Сообщение

В тему трамвая: итоги 2016 года по трамвайным хозяйствам России. Часть 1, грустная

Отправлено: Vsevolod 22:42 16/01/17

2016 год подходит к своему завершению, а значит пришла пора подвести некоторые его трамвайные итоги. Начнём мы с грустного: городов, где трамвай потихоньку умирает. Впрочем, в «благополучных» хозяйствах жизнь тоже не сахар, посему декадентская тема будет красной нитью проходить через все наши итоговые очерки. Тем, кто не любит «нытьё о том, как всё плохо» мы не советуем их читать.

Закончились невзгоды Ногинского трамвая — потому что закончился сам трамвай. Однопутная система шла к своему финалу лет тридцать, а в первый раз закрыли её в 2011 г., когда Московская область отказалась её финансировать. Муниципальные власти выцыганили систему на баланс района, но за два последующих года наладить её нормальную работу так и не смогли. Потом хозяйство вновь передали Области. Муниципалы, лишённые возможности распоряжаться трамвайными деньгами, сразу же превратились из друзей старейшего городского транспорта в его противников. А областное начальство оказалось способным лишь организовывать пафосные «круглые столы» да фонтанировать радужными планами, что, как известно, не мешки ворочать. В депо по соседству с гниющими без дела вагонами расположился автосервис, пути занесло грязью и асфальтовой крошкой. В единый день голосования на городской референдум был вынесен вопрос о необходимости Ногинску трамвая. За неделю до него, в день города, вагон № 36 протащили с километр по путям за грузовиком с флагами известной партии [https://vk.com/wall-421479_40275] – такого фарса с нашими трамваями ещё не случалось. Потом бедолага пару недель мок под осенними дождями на одной из городских улиц, напоминая ногинчанам о своём существовании. Не помогло: 61% проголосовавших на референдуме высказался против трамвая. Многострадальный «36» выставили перед входом в военно-технический музей недалеко от города, что будет с остальными вагонами — неизвестно. Демонтаж инфраструктуры намечен на следующий год. Ногинского трамвая больше нет.

Туда же катится и Тверь. После 15 лет погрома при одном губернаторе и четырёх лет надежд на возрождение при другом, на Тверской трамвай с его разваливающимися на ходу вагонами и путями-макаронами, было страшно взглянуть. Но всё же это был транспорт, охватывавший все районы города. В прошлом году систему закрыли на длительный ремонт путей [https://vk.com/wall-421479_35401], заодно прикупив суперсовременных трамваев 71-911 у местного вагонзавода. Функции обанкротившегося ТТУ (ранее сменившего также обанкротившийся МУП ГЭТ) передали ПАТПу. Увы, долгожданное возрождение обернулось профанацией [https://vk.com/wall-421479_36473]. От пяти маршрутов остался всего один 🚃№5, «отремонтированный» по кусочкам старогодними рельсами, в т.ч. снятыми с линий, обещанных к восстановлению — демонтажи возобновились с новой силой. Пытались запустить и обрезанный 🚃№14, но «внезапно» (с выпуском в два-то вагона) он не пользовался спросом. «Пятёрка» тоже работала нестабильно, поскольку 71-911 оказались очень «сырыми». Весь остальной парк вагонов (включая даже энергосберегающие Т6В5 и довольно новый ЛМ-99АЭ!), кроме шести косметически отремонтированных Татр Т3, отстранён от работы и ржавеет в депо. В этом году удалось наладить более-менее регулярную работу единственного маршрута. В апреле из Москвы были получены 10 старых 71-608КМ — может быть они помогут вновь сделать Тверской трамвай системой?? Отнюдь, отходив пару недель, они вместе с «обновлёнными» Татрами пополнили «трупные» ряды — видимо, властями было приказано выпускать на улицы только обновки. Но те регулярно ломались, и вскоре были отозваны на заводской ремонт. Сейчас на маршруты выходят и Татры, и «москвичи» (до сих пор в эксплуатацию введено лишь четыре из них) и «Ситистары»; 🚃№5 работает более-менее сносно. Вряд ли этот status quo сохранится надолго: в последнее время Тверской трамвай выписывает в своём «развитии» совершенно непредсказуемые загогулины; и это даже хорошо — прямой путь увёл бы вусмерть деградировавшее хозяйство, живущее на грани банкротства и голодном пайке в городе с не очень адекватной властью, только вниз.

Обкромсан до одного маршрута и Владивостокский трамвай. Но он-то в таком виде пашет уже далеко не первый год и, как ни странно, пользуется спросом. ГЭТ изыскивает какие-никакие средства на ремонты путей, а золоторукие энтузиасты регулярно придают вагонам неповторимый праздничный облик. Только вот вагонам этим уже по 20-30 лет, один за другим они выбывают под грузом прожитых лет и нехватки запчастей. В этом году мэрия помахала перед носом у трамвайщиков аж одним новым трамваем…. а потом передумала и купила троллейбус. За 22 млн. рублей. Транспортникам не привыкать, но беда подкралась и с другой стороны. Коллектор, из-за строительства коего трамвай больше года работал по укороченному и изолированному от депо маршруту [https://vk.com/wall-421479_26920] оказался проложен некачественно и уже пришёл в аварийное состояние. Казалось бы, всё просто: водоканал облажался и должен исправить свои косяки как хочет с минимальными неудобствами горожанам. Но во «Владе» всё вверх дном: для исправления ситуации предлагается закрыть трамвай. Пока общественности удалось отстоять транспорт, но, кажется, ему вновь придётся работать «укоротом».

От Калининграда до Владивостока лишь на первый взгляд далеко, а ситуация с их трамваями различается лишь масштабностью систем, с коих они деградировали до единственного маршрута. И если приморскую «шестёрку» половинили в прошлом и могут повторить сие действие в будущем, то калининградская «пятёрка» пребывает в урезанном виде сейчас. Из-за ремонта одного из многочисленных мостов её вместо мясокомбината запустили петлёй вокруг центра города. Ремонта просит ещё один мост, из-за коего систему могут закрыть целиком. А не открыть её потом — дело нехитрое, тем более и «объективные» основания к этому есть: Татры не вечны, а новые трамваи на метровую колею можно купить лишь за границей да за соответствующие деньги. Руководству «Калининградгортранса» живой трамвай, видимо, не особо нужен, рулевые города и области с ним солидарны. «Крайности сходятся» — так говорят про крайне правые и левые силы, одинаковые в своём радикализме; похоже, что власти крайних с запада и востока регионов страны солидаризовались на почве бессовестности.

В Ангарске Иркутской области в конце прошлого года отменили маршруты по двум довольно длинным линиям в большую промзону [https://vk.com/wall-421479_36629]. Спустя четыре месяца, благодаря активным протестам местных дачников, на один из «хвостов» вернули несколько «пиковых» рейсов трамвая — больше там ездить попросту не на чем [https://vk.com/wall-421479_38832]. Эта маленькая победа не отменила печальной тенденции: Ангарский трамвай неуклонно деградирует. Сеть его довольно густая и маршрутов много, но почти все они нерегулярные, пиковые. Трамвайщики натягивают графики так, чтобы им было где обедать и сменяться в условиях «оптимизируемых» конечных. Линию на завод «Полимер», у коей не нашлось своих активных дачников, спешно разобрали в августе, тогда же случилось вопиющее происшествие: два вагона столкнулись из-за того, что водитель одного из них был пьян. Фельдшер депо и не скрывает, что предрейсовые осмотры проводятся поверхностно, ибо на предприятии нет даже алкотестеров. Месяц спустя «поцеловались» вагоны в соседнем городе Усолье-Сибирское, там вагоновожатая просто уснула. В Усолье пока хорохорятся, но и там выживают, как могут: на «Трансфото» проскакивали реплики, что рельсы для ремонта полотна трамвайщики попросту спёрли с неиспользуемого промышленного подъездного пути. В областной столице проблемы пока стоят не столь жёстко, но, по сути те же. Города Иркутской области сами не тянут свои трамваи. Поговаривают, что их могут передать на баланс региона, объединив в единое областное ГУП. Но ведь и это не панацея, Ногинский трамвай тому яркий пример.

Помните такую телепередачу, «Журнал «Каламбур»?? Новочеркасский трамвай подобен авиалайнеру «Бройлер-747» что падает в океан вот уже в течении 325 серий. Только за его спасение никто толком не борется, и как он до сих пор не «утонул» — загадка похлеще квадратуры круга. Впрочем, если вы вспомните, какая субстанция обычно не тонет, то нынешнее состояние бедолажного транспорта представите весьма точно. В этом году надежда всё-таки забрезжила: летом в город пожаловал с визитом губернатор Голубев, по чьей инициативе начали приводить в порядок трамвай областной столицы, и довольно жёстко спросил с мэра за городской транспорт [https://vk.com/wall-421479_39957]. Местные оценивают восстановление хозяйства почти в полтора миллиарда рублей, Голубев готов на первых порах выделить из областного бюджета то ли 200, то ли 400 миллионов. Только ни мэра, ни даже директора депо, похоже, не может заставить работать по-человечески даже он. В начале следующего года мэрия намерена провести общественный опрос или референдум по типу ногинского. Уж на эту имитацию демократии у властей нищего города несколько миллионов нашлось. Тем временем, только в этом году: предприятие накопило долгов за электроэнергию на полмиллиона и за аренду земли (у кого?!) на 10 миллионов, скорее всего есть долги по зарплатам, «социалке» и налогам; два месяца назад депо было не готово к зиме, не работала котельная, и денег на её ремонт не было; сгорел трамвай; пожарная и автодорожная инспекции вынесли предписания о том, что весь подвижной состав к эксплуатации не пригоден. Грозные бумажки контролирующих организаций пока не повлекли необратимых последствий, а лишь в констатировали очевидное: состояние Новочеркасского трамвая не просто позорное, но и опасное для его уже немногочисленных пассажиров.

Едва ли лучше дела и в Крыму. «Игрушечная» линия пансионата «Береговой» встала вскоре после присоединения полуострова. Сам пансионат то ли закрыли на реконструкцию, то ли продали, во всяком случае, последние два сезона он не работал. Однако у него есть сайт на ru-домене, где предлагается забронировать номера, от которых «...Вас быстро довезет до моря маленький трамвайчик!» Может быть когда-нибудь и довезёт, но сейчас пути его напрочь заброшены. В Евпатории, на первый взгляд, всё довольно благополучно: полноценный маршрут там всего один, да и тот по большей части однопутный, но трамваи ходят быстро и с небольшими интервалами, передавая пламенный привет ногинским собратьям. Но местные трамвайщики в нашей группе и на различных транспортных сайтах говорят одно и то же: в последние два года их начальство убивает систему! Работники увольняются, вагоны один за другим выбывают из строя, сокращаются выпуски. Ходят слухи о грядущем закрытии в угоду расширению автодороги маршрута №3. Обещания двухлетней давности полностью обновить парк вагонов по федеральной программе уже воспринимаются, как анекдот. Крымский трамвай умирает. Зато он умирает нашим!

«Мягкую посадку» совершает и система города Златоуст Челябинской области. Власти там, похоже, решили сделать ставку на автобусы. Златоустовскому трамваю с его горными рельефами и путями по краям обрывов категорически противопоказаны старые развалюхи, у которых в любую минуту может что-нибудь (например, тормоза) отказать, но последние новые вагоны поступили семь лет назад. С тех пор списаны без замены десятка полтора трамваев, ещё куча встала «под забор», а выпуск упал вдвое. Из «плюсов» - разве что активное внедрение в этом году транспортной карты «Булат». Можно конечно ругать главу города и директора ТТУ, они действительно если не топят трамвай, то уж точно не помогают ему выплыть. Но не всё зависит от них. Десять лет назад обанкротилось оружейное ПО «Булат», в прошлом году — металлургический завод. А ведь это не только крупные работодатели, но и предприятия, коими горожане по праву могли гордиться. Есть ещё конечно «Златмаш», оружейная фабрика и другая промышленность, но результат на лицо: за те же семь несчастливых для трамвая лет город потерял 10% населения – старики умирают, молодёжь уезжает, не видя для себя перспектив. Судьба маленькой, но очень красивой трамвайной системы в такой обстановке оптимизма не внушает.

«Когда смотришь на карту свердловского севера, создается впечатление, что ничего, кроме Серова, в ближайшие 10 лет здесь не останется. Ивдель, может быть, ещё...» — осенью прошлого года так видел перспективы родного края директор волчанской школы №26 Сергей Воронин. Когда власти города добились увольнения строптивого директора и депутата Гордумы, школьники и их родители вышли на митинг в его защиту — для глубинки событие неслыханное. Думаю, слова столь уважаемого горожанина не стоит сходу завешивать ярлыком «либераст», тем более, практика их подтверждает. Умирают градообразующие предприятия, за ними умирают города, а в двух из них — Волчанске и Краснотурьинске — пока ещё живут трамваи. В Волчанске в прошлом году закрылся угольный разрез — он давно шёл к своему финалу, но всё равно конец настал внезапно. Работяги остались на улице без гроша, а сам карьер не прошёл положенной рекультивации. Имущество «Волчанскугля» растащили на лом, впервые после нескольких «сытых» лет охотники за цветметом покусились и на трамвайные провода. Волчанск стал «настоящим» моногородом — из крупных предприятий ещё работает только механический завод. Ухудшение социальной ситуации пока почти не сказалось (не считая краж КС) на работе трамвая: она состоит из четырёх рейсов утром и шести вечером — в этом году добавили ездку в десять утра, а последний рейс с десяти вечера перенесли на девять. Несмотря на тяжёлую ситуацию, волчанцы держатся за эту обременительную роскошь, ведь трамвай — в сущности последнее, благодаря чему два разрозненных посёлка ещё можно, пусть и с большой натяжкой, назвать городом.

Три года назад новый мэр Краснотурьинска собирался просить у областной столицы «секондхендовые» Татры. К тому времени работу единственного маршрута обеспечивали лишь три стареньких 71-605. С тех пор ничего не изменилось: те же два вагона в «пик» и один в остальное время, только рейсов стало меньше. Никаких Татр город так и не получил, а в этом году упустил и московские «восьмёрки». Зато МУП «Городской трамвай» пошло по стопам волчанских коллег - помимо прямых обязанностей оно теперь занимается ещё и уборкой улиц. Несмотря на скромные объёмы движения трамвай пользуется спросом, да и город от него не отказывается: после «оптимизации» Богословского алюминиевого завода, оставившей без работы сотни человек, закрытие трамвая будет означать, что их малая родина окончательно деградировала, как в своё время соседний Карпинск.

Тут критик воскликнет: «Здесь все в черном цвете!» - и будет прав, но иных цветов у нашей глубинки (и не-глубинки) остаётся всё меньше. Упадок трамвая в малых городах — это симптом упадка их самих... и его катализатор. Жителям мегаполисов понять это трудно. В мегаполисах обсуждают пробки, распилы и откаты, снос исторических памятников и жёлто-зелёные заборчики. Как здесь понять эту беспросветную тягучую серость, когда работы мало, а толковой работы ещё меньше, все развлечения наперечёт, проявить себя практически негде, когда кое-как ковыляющие по кривым рельсам полусгнившие трамваи становятся не просто достопримечательностью, а элементом местной идентичности. И когда не остаётся их — это очередной, не первый и не последний, звоночек: надо валить. Уезжают всякие, но среди них — лучшие. Вскоре после того, как Сергея Воронина признали одним из лучших в России директоров школ, он уволился и уехал в Москву. Его задолбала беспросветность и организованная властями мелочная травля. Теперь хорошая школа, скорее всего, станет заурядной. Говорят, большие города держатся на посредственностях. Возможно, но малые города в таком случае однозначно держатся на лучших. И процесс становится самоподдерживающимся — сначала дом культуры, потом школы, а там дело и до почт с магазинами дойдёт, ведь всё это тянут талантливые люди на последних крохах своего энтузиазма. На мой взгляд, замедлить деградацию маленького нищего города может, среди прочего, что-нибудь, чего нет у соседей, повод, если не для гордости, то хотя бы для оптимизма, мол, не всё ещё развалилось. Трамвай в этом плане – якорь не слишком сильный, но его потеря для местных [­https://vk.com/wall-421479_29454], даже тех, кто его не ценил, становится однозначным сигналом: «никому наш Кобылозаводск не нужен, и сами мы никому не нужны».

https://vk.com/tramway_1?w=wall-421479_41279


Комментарии:
Строительство трамвайной линии в Магнитогорске - Александр Малянов 16:18 16/01/17
     • Редкий случай возможного развития трамвайной сети в России (0) - Vsevolod 19:32 16/01/17
          • В тему трамвая: итоги 2016 года по трамвайным хозяйствам России. Часть 1, грустная - Vsevolod 22:42 16/01/17
          • Часть 2, осторожная - Vsevolod 22:44 16/01/17
               • Re: Часть 2, осторожная - Андрей5 18:53 31/03/17
     • Комсомольск-на-Амуре. Линия на Дзёмги будет уничтожена - Александр Малянов 17:40 16/10/17


вернуться к дереву/списку сообщений


Ответ:

[Вход для зарегистрированных пользователей]
Имя: *
Email:
Тема: *
Сообщение
*
   
Присылать ответы по email: