Отправлено: serg33 17:01 26/08/18
24.08.2018Газета "Ведомости"
Урал разовьет высокую скорость
Магистраль Екатеринбург – Челябинск добавит ВВП
России 2,2 трлн рублей.
Проект оценивается в 360 млрд рублей.
Центр экономики инфраструктуры (занимается
методическим обеспечением крупных инфраструктурных
проектов) оценил агломерационный эффект
высокоскоростной магистрали (ВСМ) Екатеринбург –
Челябинск в 2,2 трлн руб.
Дорога начнет обеспечивать прирост ВВП, как только
начнется ее строительство, и продолжит все время,
пока будет эксплуатироваться по концессии, т. е. в
2021-2034 гг. Валовой региональный продукт
Челябинской области увеличится на 0,9 трлн руб.
(0,1 трлн даст инвестиционный спрос, еще 0,8 трлн
руб. – агломерационный эффект), ВРП Свердловской
области – на 1,12 трлн (0,07 трлн руб. –
инвестиционный спрос, 1,05 трлн руб. –
агломерационный эффект), еще 0,1 трлн руб. даст
инвестиционный спрос валовому продукту других
регионов.
Дорога стимулирует рост производства строительных
материалов и девелоперских услуг, это увеличивает
поступление налогов и социальных отчислений.
Максимальный эффект дает как раз строительство ВСМ
– оно нуждается в высокотехнологических
производствах и создает самые длинные цепочки
образования добавленной стоимости, пишет ЦЭИ.
Соединение Челябинска и Екатеринбурга с помощью
ВСМ создаст третий по величине центр
экономического роста в стране после Москвы и
Санкт-Петербурга с населением более 3 млн человек,
надеется замгубернатора Свердловской области
Александр Высокинский. Расчеты ЦЭИ он называет
точными: методика основана на зарубежных аналогах
и адаптирована к российским промышленным
показателям. Оценка консервативная – скорее всего,
эффект для экономики будет еще значительнее,
считает Высокинский.
По плану Минэкономразвития на строительство ВСМ
Москва – Владимир и Екатеринбург – Челябинск из
бюджета должно быть потрачено 350 млрд руб.; общая
стоимость проектов – 1,5 трлн руб. Представитель
министерства не ответил на вопросы.
Создана проектная компания "Уральская скоростная
магистраль", участниками проекта стали Челябинская
и Свердловская области, а также бизнес – "РВМ
капитал", Русская медная компания, ММК. Частные
инвесторы в предложении для правительства оценили
ВСМ Челябинск – Екатеринбург в 360 млрд руб. и
просили софинансировать половину из федерального
бюджета, рассказывали два человека, участвовавшие
в обсуждении проекта. В марте Минтранс решил, что
заключить соглашение с инвесторами можно, но
предложил еще раз обсудить условия, переговоры
должны завершиться к 30 сентября: правительство
должно решить, строить дорогу сейчас либо
отказаться от инициативы инвесторов.
Инвесторы и власти обоих регионов планируют
заключить концессионное соглашение в 2018 г.,
закончить проектирование к 2020 г., построить ВСМ
к 2024 г., сказано в презентации участников
проекта. Соглашение предусматривает 218 км
двухпутной ВСМ, построить предстоит 209 км путей.
8,5 км уже есть. Вне городов поезда будут
развивать скорость до 300 км/ч, в городах – до 200
км/ч. У поезда ВСМ будут остановки в аэропортах
Баландино (Челябинск) и Кольцово (Екатеринбург).
Вокзалы придется строить не только в аэропортах,
но и между ними – в Сысерти и Снежинске, там будут
останавливаться ускоренные региональные поезда тем
же сообщением, но развивающие до 160 км/ч, знает
региональный чиновник. Чем агломерация больше, тем
производительность труда выше, объясняет директор
по экспертной работы ЦЭИ Максим Фадеев. ВСМ
сократит время в пути, а значит, и транспортные
издержки, усилит миграцию, обеспечит рост и рынку
труда, и рынку товаров и услуг, увеличится
эффективность производства, вырастут инвестиции.
В федеральной повестке систематически поднимается
вопрос формирования сильных точек роста в
противовес Москве и Санкт-Петербургу и проект ВСМ
Челябинск – Екатеринбург соответствует этой
политике, практически объединяя два города в один,
говорит замгубернатора Челябинской области Руслан
Гаттаров. Области получат эффект и от
строительства – до 80% материалов и оборудования
будет произведено на Урале, – и от эксплуатации
ВСМ, уверен замгубернатора.
РЖД оказывают отраслевую и экспертную поддержку
проекту, сообщил представитель компании, участвует
в выборе маршрута и разработке предварительного
технико-экономического обоснования проекта.
В России не было подобных проектов, связь двух
крупных промышленных центров – новый подход, лишь
на практике он сможет доказать эффективность,
говорит старший директор Fitch Ratings Владимир
Редькин. И вокруг Екатеринбурга, и вокруг
Челябинска сформированы агломерации – синергия
может возникнуть, но трудно оценить, насколько
рост, связанный с ВСМ, будет опережать рост,
который был бы без ВСМ, замечает он. Но это
удачный проект, чтобы начать такого рода
эксперименты, и хорошая попытка уйти от
централизации страны вокруг Москвы.
Любые инвестиции в транспортную инфраструктуру
мегаполисов крупных городов вне Москвы полезны,
уверен и аналитик S&P Карен Вартапетов:
региональная инфраструктура крайне
недофинансированна, более половины региональных
бюджетных инвестиций осуществляется в Москве и
Петербурге, что приводит к сверхцентрализации
экономической активности в стране, заключает он.
Инвесторы и власти планируют закончить
проектирование к 2020 г., построить ВСМ к 2024 г.