцев. Лес из посёлка по-прежнему вывозят, но автотранспортом. Мнение каких-то начальников, чьи фамилии пока остаются неизвестны, было однозначным: железная дорога не нужна, содержать её слишком дорого, убираем её, а рельсы – на переплавку в Череповец!

Возникает вопрос: как теперь будут сообщаться между собой Ерцево и Совза? Ведь совзинская «зона» является филиалом ерцевской, именно в Ерцево расположена администрация всех лагерей этого района. Оказывается, при особой надобности туда вылетает вертолёт. На автомобиле из Ерцево в Совзу можно проехать только через Вологду – более четырёхсот километров, вместо 90 километров по железной дороге. Однако, вполне вероятно, что после полной разборки железной дороги по её насыпи станут ездить автомобили.

Теоретически, нельзя исключать того, что пока «разбиральщики» остановятся на станции Мостовица, и участок Мостовица – Ерцево (длиной 17 километров) ещё на какое-то время будет сохранён. Мостовица – это единственный обитаемый населённый пункт на ветке, там до сих пор сохранилась колония-поселение. Более того - изредка оттуда вывозят лес в вагонах. Но гораздо более вероятно, что Мостовица тоже перейдёт на автотранспорт. Останется только лишь первый, четырёхкилометровый перегон до станции Давыдовская, проходящий в пределах посёлка Ерцево.

Поговорив с дежурной, иду в посёлок. Его улицы выглядят почти как траншеи, прокопанные в снегу. Преодолеть их без проблем сможет только автотранспорт повышенной проходимости. А ведь отсюда можно за один день доехать электричками до Москвы, где снег уже почти сошёл…
Практически все дома в Ерцево – деревянные (в основном, одноэтажные частные, а также двухэтажные, барачного типа). Самое главное здание – это управление «Учреждения П/Я 233АУ250». Очень многие здесь носят камуфляжную форму и погоны: основная специализация посёлка – содержание лагерей.

Решаю прогуляться до Давыдовской – первой станции в направлении Совзы. Головной участок железной дороги проходит, в основном, среди застроенной территории. На первых сотнях метров от станции Ерцево раскинулась огромная «зона». Впечатление такое, что линия уходит прямо на её территорию. Это не совсем так: на самом деле, по обеим сторонам от железнодорожного пути тоже есть заборы, ведь следование поездов транзитом непосредственно через «режимную» территорию недопустимо. Однако идти здесь пешком по шпалам нельзя.

Обойдя «зону» по улицам посёлка, вновь выхожу на линию – у охраняемого переезда с ручными шлагбаумами. Дежурная по переезду подтвердила, что до вечера тепловоза или состава в сторону Совзы ожидать не стоит. Иду по линии дальше. Справа виднеется забор ещё одной «зоны», слева, чуть поодаль – занесённые снегам одноэтажные домики вольных жителей. Потом – прямой лесной участок, длиной около километра. Затем снова дома, и замершие на боковом пути вагоны. Начинается станция Давыдовская, расположенная в отдалённой части посёлка Ерцево. В центре станции, там, где размещается её главное здание (небольшая деревянная избушка), осталось лишь два действующих пути. Но идти дальше на запад, путей станет больше: здесь когда-то размещалось главное локомотивное депо этой железной дороги. Сейчас депо уже, фактически, разгромлено. Перед ним можно обнаружить большое количество разного «допотопного» подвижного состава.


Вскоре на станцию со стороны Ерцево пришёл тепловоз – тот же самый, зелёный ТГК2. Как выяснилось, своих тепловозов на дороге уже не осталось - все они пришли в нерабочее состояние, и, в основном, проданы в качестве металлолома. Этот локомотив прислали сюда из Череповца, когда началась разборка путей.

В домике дежурного по станции наличествовал персонал. Захожу в него, беседую с железнодорожниками, вновь пытаясь «вытрясти» из них как можно больше сведений об истории этого края. Тепловоз вскоре ушёл назад, в Ерцево. Решаю прогуляться по линии чуть дальше – до посёлка, подписанного на карте как Круглица (из двух Круглиц, это та, что расположена ближе к Ерцево). Посёлок сохранился до сих пор – с обеих сторон железной дороги, посреди заснеженных просторов, стоит по несколько обитаемых домов. Автомобильного подъезда сюда, по всей видимости, нет. Жители этих домов ходят в «цивилизацию» пешком, по железнодорожной линии. Здесь же сохранился обрубок старинного пассажирского вагона, возможно, в лучшие времена выполнявший функцию навеса для тех, кто ожидал поезда.

Возвращаюсь назад, в Давыдовскую. До вечера ещё очень много времени. Решаю отдохнуть в снегоочистителе, стоявшем вблизи заброшенного депо. С трудом добравшись до него по снежной целине, пролезаю внутрь через разбитое лобовое стекло. Расчёт оказался верным: местные вандалы до этого снегоочистителя не добрались, внутри было довольно чисто. Пара часов сна в спальном мешке, на широкой лавке.

Поднявшись по будильнику, иду к избушке дежурного по станции. Но теперь она оказалась запертой. В течение некоторого времени, пытаюсь дождаться дежурного, но он не появлялся. Значит, придётся возвращаться в Ерцево – там дежурный обязательно должен быть.
Иду по линии до переезда. Издали донёсся гудок, послышался шум приближающегося со стороны Давыдовской поезда. Вскоре он уже был рядом. Оказалось, что это не совсем поезд, а автомотриса – та самая «ДМка», о которой мне уже рассказывали. Подъехав к забору колонии (до него оказалось совсем недалеко), диковинный экземпляр подвижного состава остановился. Его пассажирами были заключённые. Выстроившись в шеренгу, под надзором вооружённых людей в камуфляжной форме они направились за колючую проволоку.


Пройдя через посёлок, возвращаюсь в знакомый домик - главную диспетчерскую железной дороги, расположенную на станции Ерцево II. Когда тепловоз отправится до места разборки, всё ещё неизвестно. Дежурная по станции объясняет, что сюда из Вологды должен прибыть автомобиль, загруженный продуктами питания, которые должны перегрузить на тепловоз - для доставки «разбиральщикам». Ближайшие несколько часов я сижу у тёплой печки, рядом со столом, на котором лежит график исполненного движения поездов (их чертят здесь до сих пор). Однако дежурная, несмотря на все уговоры, отказалась предоставить мне даже чистый бланк графика, ссылаясь на то, что они подлежат строгому учёту.


Оказывается, ехать в сторону Совзы нужно не только мне. Вскоре в помещение дежурного зашла местная женщина преклонных лет, которая тоже желала уехать в тепловозе! Я представил себе, как она будет идти 12 километров (от крайней точки рельсового пути до посёлка Совза) – посреди ночи, по глубокому снегу, который покрывает железнодорожную насыпь со снятыми рельсами. Да, эти места удивляют многим…




Примерно в десять часов вечера к дверям станционного здания подъехал микроавтобус «УАЗ», который нередко именуют «буханкой». Номера – военные, водитель и пассажиры – в камуфляжной форме. Объясняется это тем, что к разборке пути привлекли Железнодорожные войска. Насколько мне удалось понять, ими предоставлен работающий сейчас на линии путеукладчик. Это несколько шокировало меня: на протяжении всей своей истории, военные железнодорожники созидали, а не разрушали.


Началась перегрузка содержимого микроавтобуса в тепловоз. Мешки с хлебом и картофелем забрасывали в кабину, размещали в открытых боковых проходах. Мне пришлось перетаскать на плечах не одну сотню килограммов груза. Тепловоз в результате оказался со всех сторон «обвешан» мешками, как будто бы готовился поездке в зону боевых действий.

Ближе к полуночи, наконец, тепловоз отправляется. В тесной кабине кроме меня, оказались ещё пять человек, двое из них - «пассажиры». Непросто будет выдержать эти долгие часы, стоя в тесном замкнутом пространстве, наполненном табачным дымом и ненормативной лексикой. Но иного выхода нет: широких торцевых площадок в этом тепловозе не существует, да и не совсем желательно находиться на морозном ветру.

Оказалось, что локомотивная бригада не местная – родом из Череповца, живут в ГУИНовской гостинице. Но по манерам общения, в этих людях трудно было узнать жителей большого города. «А зачем тебе нужно было сюда ехать?» Поток бессмысленных и повторяющихся вопросов изрядно донимал.

За проезд в тепловозе здесь принято платить. Мне тоже был задан вопрос о «приобретении билета». Предлагаю заплатить по прибытии, машинист согласился. Но потом вопрос об этом уже не возникал, что меня вполне удовлетворяло: платить за проезд в, мягко говоря, малокомфортабельных условиях – совсем никуда не годится.

Скорость движения была небольшой. Остановок нигде не делаем, жилой посёлок Мостовица и вымершая Чужга промелькнули как-то незаметно. В четвёртом часу утра, наконец, проезжаем стрелку, а справа возникают тёмные силуэты домов. Это станция Свидь, которая сейчас стала местом проживания бригады, занятой на разборке пути. Здесь тепловоз останавливается: дальше, к месту разборки, предполагается ехать лишь днём. Все, кроме меня, идут отдыхать в ближайший обустроенный, натопленный дом. Но я предпочёл другой дом - заброшенный. Его двери были открыты, внутри сохранилась мебель, в том числе кровати. Благодаря наличию пухового спального мешка, ночёвка в неотапливаемом помещении (а в случае его отсутствия и просто на снегу) не представляла для меня никаких проблем.



Просыпаюсь часов в одиннадцать. Теперь можно осмотреть ту местность, в которой я оказался. От станции Свидь осталось, в общем-то, совсем немногое. Здесь уже нет полноценных боковых путей (не исключено, что рельсы всё же сохранились, но проверить это при наличии метрового слоя снега было невозможно). В западной, «совзинской» горловине есть действующая стрелка. Двадцать метров бокового пути используются для отстоя автомотрисы, доставляющей "разбиральщиков" к месту приложения труда. Она выглядит в точности так же, как и та, что встретилась мне в Ерцево.

Здесь наличествуют три дома, в которых живут люди: в одном, самом ближнем к железнодорожному пути – «разбиральщики», в остальных – очевидно, рыбаки. Есть ещё около десятка домов – в некоторые из них приезжают на лето, другие полностью заброшены. Постоянного населения здесь нет (равно как нет его нигде на железнодорожной линии между Мостовицей и Совзой).


Станция Свидь находится на 71-м километре железной дороги (отсчёт от Ерцево II). Чуть дальше, на 73-м километре, находится мост через реку Свидь. Добравшись до него, я был впечатлён увиденным. Первая неожиданность: эта река, вытекающая из озера Воже, в районе своего истока никогда не замерзает! Весьма удивляет это широкое водное пространство посреди снежных просторов. Кроме того, на обоих берегах реки здесь возведены многие сотни небольших деревянных домиков. Некоторые из них обитаемы: заметен дым печных труб.

Все эти домики построены любителями рыбалки (в основном, из Ерцево), которые на протяжении многих десятилетий приезжают сюда, на 73-й километр. Он является наиболее удобной точкой для попадания на огромное озеро Воже, берег которого расположен совсем рядом. Мне поведали, что все последние годы (после официального прекращения пассажирского движения) от Ерцево до 73 километра курсировала автомотриса, перевозящая рыбаков. Скорее всего, в ближайшие дни её пустят вновь – до тех пор, пока здесь будут лежать рельсы (вероятно, это около двух месяцев).

Возвращаюсь назад, на станцию. Затем еду в тепловозе до крайнего пункта линии (83-й километр). Вслед за мостом через Свидь, проезжаем ещё один большой мост – через реку Чепца, находящийся в аварийном состоянии. Здесь тоже присутствует бессчётное множество рыбацких изб.


В конце железнодорожного пути стоит путеукладчик, а впереди него – платформа, гружёная рельсами. Человеческого присутствия нет. Прицепляемся к платформе, тащим её назад, в Свидь. Здесь ещё несколько часов стоим. Нашлось двое рыбаков, желающих ехать в Ерцево. Один из них, хваставшийся тем, что он закоренелый вор-рецидивист, почти всю жизнь проведший в этих местах, но только внутри «заколючного» пространства, изрядно действовал мне на нервы.



Ближе к вечеру выезжаем в Ерцево. Вести гружёную рельсами платформу столь маломощному локомотиву очень тяжело. Едем с «велосипедной» скоростью, а на подъёмах - с пешеходной. Порой приходилось останавливаться из-за проблем с тепловозным двигателем. Вор-рецидивист забрался на платформу с рельсами, держа в зубах здоровенный нож, и попросил сфотографировать его. Жаль, но вскоре стало темно – сделать фотографии в Чужге и Мостовице будет невозможно.


Около 21 часа вдали показались огоньки фонарей на станции Давыдовская. Состав вернулся в «цивилизацию». Проехав почти по территории «зоны», прибываем в Ерцево II. Быстрым шагом ухожу в посёлок, стараясь не попадать в поле зрения попутчиков по тепловозной кабине. Продуктовый магазин напротив администрации «почтового ящика» ещё работал – закупаюсь едой. Затем, уточнив на вокзале расписание, нахожу подходящее место для ночлега – заброшенный сарай. В три часа утра мягкая и тёплая электричка сообщением Коноша – Вологда уносит меня на юг.









Комментарии:
поездка на ж.д."КаргопольЛАГа" (Ерцево) - С. Болашенко 16:07 15/06/04
     • Re: поездка на ж.д."КаргопольЛАГа" (Ерцево) - Eugene Sterlin 20:17 16/06/04
          • Re: cомневаюсь - Лапшов Игорь 15:19 17/06/04
               • А как же Сокольское (Ивановская-Нижегородская) ? (-) - Бокарёв Александр 15:25 17/06/04
                    • Re: это ещё при совке(0) - Лапшов Игорь 01:38 18/06/04
                         • разве? - Фыва Цукен 13:48 11/01/11
                              • 1994 (-) - Приваловский Алексей 23:37 11/01/11
                                   • ну тем более (-) - Фыва Цукен 14:26 12/01/11
               • Re: cомневаюсь - Eugene Sterlin 16:26 17/06/04
                    • Re: cомневаюсь - Vitaly 19:39 17/06/04
                         • Re: cомневаюсь - Eugene Sterlin 20:50 17/06/04
          • YRMFwhoqaKuSo - feykniw 02:19 17/12/11
     • Re: поездка на ж.д."КаргопольЛАГа" (Ерцево) - свидский геннадий 16:03 04/01/11
          • подниму (0) - Vsevolod 19:00 07/01/11
               • блин, какая тема-то старинная :))) - Фыва Цукен 13:49 11/01/11
                    • дык у человека свежий вопрос - Vsevolod 20:25 11/01/11
     • Psychological traps - SmelterNMZ 16:07 09/01/11
     • Re: поездка на ж.д."КаргопольЛАГа" (Ерцево) - aleksashka 13:00 12/01/11
          • pwMpbNFbxAyehrf - yjdzgkfxkkv 02:18 17/12/11


вернуться к дереву/списку сообщений


Ответ:

[Вход для зарегистрированных пользователей]
Имя: *
Email:
Тема: *
Сообщение
*
   
Присылать ответы по email: