Отправлено: Сергей Болашенко 22:55 15/06/05
Очередная поездка, необходимая для изучения УЖД, началась поздним вечером – выезжаю последней электричкой из Железнодорожного на Курский вокзал, оттуда на метро до Ярославского вокзала. Отправляюсь «стиснув зубы». Такие путешествия мне глубоко ненавистны, но поставленной цели побывать на всех существующих в настоящее время или разобранных после 1991 года узкоколейных железных дорогах бывшего СССР решил добиться обязательно.
В Вологде по имевшейся договорённости захожу в редакцию газеты «Регион 35», также делаю фотографии разобранной УЖД Турундаевского торфопредприятия. В Харовске сделано 35 фотографий узкоколейного паровоза, также побывал на шпалопропиточном заводе, где есть действующая УЖД.
Было раннее утро субботы (пропуск на территорию завода получить в такое время нельзя). Пытался уговорить охранников пропустить без пропуска, но они оказались «упёртыми». Пришлось искать дыру в заборе и пролезать нелегально. Я проехал по УЖД и сделал фотографии, но уже после выхода с территории завода меня поймала милиция, которую кто-то успел вызвать, указав на главную примету – рюкзак. Харовских милиционеров можно только поблагодарить - меня подвезли на машине от завода до вокзала (районное УВД рядом с вокзалом), там всего лишь проверили, не числюсь ли я розыске, и минут через 15 отпустили. Ничего не пытались отобрать, не заставляли стирать фотографии, не пытались оштрафовать.
Потом остановки в Бурачихе, Зелёном (УЖД разобраны), Плесецке - оттуда автобусом до Североонежска.
От станции Икса (посёлок Североонежск) до Янгор пассажирский поезд теперь курсирует уже не ежедневно. Расписание привожу ниже.
Вся линия Икса – Янгоры теперь открыта для въезда. Пропуска нужны для того, чтобы ехать дальше Янгор или «вбок» от станции Озёрный по автодорогам.
Было сделано около 200 фотографий, в том числе в Янгорах (благодаря белой ночи). Они появятся на «сайте о железной дороге» в конце года.
От Североонежска добираюсь до Липаковской УЖД, затем в Шомокшу (начальный пункт Сывтугской УЖД) автостопом через Плесецк и Ярнему. В Шомокше разрядилась последняя пара аккумуляторов для цифрового фотоаппарата (не рассчитал с их количеством), из-за чего пришлось срочно возвращаться назад через Вонгуду – Малошуйку – Беломорск.
«На последнем издыхании» аккумуляторов удалось сделать ещё немного кадров, в том числе на Малошуйской УЖД, но туда все равно вскоре придётся ехать снова...
_____________________________
_____________________________
расписания
+++++++++++++++
Харовск, автобусы: http://n05.narod.ru/harovsk-av.html
(первые два изображения - схема маршрутов низкого качества, остальные - расписание, нормального качества)
+++++++++++++++
Плесецк, автобусы: http://n05.narod.ru/plesetsk-av.html
кроме того, через автостанцию Плесецка проходит автобусный маршрут Архангельск – Конёво. Расписание на него вывешено отдельно у дверей автостанции, но цифры в нём не читались.
В Конёво существует паромная переправа через реку Онега. С противоположного, левого берега реки отправляется автобус к «кусту» населённых пунктов у Кен-озера (возможно, до Вершинино). Расписание неизвестно.
По маршруту № 101 Плесецк – Мирный автобусы в дневное время курсируют раз в час или чаще. Мирный – территория ЗАТО, для въезда необходим пропуск.
Маршрут Плесецк - Церковное также проходит по территории ЗАТО. В Церковное невозможно проехать без пропуска.
На Североонежск идут также маршрутные такси, не отмеченные в расписании.
Маршрут на Улитино проходит через Североонежск.
+++++++++++++++
Североонежск, автобусы.
Расписания автобусов на конечной остановке в Североонежске не оказалось. Но отсюда идут не только автобусы в Плесецк и Улитино, но и другие маршруты: Североонежск - Наволок (на картах Наволок обозначен как Оксовский) – днём раз в час или чаще, на СОБР (Североонежский бокситовый рудник – около 6 километров на запад) - раз в час или чаще, круглосуточно(?).
+++++++++++++++
Североонежск, железнодорожная станция Икса.
Янгоры (пассажирский поезд – 1 пассажирский вагон, стоимость билета до Янгор 50 рублей).
отправление из Иксы – в 20:40
(понедельник, четверг, пятницу, воскресенье)
прибытие в Янгоры – 00:40 (вторник, пятница, суббота, понедельник).
На станцию Наволок утром каждого рабочего дня (около 8:00) отправляется дрезина-«ДМка» (не пассажирская, но проезд пассажиров в ней возможен).
На Пуксу (через Наволок) и по ветке на СОБР – регулярное грузовое движение.
+++++++++++++++
Янгоры, железнодорожная станция
Отправление поезда на Иксу – в 02:00 (вторник, пятница, суббота, понедельник)
прибытие в Иксу – в 07:30 (вторник, пятница, суббота, понедельник).
Отправление автомобиля-«вахтовки» в колонию и расположенный при ней жилой посёлок – примерно в 1:00, или позже, если поезд опоздает (вторник, пятница, суббота, понедельник).
Посёлок расположен в 4 - 5 км от станции. При проезде могут спросить пропуск.
+++++++++++++++
Липаково, Плесецкий район (станция Онега Липаковской узкоколейной железной дороги)
пасссажирский поезд Онега - Сеза: отправление со станции Онега в 10:00 и 18:00
(понедельник, среда, суббота).
В Липаково есть также паром через реку Онега. Днём он курсирует без расписания, по наполнению, ночью - только в случае особой необходимости. Платный для пешеходов - 5 рублей (!!!).
+++++++++++++++
Сеза, Плесецкий район (станция Сеза Липаковской узкоколейной железной дороги)
пасссажирский поезд Сеза - Онега : отправление со станции Сеза в 6:30 и 15:00
(понедельник, среда, суббота).
+++++++++++++++
-----------------------------
новые и обновлённые страницы:
href=http://sbchf.narod.ru/zaozerskaya.html>http://sbchf.narod.ru/zaozerskaya.html
- Заозерская узкоколейная железная дорога, респ. Коми
http://sbchf.narod.ru/jouk-djd.html -
Детская железная дорога «Малая Московская» (добавлено более 200 изображений).
С наилучшими пожеланиями,
Сергей Болашенко