Отправлено: serg33 07:06 25/05/17
Власти Украины готовятся сделать очередной шаг,
отгораживающий страну от России. Как стало известно
"Ъ" из нескольких информированных источников в
украинской столице, с 1 июля Киев планирует
полностью прекратить железнодорожное пассажирское
сообщение с РФ. Грузовые перевозки были отменены
еще на прошлой неделе решением Совета национальной
безопасности и обороны (СНБО) — одновременно с
введением санкций против юридических и физических
лиц РФ, а также блокированием российских социальных
сетей и почтовых сервисов. Хотя планы приостановить
пассажирские перевозки пока официально не
подтверждают ни в Киеве, ни в Москве, украинские
собеседники "Ъ" настаивают: решение активно
лоббируют секретарь СНБО Александр Турчинов и
спикер Рады Андрей Парубий, жесткую позицию которых
в последнее время все чаще поддерживает президент
Петр Порошенко.
Минус два миллиона пассажиров
"Украина готовится прекратить железнодорожное
пассажирское сообщение с Россией ориентировочно с 1
июля",— сообщил источник "Ъ", близкий к
правительству Украины. По его словам, предлогом для
такого решения станет нежелание "Российских
железных дорог" (РЖД) "прекратить пассажирские
перевозки в Россию из зоны АТО и, в частности, из
Донецка, что нарушает суверенитет и территориальную
целостность Украины" (сейчас из Донецка в
российский Таганрог курсирует электричка, цена
билета — 17 руб.).
В государственной администрации железнодорожного
транспорта Украины "Укрзализныця" "Ъ" не
подтвердили, но и не опровергли подготовку запрета
пассажирского сообщения, ограничившись фразой:
"Никакого решения на этот счет на данный момент не
принято". В РЖД "Ъ" заявили, что не получали от
Украины каких-либо документов о прекращении
пассажирского сообщения с РФ.
Впрочем, слова собеседника "Ъ" о готовящемся
запрете подтверждает бывший заместитель министра
транспорта Украины Александр Кава. По его словам,
"Укрзализныця" уже зафиксировала "снижение
пассажиропотока железнодорожным транспортом между
Украиной и Россией более чем на 60% за последний
год". Однако даже после этого существенного
уменьшения пассажиропоток насчитывает почти 2 млн
человек в год. Кроме того, господин Кава признает:
"Это очень выгодные для Украины перевозки, ведь они
совершаются составами украинского формирования.
Цена в четыре раза выше внутриукраинского тарифа. И
даже несмотря на неполную загрузку составов, эти
перевозки выгодны для "Укрзализныци"".
Александр Кава напоминает: о готовящемся
прекращении пассажирских перевозок заговорили сразу
после введения Украиной антироссийских санкций на
прошлой неделе и прекращения перевозок грузовых. По
словам собеседника "Ъ", от последнего решения
пострадали российские перевозчики: "СГ-транс",
"Нефтетранссервис", Первая грузовая компания,
Федеральная грузовая компания, "Промтрансинвест",
Первая грузовая компания в Украине, "Рейл1520
Сервис", "Агрокомплекс", "Астон продукты питания и
пищевые ингредиенты". Они уходят из страны.
Генеральный директор Федеральной грузовой компании
(ФГК, дочернее общество РЖД) Алексей Тайчер
сообщил: компания завершит вывод вагонов с
территории Украины в течение двух недель.
"Завершают рейсы те вагоны, которые двигались на
Украину, а те вагоны, которые там были, порожние,
отправляются в Россию. После завершения этих
операций мы прекратим деятельность на территории
Украины",— поясняет чиновник. По его словам, сейчас
на Украине находится около 6 тыс. вагонов ФГК, на
украинский маршрут приходится около 5% общего
объема перевозок компании.
Бывший заместитель министра транспорта Украины
Александр Кава уточняет: в настоящий момент прямые
поезда российского формирования между двумя
странами не курсируют. "Федеральная пассажирская
компания ("дочка" РЖД.— "Ъ") после событий весны
2014 года была вынуждена постепенно сократить, а
затем и полностью отменить перевозку людей своими
составами",— говорит собеседник "Ъ". По словам
господина Кавы, "в результате отмены пассажирского
железнодорожного сообщения выиграют так называемые
маршруточники — частные предприниматели,
осуществляющие автотранспортные перевозки в Россию
из приграничных украинских городов: Чернигова,
Харькова, Сум".
Подарок для "Белавиа"
Еще один потенциальный выгодоприобретатель —
белорусская авиакомпания "Белавиа", наладившая
авиационное сообщение Украины с Россией через Минск
после запрета украинскими властями прямых рейсов в
октябре 2015 года.
По информации "Ъ", в "Белавиа" уже начали
готовиться к увеличению пассажиропотока на
направлении Москва--Минск--Киев, ставшем
приоритетным. "Сейчас мы ведем переговоры с
аэропортами, чтобы они могли принять дополнительные
рейсы",— сообщил источник "Ъ" в авиакомпании. При
этом с начала 2017 года "Белавиа" уже и так
увеличила пассажиропоток примерно на 30% — об этом
агентству "Балта" сообщил заместитель гендиректора
компании по маркетингу и внешнеэкономической
деятельности Игорь Чергинец. По его словам, доля
транзитных пассажиров по итогам прошлого года на
регулярных рейсах "Белавиа" составила около 50% и
авиакомпания перешагнула рубеж 1 млн пассажиров.
Планы приостановить пассажирские перевозки пока
официально не подтверждают ни в Киеве, ни в Москве.
Впрочем, украинские собеседники "Ъ" настаивают:
решение "активно лоббируют" секретарь СНБО
Александр Турчинов и спикер Верховной рады Андрей
Парубий, жесткую позицию которых в последнее время
все чаще поддерживает президент Петр Порошенко.
Раду охватили сомнения
Источник "Ъ" в парламентской фракции входящего в
правящую коалицию "Народного фронта" подтвердил:
"Решения о санкциях и прочие резкие меры в
отношении Москвы, как правило, исходят от нашей
партии и от наших представителей в органах власти,
в том числе Александра Турчинова и Андрея Парубия".
При этом, по словам депутата, даже среди его
однопартийцев, которых принято считать сторонниками
жесткой линии, нет единодушия по вопросу отмены
пассажирских перевозок с РФ: "Некоторые депутаты из
нашей фракции предприняли попытку убедить
профильный парламентский комитет не отказываться от
пассажирских железнодорожных перевозок и не
создавать проблемы почти 2 млн украинцев,
работающих в России. Насколько я знаю, к их
аргументам прислушались. Проблема, однако, в том,
что для принятия этого решения не нужно голосования
в Раде. Достаточно распоряжения "Укрзализныци"".
В "Блоке Петра Порошенко" (БПП) на ситуацию с
пассажирскими перевозками отреагировали
неоднозначно. По словам собеседника "Ъ" в этой
фракции, крупнейшей в украинском парламенте, "любое
обострение отношений с Россией, будь то отключение
соцсетей, прекращение железнодорожного сообщения
или перспектива введения виз, поднимают рейтинг
президента в глазах патриотически настроенного
электората". "Именно поэтому подобные темы в
последнее время и возникают, независимо от их
экономической целесообразности",— поясняет "Ъ"
депутат Рады от БПП. Выражая при этом надежду, что
"в конце концов здравый смысл возобладает и от
пассажирских перевозок отказываться не станут".
Иного мнения придерживается директор Украинского
института анализа и менеджмента политики Руслан
Бортник. "Украинские власти идут на полный разрыв
экономических, культурных и человеческих связей с
Россией и россиянами, потому что сейчас этот тренд
востребован у части общества,— говорит он "Ъ".— В
этой ситуации финансовые расчеты отходят на второй
план".
Собеседников "Ъ" в структурах РЖД Воронежской и
Белгородской областей "пока не мобилизовали" из-за
потенциального перекрытия сообщения с Украиной. Но
их "больше всего настораживает" гипотетическая
возможность прекращения транзитного сообщения с
Югом России через территорию Украины. "Военные еще
не завершили строительство железнодорожной ветки в
обход украинской территории, которое ведется на юге
Воронежской и севере Ростовской областей. Если
перекрыть сообщение там, летом возникнет сложнейшая
ситуация с перевозками, например в Краснодарский
край и обратно",— объяснил источник "Ъ". За прямое
железнодорожное сообщение с Украиной местные
железнодорожники не переживают, "потому что в
реальности его и так нет с 2014 года": "Машинистам
когда-то сильно загруженного белгородского
подразделения РЖД приходится ездить в другие
регионы просто для того, чтобы не разучиться
управлять техникой".
Янина Соколовская, Киев; Максим Юсин, Всеволод
Инютин, Воронеж