Сообщение

Разгильдяйство – норма жизни! (ч.3: Румыния северная)

Отправлено: Валерий Тихонов 03:31 28/10/07

Достав на всякий случай бумажку с распечаткой инфы из «Тиматика», иду на пост спрашивать, можно ли мне с моими документами в Румынию без визы. Румыны уходят к себе в будку, что-то там проверяют в компьютере и выносят вердикт: да, можно. Получаю в паспорт традиционные два штампа и оказываюсь в пограничной деревне с замечательным названием Петя. Я, конечно, не удержался от того, чтобы отправить SMS своему приятелю – тёзке данной деревни с приветом оттуда. Также мне пришла в голову мысль, что было бы забавно организовать автобусный маршрут из этой деревни до станции Серёжа, табличка Серёжа – Петя на морде буса смотрелась бы хорошо.

Однако шутки шутками, а вот обычного для таких местностей обменника в Пете не наблюдалось. Зато в изобилии имелись ларьки, предлагающие автострахование. Подошёл в один из них, спросил, можно ли где-то валюту поменять поблизости. Девушка в окошке предложила эту проблему решить, поменял остатки форинтов на леи, и вперёд..

В одном из весьма неплохих отчетов о путешествиях я читал, что главное в Румынии – забыть, что ты находишься в Евросоюзе, и настроиться на проезд через бывшую советскую республику, тогда всё будет в порядке. Действительно, автобусные остановки без расписания, а порой и без табличек, их обозначающих, совершенно непредставимые в той же Венгрии, для Румынии обычное дело. Например, пока я занимался поиском такой таблички в Пете, мимо меня гордо проехал вынырнувший невесть откуда автобус в Сату-Маре, куда я как раз и собирался.

Я как-то загрустил после этого, прикинув, что автобус в таких местах явление не частое, и теперь придётся идти в Сату-Маре пешком. Нет, конечно, 7 километров – это было даже меньше, чем хождение до перехода и обратно на словацко-венгерской границе, не говоря уж о марш-броске из Вышнего Комарника, но упускать возможность уехать было жаль.

Делать нечего, пошёл дальше и через километр пришёл в деревню Дорольц. Там автобусная остановка была, по крайней мере, ясно обозначена табличкой (на которой, впрочем, кроме слов «автобусная остановка» ничего не было). Но не успел я до неё дойти, как меня остановили два младшеклассника цыганской внешности с характерными школьными рюкзачками и мешками для сменной обуви.

– Чао! – сказал один из них тоном, каким здоровается главарь местной шпаны со случайным прохожим в костюме и галстуке, оказавшимся ночью в его районе. И, не дожидаясь моего ответа на приветствие, продолжил: «Дай евро!».

Я сделал вид, что с румынским языком не знаком даже отчасти, тогда просьба была повторена по-венгерски. У каждого свои стимулы учить иностранные языки.

Не получив желаемого, детки начали подбирать с обочины куски мелкого гравия и увлеченно кидать в меня. Это уже было похоже не на советскую республику, а на какую-то Латинскую Америку, в одном из репортажей про которую автор рекомендовал больше всего опасаться банд восьмилетних грабителей, потому что вы один, а их много, и получить ножом в бок можно от каждого. Сначала я пытался не обращать внимания на столь вызывающее поведение, но когда один из камней попал мне в голову, я понял, что так это оставлять нельзя. Следующий снаряд был пойман в воздухе (даром что ли я в футбол играю в основном в воротах) и отправлен обратно. В этот момент на «перестрелку» обратили внимание представители пограничной полиции, осуществлявшие выборочный контроль машин на трассе. Они крикнули детишкам что-то такое, что те сочли за благо от меня отвязаться и отправиться за поисками подаяния на ближайшую бензоколонку. Через минуту я с нескрываемым удовольствием наблюдал за тем, как они убегали оттуда без оглядки, а вслед им с грозным лаем неслась большая чёрная собака.

В этот момент ко мне подошёл ещё один местный школьник – паренёк лет примерно тринадцати, видевший издали всё происходившее безобразие. Поздоровался, спросил, куда я еду. Я ответил, что в Сату-Маре, и в свою очередь задал вопрос, будет ли чего тут в ближайшее время в этом направлении.

– Конечно, – с энтузиазмом ответил он. – Вот видите эту дорогу? (С юга к трассе действительно примыкала какая-то дорога местного значения.) Там в пяти километрах деревня Дара, вот оттуда как раз в Сату-Маре автобус будет минут через десять. Кстати, а билет у вас есть?
– Нет, – честно признался я, – да и откуда, я ж только что из Венгрии пришёл.
– Так это проблема, – огорчился за меня мальчик. – Это же городской автобус, в нём водитель билеты не продаёт, да и здесь купить их негде...
– А почём тут билеты? – на всякий случай уточнил я.
– Три пятьдесят, – уверенно ответил мой юный собеседник и, улыбнувшись, добавил: – Знаете, что? А вы, как только автобус придёт, войдите в первую дверь и объясните всё водителю. Он что-нибудь придумает…

Не знаю, ставил ли целью этот мальчишка исправить впечатление, сложившееся у меня от первой встречи с жителями его деревни, но удалось это ему в полной мере. Я последовал его совету, водитель, в свою очередь, порекомендовал обратиться к пассажирам, у которых я на ближайшей остановке и купил «лишний» билетик.

На случай, если кто-то вдруг захочет пройти по моему пути в обратном направлении, скажу, что от вокзала следует идти по проспекту Траяна и улице Михая Храброго к площади Мира, где ловить автобус 5-го маршрута. Этот маршрут делится на два подвида: 5-I, идущий непосредственно до деревни Петя, и 5-II, сворачивающий в Дорольце на Дару (на электронных маршрутных табличках их легко принять за 51 и 511).

Я же, вылезши из автобуса на этой самой площади Мира, снял деньги с карточки, пообедал жареными каштанами и молодой варёной кукурузой (до этого я в Румынии больше встречался с кукурузой, жаренной на решётке, суховатой и невкусной, так что это было приятным исключением), немного побродил по довольно симпатичному центру и отправился на вокзал. Там был обнаружен поезд на Байя-Маре, в который я и загрузился. Первым впечатлением от пункта назначения и по совместительству центра уезда Марамуреш был цыганский табор, разместившийся в фанерных домиках на городской свалке. Да уж, Евросоюз…

В Байя-Маре железнодорожный вокзал ничем особенным в плане дальнейшего продвижения меня не порадовал, зато на расположенном рядом автовокзале имелся автобус в Клуж-Напоку. Я решил, что это удача, Клуж-Напока - город крупный, да и ночные поезда там наверняка есть. В общем, ехали мы туда где-то часа три с половиной, на железнодорожный вокзал прибыли в 21:38, и тут оказалось, что устраивавший меня вполне поезд Тимишоара - Сучава - Яссы отправляется в 21:39. Я ещё успел увидеть, как он уезжает.

К счастью, поезд был не последний, однако следующего надо было ждать четыре часа, а камера хранения на вокзале отсутствовала, и это при том, что в Клуж-Напоке 318 тысяч населения, а сам город является центром одного из территориальных подразделений Румынских железных дорог! Это всё равно как в России не было бы камеры хранения в Ярославле, скажем.

В общем, я решил, что самое время поискать какое-нибудь заведение общественного питания. Через некоторое время относительно недалеко от вокзала мною была обнаружена совершенно замечательная пиццерия, где я заказал большую тарелку спагетти и десерт из мороженого, который можно было неторопливо съесть. Время, таким образом, пролетело незаметно, и вскоре я уже предпринимал попытки уснуть в кресле ясского поезда. Получалось так себе, ибо кто-то мудрый решил на полную мощность включить отопление, и это при том, что при открытой форточке в движении можно было чувствовать себя вполне комфортно. В результате приходилось каждые два часа просыпаться и выходить подышать к окну в коридоре, но до Ясс я всё же доехал более-менее живым.

Город не произвёл на меня абсолютно никакого впечатления – может быть, потому, что моросил мерзкий дождь, которого хватило, чтобы улицы развезло до состояния, вызывавшего в памяти пушкинские строки «лишь на ходулях пешеход по улице дерзает вброд»; может быть, потому, что хоть какое-то подобие исторического центра города оказалось столь хорошо спрятано, что мне его так и не удалось найти за рядами бетонных коробок, а от столицы Молдовы я ожидал большего. Культурная программа была достаточно быстро свёрнута, и я решил заняться делом – попробовать найти банк, который принял бы к обмену имевшиеся у меня с собой 73000 неденоминированных лей. Банк нашёлся довольно быстро прямо на привокзальной площади, где я, наконец, избавился от лежавших у меня с 2005 года банкнот со множеством нулей и лёгких, но объёмных монет старого образца. После этого я решил попробовать пройти ту самую процедуру покупки международных билетов, надеясь, что моих познаний в румынском для этого всё-таки хватит. Процедура, однако, закончилась не начавшись: мне объяснили, что купить билеты на поезд в Унгены на главном вокзале невозможно вообще, а если уж мне так туда хочется, то надо ехать на трамвае на станцию Николина и покупать билет там! Это при том, что отправляется поезд именно с главного вокзала, а в Николине у него только таможенно-пограничный контроль! Я даже не знаю, какое сравнение подобрать для этого кретинского порядка, отбивающего у CFR потенциальных пассажиров... Ну вот представьте, что приходите вы на Казанский вокзал Москвы с целью купить билет на концептуальный электропоезд «Спутник» в Раменское, а вам и говорят: «Так как он такой концептуальный, то мы на него билеты не продаём, поезжайте-ка вы на последнюю его остановку в пределах Москвы - в Выхино, вот там и берите билет, а сесть можете и здесь, так и быть». Правда, нужно отметить, что дама в окошке справочного бюро была крайне вежлива, выразила сожаление по поводу того, что не может помочь мне с приобретением билетов и подробно объяснила, как добраться до Николины.

Я вышел на привокзальную площадь и, с трудом продравшись сквозь ряды припаркованных машин (среди которых меня порадовал светло-синий автобус размером с ПАЗик, который его не лишённый юмора хозяин обозвал «Голубой стрелой» – вообще-то это «торговая марка» румынских скоростных поездов), выбрался на трамвайную остановку. На остановке, вполне в румынском духе, отсутствовал даже трафарет с номерами ходящих там маршрутов, не говоря уже о расписании или хотя бы интервалах движения (зато у самих трамваев были… госномера!). Нужной мне «двойки» довольно долго не было, зато мимо неожиданно проехал автобус с табличкой «Яссы – Кишинёв». Я заинтересовался, прошёл квартал по направлению его движения и обнаружил указатель на автовокзал. Поскольку никаких признаков автовокзала в направлении, в котором посылал указатель, не наблюдалось, рискну предположить, что он стоял в прежние времена на том месте, на котором сейчас расположен супермаркет «Билла» – во всяком случае, автобусы и маршрутки в Молдавию и Турцию в массе своей кучковались на паркинге возле оного.

Я подошёл к водителю маршрутки Яссы – Бельцы, выяснил, что свободных мест у него полно и время до отправления ещё есть, сходил в супермаркет за местным кефиром и в камеру хранения за рюкзаком, после чего мы и отправились в путь. На КПП «Скулены» и без того небольшое количество пассажиров уменьшилось – с шести до пяти – за счёт некоторого товарища, который пребывал в Румынии с просроченным на полгода видом на жительство, и вдруг оказался вынужденным ехать в Молдавию из-за каких-то проблем с паспортом. После короткого разбирательства товарища высадили, и дошла очередь до остальных пассажиров. Взяв мои документы, румынский пограничник с удивлением произнёс: «Польша?!» и начал листать паспорт в поисках въездного штампа. Обнаружив на оном название КПП «Петя», пограничник удивился ещё сильнее, но ничего спрашивать не стал. Вскоре проштампованные паспорта вернули пассажирам, и наша маршрутка пересекла пограничную реку Прут.


Комментарии:
Разгильдяйство – норма жизни! (ч.1: Словакия пешеходная) - Валерий Тихонов 01:46 27/10/07
     • Хорошо написАл :-)), давай дальше продолжение (-) - DF 15:26 27/10/07
     • Разгильдяйство – норма жизни! (ч.2: Венгрия железнодорожная) - Валерий Тихонов 16:09 27/10/07
     • Разгильдяйство – норма жизни! (ч.3: Румыния северная) - Валерий Тихонов 03:31 28/10/07
          • Интересный отчет. Очень напоминает евросоюзную Грецию, тоже евросоюзную (-) - vidopliassov 11:33 28/10/07
               • В заголовке одно прилагательное должно было быть :-) - vidopliassov 11:35 28/10/07
          • Re: Разгильдяйство – норма жизни! (ч.3: Румыния северная) - Фыва Цукен 12:59 29/10/07
               • Офигеть - Валерий Тихонов 21:32 29/10/07
                    • Re: Офигеть - Фыва Цукен 11:56 30/10/07
     • Разгильдяйство – норма жизни! (ч.4, последняя: СНГ транзитное) - Валерий Тихонов 13:26 28/10/07
          • Re: Разгильдяйство – норма жизни! (ч.4, последняя: СНГ транзитное) - DF 16:15 28/10/07
               • Это смотря где ездить - Валерий Тихонов 18:32 28/10/07
               • А если внутреннего паспорта с собой нет? - Владими 21:48 28/10/07
                    • Нет - значит, нет - Валерий Тихонов 22:52 28/10/07
                         • Re: Нет - значит, нет - DF 23:22 28/10/07
                              • Я, кстати, слышал - Валерий Тихонов 00:44 29/10/07
                                   • Re: И я об этом слышал. (-) - DF 01:03 29/10/07
                         • Иногда полезно возить и внутренний (+) - vidopliassov 23:55 28/10/07
                              • А у них есть такие полномочия?! - Валерий Тихонов 00:51 29/10/07
                                   • Re: А у них есть такие полномочия?! - vidopliassov 01:04 29/10/07
                         • Что такое "ВНЖ"?(-) - Владими 09:03 29/10/07
                              • Re: Вид на жительство (-) - DF 09:34 29/10/07
          • Надо было ехать в Атаки, - Приднестровец 18:13 29/10/07
     • Спасибо, я с удовольствием прочитал (-) - Yaroslav Blanter 14:31 29/10/07
     • Спасибо, прочитал с удовольствием - сПутник 09:23 31/10/07
          • Это румынская провинция Молдова (-) - Yaroslav Blanter 09:44 31/10/07
               • Понятно, хотя одинаковость путает (0) - сПутник 11:31 31/10/07
                    • Заметь, Сева - Валерий Тихонов 16:26 31/10/07
                         • Да это понятно - сПутник 16:37 31/10/07
                              • Re: Да это понятно - Валерий Тихонов 18:09 31/10/07
                                   • Re: - Владими 20:11 31/10/07
                                        • кстати - Фыва Цукен 20:19 31/10/07
                                        • А вот на вокзале Окницы - Валерий Тихонов 21:20 31/10/07
                                             • Re: :-))) (-) - Владими 21:29 31/10/07
                                             • на вокзале окницы - Фыва Цукен 21:32 31/10/07
                                                  • вот это расписание ЧФМ ? - Приднестровец 21:58 31/10/07
                                                       • нет - Фыва Цукен 22:08 31/10/07
                                                            • вагон в Стамбул умер навсегда, там не было написано где-нибудь? (-) - Naure 22:11 31/10/07
                                                                 • нет, про него я ничего не заметил - Фыва Цукен 22:16 31/10/07
                                                                      • Из Румынии ходит - Валерий Тихонов 22:33 31/10/07
                                                                           • там самолетов хватает - Приднестровец 22:45 31/10/07
                                                                                • вот-вот (0) - Валерий Тихонов 15:08 01/11/07
                                   • Re: Да это понятно - сПутник 09:45 01/11/07
                                        • Re: Да это понятно - Фыва Цукен 09:54 01/11/07
                         • Re: Заметь, Сева - Фыва Цукен 18:14 31/10/07


вернуться к дереву/списку сообщений


Ответ:

[Вход для зарегистрированных пользователей]
Имя: *
Email:
Тема: *
Сообщение
*
   
Присылать ответы по email: