Отправлено: serg33 09:03 15/09/17
СМИ об РЖД
13.09.2017РБК daily
Разложат по вагонным полочкам
РЖД обязали обосновать расходы на пассажирские
перевозки.
Правительство обязало РЖД предоставлять детальную
информацию о доходах и расходах на пассажирские
перевозки. Начиная с 2018 года без этих данных
компания не получит субсидий.
Заместитель председателя правительства Аркадий
Дворкович поручил РЖД с 1 января 2018 года
предоставлять помаршрутный учет доходов и расходов
пассажирских перевозок в дальнем следовании,
которыми занимается "дочка" монополии – Федеральная
пассажирская компания (ФПК). Об этом РБК рассказал
источник в правительстве и подтвердили
представители Минтранса и Дворковича.
Эта информация будет служить обоснованием для
предоставления субсидий, которые РЖД ежегодно
получают из федерального бюджета, поясняет
собеседник РБК в правительстве. Это подтверждает
представитель Минтранса: правительство поручило "на
основе этих данных определять фактический
экономически обоснованный уровень тарифа".
Необходимость обоснования может существенно
изменить подход к этим субсидиям.
Согласно финансовому прогнозу РЖД, компания
рассчитывает получить в 2018 году на пассажирские
перевозки в плацкарте и общих вагонах 8,5 млрд руб.
субсидий.
Субсидии – это фактически разница между
установленным и экономически обоснованным тарифом.
ФАС должна принять решение об установлении тарифа
до 1 ноября 2017 года, а решение об экономически
обоснованном тарифе – до 1 мая 2018 года. Но раньше
при предоставлении субсидии от компании не
требовалась такая детальная информация.
Источник в правительстве говорит, что ФАС заняла
жесткую позицию: "Пока в ФПК не будет введен
раздельный учет доходов и расходов, говорить о
субсидии невозможно". Советник руководителя ФАС
Павел Шпилевой сказал РБК, что служба уже давно
настаивает, чтобы ФПК "обеспечила учет доходов и
расходов по каждому маршруту, а не в целом по
предприятию".
РЖД не возражают против такого обоснования
расходов. "Это позволит государству вести учет
расходов перевозчика и рассчитывать необходимый
размер субсидии", – сказал РБК представитель
монополии. "Переход на данную систему учета будет
возможен после внесения изменений в порядок учета и
создания автоматизированной системы для
формирования финансового результата по каждому
маршруту", – добавил он.
Шпилевой отметил, что показатели перевозки
пассажиров ФПК "неудовлетворительные". "Прирост
пассажиропотока в авиации за восемь месяцев 2017
года составил более 20%, в то же время ФПК с трудом
преодолела нулевой порог. По некоторым направлениям
уже можно улететь дешевле, чем доехать в
плацкарте", – негодует чиновник. Представитель РЖД
пока не ответил на запрос РБК.
Дальние пассажирские перевозки действительно
падают. По данным РЖД, в январе – августе 2017 года
были перевезены 70,3 млн человек (-0,7% к
аналогичному периоду прошлого года). А
авиаперевозки за тот же период выросли на 23%, до
57,9 млн человек (данные Росавиации).
Гендиректор "INFOLine-Аналитики" Михаил Бурмистров
называет предложение Дворковича "абсолютно
обоснованным" и говорит, что помаршрутный уровень
детализации выбран абсолютно верно. По его словам,
допущения потребуются, например, по учету расходов
на ремонт и обслуживание локомотивов (тепловоз
работал на одном маршруте, а потом вышел на другой,
и необходимо корректировать расходы). Но это
мелочи, которые не повлияют существенно на общую
картину, добавил он. Бурмистров отмечает, что РЖД
технологически готовы, чтобы выполнить такое
поручение.
В то же время такой подход, даже при допущениях,
"конечно, повысит прозрачность", говорит
Бурмистров. По его словам, субсидирование в дальнем
следовании выполняет социальные функции по
повышению доступности перевозки. "Стоимость этих
социальных функций совершенно точно должна быть
измерима и адекватна", – говорит эксперт.
Субсидии сокращаются
После того как Олег Белозёров возглавил РЖД в конце
2015 года, компания отказалась от госсубсидий на
грузовые перевозки. Прямые денежные субсидии
остались только в пассажирском сегменте. За счет
бюджетных вливаний государство компенсирует ФПК
выпадающие доходы по перевозке в плацкартных и
общих вагонах. В купе и СВ компания устанавливает
цены сама. Субсидии планомерно сокращались в
последние годы. Так, еще в 2015 году государство
выделило на пассажирские перевозки в дальнем
следовании 24,7 млрд руб., в 2016 году – 18,9 млрд
руб., а в 2017-м – 7,7 млрд руб.
По итогам 2016 года ФПК перевезла 93,8 млн
пассажиров, говорится в годовом отчете компании. В
СВ и купе были перевезены 31,1 млн человек (+2,5%),
в плацкартных и общих вагонах – 62,7 млн человек
(+2,9%). Таким образом, на субсидируемый сегмент
приходится 67% всех перевезенных пассажиров.
Пассажирская экономика
85,6 млрд руб. (+16% к 2015 году) составляла
выручка ФПК от вагонов купе и СВ в 2016 году 94,5
млрд руб. (+10%) – от плацкартных и общих вагонов
------------------------------------------
http://press.rzd.ru/smi/public/ru?
STRUCTURE_ID=2&layer_id=5050&refererLayerId=5049&id
=299618