Сообщение

В Центр Европы

Отправлено: Владими 15:17 25/07/05

Начитавшись на форуме рассказов про поездки в Закарпатье, я загорелся такой идеей. Да и друг детства Роман давно звал в гости во Львов. Я наметил себе маршрут: Львов (детская ж/д) –Ужгород (детская ж/д) -Виноградов (узкоколейка) -Рахов (центр Европы). А тут ещё и хорошая знакомая стала с восторгом рассказывать о туре по Львову и Закарпатью, с которого только вернулась. Я зашел на сайт турагенства и обнаружил тур, маршрут которого фактически совпадал с моим. Он назывался «Покорение Говерлы». Экскурсия на 5 дней начиналась в Ужгороде и заканчивалась в Ивано-Франковске. Я купил эту путёвку.

24 июня.

ЛЬВОВ

Роман сказал, что именно в этот день будет безумно занят и до вечера мне придётся гулять самому. На вокзале с трудом отыскал турбюро. Мужик в тёмных очках в окошке предложил автомобильную экскурсию по городу за 80 гривен. Я ответил, что дорого. Он сказал, что сейчас позвонит ещё одной желающей, и тогда мне экскурсия обойдётся в 35. Я подошел через 15 минут. Меня ожидали уже 2 компаньонки – украинки. Мы скинулись по 25 гривен и поехали. Тот самый мужик посадил нас в свой «Рено» и повёз через город на Замковую гору. Рассказывал он на украинском языке очень тихо и быстро. Так что даже у моих украиноговорящих спутниц скоро закипели мозги. Часовая экскурсия окончилась в самом центре города. Это широкий бульвар, по которому прогуливаются или сидят на скамейках множество людей. Бросился в глаза старичок, задумчиво склонившийся над шахматной доской. На доске в полном одиночестве стоял слон. Мне было всё равно в какую сторону гулять, хотелось умыться и поесть. Я пошел по указателю в направлении макдональдса. Есть в макдональдсе считал последним делом, если только ничего не попадётся на пути. Но на протяжении 3 км пути к нему ничего лучшего не попалось. Я был рад, что дорвался до умывальника и с жадностью нацедил жидкого мыла на руки и смазал им лицо. Вода в кране оказалась только горячая. Причём очень горячая. С подносом устроился за столиком во дворе. Рядом на дереве висело объявление: «Хто знайшов касовий апарат…»
Я позвонил в Москву в турагенство уточнить время и место сбора группы в Ужгороде. Мне любезно ответили, что тур отменён и я могу в любой момент подъехать к ним за деньгами. Таким образом, на подступах к Карпатам я оказался брошен почти без денег.
Романа я не видел около 10 лет. За это время его язык сильно изменился и стал таким же западнянским, как у утреннего экскурсовода. Однако его рассказ о Львове, в отличие от рассказа профессионала, слушать было легко и интересно. Как оказалось, теперь он работает в областной администрации и утром был занят на встрече двух президентов – Квасневского и Ющенко. Роман привёл меня на крышу городской ратуши. Подниматься туда можно и стоит это всего 3 гривны. Оттуда прекрасно виден весь город. Я обратил внимание Романа на набиравший высоту самолёт. Роман посмотрел на часы и сказал: «Это самолёт Квасневского. Сейчас он повернёт на запад. А Ющенко его провожал и теперь должен возвращаться в город». И тут самолёт действительно стал разворачиваться на запад. Я посмотрел вниз – движение было перекрыто. Через пару минут появился автомобильный кортеж и остановился под ратушей. Сбегавшиеся люди начали кричать: «Ющенко! Ющенко!» И мы увидели, как Ющенко вышел из автомобиля и прошел в помещение городского музея. Нам показали механизм ратушных часов, мы ещё раз поднялись на крышу прикоснуться к колоколам и загадать желания и спустились вниз. «Неизвестно сколько Ющенко пробудет в музее, поэтому пойдём дальше смотреть город» - сказал мне Роман. Но в этот момент охрана засуетилась и к восторгу людей на площади появился Ющенко и сел за руль автомобиля. Это было в нескольких метрах от нас. Народ попытался приблизиться к нему. Но охрана освобождала дорогу, успокаивая людей словами: «Сейчас он проедет мимо вас с открытым окном». Так и было, только люди пытались залезть в это окошко, охрана еле успевала вытаскивать.
Где находится детская железная дорога Роман не знал и ни на одной из множества моих карт она почему-то указана не была.

25 июня.

Еду на электричке ЭР-2 «Львов-Сянки». Часа через полтора пути на горизонте появились Карпаты. Я в восторге. Вот и Днестр, глубина – по колено. Какие красоты!!! Я с фотоаппаратом торчу в окне, люди на меня косятся. Прошло ещё пару часов. За окном мелькают сине-желтые и бело-красные пограничные столбы. На подъезде к Сянкам в вагоне появились 2 пограничника. Увидев меня с фотоаппаратом в руках, сразу направились ко мне; посмотрели мой паспорт и удалились. В Сянках влетаю в здание вокзала – касса закрыта. Вылетаю на перрон и спрашиваю у железнодорожницы где брать билет. Она сказала, чтобы немедленно прыгал в поезд. В страшненьком поезде «Сянки-Ужгород» проводник билетами не интересовался совсем, за всё время пути только один раз прошла кондуктор-контролёрша. Билеты она не продавала, а просто брала со всех по 2 гривны.

УЖГОРОД

Первое впечатление – красивейший вокзал, что особенно контрастировало с поездом. В городе я был поражен красотой и изобилием цветущих каштанов. Но тут мелькнула мысль: «Так ведь каштаны отцвели ещё в мае. Да и листья у них совсем другие». Тогда я провёл опрос местного населения обоих полов и всех возрастных групп. Респондентам задавался следующий вопрос: «Как называется это дерево?» Были получены следующие ответы: «Не знаю» - сказали 55% опрошенных; «не помню» - 25%; «каштан» - 15%; «оно называется на букву «Т»» - 5%. Таким образом, представления местного населения об этом дереве в целом совпадали с моими.
Центр города от остальных частей отгорожен дорожными знаками с перечёркнутой телегой. Большая часть центра пешеходная. В центре на набережной реки Уж стоит палаточный городок. Если я правильно понял, люди протестуют против гонений на бывшего главу области. Я подумал, что если не найду более подходящего жилья, то напрошусь к ним в городок. Я остановился в гостинице «Свитанок» - 15 минут пешком в центр и 25 минут из центра (большая часть города стоит на плоском месте, но эта северная часть приподнята).

26 июня

Рядом со зданием филармонии детская ж/д. Там крутилось большое количество 13-15 летних железнодорожников. Ухоженный поезд из тепловоза ТУ2 и двух вагонов явно готовится к отправлению. Спросил расписание – с 11 часов каждые 40 минут. Билет – 1 гривна. Поездка приятная: километровая трасса проходит по набережной .
С языками в городе полное ассорти: перемешались русский, украинский, венгерский, суржики и акценты. Я воспользовался ситуацией и первый раз в жизни заговорил на украинском. Мой неповторимый диалект органично вписался в местную речь.

27 июня.

МУКАЧЕВО

Сюда из Ужгорода регулярно ходят автобусы и маршрутки, в дороге до 40 минут. На подъезде к городу в глаза бросается стоящий вдали на горе замок Паланок. Город во многом сходен с Ужгородом: брусчатые мостовые; пешеходный центр города; отсутствие макдональдсов и супермаркетов; протекает река Латорица, как и Уж широкая и по колено глубиной; красивая архитектура; замок; то же вкуснейшее развесное мороженое; люди почему-то соблюдают правила дорожного движения.

БЕРЕГОВО

Из автобуса я не выходил. Через окно заметил, что значительная часть населения города собралась в центре и заинтересованно за чем-то наблюдала. От вошедших на автостанции пассажиров я узнал, что шоу действительно было достойным: горел лучший в городе ресторан.

ВИНОГРАДОВ

Над каждым двором висит виноград, таблички с названиями улиц на украинском и венгерском. Рассчитывал на дешевую провинциальную гостиницу, а нарвался на современную дорогую. Ночёвка здесь обошлась бы мне не менее 100 гривен. Таких возможностей у меня уже не было и я ограничился овощным супом в гостиничном ресторане. В городе ничего интересного не нашел. Вышел на восточную окраину города и поднялся к развалинам замка. Тут мало интересного и мне пришлось постараться, чтобы сделать пару приличных снимков. В магазинчике спросил, где можно купить настоящего закарпатского вина. Мне посоветовали обратиться в соседний дом. На мой стук в окно никто не отреагировал. Хотя всё и было открыто, врываться в дом я не рискнул. За всё время пребывания в Закарпатье хвалёного закарпатского вина я не только не попробовал, но даже не видел. Путешественникам рекомендую на Виноградов время не тратить и дальше вокзала не ходить. К тому же позднее мне сказали, что Виноградов - самый криминогенный город области. Вечерело. Побрёл на вокзал. У вокзала со стороны города – узкая колея. А вскоре появился и узкоколейный состав: ТУ2-034 тянул за собой теплушку и 3 пассажирских вагона. Глядя на внешний вид пассажирских вагонов сначала мелькнула мысль, что последний их ремонт делали австровенгры. Но таблички с надписью «ЖЕСТКИЙ» свидетельствовали, что это было несколько позже. У меня было желание прокатиться в этом поезде, но неожиданно я рассудил трезво: ночь в Хмельнике меня совершенно не привлекала, ноги в неудачных туфлях истоптаны так, что от каждого шага хочется выть, а смотреть на поезда снаружи мне всегда нравилось больше, чем ехать внутри. Потому я решил довольствоваться кучей фотографий узкоколейного состава, проводил его взглядом и перешел на ширококолейную сторону вокзала. Вторая колея четырёхниточная – для «наших» и «европейских» поездов. Вскоре на ней появился длинный грузовой «европейский» состав. Надпись на каждом вагоне начиналась со звучного слова «POZOR!». Состав остановился и мы вместе стали ждать встречного – поезд Ужгород-Тячев. Этим поездом оказался дизель-попугай с удобными сиденьями. Проводник за проезд взял 3 гривны. Про билет я заикаться не стал, опасаясь нарушить местные традиции.

ХУСТ

Сюда я заезжать не планировал и основной причиной заезда стал поиск дешевой гостиницы. Гостиница «Хуст» на центральной площади города поддерживала советские традиции – дёшево и сердито. За 18 гривен я получил мрачный номер с телевизором и видом на здание городской администрации.

28 июня.

Утром я выполз из гостиницы в поисках еды и с планами через часок из города уехать. Но к моему удивлению город оказался очень интересным. Центр города на моих глазах превращался в базар. В городе много церквей. Особенно мне понравилась одна окруженная толстой стеной, верхняя часть церкви деревянная, над церковью – многолучевая звезда. Мне пояснили, что это венгерская реформистская церковь. С южной стороны города протекает Тиса, на западе и востоке город упирается в горы. Наверно из-за этого в городе короче день. На западной горе – радиоретрансляционная вышка, на восточной – развалины замка. Я поднялся к ним. Развалины в сотню раз богаче и интересней виноградовских, то же можно сказать и про открывающийся пейзаж на Тису, Румынию и Хуст.
На автобусе доехал до географического центра Европы. Видимо австровенгры его определяли так же, как определяют миллионного пассажира, т.е. в нужном районе выбрали самое живописное место у дороги на берегу Тисы. Места красивее я не знаю. На одном конце огромного пьедестала стоит современный монумент, на другом – австровенгерский памятник. Я на памятник натянул свою кепку и сфотографировал их. Когда позднее рассматривал получившуюся фотографию, она мне очень напомнила кладбище в фильмах про войну. Тормознутым мною автобусом поехал к Рахову. Через сотню метров автобус наткнулся на засаду пограничников. Но те были заняты и дали водителю знак проезжать.

РАХОВ.

Город в горах. До поезда времени много, зашел на экскурсию в пару гостиниц. Цены тут оказались вдвое ниже ужгородско-виноградовских. Приветливый хозяин великолепной частной гостиницы проболтал со мной больше часа и снабдил всякими буклетами. Стемнело и я перебрался на вокзал. Рядом со стареньким зданием вокзала стоит новое здание. Сначала я подумал, что по всей Украине вокзалы ремонтируют, а здесь решили новый построить. Это казалось странным, поскольку из города ходит единственный ПДС. Местные мне пояснили, что здесь планировался таможенный терминал. Но вопреки ожиданиям, ветка на Румынию не ожила. В 22:20 на Львов отправлялся автобус (я твёрдо решил ехать на Львов поездом). Автобус отправился по расписанию, проехал от автостанции до ЖД вокзала (метров 30) и остановился. Водитель и 2 пассажира вышли и направились в вокзальный ресторанчик доотпраздновать то, что не успели до отправления автобуса. Автобус с пассажирами ждал их минут 40.

29 июня

Снова ЛЬВОВ

Между поездами было около 5 часов. Рюкзак сдал в ручную камеру хранения и пошел гулять по городу. Часа через 3 за окном троллейбуса случайно увидел вагоны детской ж/д. Вот она! На юге Стрийского парка. Я выскочил из троллейбуса и побежал к составу. Должен успеть, им ещё локомотив перегонять в другой конец состава. И тут я с ужасом увидел, что ехидная пучеглазая морда ТУ2 удаляется от меня. Рейс оказался последним до обеда, а на после обеда я не успевал. Пошел по путям за поездом. Мда… Ехать было бы совсем не интересно, из окна смотреть не на что. Дошел до другой станции. Состав состоял из 4 вагонов, изгаженных граффити и локомотивов ТУ2 и ТУ3 по краям. Потому перегонять их не было надобности. На запасном пути стояла теплушка.
По дороге к вокзалу пришлось отказаться от трамвая. Пробка была на половину Львова и транспорт не двигался. К вокзалу подбежал за 10 минут до отправления своего поезда. В камере хранения я протянул жетон. «Хранитель» убил вопросом: «Шо це БУЛО?»

10 июля

поезд Шевченко-Москва

Проводница сказала, что этот баул совершенно необходимо запихнуть мне в рундук. Сделать это удалось с большим трудом. Ночью украинский таможенник всем задавал вопрос: «Посторонние вещи есть?» Озадаченный ситуацией я ответил, что лично у меня нет. Таможенник пошел этот вопрос задавать дальше. В Москве за этим баулом пришла какая-то старушка. Она проходила по вагону, открывая все рундуки. Её баулы лежали во всех отсеках вагона. И никто на таможне не раскололся! Да, такое возможно только в стране с партизанскими традициями.


Комментарии:
В Центр Европы - Владими 16:17 25/07/05
     • насчет деревьев, цветущих в Ужгороде в июле (+) - Maxy 18:25 25/07/05
          • Точно! - Владими 09:56 26/07/05


вернуться к дереву/списку сообщений


Ответ:

[Вход для зарегистрированных пользователей]
Имя: *
Email:
Тема: *
Сообщение
*
   
Присылать ответы по email: