Отправлено: С. Болашенко 12:03 26/08/04
Приветствую всех!
Как уже сообщал, неделю назад мной была совершена поездка по Монзенской железной дороге (Вологодская область): Ида - Гремячий - 76 км - Вохтога. Это одна из крупнейших ведомственных железных дорог, сохранившихся до наших дней. До сих пор имеет пассажирское сообщение.
Когда-то, в 1998 году, я уже по ездил по ней от Вохтоги до крайнего пункта - Кемы.
Основная цель нынешней поездки - сбор исторических сведений и документов для подготовки
новой книги о ведомственных и "второстепенных" ж.д. (планирую издать к концу года).
Многое удалось узнать. Получено много исторических документов (приказы, графики, и
другое). Материал о "Монзе" обещает быть обширным - не меньше 10 страниц текста.
В посёлке Вохтога мне удалось встретиться с ветераном МЖД Чистяковым Борисом Зиновьевичем
(телефон: 3-15-56). Он десятки лет собирал многотиражные газеты, выпускавшиеся Монзенским
леспромхозом (владельцем железной дороги) ещё в 1950-е годы. Сейчас их накопилось, по
всей видимости, несколько тысяч.
Эта коллекция может рассказать об истории МЖД и прилегающих узкоколейных железных дорог
с точностью, образно говоря, "до каждого забитого костыля".
Продать эту коллекцию Б. З. Чистяков отказался, но был согласен разрешить её временный
вынос (под залог), чтобы сделать копии на ксероксе. Я был бы рад, но в тот момент не было
нужной для этого суммы денег (много тысяч руб). Осенью хотелось бы приехать ещё раз, но
не уверен, что смогу копировать всё полностью.
Если кто-нибудь захочет поучастовать - готов рассмотреть предложения. Стоит поторопиться,
всё же владельцу коллекции около 80 лет...
Также, сейчас не могу удержаться от всплеска праведного гнева))
______________________________________________________________________
МОНЗЕНСКАЯ ж.д. (МОНЗА)
Когда-то, в конце 1940-х гг, тов.Сталин задумал построить очередную
стальную магистраль на Север. По плану, она должна была начинаться
на ст.Вохтога Северной ж.д. (между Вологдой и Буем) и пройти на северо-восток
до г.Великий Устюг, осчастливив ж.д. сообщением население городов
Солигалич и Никольск. Это была бы срезка для поездов, идущих на Воркуту
и др. Когда пути, посредством з/к, были проложены почти до Никольска,
Сталин умер, и строительство прекратилось. Было решено сделать ее
не пассажирской, а лесовозной, благо леса вокруг было немало; и Монза
стала обрастать редкими лесозаготовительными поселками.
__________________________________________________________________________
Это цитата от Егора Пагирева. Извиняюсь за резкость - октровенный маразм...
В действительности, первый участок дороги построен в 1932 году для леспромхоза.
Она никак не могла проектироваться в качестве транзитного хода в сторону Воркуты, поскольку Вохтога, ввиду своего географического положения - самое неудобное место для начала такого хода.
При Сталине дорога была относительно небольшой. Станция Ида появилась лишь в 1967 году.
А строительство линии на Никольск велось в 1980-е годы. Оно прекратилось в связи с
развалом экономики в начале 1990-х. Так не Сталин своей кончиной виноват в том, что
дорога не дошла до Никольска - виноваты в этом Горбачёв и Ельцин.
Между тем, проект участка Кема - Никольск был полностью готов. Вроде бы, к моменту
консервации строительства там уже была на многих участках отсыпана насыпь, и (якобы)
даже уложены рельсы. Так что, участок Кема (238 км) - Никольск (290 км) можно указать в
"списке разобранных ж.д.".
От Никольска проектировалось продление на Великий Устюг. Но не как транзитный ход, а
"с целью развития экономики восточных районов области".
С наилучшими пожеланиями, С. Болашенко.