Отправлено: Head 15:05 16/04/19
"Путин готов изменить маршрут первой в России высокоскоростной железной дороги
Вместо Нижнего Новгорода она может протянуться до его родного Санкт-Петербурга
16 апреля 00:42 Ольга Адамчук, Елизавета Базанова / Ведомости
Президент Владимир Путин поддержал проектирование высокоскоростной железной дороги Москва – Санкт-Петербург. «Согласен», – написал он 10
апреля в ответ на просьбу врио губернатора города Александра Беглова и гендиректора РЖД Олега Белозерова. «Ведомости» ознакомились с копией
документа, подлинность подтвердили два человека, близких к РЖД, и федеральный чиновник.
Проект полностью отвечает требованиям майского указа, поможет развитию Санкт-Петербурга и городской агломерации, убеждали Путина авторы письма.
ВСМ сократит время в пути до двух часов, а пассажиропоток между двумя городами вырастет втрое – с 11 млн до 33 млн человек в год.
Проект ВСМ до Санкт-Петербурга обсуждался много лет. Обоснование инвестиций было готово в 2009 г., сообщают авторы письма Путину. Стоимость
проекта в документе не оценивается, но в 2015 г. РЖД рассчитывала, что стройка обойдется в 984,4 млрд руб. Если предположить, что это была сумма в
ценах II квартала 2015 г., то в I квартале 2019 г. она составит не менее 1,13 трлн руб., стоимость может увеличиться и в результате проектирования,
подсчитал партнер EY Дмитрий Ковалев.
Еще недавно правительство направило президенту доклад, в котором поддержало строительство ВСМ до Нижнего Новгорода стоимостью 621,5 млрд руб.,
из которых по 200 млрд должны предоставить бюджет и РЖД. Дорогу включили в комплексный план развития инфраструктуры, но единства в Белом доме
не было – проект поддерживал курирующий транспорт вице-премьер Максим Акимов, а критиковал первый вице-премьер Антон Силуанов.
«Экономический смысл практически отсутствует – эти инвестиции не отобьются», – говорил он, сомневаясь в корректности оценки будущего
пассажиропотока.
Президент готов сделать выбор в пользу дороги до Петербурга, говорят федеральный чиновник, три участника правительственных совещаний и человек,
близкий к РЖД. Проработка ВСМ до Нижнего Новгорода продолжается, настаивает пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «По всей видимости,
президент не будет делать публичных заявлений, тема ВСМ в Казань и Нижний Новгород просто уйдет с повестки дня», – считает федеральный чиновник.
Направлений высокоскоростного железнодорожного движения много и все потенциально перспективные, говорит представитель Акимова. Представитель
РЖД отказался от комментариев, а Беглова – не ответил на запрос «Ведомостей». Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 г.
предполагает строительство в том числе линии высокоскоростного сообщения Москва – Санкт-Петербург, напомнил представитель «Скоростных
магистралей» («дочка» РЖД).
Аргументы в пользу дороги до Петербурга высказывал министр экономического развития Максим Орешкин в конце прошлого года, сообщив, что его
ведомство ведет такие подсчеты. Железная дорога начинает выигрывать у авиации, когда время в пути на поезде сокращается менее чем до трех часов,
говорил он в феврале в интервью «Ведомостям», снизится нагрузка на перегруженные авиаузлы в Москве и Петербурге, появится возможность вернуть на
базовую ветку Москва – Петербург грузы, вынужденные из-за скоростного движения медленно идти в объезд.
Хотя авторы письма апеллируют к майскому указу Путина, вряд ли удастся завершить стройку ВСМ до Санкт-Петербурга в этот президентский срок,
сомневаются несколько участников правительственных совещаний. Если бы в 2009 г. проект дороги до Петербурга не остановился, то его подготовка
заняла бы 2,5 года и только в середине 2012 г. удалось бы начать строительство, вспоминает участник правительственных совещаний, сейчас по ВСМ в
Санкт-Петербург были бы запущены поезда.
Минтранс и правительство отказались от идеи, поскольку проект оказался нецелесообразным: у проекта был отрицательный NPV (чистая приведенная
стоимость), рассказывает участник правительственных совещаний. ВСМ позволит сэкономить всего около часа в пути по сравнению с «Сапсаном»,
замечает он, да и скорость «Сапсана» можно увеличить, улучшив верхнее строение пути. «Сапсан» может ускориться с максимальных 250 км/ч до 350 км/
ч, если модернизировать существующую магистраль, согласен председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного
транспорта Павел Иванкин, тогда добраться можно будет за 2,5 часа и не потребуется строить новую дорогу. Для перевозки грузов сейчас используется
параллельный савеловский маршрут – расходы грузоотправителей выросли на 25%, но нареканий уже нет, отмечает Иванкин.
«Сюрреализм, необъяснимые действия, пытаться понять бессмысленно», – оценивает возврат к идее ВСМ до Санкт-Петербурга человек, участвовавший в
проработке этого проекта несколько лет назад. На проект ВСМ в Казань уже потрачены колоссальные деньги, напоминает он.
Письмо Путину воспринимается как отказ РЖД от строительства ВСМ в Нижний Новгород, говорит участник проработки проекта. Две дороги не
конкурируют, спорит человек, близкий к «Скоростным магистралям». Прежде проекты не противопоставлялись: РЖД позиционировала проекты и в Казань,
и в Санкт-Петербург как единую ВСМ «Евразия», которая свяжет Китай и Европу. Но возможности бюджета ограничены: на финансирование ВСМ в
комплексном плане развития инфраструктуры предусмотрено всего 200 млрд руб., а без бюджетной поддержки столь амбициозный проект реализовать
невозможно. Получить инвестиции в строительство проекта, который не будет завершен в эти шесть лет, тоже сложно, говорит другой участник
совещаний. Даже один проект – амбициозная задача, а построить две дороги до 2024 г. почти невозможно, рассуждает партнер КПМГ Степан Светанков:
выбор лучше сделать в пользу Петербурга.
В преддверии выборов губернатора все больше ожиданий, что на Санкт-Петербург прольется золотой дождь, говорит вице-президент Российской
ассоциации политических консультантов Петр Быстров. Проект ВСМ, по его словам, безусловно, принесет очки и Беглову, и президенту, но реализовать
его сложно и необходимость новой дороги при наличии «Сапсана» и недорогого авиасообщения сомнительна."
https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/04/16/799199-putin-izmenit
--------------
16 апреля 12:50
Президент России Владимир Путин одобрил начало проектирования высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург,
подтвердил журналистам его пресс-секретарь Дмитрий Песков.
Повышение скорости сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом приведет «к ускорению циркуляции экономической жизни по этим железнодорожным
капиллярам», отметил он. Песков добавил, что по ВСМ Москва – Казань решение еще не принято.
Путин 10 апреля поддержал просьбу врио губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова и гендиректора РЖД Олега Белозерова начать
проектирование высокоскоростной железной дороги до Москвы, сообщали ранее «Ведомости» со ссылкой на источники. ВСМ сократит время в пути до
двух часов, а пассажиропоток между двумя городами вырастет втрое – с 11 млн до 33 млн человек в год, утверждали они в письме к президенту.
Письмо Путину воспринимается как отказ РЖД от строительства ВСМ в Нижний Новгород, говорил участник проработки проекта. Источник, близкий к
«Скоростным магистралям», заявил, что эти дороги не конкурируют. По словам федерального чиновника, ВСМ Москва – Казань уйдет с повестки дня.
В марте премьер Дмитрий Медведев одобрил проект ВСМ до Нижнего Новгорода. Однако президент его не поддержал и склоняется в пользу строительства
платной автотрассы до Казани, сообщали в конце марта РБК и «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. По словам собеседников «Ведомостей», Путин не
сформировал окончательного мнения по этому вопросу и поручил своему помощнику по экономике Андрею Белоусову еще раз оценить проект.
----------------
мда.