Отправлено: Андрей5 08:14 06/12/17
Небольшой рассказ о нашей поездке.
И вот, наконец, свершилось! Долгожданный слёт КТП,
да ещё и на Тёсовскую узкоколейку, о которой я
много слышал, но никак не доводилось побывать. Да
и поездки на узкоколейки в последнее время стали
всё более редкими. В поездку я пригласил аж 6
своих друзей, троих из Москвы, троих из Питера,
которые очень хотели познакомиться с КТПшниками и
ехали на подобный слёт в первый раз. Итак, наш
дятел до ст. Рогавка (или до 123 км) отправлялся в
7.45, к нему надо было успеть из Москвы. В итоге
приехали в Питер на поезде, который прибыл туда в
5 с чем-то утра, и времени осталось море.
Поступило предложение сходить позавтракать в
«столовой №1» близ Московского вокзала. Кстати,
очень рекомендую: кормят вкусно, а цены невысокие.
Капитально подкрепившись, решили ехать на
Витебский вокзал на троллейбусе, чтобы осмотреть
утренний Питер. Приехали с запасом, встретились с
нашими питерскими друзьями, спокойно и не торопясь
прошли на вокзал, куда уже подъезжал наш дятел. И
тут одному из нас пришла в голову мысль проехать
часть пути на электричке, которая стояла на
соседнем пути и была почему-то вся разрисована
граффити. Времени на раздумье было мало, и мы
заскочили в последнюю дверь. Электричка шла со
всеми остановками, а дятел – нет, поэтому, чтобы
как можно меньше ждать потом на платформе, решили
ехать до самой возможно дальней остановки, ей
оказался Павловск. Там разница между электричкой и
нашим дятлом была всего 11 минут. В общем, в
Павловске садимся в этот дятел, и я ожидаю
встретить толпу КТПшников, но почему-то сначала
нашёл лишь несколько человек. Дятел был очень
странно скомпонован: 1-й и 2-й вагоны были с
уродскими торжокскими пластмассовыми лавками, а 3-
й, последний вагон – с более комфортными сидениями
(вагоны были от разных поездов). В общем,
изначально особо почти никого не найдя, мы сначала
сели во 2-м вагоне, а потом пошли в 3-й,
последний, там было возможно хоть мало-мальски
комфортно вздремнуть, да и народу было поменьше. В
общем, часть пути дремали, и в перерывах общались.
В Новолисино наш дятел опустил пантограф, завёл
дизель, это всё, кстати сказать, заняло не более 2
минут. И далее поехали уже «на своём моторе»,
гораздо плавнее трогаясь с многочисленных
полустанков. В вагоне ехали пара каких-то ребят на
вид школьного возраста, которые, услышав наш
разговор, сказали, что они из Питера, что тоже
едут на слёт, узнав о нём в группе КТП в контакте.
Там действительно это постилось, но основные
обсуждения идут всё-таки на форуме. Ребята были
немного странными, ехали зайцем, долго препирались
с разъездными кассирами, не брезгуя при этом и
матерными словами, а потом ушли в последний тамбур
непонятно зачем. Но на следующей остановке они
вообще куда-то пропали (очень странно! – но как
выяснилось потом, не очень). Мы продолжали ехать,
на улице уже светало, за окном открывались
заснеженные виды глухой дизельной однопутки. Вдруг
через несколько полустанков по вагонам прошёл
помощник машиниста, и мы услышали какую-то ругань
в последнем тамбуре. Тут-то и выяснилось, куда
«пропали» «наши друзья». Мы увидели их
улепётывающими со всех ног подальше от дятла.
Видимо они ехали то ли на крыше, то ли на сцепке,
спасаясь таким образом от разъездных кассиров,
которых они обматерили. Ну в принципе и к лучшему,
что от них отделались, поездка для них там явно
закончилась, учитывая частоту движения поездов по
этой линии. Тем временем народ из дятла постепенно
рассасывался, выходили пожилые бабушки с тележками
к своим дачам, другие дачники на полустанках. Мы
решили вернуться во второй вагон, и наконец нашли
почти всех КТПшников, которые ехали теперь вместе,
и наконец удалось как следует со всеми
поздороваться. Проехали платформу с интересным
названием «Чудосветово» (название, судя по всему,
неофициальное, т.к. формально она называется 104
км). Потом мнения разделились. Часть народа
собиралась выходить в Рогавке, несмотря на то, что
от 123 км намного ближе. Часть поехала до 123 км.
Проезжая между Рогавкой и 123 км уже увидели нашу
узкоколейку и мотрису ТУ8П, стоящую на перегоне.
Судя по информации, до музея там было ещё топать и
топать. Но когда мы подошли к переезду через УЖД,
около которого и стояла мотриса, оказалось, что
это приехали именно встречать нас и прокатят по
всей линии, сначала обратно, в сторону Рогавки, а
потом уже до музея, до официального места начала
экскурсии. На этом месте был ещё и двухпутный
разъезд. В мотрисе были установлены мягкие кресла,
в отличие от лавок, которыми она обычно
компонуется, ещё летом мы видели именно лавочную
компоновку на Апшеронской УЖД. В общем, поехали
сначала в обратную сторону, конечно же почти всем
хотелось ехать не в салоне, а на переднем
балкончике, чтобы фотографировать линию, но мест
на всех там не хватало. Планировалось, что те, кто
вышел в Рогавке, подойдут как раз к концу линии и
подсядут там. Линия заканчивалась глухим тупиком,
рельсы уходили практически в землю. Кто-то вроде
действительно подошёл, но явно не все, т.к. потом
выяснилось, что были те, кто топал до музея
пешком. В общем, поехали вскоре обратно, через
весь посёлок, мимо каких-то станционных построек,
проехали товарную станцию с вагонами-думпкарами,
путевое развитие, и вскоре, после переезда,
подъехали к самому музею. Тут увидели тепловоз
ТУ-4 с пассажирским вагоном, вагон-столовую и ещё
кучу всего. На боковых путях стоял красавец ТУ-2,
ещё различные вагоны, некоторые из них не в
идеальном состоянии (пока! – их планируют
полностью восстанавливать). Много техники стояло
параллельно главному пути, но состояние было
совсем уж «не идеальное». Автомотриса АМ1, очень
старые пассажирские вагоны, но всё это было пока
что в жутком виде. Также началось катание на
ручной дрезине, которую силами 4 человек
переставили на главный путь. Хочется сказать
несколько слов про дрезину. Увезти она может
человек 7 – 8, но в отличие от дрезины в
Переславском музее, у неё слишком лёгкая передача.
Качать очень легко, но приходится это делать
слишком часто, и при этом едет она достаточно
медленно. Но таков уж механизм. Поэтому ездили на
ней не особо далеко. Потом нас заинтересовали
старые вагоны на боковом пути, на некоторые из них
даже было возможно было забраться, что я и ещё
несколько человек и сделали, сделав оттуда
интересные фотографии. Как вскоре выяснилось,
этого как раз делать и не следовало, и за это
вскоре получили большой нагоняй от сотрудников
музея (к слову сказать, не только за это, а ещё и
за «наших друзей», которые хулиганили в дятле и
скрылись в неизвестном направлении, и ещё за кого-
то, кто полез на светофорный мостик, как
выяснилось, очень непрочный). Я лично очень хочу
извиниться перед всеми за это лазание по вагонам,
в котором тоже участвовал (а в итоге отругали
всех), просто мы не знали, что в этом музее всё
так строго, ведь в прошлых поездках лазали по
любой технике (в Рязановке даже на крыше вагона
ездили) – и вроде никто против этого не был. Но
одно дело – торфовозки, а другое – музей, везде
разные правила. Но не будем о грустном, впредь
надо будет просто сначала спрашивать разрешения, а
потом уже куда-то лезть. Наконец, началась
долгожданная экскурсия, так как нас было много,
решили всех разделить на две группы. Провели в
красавец ТУ2, узкоколейный тепловоз с
электрической передачей, который к сожалению не
сможет эксплуатироваться на данной узкоколейке
никак из-за своего слишком большого веса, он
просто «раздавит» и без того не идеальный путь.
Хотя он и полностью на ходу. Далее прошли вдоль
тех самых вагонов, на которые мы залезали, и за
которые нас отругали. Узкоколейный рефрижиратор,
пассажирский вагон, цистерна, грузовые вагоны,
снегоочиститель. По каждому была интересная
информация, повторять которую здесь не имеет
смысла, лучше посмотреть на видео. Потом
рассказали о том, что уже видели, и отчасти ехали
– действующие тепловозы, столовая,
грузопассажирский вагон, автодрезина. В это время
проходил грузовой поезд с торфоразработок.
Узкоколейка является не только музейной, но ещё и
обеспечивает торфом котельную посёлка Тёсово-
Нетыльский для отопления домов. В старые времена
подобные составы были по 30-40 вагонов. А сейчас
мы увидели скромный состав всего в 6 вагонов.
Масштабы конечно уже не те, но узкоколейка живёт.
Далее – «путь в огород» с большим количеством
техники, многую из которой ещё восстанавливать и
восстанавливать. И немного рассказали про ту
технику, которая находится пока в немного
непотребном виде и ждёт своей участи на
восстановление. Особенно интересна автомотриса
АМ-1, как пример неудачной модели подвижного
состава. К слову сказать, про такую же нам немного
рассказывали в Опарино, что она у них тоже была (а
на момент нашего приезда стояла полуразрезанная в
посёлке Чурсья), и что они там, сделав на ней пару
рейсов, полностью от неё отказались, т.к. она даже
без вагонов с трудом заезжала даже в небольшую
горку. Видимо, такая же судьба была у почти всех
подобных автомотрис АМ-1 на разных узкоколейках
(поступила в эксплуататацию – немного поездили –
отставили в сторону – забросили). Ну и наконец,
долгожданное отправление по линии. Нам выделили и
ТУ-4 с вагонов и ТУ-8П, тот самый, который нас
подвозил до музея. В вагоне была жарко натоплена
печка, конечно штатное отопление с трубами по
всему вагону уже не восстанавливали, была лишь
печка-буржуйка, но грела она очень хорошо. Ехали
медленно, не более 15 км/ч, путь далёк от идеала,
по словам сотрудников музея, часто бывают и сходы.
Сначала ТУ-4 с вагоном, следом – ТУ-8П. Была
остановка с интересной экскурсией у памятника
погибшим партизанам, после которой многие
поменялись местами, чтобы проехать на всей
технике. Четыре места даже имелось в тепловозе
ТУ-4. Перед торфоразработками узкоколейка
пересекает границу Новгородской и Ленинградской
областей, посёлок Тёсово-Нетыльский находится в
Новгородской области, торфоразработки – в
Ленинградской. Получается, что мы за этот день
пересечём суммарно границу 4 раза. Туда – на
дятле, потом 2 раза по узкоколейке, и вечером на
обратном дятле по дороге в Питер. Проехали ещё
один разъезд, вправо отходило несколько временных
усов, которые, как нам объяснили, называются
«переноски». Их постоянно переносят с места на
место, в зависимости от того, куда нужно подгонять
поезд. Наконец, въехали на торфобазу, доехали до
одной из «переносок», это была конечная точка
нашего маршрута. Как нам рассказали, действуйщий
путь тянется ещё примерно на полтора километра, а
дальше ещё сколько-то идёт заброшенный, но туда
уже не ездят. «Переноска», около которой мы вышли,
выглядела, мягко говоря, не очень надёжно –
повороты из прямых рельсов, состыкованных под
углом, шатающиеся рельсы. Но на то она и времянка.
Показали узкоколейную технику, рассказали о добыче
торфа, даже в кабину удалось попасть. После этого
нам предстоял ещё один осмотр техники, но для
этого требовалось немного отъехать. Вагон
перецепили к ТУ-8П, т.к. обгона не было, а ехать
вагоном вперёд довольно проблематично. К слову
сказать, и для ТУ-8П путь в обратную сторону был
гораздо менее удобен, т.к. приходилось ехать
задом, и обзор машинисту загораживал весь
пассажирский салон. На других узкоколейках,
например в Апшеронске эта проблема решается с
помощью разворотного треугольника, а здесь ничего
подобного не было. В общем подъехали к
оборудованию для торфопереработки, трактора с
вышками, на которые, и в сами кабины которых тоже
можно было залезть. Нам рассказали, что в лучшие
времена здесь всё работало на электричестве, была
линия электропередач к базе, но сейчас ничего
этого нет, даже хорошую новую технику попилили в
не самые лучшие времена. К счастью, пока живёт и
работает то, что есть. Наконец, настало время
возвращаться назад, темнота уже подкрадывалась.
Доехали до разъезда, там решили обогнаться, чтобы
дальше ТУ-8П шёл отдельно, а ТУ-4 тащил вагон. Так
как часть народа спешила на автобус в Новгород, а
часть не особо торопилась и ехала в Питер на
вечернем дятле, то спешащих отправили вперёд на
ТУ-8П, а ТУ-4 ещё продолжил совершать манёвры с
вагоном. Через некоторое время отправились, на
улице темнело, но всё-таки удалось сделать
несколько снимков уходящего вдаль пути из окна
заднего тамбура. Когда приехали, в вагоне-столовой
нас ожидал чай с печеньем. Там уже были те, кто
спешил на автобус в Новгород. Остальные решили
подождать, пока те уедут, чтобы особо не
толпиться, до дятла времени оставалось
предостаточно. Попили чай со вкусными печеньками,
послушали много интересных рассказов, да и сами
кое-что рассказали. Но время всё равно ещё
оставалось, поэтому мы решили прокатиться на
ручной дрезине до депо. Но надо было следить за
временем. До депо оказалось не так далеко. Мы
успели проехаться, пофоткать и вернуться назад.
Потом пришлось переносить дрезину на руках на
боковой «музейный» путь, чтобы освободить главный.
После этого нас довезли на тепловозе до ближайшей
точки к Рогавке (вечерний дятел шёл только с
Рогавки, на 123 км его не было). Дятел уже стоял.
Обратный путь прошёл без чего-либо выдающегося,
только вот почему-то поехали опять во 2-м вагоне с
пластмассовыми лавками, и никто так и не пошёл в
1-й (который по дороге туда был 3-м) с нормальными
местами. А в Питере у каждого были уже свои планы.
Надо сказать, что поездка получилась удачной и
интересной, мой давний интерес к Тёсовской
узкоколейке остался полностью удовлетворён.
Большое спасибо сотрудникам музея за тёплый приём
и интересный рассказ.
Фотографии из поездки:
https://yadi.sk/d/doGvdbdH3QMNbd