Сообщение

Разгильдяйство – норма жизни! (ч.1: Словакия пешеходная)

Отправлено: Валерий Тихонов 00:46 27/10/07

По закону положено мне было до конца календарного года взять отпуск продолжительностью 14 календарных дней подряд. Ну я его и взял – с 20 октября, раскатав губу на авиараспродажу с целью полёта в Узбекистан и посещения Хивы, Бухары, Самарканда и Ташкента. Ближе к дате, однако, выяснилось, что из двух предполагаемых компаньонов ни один не то что не согласился поехать, но даже и не удосужился предупредить о своём отказе с хоть какой-нибудь степенью определённости. В итоге я до самого последнего дня промучился вопросом, едем мы-таки в Среднюю Азию или нет, потом плюнул и решил хотя бы в Россию добраться как-нибудь поинтереснее.

Тут подоспела информация от великого магистра Фывы Цукена о том, что он как раз в дни начала моего отпуска собирается возвращаться домой с научной конференции в Румынии. У меня возникла шальная мысль туда заехать: дело в том, что информационная служба «Тиматик» уверенно обещала, что Румыния безвизова для граждан России, имеющих вид на жительство в одной из стран ЕС. Другой великий магистр – Ярослав Блантер – утверждал, что «Тиматик» в эту сторону ошибается редко, т.е. скорее не напишет о безвизовости безвизовой страны, чем напишет о безвизовости визовой. Оно и понятно: сервис предназначен для авиакомпаний, которым в случае чего придётся отправлять пассажира с неправильными документами назад за свой счёт, да ещё и штраф платить. Тем не менее сомнения оставались, ибо «Тиматик» обещал свободный въезд при наличии «документов, подтверждающих факт постоянного проживания», а считается ли таким разрешение на проживание временное (которое и имелось у меня), было неизвестно. И в случае, если румыны бы отказали во въезде, влепив какой-нибудь нехороший штамп, я мог бы поиметь серьёзные проблемы со следующим видом на жительство, подавать прошение о выдаче которого мне придётся уже весьма скоро.

К тому же Фыва, во-первых, собирался ехать из Сучавы в Москву через Львов (точнее, это не он собирался, а подходящий ему поезд так ходил), а поездка из Кракова во Львов через Румынию уж совсем как-то по-идиотски выглядела, во-вторых, у него билет из Сучавы в Черновцы был, а у меня не было, и удастся ли его приобрести, было неясно, ибо, как сам же Фыва справедливо и заметил, «процедура покупки международных билетов в Румынии – это вам не баран чихнул». Ловить же Фыву в Черновцах было рискованно, так как он собирался попытаться выйти в Вадул-Сирете и уехать чем-то оттуда, чтоб не торчать на перестановке колёс на этой славной станции.

В итоге я решил всё-таки ехать в Москву через Тересполь, а туда добираться в ночь автобусами с пересадкой в Люблине. Разумеется, в последний день я в своём разгильдяйском стиле затянул работу над проектом до 18 часов, рюкзак с утра собрать забыл, сувениры родственникам не купил, и стало понятно, что на автобус в 22:10 я уже не успею, а если успею, то что-нибудь важное с собой забуду. Я решил, что отосплюсь эту ночь дома, благо отпуск большой, и день туда или сюда роли не сыграет.

В субботу я проснулся лениво часов в девять, пошёл докупать сувениры, потом долго готовил завтрак… в общем, к тому моменту, когда я приехал на вокзал с огромным тяжёлым рюкзаком, на часах было 13:00. Ничто железнодорожное меня не вдохновляло, зато на автовокзале оказался замечательный для такого лоботряса автобус Гливице – Санок, на который я немедленно купил билет до Кросна.

Замечателен автобус был тем, что позволял куда-то ехать, но ничего не решать. В Кросно же у меня было две опции: либо отловить автобус до КПП «Барвинек» и уйти-таки в Словакию с целью догнать в Сучаве Фыву, либо продолжить свой путь на восток (в Санок или Пшемысль) и там ждать чего-нибудь на Западную Украину.

В Кросно приехали в 17:10, до Санока была куча всего, и ходила эта куча аж до 22 часов с копейками. Однако оказался и автобус Кросно – Барвинек отправлением в 18:25. Я крепко задумался. Во-первых, было неясно, можно ли переходить в Барвинке границу пешком в тёмное время суток, во-вторых, было понятно, что даже если и можно, то в словацкий Вышний Комарник я попаду в такой неурочный час, что делать там будет совершенно нечего. Я пошёл в торговый центр на привокзальной площади, съел какой-то фаст-фуд, что странным образом поспособствовало проявлению авантюризма, тем более что, как выяснилось, автобус до Барвинка шёл не просто в деревню, но и проезжал за неё до самого КПП. Около 19:50 я уже бодро шагал по направлению к будке пограничников по размеченной дорожке с надписью «Движение пешеходов». Персонала на КПП вообще не наблюдалось. Я растерянно постоял у окошка минут пять, пока из здания погранпункта не вышел заметивший меня пограничник и не сказал: «Слушаю вас».

– Можно мне тут границу пешком перейти? – неуверенно спросил я.
– Конечно, можно, - без тени сомнения ответил страж границы. – Документы у вас есть?

Ручаюсь, ни одному пограничнику на рубеже бывшего СССР подобный вопрос в такой ситуации и в голову бы не пришёл. Вообще мне нравится вот эта европейская логика: сначала общий позитив, а потом ограничения (как в ларьке: сначала дают товар, потом деньги забирают) – ясно же, что без документов не положено. Подаю документы, пограничник смотрит на них, идёт к себе в будку, снимает трубку телефонного аппарата и говорит по-словацки:

- Подойди, пожалуйста, тут наш россиянин пришёл… В смысле? Ну, с российским паспортом, но живёт у нас…

Из здания появляется словацкий пограничник, садится в соседнюю будку, следует короткая стандартная беседа о целях поездки, в паспорт ставится два штампа и – здравствуй, Словакия.

По вступлении на землю сопредельного государства выясняется, что одно из опасений сбылось. Вообще-то с автобусом Кросно – Барвинек замечательно согласован автобус Вышний Комарник – Свидник, но вот только доброе АТП из Гуменне гоняет этот последний исключительно по рабочим дням, а была суббота. На остановке в Вышнем Комарнике вообще был нарисован какой-то бред: согласно вывешенному расписанию, до КПП из деревни ходило аж 4 автобуса, зато обратно в Свидник шло только два. Более того, в двух километрах оттуда в Нижнем Комарнике автобусов в Вышний Комарник было уже 6, а в Свидник – по-прежнему два! Допускаю, что остальные автобусы могли приходить откуда-то ещё, но они же должны были туда возвращаться, а другие пункты назначения помимо Комарника и Свидника на остановке отсутствовали напрочь!

Мне в этот момент, впрочем, было не до выяснения, находится ли в Комарнике чёрная дыра, ибо все мысли были заняты предстоящим 19-километровым пешим переходом в этот самый Свидник. Сначала идти было более-менее весело, грустное началось у селения Крайна Поляна: во-первых, я обнаружил там автобус, в который понадеялся впроситься, но обломался, ибо он шёл назад в Польшу (да и иди он вглубь Словакии, ещё не факт, что стоило бы пытаться, ибо полон он был пьяными поляками, закупавшими в придорожном магазине алкоголь и выглядевшими хуже пьяных якутов, из-за которых магистр КТП Александр Фетисов даже от рейсового парохода отказался); во-вторых, хозяева этого самого магазина отнеслись ко мне крайне нелюбезно, заявив, что они уже всё закрывают, а если я буду тут крутиться, то сработает сигнализация, после чего полиция приедет на место максимум через полчаса; в-третьих, давило осознание того, что я прошёл менее половины пути, да ещё и ближайшая деревня (какая-никакая веха) будет только через 5 километров, а не через 2-3, как до этого.

Однако же к половине второго ночи я без особых потерь для организма добрался-таки до центра Свидника (спасибо автору идеи самоходных походов Антону Кротову и вытащившему меня как-то в ярославские леса Илье Алигожину – без опыта пешего перемещения из Ростова в Углич я бы гораздо раньше скис). На центральной площади оказался весьма любопытный памятник, поставленный деятелю украинского движения «будителей» поэту Александру Павловичу (1819-1900), из чего я сделал вывод, что Свидник скорее город лемковский, чем собственно словацкий. Позже на карте Словакии обнаружилось подтверждение этому: в Свиднике сохранилось здание деревянной лемковской церкви, в которой сейчас располагается музей украинского наследия.

Кстати, улица, по которой я в город входил, называется улицей Советских Героев. Тоже повод поразмышлять о разности восприятия истории: у словаков не было своего «17 сентября», враг был один, и с ним всё было понятно, вот и стоят памятники и живут названия – в Польше же улицу Советских Героев в качестве центральной в маленьком городке представить себе невозможно, да и мемориалы поредели… хотя в Щецине вот улица Героев Сталинграда вполне себе существует, но это редкое исключение. Да, кстати, в Свиднике, который, как уже говорилось, находится в 19 километрах от польской границы, карта города на центральной площади продублирована на двух языках – английском и русском, что, безусловно, приятно, хотя не обошлось и без курьёза: под значком, обозначавшим автозаправочную станцию, почему-то было подписано «Насос ГМ»…

Автостанцию Свидника, несмотря на то, что она была правильно указана на карте, я нашёл не без труда: дело в том, что она находилась в стороне от трассы, не была освещена (естественно, автобусов же в третьем часу ночи там не было), зато находилась рядом с попросту залитым светом супермаркетом «Теско». Вообще автостанция поражала своим гигантизмом: там имелось аж 18 перронов, и это в городе с 12 тысячами жителей!

Первый автобус в Кошице ожидался в 5:37 (был еще автобус в 3:40, но он ходил только по понедельникам, а было воскресенье). Я с трудом убил оставшееся время, загрузился в подошедшее транспортное средство и проспал в нём практически до Прешова. После Прешова мы бодренько прошуршали по мощному автобану и въехали в Кошице в 7:37. Нужная мне электричка до станции Чиерна-над-Тисоу ушла в 7:35, и следующей надо было ждать почти три часа.

Кое-как просидев это время на вокзале (рюкзак к прогулкам не располагал), я загрузился в электропоезд и поехал на станцию Словенске Нове Место. Станция эта ещё во время первого визита в Европу в 2000 году запомнилась мне тем, что находилась непосредственно на словацко-венгерской границе, а в центре обслуживаемого ей города имелся пеший переход,, где я и надеялся выяснить, не откажут ли мне венгры в транзите в Румынию, сославшись на отсутствие в моём паспорте румынской визы (они же все румынские тонкости знать не обязаны). Переход я нашёл довольно быстро и на подходе к нему был остановлен словацким пограничником с вопросом: «Куда идёшь?» Я не нашёл ничего лучшего, как задать вопрос: «Do you speak English?», прикинув, что расспросить про все вышеупомянутые транзитно-визовые тонкости я даже на словацком не смогу, а уж на венгерском и подавно. Пограничник, оценив, очевидно, мой славянский акцент, критически посмотрел на меня и произнёс:

– Dávaj pasport!

И правда, чего выпендриваться-то? Подаю документ, словак зовёт своего венгерского коллегу и после короткого совещания с ним выносит вердикт:

– А тебе сюда, друг, нельзя. Тут переход только для граждан Евросоюза. А с таким паспортом надо идти на автомобильный.

«Вот что за идиоты это изобрели?», - подумал я про себя. Почему на пешеходном переходе в центре населённого пункта нельзя пускать всех? Это автомобилиста можно к чёрту на куличики отправить, а пешехода-то за что? Мне осталось только утешиться тем, что дело придумавших сие руководятелей не будет жить вечно, более того, жить ему осталось как раз весьма недолго. В этом месте я (опять же мысленно) злорадно потёр руки и спросил:

– Ну а где этот автопереход?
– А вот переходи железную дорогу, сворачивай налево и иди до конца населенного пункта. Там снова через переезд, дальше там виноградник, и вот за ним слева сам увидишь… В общем, четыре километра туда, четыре обратно…

Что скажу – после 19 километров от Вышнего Комарника до Свидника меня это совершенно не впечатлило. Разве что Словакия мне запомнилась как страна, в которой надо много ходить пешком.


Комментарии:
Разгильдяйство – норма жизни! (ч.1: Словакия пешеходная) - Валерий Тихонов 01:46 27/10/07
     • Хорошо написАл :-)), давай дальше продолжение (-) - DF 15:26 27/10/07
     • Разгильдяйство – норма жизни! (ч.2: Венгрия железнодорожная) - Валерий Тихонов 16:09 27/10/07
     • Разгильдяйство – норма жизни! (ч.3: Румыния северная) - Валерий Тихонов 03:31 28/10/07
          • Интересный отчет. Очень напоминает евросоюзную Грецию, тоже евросоюзную (-) - vidopliassov 11:33 28/10/07
               • В заголовке одно прилагательное должно было быть :-) - vidopliassov 11:35 28/10/07
          • Re: Разгильдяйство – норма жизни! (ч.3: Румыния северная) - Фыва Цукен 12:59 29/10/07
               • Офигеть - Валерий Тихонов 21:32 29/10/07
                    • Re: Офигеть - Фыва Цукен 11:56 30/10/07
     • Разгильдяйство – норма жизни! (ч.4, последняя: СНГ транзитное) - Валерий Тихонов 13:26 28/10/07
          • Re: Разгильдяйство – норма жизни! (ч.4, последняя: СНГ транзитное) - DF 16:15 28/10/07
               • Это смотря где ездить - Валерий Тихонов 18:32 28/10/07
               • А если внутреннего паспорта с собой нет? - Владими 21:48 28/10/07
                    • Нет - значит, нет - Валерий Тихонов 22:52 28/10/07
                         • Re: Нет - значит, нет - DF 23:22 28/10/07
                              • Я, кстати, слышал - Валерий Тихонов 00:44 29/10/07
                                   • Re: И я об этом слышал. (-) - DF 01:03 29/10/07
                         • Иногда полезно возить и внутренний (+) - vidopliassov 23:55 28/10/07
                              • А у них есть такие полномочия?! - Валерий Тихонов 00:51 29/10/07
                                   • Re: А у них есть такие полномочия?! - vidopliassov 01:04 29/10/07
                         • Что такое "ВНЖ"?(-) - Владими 09:03 29/10/07
                              • Re: Вид на жительство (-) - DF 09:34 29/10/07
          • Надо было ехать в Атаки, - Приднестровец 18:13 29/10/07
     • Спасибо, я с удовольствием прочитал (-) - Yaroslav Blanter 14:31 29/10/07
     • Спасибо, прочитал с удовольствием - сПутник 09:23 31/10/07
          • Это румынская провинция Молдова (-) - Yaroslav Blanter 09:44 31/10/07
               • Понятно, хотя одинаковость путает (0) - сПутник 11:31 31/10/07
                    • Заметь, Сева - Валерий Тихонов 16:26 31/10/07
                         • Да это понятно - сПутник 16:37 31/10/07
                              • Re: Да это понятно - Валерий Тихонов 18:09 31/10/07
                                   • Re: - Владими 20:11 31/10/07
                                        • кстати - Фыва Цукен 20:19 31/10/07
                                        • А вот на вокзале Окницы - Валерий Тихонов 21:20 31/10/07
                                             • Re: :-))) (-) - Владими 21:29 31/10/07
                                             • на вокзале окницы - Фыва Цукен 21:32 31/10/07
                                                  • вот это расписание ЧФМ ? - Приднестровец 21:58 31/10/07
                                                       • нет - Фыва Цукен 22:08 31/10/07
                                                            • вагон в Стамбул умер навсегда, там не было написано где-нибудь? (-) - Naure 22:11 31/10/07
                                                                 • нет, про него я ничего не заметил - Фыва Цукен 22:16 31/10/07
                                                                      • Из Румынии ходит - Валерий Тихонов 22:33 31/10/07
                                                                           • там самолетов хватает - Приднестровец 22:45 31/10/07
                                                                                • вот-вот (0) - Валерий Тихонов 15:08 01/11/07
                                   • Re: Да это понятно - сПутник 09:45 01/11/07
                                        • Re: Да это понятно - Фыва Цукен 09:54 01/11/07
                         • Re: Заметь, Сева - Фыва Цукен 18:14 31/10/07


вернуться к дереву/списку сообщений


Ответ:

[Вход для зарегистрированных пользователей]
Имя: *
Email:
Тема: *
Сообщение
*
   
Присылать ответы по email: