Сообщение

"Ъ" Частный бизнес поедет в плацкарте

Отправлено: serg33 21:22 17/03/18



СМИ об РЖД

16.03.2018Газета "Коммерсантъ"
Частный бизнес поедет в плацкарте

Минтранс предлагает приватизацию дальнего
следования.

Минтранс разработал проект целевой модели рынка
(ЦМР) дальнего следования, согласно которому после
2021 года до 10% сектора могут занять частные
перевозчики. Им на конкурсах планируется
предлагать лоты, включающие как доходные, так и
убыточные маршруты. Для этого уже сейчас
правительство должно начать работу над методикой
формирования лотов. Но в ОАО "РЖД" считают, что
над ЦМР еще нужно поработать, чтобы ее принципы не
входили в конфликт с организацией грузового
движения.

Минтранс, как и требовало правительство в декабре
2017 года, разослал в ведомства и по отрасли
проект ЦМР дальних пассажирских перевозок до 2025
года. Документ нацелен на либерализацию сектора с
доведением доли в нем независимых перевозчиков до
10%. В 2017 году на входящую в ОАО "РЖД"
Федеральную пассажирскую компанию (ФПК) пришлось
87,9% пассажиропотока (89,9 млн человек), на
Дирекцию скоростного сообщения (филиал ОАО "РЖД")
– 5,7%, на железнодорожные администрации других
стран – 4,3%. Доля частных пассажирских компаний
очень мала, крупнейший игрок – "ТрансКласСервис"
(1,1 % рынка, 50% ООО у гендиректора Андрея
Кобзева), также работают "Гранд сервис экспресс"
(принадлежит ООО "Желдорконсалтинг",
подконтрольному кипрским офшорам), ООО "Тверской
экспресс" (19% – у экс-супруги вице-мэра Москвы
Татьяны Ликсутовой, 81% – у структур Сергея
Глинки).

По проекту ЦМР, допуск частных перевозчиков на
сеть на основе договоров с Росжелдором на 15 лет и
на конкурсной основе будет разрешен в 2021-2025
годы. Лоты планируется составлять из прибыльных и
убыточных маршрутов, чтобы покупатель мог
субсидировать одни за счет других. Сходная логика
лежала в основе формирования оптовых генерирующих
компаний ( ОГК) при реформе РАО "ЕЭС России".
Выигравший лот перевозчик заключит договор по цене
с учетом рентабельности на инвестированный капитал
для обеспечения возвратности вложений в основные
фонды, в первую очередь в подвижной состав.

В рамках первого этапа до 2021 года государство
лишь оценит экономику перевозок и разработает
механизм формирования лотов.

Замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук подчеркивает,
что ключевым фактором для достижения поставленных
целей будет методика корректного формирования
лотов – так, чтобы удалось и привлечь частных
перевозчиков, и создать конкуренцию, и не
увеличить объем субсидирования перевозок. Долю
рынка, которая в итоге заинтересует частников, он
пока оценить не готов. Председатель Союза
пассажиров России Кирилл Янков согласен, что
основная сложность – в формировании лотов. Каждое
депо и каждая единица подвижного состава имеют
разные характеристики, говорит он, в одном случае
ресурса хватит на много лет, а в другом – его
нужно будет сразу списывать. Но господин Янков
считает, что изначально закладывать в методику
кросс-субсидирование не совсем корректно: оно
должно идти по принципу, заложенному в
законопроект об организации регулярных перевозок,
по конкретным маршрутам или их частям, которые в
случае их социальной значимости должен
субсидировать бюджет. Законопроект сейчас
рассматривается в правительстве и может заработать
в 2020 году, говорил в среду замминистра
транспорта Алан Лушников.

В ФАС "Ъ" сообщили, что изучают ЦМР и в целом
поддерживают либерализацию. "Планируем уже в этом
году отказаться от практики регулирования
пассажирских перевозок в дальнем следовании и
субсидирования ФПК, – говорят в службе. – Вместо
этого ОАО "РЖД" как владелец инфраструктуры должно
провести конкурс на убыточные социально значимые
маршруты по критерию минимально запрашиваемой
перевозчиком субсидии".

Но в ОАО "РЖД" считают, что модель еще предстоит
синхронизировать с другими уставными документами.
"Сейчас проект представляет собой не столько
целевую модель рынка, сколько модель регулирования
деятельности ОАО "РЖД", – говорят в монополии. –
Он подразумевает существенное ограничение
самостоятельности компании в выполнении основных
функций, таких как маршрутная сеть, график,
использование инфраструктуры, при этом
предполагается расширение прав и возможностей
других организаций".

Как поясняют в ОАО "РЖД", компания уже направляла
в Минтранс свои предложения, заинтересована в
участии в дальнейшей проработке ЦМР "с целью
доработки и увязки с ЦМР грузоперевозок и
долгосрочной программой развития компании (ДПР) до
2025 года". Компания предлагает создать
межведомственную рабочую группу с привлечением
научных институтов и консалтинговых компаний и
продлить сроки подготовки пассажирской ЦМР до
середины лета.

Проект ДПР не предусматривает существенного
изменения структуры и механизмов взаимодействия
участников рынка грузовых и пассажирских
перевозок, подчеркивают в монополии. Там заметили,
что железнодорожная инфраструктура характеризуется
высокой интенсивностью и грузонапряженностью, а
отдельной инфраструктуры для пассажирских
перевозок нет. В монополии считают, что
несогласованность моделей создает риски нарушения
безопасности и ухудшения техникоэкономических
показателей инфраструктуры. Это может привести и к
"неконструктивной конкуренции" грузовых и
пассажирских перевозчиков на участках с
ограниченной пропускной способностью.


Комментарии:
"Ъ" Частный бизнес поедет в плацкарте - serg33 21:22 17/03/18
     • маниловщина (-) - Head 22:11 17/03/18
     • Re: "Ъ" Частный бизнес поедет в плацкарте - serg33 08:37 28/03/18


вернуться к дереву/списку сообщений


Ответ:

[Вход для зарегистрированных пользователей]
Имя: *
Email:
Тема: *
Сообщение
*
   
Присылать ответы по email: