Сообщение

Re: начались работы по проектированию ЖД перехода на Сахалин

Отправлено: serg33 18:00 13/07/18

СМИ об РЖД

13.07.2018Газета "Российская газета"
Дорога к острову

Эксперты обсудили плюсы и минусы вариантов перехода
с материка на Сахалин.

Разговоры о строительстве перехода между Сахалином и
материком перешли в практическую плоскость. Есть
техническое задание, по которому уже трудятся
проектные институты от Хабаровска до Москвы, к
следующему лету завершится перешивка островной
железнодорожной магистрали на общероссийский
стандарт. Однако до сих пор нет ясности, что это
будет: мост или тоннель? "РГ" собрала мнения
экспертов на этот счет.



Сергей Кудрявцев, проректор по научной работе
ДВГУПС, доктор технических наук, профессор, г.
Хабаровск:

– Проект перехода с материка на Сахалин имеет
большую историю. В 50-х годах прошлого века даже
начали стройку и тогда остановились на тоннеле,
обосновывая это большой мощностью слабых грунтов.
Толщина иловых отложений в проливе Невельского
доходит в некоторых местах до 25-30 метров, а для
судоходства полотно моста должно находиться на
высоте не менее 30 метров над уровнем моря. То есть
потребуются сваи длиной 70-80 метров. Прибавьте сюда
климатические факторы: пурга, мокрый снег,
обледенение. Все это сделает дороже эксплуатацию
моста. Япония для перехода между островами Хоккайдо
и Хонсю выбрала тоннель. В любом случае для принятия
решения требуется научное обоснование.



Игорь Ганчиц, научный сотрудник университета путей
сообщения, г. Санкт-Петербург:

– Мосты для нас строить привычнее, чем тоннели, тем
более, что после сооружения Керченского моста
освободились мощности: люди и техника, наработан
определенный опыт и технологии.



Николай Балаба, главный инженер проекта по переходу
через пролив Невельского, институт "Гипростроймост",
г. Москва:

– В настоящее время мы сотрудничаем с
Дальгипротрансом, разработчиком основных проектных
решений по строительству железнодорожной линии
Селихино (Хабаровский край) – Ныш (Сахалинская
область) с переходом через пролив Невельского.
Первая стадия проектирования должна дать ответ о
виде перехода: будет разработано несколько вариантов
мостового и как минимум один – тоннельного. Это
позволит провести технико-экономическое сравнение.
Согласно календарному графику генерального
проектировщика Дальгипротранса, решение должно быть
готово в конце 2019 года. В техническом задании на
проектирование пропи­сан объем грузоперевозок. Эти
цифры могут серьезно лимитировать тоннельный
вариант. Если на мосту мы обойдемся тепловозной
тягой, то для тоннеля понадобится электричество.
Логично сравнивать не только расходы на
строительство, но и дальнейшую эксплуатацию, а у
тоннелей она существенно выше, хотя сама стройка
дешевле. В пользу тоннеля – повышенная сейсмичность
региона, суровые ледовые нагрузки, судоходство.



Екатерина Пестрякова, Российский университет
транспорта, г. Москва:

– Мой куратор, доктор технических наук Евгений
Николаевич Курбацкий, профессор кафедры "Мосты и
тоннели", возглавляет комитет международной
ассоциации по сейсмологии. В одной из своих работ он
. Во-вторых, строительство тоннеля дешевле. К
примеру, вариант тоннеля через Керченский пролив
стоил 92 миллиардов рублей, а мост – 240 миллиардов,
почти втрое дороже. Но выбрали мост, чтобы построить
быстрее. В условиях сейсмичности тоннели меньше
подвержены разрушению при землетрясениях, потому что
они деформируются вместе с грунтом, а мосты – нет.
Секционные тоннели не ограничены по ширине. Можно
совместить многополосную автодорогу и двухпутную
железную дорогу. Построить железнодорожный мост,
совмещенный с автодорогой, очень сложно, здесь же
сумасшедшая ветровая нагрузка.



Игорь Островский, член Российского отделения
Международного геосинтетического общества (РОМГО),
г. Санкт-Петербург:

– Есть свои плюсы и минусы у обоих вариантов. Минус
для тоннеля – возможный тектонический разлом в месте
перехода. А довод в его пользу – судоходство. Для
энергетиков удобнее мост, им проще обслуживать свою
инфраструктуру.



Михаил Самохвалов, кандидат наук, доцент кафедры
геотехники госуниверситета, г. Тюмень:

– Как пассажир я за мост. По нему передвигаться
приятнее и привычнее. Как инженер-строитель могу
сказать, что для моста можно правильно подобрать
свайный фундамент, способный принимать сейсмическую
нагрузку, а как в условиях повышенной сейсмичности
поведет себя тоннель, предсказать сложно.



Алексей Коновалов, сейсмолог, кандидат ф.-м. наук,
заместитель директора инновационного предприятия ООО
"Геофизтех", г. Южно-Сахалинск:

– Сейсмические воздействия для подземных конструкций
ниже, чем для наземных. Ледовая обстановка и
погодные условия не оказывают влияния на работу
тоннеля, а значит, выше уровень безопасности при
эксплуатации. Проблемы мерзлого грунта отпадают.
Эффекты разжижения грунтов при сильных
землетрясениях не возникнут для подземных
сооружений.

Вместе с тем я не припомню, чтобы в стране был
построен хотя бы один тоннель в 9-10-балльной
сейсмической зоне. Нет такого опыта. Некоторые
специалисты предлагают использовать европейские
строительные нормы, но тогда и строить следует по
европейским технологиям и для европейских
землетрясений. Но мы живем на Дальнем Востоке России
и здесь другая сейсмическая обстановка. В конечном
счете я бы выступил за тоннель, но с проработкой
вопросов строительных норм и правил с учетом опыта
стран с высокой сейсмологической изученностью
(Япония, Китай, США, государства Евросоюза). При
этом саму конструкцию необходимо оборудовать
системами сейсмического мониторинга и виброконтроля.


Комментарии:
начались работы по проектированию ЖД перехода на Сахалин - serg33 22:45 19/06/18
     • Якутск и Салехард ещё подождут? (-) - Dionysos 01:09 20/06/18
          • там масштабы не те - Валерий Тихонов 01:50 20/06/18
               • Угу (-) - Dionysos 02:52 20/06/18
     • Начинается реализация нового железнодорожного проекта: от Израиля до Саудовской Аравии - Кирилл 21:56 24/06/18
     • Re: начались работы по проектированию ЖД перехода на Сахалин - serg33 19:00 13/07/18


вернуться к дереву/списку сообщений


Ответ:

[Вход для зарегистрированных пользователей]
Имя: *
Email:
Тема: *
Сообщение
*
   
Присылать ответы по email: