Отправлено: serg33 09:37 04/09/17
СМИ об РЖД
02.09.2017Газета "Коммерсантъ"
А им летать охота
Пассажиры ушли с вокзалов в аэропорты.
В разгар летних отпусков ОАО "РЖД" показало спад
перевозок в дальнем следовании – в августе они
упали на 2,2%, до 12,4 млн человек. При этом в
Федеральной пассажирской компании отмечают
сохранение турпотока на южные курорты. Спрос на
поезда за границу также растет, но фиксируется
падение на внутрироссийских маршрутах длиной более
2 тыс. км. Снижение интереса пассажиров к таким
поездам эксперты связывают с резким удешевлением
авиабилетов из-за острой конкуренции.
По данным ОАО "РЖД", в августе перевозки пассажиров
в дальнем следовании сократились на 2,2%, до 12,4
млн человек, за январь-август перевезено 70,3 млн
пассажиров – на 0,7% меньше. Негативная динамика
идет с июля, когда перевозки в дальнем следовании
сократились на 0,2%, до 12,6 млн человек.
В Федеральной пассажирской компании (ФПК) ОАО "РЖД"
сообщили "Ъ", что объемы летних перевозок
сохранились на уровне 2016 года – примерно 31,2 млн
пассажиров, из них на курорты юга России и обратно
– более 6 млн человек, назначено более 380
дополнительных поездов. "До начала сентября на
востребованных среди отдыхающих направлениях
совершено более 14 тыс. рейсов, на 4,9% выше, чем в
2016 году. В последнюю декаду августа в поездах на
юг предложено 1,2 млн мест, на 2,1% больше", –
говорят в ФПК. "На общую картину влияют перевозки
на расстояния свыше 2 тыс. км, где мы видим
снижение, – объясняют ситуацию в компании. –
Межрегиональные перевозки на расстояния до 1,5 тыс.
км показывают существенный рост". ФПК также
замечает, что становятся популярными так называемые
дневные экспрессы ("Ласточки" и "Стрижи"), с начала
года такими поездами было отправлено на 18% больше
пассажиров – более 8 млн человек.
При этом перевозки ОАО "РЖД" в дальнее зарубежье в
январе-июле росли на 13,3%, до 411,2 тыс.
пассажиров. Рост в компании объясняли
маркетинговыми акциями и "привыканием россиян" к
валютному курсу. В нынешнем году на фоне укрепления
рубля и открытия Турции растут и авиаперевозки: за
январь-июль пассажиропоток за рубеж вырос на 37,7%,
до 23,4 млн человек, по России – почти на 12%, до
34,8 млн человек.
Ведущий эксперт НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко говорит,
что летом 2016 года после ухода с рынка "Трансаэро"
и сокращения провозных емкостей авиакомпании
увеличили цены на билеты, что привело к оттоку
пассажиров на железную дорогу. В текущем году
противоположная ситуация: авиакомпании увидели
спрос и резко нарастили провозные емкости, снизив
тарифы.
Пассажир "проголосовал в пользу воздушного
транспорта", считает эксперт, добавляя: спрос упал
и на внутренних железных дорогах, и на
авиаперевозках по РФ. О том, что цены на авиабилеты
снижаются, говорил на прошлой неделе президент
Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта
Владимир Тасун. По его оценке, из-за конкуренции
доходы авиакомпаний в январе-июле снизились в
среднем на 5%, по отдельным направлениям – на 10%.
Янис Дзенис из Aviasales отмечает: авиатранспорт по
цене не просто сравнялся с железнодорожным, на
некоторых направлениях самолет дешевле. По данным
компании, летом самый дешевый авиабилет из Москвы в
Сочи и обратно стоит 5607 руб., билет на поезд – от
7266 руб., аналогичная ситуация с Петербургом и
Екатеринбургом. На ряде маршрутов разница в пользу
поезда сохранилась, отмечает господин Дзенис,
например, из Новосибирска в Сочи экономия
составляет 1800 руб., но дорога на поезде – более
трех дней в одну сторону, "похожий расклад в
Казани, Нижнем, Перми".
Аналитики "Туту.ру" не видят падения спроса на
поезда: "Цены на билеты и предпочтения пассажиров
поездов довольно стабильны, в отличие от
авиатранспорта. За первое полугодие цены на
железнодорожные билеты по России остались на уровне
2016 года, а по итогам лета поездка на поезде по РФ
стала дешевле примерно на 3%". В сервисе признают,
что главная тенденция – снижение цен на авиабилеты,
особенно за границу.
Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров
отмечает: дело не в том, что железная дорога
проигрывает авиации или автотранспорту, – "идет
глобальное перераспределение потоков из РФ в
зарубежные страны". По соотношению цены и сервиса
Крым и Краснодарский край пока уступают зарубежным
курортам, и при открытии Турции россияне
устремились туда, говорит эксперт. По его
прогнозам, 2018 год будет для ОАО "РЖД" успешнее
из-за чемпионата мира по футболу, но в целом
ситуация с дальним следованием "неблагоприятна", и
давление на ОАО "РЖД" со стороны лоукостеров будет
усиливаться.