Отправлено: bsd 14:39 03/08/12
Вероятное, позднее более полное описание поездки будет опубликовано в другом месте.
Выезд электропоездом Москва — Александров 09:35 — 11:35. Через 40 минут —
электропоездом Александров — Ярославль до Московского вокзала. Осматриваю
паровоз-памятник, установленный в 2012 году, находящийся в идеальном состоянии.
Электропоездом Ярославль — Кострома до конечного пункта. Иду к берегу Волги через
бывший туристический железнодорожный терминал (ныне место отстоя пассажирских вагонов).
Продолжительное плавание выше железнодорожного моста. Пешком до центральной площади Костромы
и далее по проспекту Мира до железнодорожного переезда у троллейбусного парка.
Здесь заглубляюсь в заросли и ночую. Утром — рейсовым "ПАЗом" до поворота на аэропорт.
Билет до Боговарово в наличии был (я не бронировал), стоил 1265 рублей. Приобретаю
также билет от Костромы до Юрьевца ровно через неделю, цена 637 рублей.
К "авиатуристам" здесь относятся резко негативно. Ни в коем случае нельзя сообщать, что
являешься авиатуристом! Покупка билета до Юрьевца на тот же паспорт вызвала негативную
реакцию, но всё же билет был продан.
Вылет на известном многим самолёте АН-2 (единственном здесь исправном самолёте этого типа),
единственном рейсовом АН-2 в "цивильной" России (если не брать регионы, где нет автодорог).
Но там цены на перевозку — в несколько раз выше, чем здесь. Кострома — единственный "островок"
малой авиации в цивильных регионах. Причём "навигация" здесь длится всего лишь 3 месяца.
Ранее я летал на АН-2 по маршруту Владимир — Красное Заречье — Владимир: http://n05.narod.ru/avia.html
Фотографии по ходу полёта делались, возможно будут выложены когда-нибудь.
Полтора часа полёта до Шарьи я перенёс нормально, неприятных ощущений не было. Шарьинский аэропорт
мне знаком — в 1999 году я туда приходил пешком, так как известный любитель Костромской области Егор Пагирев
сообщил мне, что существует воздушное сообщение Шарья — Кологрив — Понга. Но в реальности тогда
здесь не было никакого сообщения. Маршрут Кострома — Шарья — Боговарово возродили в 2000-х годах.
Видимо, полтора часа — это предел. Стоянка в Шарье короткая.
Сразу после взлёта из Шарьи — "как молотком ударили", все мысли — "живым бы дотянуть до посадки".
Хорошо, что оставалось лететь всего 40 минут. Собрав все усилия, чтобы выбраться из самолёта и аэропорта,
заваливаюсь в траву. Через некоторое время нахожу силы подняться, иду в село Боговарово
через подвесной мост через реку Ирдом.
Аэропорт находится недалеко от нужного мне выезда на Вохму, но я всё же посещаю центр села.
Боговарово — самый дальний от Костромы районный центр области, расстояние по автодорогам составляет 480 км.
В центре села стоял старый "Икарус" маршрута Кострома - Боговарово, который ползёт по маршруту
12 с половиной часов (дикое и издевательское время в пути — на автомобиле должно быть вдвое быстрее!)
и стоит при этом лишь ненамного дешевле самолёта. Автобусный тариф — 2 рубля за километр.
Расстояние от Костромы до Шарьи по прямой составляет 273 километра, от Шарьи до Боговарово — 106 километров.
Воздушный маршрут Кострома — Боговарово на 100 километров короче наземного.
Попутная машина от выезда из Боговарово до Вохмы. Микроавтобус "УАЗ" с московскими номерами (но внутри не москвичи)
от Вохмы до Воробьёвицы. На дороге имеется указатель "РАЙ — ЕРУСАЛИМ"
(http://www.semya.ru/articles/provintsiya/zhivem-kak-nikogda-1739, http://jediru.net/viewtopic.php?id=270446).
В Воробьёвицу мне нужно было попасть из-за того, что там была узкоколейная железная дорога,
разобранная после 1991 года (http://sbchf.narod.ru/uzk44.html, ВОХОМСКИЙ РАЙОН).
Я обязан посетить все узкоколейные железные дороги, разобранные после 1991 года. Ещё дальше есть Талица — но,
к великому счастью, узкоколейная железная дорога там была разобрана до 1991 года.
Зримых следов узкоколейной железной дороги осталось очень мало, но усилия были вознаграждены: я скопировал
на редкость большое количество исторических материалов по узкоколейной железной дороге.
Воробьёвица, вопреки предположениям, была красивым и не депрессивно выглядящим посёлком. Удивительно,
но почти нет заброшенных домов. Хотя дорога к посёлку ужасная. Разбитая колея из бетонных плит
с постоянными ямами, даже стандартная скорость 40 км/ч нещадно разбивает машину.
Купание в Жеребячьем озере у здания бывшего депо. Вечером иду пешком из Воробьёвицы, чтобы заночевать
в заброшенном доме в деревне километрах в пяти от посёлка. Но у поворота на Лажборовицу
остановилась попутная машина до Вохмы. Возможно, даже во вред, так как ночёвка в Вохме была хуже.
Цивильный человек на хорошей машине подвёз до Малого Раменья. Непродолжительное купание в Ветлуге.
Начинается пешее фотодокументирование недействующей Шортюгской железной дороги. Пешком 51 километр
(хотя из-за травм ноги я вообще хожу с трудом). Комаров мало по сравнению с июнем — их уже нельзя
загребать руками, но и останавливаться нельзя, в объектив попадают постоянно. Весь день шёл дождь,
проходка — в мокром состоянии.
Шортюгская железная дорога ( http://sbchf.narod.ru/04/chortyug.html ) сильно заросла.
Следы движения есть только от Сорокинской до Полдневицы (это небольшой участок) —
там недавно прошла дрезина. На остальных участках рельсов зачастую не видно. Тем не менее,
рельсы лежат везде. Путевое развитие на станциях почти полностью убрано. Мосты прогнили
и едва ли пропустят что-то тяжелее АС1А.
Ночую в пристанционной деревне Дароватка в комфортных условиях — в заброшенном доме с целыми
окнами. Здесь есть несколько жилых домов и десятки заброшенных. В деревне Нея — то же самое.
В Шабрихе — только заброшенные дома, никаких признаков жизни. От посёлка 26 километр не осталось
вообще ничего.
Главная цель этой рабочей экспедиции — тотальная пешая проходка и фотодокументирование недействующей
железной дороги Малое Раменье — Супротивный. Наконец, я оказался на станции Супротивный. При проходке
я выбился из графика. В Супротивном не успевал ни на какой поезд.
Было очень важно успеть на станцию Шарья (50 км от Супротивного) до 14:18, когда оттуда отправляется
пригородный поезд Шарья — Буй. Тогда бы я с комфортом добрался на следующий день до Москвы.
Оказываюсь в Супротивном около 12:30 — и тут как раз останавливается нечётный грузовой поезд (на Шарью).
Была мысль залезть в грузовой вагон, ведь очень важно успеть в Шарью! Но всё же не стал это делать.
С одной стороны, необходимо попасть, с другой стороны — вызвало дикое внутреннее отвращение.
Совершенно не тот возраст и статус.
В грузовой вагон всё же не лезу. До сих пор не знаю, правильное ли это было решение.
Пришлось тащиться на автодорогу несколько километров, и "убивать" весь оставшийся день на отвратный гадкий автостоп.
Сначала — унизительное размахивание руками в течение многих часов, затем — езда на попутной машине без возможности
заниматься своими делами, как в поезде (что очень плохо).
Возможно, всё-таки правильно, что не полез в грузовой поезд. В Шарье почти наверняка установлены видеокамеры,
и могли бы возникнуть проблемы. В 2006 году за проезд в грузовом поезде я потерял полдня и объяснялся с работниками ФСБ.
Немного о водителях попутного автотранспорта. От Супротивного до Шарьи меня подвёз перегонщик городского автобуса,
перегонявшегося из Перми в Санкт-Петербург. Видимо, автобус продан из города в город, хотя водитель пошутил,
что угнал его. В возрасте около 60 лет, сильно критиковал меня за "неправильный образ жизни". О своём возрасте
и социальном статусе я водителям попутного автотранспорта не сообщаю — чрезвычайно стыдно. Водитель не знал дорогу,
в Шарье заблудился (сначала свернул в город), затем на стоянке спрашивал дальнобойщиков, как ехать на Вологду.
Я говорил, что оптимальный путь на Вологду — через Судиславль на Буй в обход Костромы, затем на Любим — Пречистое.
(Можно ехать и через Нею — Галич, но между Галичем и Буем есть грунтовый участок). Однако водитель в итоге
решил ехать через Пыщуг, Никольск и Тотьму. По-моему, огромный "крюк"!
У Шарьи остановилась "Жигули-шестёрка" с пустым прицепом. Я проехал с удивительным водителем-альтруистом.
Таких реально единицы на страну. Он говорил, что подбирает всегда и всех. Рассказывал, как даже завозил
попутчиков далеко в сторону от своего маршрута и отказывался от денег. Водитель имел ярко выраженный нерусский вид
(о национальности не сказал, я не спрашивал).
До 2003 года жил в Иваново, женат на жительнице "торфяного" посёлка Октябрьский Ивановской области, хорошо знает
этот посёлок. Мне Октябрьский тоже знаком, было что обсудить. Затем переехал в Красноуфимск Свердловской области,
но остались родственники в Иванове. Работает за рулём "ГАЗели" и "КамАЗа".
В этот день он следовал из Екатеринбурга в Иваново (выехал из Екатеринбурга в час ночи, в Иваново прибыли в 21:30).
Я впервые проехал по редкопроезжаемой дороге Островское — Заволжск. Интересная дорога, почти "горный серпантин"
в равнинной Костромской области.
Как меня уверяли, единственно существующая дорога из Заволжска в Костромскую область — на Островское.
Дороги Заволжск — Кострома (на картах их две) непроезжи.
Поток машин на дороге Кострома — Киров есть, но для федеральной трассы он удивительно низкий (если сравнить, например,
с дорогой Москва — Казань — Уфа). Здесь — безусловно, оптимальный путь из Москвы на Урал и во все регионы к востоку от Урала.
Но почему-то большинство водителей, как мне кажется, "по старой привычке" следуют другими путями, хотя они хуже.
Главное преимущество этой дороги — сравнительно слабое движение.
Водитель следовал на скорости 80 км/ч, иногда до ста. Я знаю, что с прицепом разрешённая скорость — 70 км/ч,
но тем не менее, тащиться на такой скорости весьма нудно. Особенно, когда расстояние исчисляется сотнями километров.
Возникает желание пересесть за руль и ехать на скорости 130. Ведь разница во времени в пути составила бы много часов.
Выхожу в 21:30 у въезда в Иваново, купаюсь в пруду на реке Харинка — весь день была 30-градусная жара.
Немного проезжаю на "маршрутке" — но её конечная оказалась вблизи Маргаринового завода. Время позднее,
городского транспорта не было. Иду пешком много километров по улицам Герасима Фейгина — Шмидта — Короткова —
Рыбинской — Шошина — Спартака. Ровно в 0 часов наконец добираюсь до железнодорожного вокзала.
Короткая ночёвка в зарослях вблизи улицы Полка Нормандия-Неман к северу от вокзала.
В 4:42 — выезд пригородным поездом Иваново — Александров.
Интересное место на линии Иваново — Бельково ( http://sbchf.narod.ru/26/belkiv.html ) — закрытая станция Леднево.
У закрытой станции Леднево (216-й километр от Москвы) находится массив московских дач!
http://wikimapia.org/#lat=56.4933719&lon=39.8692989&z=14&l=1&m=s&v=9
Возможно, это рекорд удалённости московских дач от Москвы. Есть ли ещё дальше?
Интересно также, что пригородный поезд Иваново — Александров появился лишь в 1999 году.
До этого добраться из Москвы до Леднево (или обратно) за один день
иначе как на автомобиле было в принципе невозможно!
Дачные посёлки Энтузиаст и Интеграл вблизи Уршеля (Владимирская область) находятся на ещё большем
расстоянии от Москвы по автодорогам — почти 300 километров. Но расстояние по железной дороге
через Черусти — Уршель составляет всего 170 километров. Рано или поздно к ним появится и прямая
автодорога, тогда расстояние до Москвы по автодороге сократится почти вдвое. В эпоху создания
этих дачных посёлков все их владельцы добирались туда из Москвы на поездах, а не на автомобилях.
Еду до станции Бельково: по прошлым поездкам я знал, что в Бельково вскоре после прибытия поезда
из Иваново прибывает электропоезд Александров — Орехово-Зуево. Но оказалось, что теперь это
не так. В пути уточнить расписание нельзя, изначально я в это место ехать не собирался
и расписания не записывал. Прождав 50 минут в Бельково, пришлось ехать электропоездом
до Александрова и далее в Москву.
В этой поездке, в числе прочего, были посещены районные центры Боговарово и Вохма.
В итоге, среди районных центров Костромской области я вообще не был в Павино, Красном и Парфеньево.
Макарьев, Кадый, Островское, Георгиевское, Судиславль, Сусанино — посещены лишь проездом.
Остальные посещены детально.
Во Владимирской области я касался всех райцентров, но Красная Горбатка и Суздаль — лишь проездом.
В Тверской области вообще не был в Смердыни (Лесное) и Молоково. Рамешки, Пено, Фирово, Спирово,
Торопец, Оленино, Кашин, Кесова Гора, Красный Холм, Максатиха, Сандово, Селижарово,
Старица, Удомля — лишь проездом.
В Ярославской области я не был в Борисоглебе, Брейтове, Мышкине, Некрасовском.
Большое Село и Некоуз — лишь проездом.