Сообщение

Re: Как поднять рентабельность ППК "Ъ"

Отправлено: serg33 12:49 06/12/17

Газета "Коммерсантъ"
Электрички выдерживают трафик

Пригородные железнодорожные перевозчики, несмотря
на хроническое недофинансирование, наращивают
платный пассажиропоток и вводят новые маршруты.

Как сообщили в пресс-службе ОАО "Российские
железные дороги" (РЖД), в нынешнем году
пассажиропоток в пригороде сохраняется на
прошлогоднем уровне. За первые десять месяцев 2017
года все пригородные пассажирские компании (ППК)
России отправили более 846 млн пассажиров, что на
9,4% больше, чем за аналогичный период прошлого
года. Впрочем, в этом результате учитываются
показатели МЦК, где с января по октябрь перевезено
почти 90 млн человек. Без учета этого
пассажиропотока количество отправленных пассажиров
в российских пригородах в целом незначительно
уменьшилось (на 0,6%) в сравнении с показателями
предыдущего года.

Доля рынка крупнейшего перевозчика – Центральной
ППК, работающей в самой крупной российской
агломерации – Москве, Московской области и девяти
приграничных областях, – по состоянию на конец
октября превышает 63% от общего объема пригородных
перевозок в стране. Пассажирооборот компании за
десять месяцев вырос на 2%, до 14,6 млрд пассажиро-
км, отправление пассажиров – на 0,3%, до 476,2 млн
человек.

Рынок перевозок в остальных регионах России
остается крайне неоднородным. Второе и третье места
по объемам пассажиропотока принадлежат Северо-
Западной ППК и Московско-Тверской ППК, оперирующим
на полигоне Октябрьской железной дороги. Эти
компании за десять месяцев 2017 года перевезли 65,5
млн и 46 млн пассажиров соответственно.
Пассажиропоток каждого из остальных 22 пригородных
перевозчиков за тот же период не превышает 20 млн
пассажиров. Финансовые показатели отдельных ППК в
ОАО "РЖД" не раскрывают, однако, по данным
участников рынка, перевозчики за пределами тройки
лидеров по пассажиропотоку находятся в зоне
отрицательной рентабельности и сводят концы с
концами только за счет субсидий из региональных
бюджетов.

Указывая на столь фрагментированную структуру рынка
перевозок, отраслевые эксперты отмечают, что из-за
многолетнего недофинансирования пригородного
комплекса в большинстве отдаленных от столичных
агломераций регионов России ситуация остается
достаточно тревожной. "Большинство местных властей
имеют социальную проблема с двух сторон: с одной
стороны, небогатые жители региона, которые не в
состоянии платить за железнодорожную перевозку
полный тариф, а с другой – персонал пригородного
перевозчика, которому нечем платить зарплату", –
обрисовывает ситуацию директор Института экономики
транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил
Блинкин.

По его словам, в Москве, Петербурге, "где
сравнительно богатая публика", пригородные
перевозки прибыльны и перевозчики имеют ресурсы и
возможности нанять сильных транспортных менеджеров,
способных реализовывать сложные урбанистические
задачи. "Но для других регионов это все не столь
актуально, поскольку там пригородный
железнодорожный транспорт балансирует на грани
безубыточности, перевозчики в большинстве
российских регионов озабочены исключительно
вопросом выживания", – констатирует эксперт.



Затраты идут по плану

Впрочем, отраслевые эксперты отмечают, что в
последние два года железная дорога впервые за
долгое время занялась пассажирским комплексом, и
связывают это главным образом с назначением Олега
Белозёрова на пост президента ОАО "РЖД" в 2015 году
(с октября нынешнего года – генеральный директор
ОАО "РЖД"). Одним из важнейших его достижений они
считают закрепление на законодательном уровне
долгосрочной господдержки пассажирского комплекса
со стороны федерального бюджета. Теперь льготный
коэффициент 0,01 к тарифу за пользование
инфраструктурой, фактически обнуляющий тариф для
пригородных перевозчиков, установлен правительством
РФ на долгосрочный период до 2030 года, а также
перевозчики получили нулевую ставку НДС.

После кризисной ситуации в начале 2015 года, когда
было отменено, а затем после поручения президента
РФ Владимира Путина восстановлено около 300
пригородных поездов, чиновники гораздо активнее
принялись разбираться в проблемах железнодорожного
пригородного комплекса. Федеральное правительство
обязало региональные администрации разработать и
утверждать в Минтрансе РФ трехлетние комплексные
планы транспортного обслуживания населения, в
которых четко обозначены требуемые объемы и
регулярность пассажирского сообщения всеми видами
общественного транспорта.

Как утверждают в ОАО "РЖД", благодаря этому решению
ситуация 2015 года не может повториться в принципе:
даже если губернаторы продолжают оспаривать
прозрачность расходов пригородных перевозчиков,
отменять пригородные поезда больше не придется.

Своей частью работы занималась Федеральная
антимонопольная служба (ФАС) России, которая с 2015
года получила полномочия и функции Федеральной
службы по тарифам. Специалистами службы была
разработана и в конце ноября текущего года принята
правлением ФАС обновленная методика расчета
экономически обоснованных затрат перевозчиков в
пригородном сообщении. В ходе этой работы ФАС, к
удовлетворению ОАО "РЖД" и региональных ППК,
подтвердила отсутствие принципиальных нарушений в
подсчете затрат перевозчиков, а также разработала
механизмы урегулирования споров с губернаторами при
заключении ежегодных контрактов на обслуживание
пассажиров.



Своими силами

Урегулирование споров железнодорожников с
губернаторами и разработка новых методик ФАС –
очень позитивный шаг, который позволит
минимизировать убыточность пригородных компаний, но
самый важный вопрос – обновления подвижного состава
– он не решит, полагает Михаил Блинкин. "Факт
заключается в том, что за новые электрички должны
будут заплатить граждане: либо как пассажиры,
покупая билет по тарифу "с инвестиционной
составляющей", либо как налогоплательщики в бюджет.
Ничего другого человечество не придумало со времени
изобретения железных дорог – чудес не бывает", –
сетует господин Блинкин.

Это означает, что пока чиновники обсуждают,
справедлив ли расчет затрат пригородных
перевозчиков, и ищут десятки миллиардов рублей на
обновление подвижного состава, железнодорожникам
приходится самим думать о повышении эффективности
своей работы. В этом контексте для анализа динамики
рынка пригородных перевозок наиболее важным
становится не прирост пассажиропотока, а другой
показатель – прирост количества платных пассажиров.
Здесь ситуация улучшается более заметно: в 25
пригородных компаниях за первые десять месяцев года
платный пассажиропоток вырос на 1,4%, до 537,9 млн
проданных билетов.

Пассажиры все чаще согласны оплачивать проезд и
пользоваться электричками, в том числе с доплатой
за скорость и удобство в экспресс-поездах
повышенной комфортности

Это косвенно свидетельствует о том, что усилия
менеджмента пригородных компаний по увеличению
доходов от операционной деятельности приносят
плоды. Пригородные компании в сотрудничестве с
региональными властями реализуют большое количество
сервисных проектов, которые повышают
востребованность железнодорожного транспорта и
качество услуг для пассажиров, разрабатывают и
"раскатывают" более удобные пригородные маршруты. В
ответ пассажиры все чаще согласны оплачивать проезд
и пользоваться электричками, в том числе с доплатой
за скорость и удобство в экспресс-поездах
повышенной комфортности.

В регионах во многом ориентируются на опыт
крупнейшего игрока на рынке – ЦППК, которой
посчастливилось получить в распоряжение и самый
большой в стране пассажиропоток и заключить
долгосрочные 15-летние контракты на транспортное
обслуживание с двумя богатейшими российскими
регионами – Москвой и Московской областью. Здесь
реализуют не только программы опережающего
обновления парка поездов, но и модернизируют
пригородные пассажирские платформы, внедряют
современные системы оплаты проезда и разрабатывают
новые виды услуг, улучшающих качество сервиса в
электричках.

А благодаря сотрудничеству с ОАО "РЖД" в этом
макрорегионе во всю идет строительство новых
главных путей, что позволит организовать на
некоторых из них так называемое тактовое движение –
регулярное курсирование поездов с равными
промежутками (по аналогии с метро). Эта технология
принципиально меняет потребительские свойства
железнодорожного транспорта, что делает его крайне
эффективным в современной городской среде.

Опыт запуска МЦК и его интеграции с метро и
пригородными железнодорожными линиями уже
перенимается другими крупными городами: проекты
"городской электрички" в той или иной степени
реализованы в Красноярске, Уфе и Калининграде,
активно прорабатывают этот вопрос в Волгограде,
Казани и Петербурге, сообщили "Ъ" в ОАО "РЖД".
Следующий прорывной проект Москвы и ОАО "РЖД", на
результаты которого с интересом будут смотреть
губернаторы других регионов, – "Московские
центральные диаметры".



В тандеме с конкурентами

Интеграция с автобусными перевозчиками – это еще
один резерв повышения эффективности железнодорожных
пригородных компаний, уверен начальник центра по
управлению пригородным комплексом ОАО "РЖД" Алексей
Белянкин. "Сегодня железнодорожные перевозчики
активно взаимодействуют с автобусными операторами,
продают единые билеты на комплексную услугу
доставки пассажиров, благодаря чему человек может
приобрести билет от начальной станции до конечного
пункта, в котором даже нет железной дороги. Такой
проект, например, реализует Волго-Вятская
пригородная компания в Нижегородской области в
полном взаимопонимании с региональной
администрацией, – рассказывает он. – Мы считаем,
что у таких проектов большое будущее, поскольку они
выгодны и нам, и автобусным перевозчикам, и
населению региона".

Более того, в ОАО "РЖД" полагают, что на следующем
этапе целесообразно обеспечить автобусным
перевозчикам возможность эффективной интеграции в
вокзальную инфраструктуру монополии. "Таким образом
мы предоставим нашим клиентам дополнительный сервис
удобной пересадки на городской или междугородный
автобус", – говорит Алексей Белянкин. А регион, в
свою очередь, будет иметь больше возможностей
борьбы с серыми и нелегальными автоперевозчиками:
по итогам Госсовета РФ местным властям дано
поручение решить эту проблему в самое ближайшее
время, напоминает он.


Комментарии:
Эволюция электрички. РБК - serg33 10:15 05/12/17
     • реклама? - Head 10:19 05/12/17
          • Re: реклама? - serg33 12:52 05/12/17
     • Re: Эволюция электрички. РБК - Иностранец 13:05 05/12/17
          • Там главная мысль... - serg33 13:40 05/12/17
               • Заберите у граждан брак и выдайте им новый (с) - Dionysos 16:34 05/12/17
     • Билеты - Vsevolod 15:00 05/12/17
     • Как поднять рентабельность ППК "Ъ" - serg33 13:39 06/12/17
          • Re: Как поднять рентабельность ППК "Ъ" - serg33 13:49 06/12/17


вернуться к дереву/списку сообщений


Ответ:

[Вход для зарегистрированных пользователей]
Имя: *
Email:
Тема: *
Сообщение
*
   
Присылать ответы по email: