Отправлено: Валерий Тихонов 13:26 28/10/07
На молдавском КПП, который тоже назывался «Скулены», была стандартная для экс-советских границ процедура с требованием показа внутреннего паспорта и вопросом о дате и месте последнего выезда из России. Я при таких вопросах всегда теряюсь, если последний выезд был в Польшу через Белоруссию: «Брест» ответить нельзя, ибо он не в России, а «Смоленск» нельзя, потому что там нет КПП. Пограничница, впрочем, поняла моё замешательство по-своему и сказала, что если мне проще вести беседу на русском, то нет проблем. Ладно, на русском я такие вещи кое-как объяснил, паспорт забрали и вскоре принесли уже проштампованным. Гляжу – ну анекдот прямо: у меня на первой странице была отметка молдавского КПП «Кагул», которая настолько выцвела, что стала уже совершенно неразличимой. Я всё думал, что кто-то когда-нибудь влепит-таки свой штампик прямо на неё, и вот надо ж было случиться такому, что этим кем-то оказались те же молдаване на той же самой молдавско-румынской границе, которую я не пересекал с 2004 года!
Со скоростью где-то под 80 км/ч понеслись по трассе Скулены – Фалешты. По такой трассе так ехать – это уметь надо, я тут говорил, что в Венгрии к румынской границе ехал по раздолбанной дороге, так вот, по сравнению с тем, что было здесь, там был просто автобан. В Фалештах у всех пособирали выданные в Яссах билеты и заменили их на другие, из которых следовало, что пассажиры нашего микроавтобуса ехали, оказывается, по внутримолдавскому маршруту Фалешты – Бельцы и заплатили за это 22 молдавских лея, в то время как реально билет стоил 18 румынских, то есть дороже где-то в пять раз. Эта мелкая махинация меня ещё не очень удивила, а вот зачем водитель в Бельцах на въезде в центр города снял маршрутный указатель и спрятал его под сиденье, а при выезде из центра водворил на место, я так и не понял.
На автостанции обнаружилось, что мне в который раз «повезло» с согласованием транспортных средств: мы там были в 17:05, а в 17:00 ушёл автобус на Киев. Ладно, обошёл квартал в поисках места, где можно было поменять румынские леи на молдавские по более-менее приличному курсу, купил билет на маршрутку в Атаки, думая, что там как-нибудь переберусь в украинский Могилёв-Подольский. Через два часа добрались до некоего села, и из расспросов пассажиров выяснилось, что это Окница. Я подумал: а не выйти ли мне здесь? В Атаках ещё неизвестно, ходит ли что-нибудь на Украину, а если нет, то есть ли пеший переход и можно ли через него ночью, а тут всё-таки железнодорожная станция. На всякий случай спросил у местных, когда будет ближайший поезд в сторону Украины, на что мне уверенно ответили, что в десять вечера. Я посмотрел на часы – было восемь, решил, что пару часов подождать не проблема. Меня провели через базар к вокзалу и на прощание бодро заверили:
– Вот сейчас отсюда и будет поезд Кишинёв – Москва. Правда, в Москву на нём не ездят, потому что он долго идёт, через Луганск…
У меня появились нехорошие подозрения, что товарищ, порекомендовавший мне поезд в десять вечера, вообще слабо представляет себе, что и куда по этой железной дороге ездит, и никакого поезда в обещанное им время не окажется. Так оно и вышло: ближайший поезд вообще куда бы то ни было уходил в 2:22, и хорошо ещё, что это был поезд в Петербург.
Что делать, купил билет до Казатина. Потом подумал, что молдавские леи лучше потратить здесь (ибо обменять их потом по приличному курсу будет затруднительно) и попросил ещё билет Казатин – Киев. Кассирша огорошила меня заявлением, что на этот отрезок она мне может продать билет только в молдавский поезд (то есть шедший через час следом Кишинёв – Москва), а в него есть только купейные места. Я так и не понял, действительно ли молдавский «Экспресс» категорически не дружит с украинскими вычислительными центрами, или же кассирша просто не умеет брать места оттуда. Как бы то ни было, ночью я решил не спорить. Взял билет, вышел погулять на привокзальную площадь. Вдруг из кустов как выскочит, как выпрыгнет доблестный молдавский мент, пардон, полицейский, и давай меня тормозить и задавать нудные вопросы: куда еду, почему здесь оказался, почему не сижу в зале ожидания (интересно, он сам когда-нибудь пробовал шесть часов на одном месте сидеть?), а завершилось всё это совершенно удивительной в устах стража порядка фразой:
– Надеюсь, что вы мне лишних вопросов задавать не будете?
Да, до такого даже московская милиция ещё не дошла, по-моему. Наверное, под «лишними» вопросами мент понимал вопросы о том, как его имя и звание и почему он мной заинтересовался, на которые вообще-то он должен пролить свет и без моего напоминания. Я благоразумно решил с ним не связываться, благо против моих прогулок вокруг вокзала он не возражал, а идти куда-либо ещё я и сам не очень хотел.
Наконец появился поезд. Подхожу к вагону – проводника нет. Жду пять минут, десять… наконец плюю на это, прохожу по страшному, как водится на CFM, вагону на своё место, забираюсь на верхнюю полку и пытаюсь уснуть: ехать-то всего 8 часов, да и таможни ещё среди ночи. Вот в этот момент появляется проводник и, не здороваясь, начинает высказывать претензии:
– Так, а чего это ты тут припёрся, разлёгся, а мне билет не показал, чего, самый умный, что ли? Я тут для чего вообще, по-твоему?
Тут я уж выразил своё скромное мнение, что по-моему, он тут для того, чтобы поддерживать чистоту и порядок в вагоне, а также для выполнения других должностных обязанностей, которыми он совершенно напрасно пренебрегает, а вовсе не для того, чтоб хамить пассажирам, которые с честно купленным билетом едут у него в поезде. Реакция проводника была тоже нетривиальная: услышав мои филиппики, он вызвал транспортную полицию (благо стоянка в Окнице была большая) и попросил проверить у меня паспорт! Полиция пришла, ничего предосудительного не нашла и молча удалилась.
В общем, я после этого не удивляюсь тому, что Молдавия является как мировым лидером по доле работающих граждан, живущих за чертой бедности, так и по доле граждан, проявляющих свою экономическую активность за пределами страны. Чего ещё ждать от государства, где служащий государственного предприятия в ответ на просьбу выполнять свою работу зовёт ментов, органы правопорядка советуют не задавать им лишних вопросов, а президент рекомендует непонятливым, по его мнению, инвесторам идти «на хрен с пляжа»…
К счастью, вскоре всё это осталось за Днестром, а у меня была ещё пересадка в Казатине на жмеринскую электричку, обед в киевских «дровах» и замечательный чистый и быстрый 22-й поезд с попутчиками – закарпатскими румынами. Две таможни – украинская и российская, констатация сквозь сон факта, что теперь штампы в загранпаспорт лепят в Брянске и гражданам России, и прибытие точно по расписанию под дебаркадер Киевского вокзала. Ну, вот и Москва!..