Отправлено: Приваловский Алексей 17:51 14/07/14
Халымаҕа айан – это по-якутски, означает «путешествие на Колыму». Только что вернулся с Колымской трассы, которую мы с товарищем более-менее успешно проехали. Приведу тут практические советы исходя из нашего опыта.
Колымский тракт условно круглогодичен. Сообщение прерывается в период ледостава/ледохода и сильных дождей. В остальное же время это весьма неплохая дорога: 10% - асфальт, 90% - грейдер, через Лену и Алдан устроены паромы, через остальные реки мосты. Проехать Колымский тракт можно разными способами:
1. на своей машине. Тут я не советчик.
2. в составе организованного тура. Одна якутская фирма предлагает такую услугу. Цены высокие. Гуглите и обрящете.
3. на маршрутках. Они регулярно ходят по маршрутам Магадан – Усть-Нера и Усть-Нера – Якутск. 8 тыс. р. с носа за каждый из сегментов. Можно дополнительно разбить эти сегменты по Сусуману и Хандыге. Выйдет чуть дороже, но намного интереснее.
4. автостопом. Это только если много времени. Мы под Мяунждей проторчали почти 2-е суток, пытаясь уехать в Усть-Неру. За это время туда прошли штук 5 машин, но все были набиты битком и нас взять не смогли.
Наиболее здраво комбинировать пункты 3 и 4. От Магадана до Сусумана и от Хандыги до Якутска поток машин достаточно большой и тут можно смело автостопить. Между Сусуманом и Хандыгой поток стремится к нулю и тут лучше пользоваться маршруткой. Объявления с телефонами маршруток массово развешаны по всей трассе (кроме Якутска) и найти их не составляет проблемы. Если надо, могу сообщить ряд телефонов.
Когда ехать: конец июня – начало июля хороши белыми ночами. Т.к. маршрутки и машины идут и днём, и ночью, будет возможность посмотреть красоты трассы при свете солнца при любом раскладе.
Опасности: МЕДВЕДИ. Много. Злые. Голодные. Едят людей. Если не едят, то надкусывают. Все местные как один говорят: в этом году их стало очень много – они прикочевали сюда из-за прошлогодних лесных пожаров. Мужик из Ягодного недавно ехал на машине по тракту, остановился у обочины посрать и был съеден. Медведи шастают даже по посёлкам, роются в мусорных баках и разрывают свежие могилы. Мы видели сего зверя прямо на трассе в количестве 4 штук. Поэтому спать надо только в защищённом месте (т.е. не на открытом воздухе). Автостопить тоже крайне желательно в населённых пунктах. Ну или берите с собой ружьё.
Комары: их много, они злые, но «москитол» помогает. В общем, не проблема.
Люди: в целом адекватны, суровы, но отзывчивы. Пьяных даже меньше, чем на «материке».
Прочие опасности: хотя в последние годы трасса была капитально реконструирована, она ещё таит в себе опасности. Печально знаменитые «чёрный» и «жёлтый» прижимы на участке Кюбеме – Хандыга уже ликвидированы, а вот между Усть-Нерой и Делянкиром прижимы ещё есть. В районе Артыка мы ехали в сильный ливень, вода в ручьях быстро поднималась. На одном из ручьёв шла реконструкция моста, и был устроен объезд по временной дамбе. Когда мы въехали на дамбу, она под ударами воды и весом машины стала разрушаться; к счастью мы успели проскочить, а то бы п…ц.
Теперь кратко по населённым и не очень населённым пунктам:
Магадан. Большой город. Гостиницы дорогие. Лучше прямо на автовокзале обратится в агентство по сдаче квартир посуточно – выйдет дешевле. Много точек общепита, цены умеренные (вообще, на удивление, по всей трассе цены в столовых весьма бюджетные – на 300 р. можно сытно наесться). Из посмотреть есть хороший краеведческий музей, «маска скорби», сталинский центр и смотровая над Нагаевской бухтой.
Сокол: аэропорт, гостиница, магазины, столовая. Днём каждые 30 мин. автобус до Магадана.
Палатка: райцентр, магазины, столовые. Тут от Колымского тракта ответвляется ещё более глухая Тенькинская трасса.
Карамкен: посёлок вымер, но используется под дачи. Столовая.
Атка: умирающий посёлок. Столовая.
Поворот на Омсукчан: строится столовая.
Ларюковая (поворот на Сеймча): столовая.
Оротукан: посёлок с 1,5 тыс. жителей чуть в стороне от трассы. Гостиницы нет.
Дебин: мост через Колыму. Больница, где работал В. Шаламов. Магазин. Тут же поворот на Синегорье, где расположена Колымская ГЭС. В Синегорье гостиница.
Ягодное: райцентр, магазины, столовая. Гостиницы нет. Жители сдают квартиры посуточно – ищите объявления на столбах и в местной газете (продаётся в магазинах).
Сусуман: райцентр, аэропорт, магазины, столовая, 2 гостиницы (одна в здании автовокзала, вторая в доме напротив). В магазине «Таёжник» имеется музейная комната с артефактами гулаговских времён. Из Сусумана в Магадан и обратно трижды в неделю ходит автобус (старенький ЛАЗ). Также из Сусумана есть автобус в пгт Холодный (4 раза в день) и Мяунджу (2 раза в день, но только по пн и чт).
Холодный: тысяча жителей, магазины.
Поворот на Мяунджу. Ничего нет, кроме заброшенного поста ГАИ. В самой Мяундже магазины.
Кадыкчан: вымер полностью. В развалинах живут медведи и старатели. Тут ответвляется старая «короткая» дорога на Кюбеме. Эта дорога заброшена, мосты разрушены, транзитного движения нет!
Усть-Хакчан. Вымерший посёлок, но есть столовая.
Делянкир. Метеостанция.
Артык: умирающий посёлок, инфраструктура нами не изучена.
Усть-Нера. Райцентр, аэропорт, гостиница, квартиры посуточно, магазины, музей, мост через Индигирку. Пиво, как и всюду в Якутии, продаётся только с 14.00 до 20.00.
Кюбеме: вымерший посёлок, работает столовая.
Тёплый Ключ: столовая, магазины, квартиры посуточно.
Хандыга: райцентр, столовая, магазины, гостиница.
От Хандыги до Якутска местность достаточно насёленная, много крупных сёл и придорожной инфраструктуры.
Также на трассе имеются многочисленные ответвления к вахтовым посёлкам золотодобытчиков, дорожников и шахтёров. В них, как правило, можно найти ночлег, еду и защиту от диких зверей.
В общем как-то так. Всё с ходу вспомнить не удалось, если надо – спрашивайте.