Отправлено: Валерий Тихонов 03:31 28/10/07
Достав на всякий случай бумажку с распечаткой инфы из «Тиматика», иду на пост спрашивать, можно ли мне с моими документами в Румынию без визы. Румыны уходят к себе в будку, что-то там проверяют в компьютере и выносят вердикт: да, можно. Получаю в паспорт традиционные два штампа и оказываюсь в пограничной деревне с замечательным названием Петя. Я, конечно, не удержался от того, чтобы отправить SMS своему приятелю – тёзке данной деревни с приветом оттуда. Также мне пришла в голову мысль, что было бы забавно организовать автобусный маршрут из этой деревни до станции Серёжа, табличка Серёжа – Петя на морде буса смотрелась бы хорошо.
Однако шутки шутками, а вот обычного для таких местностей обменника в Пете не наблюдалось. Зато в изобилии имелись ларьки, предлагающие автострахование. Подошёл в один из них, спросил, можно ли где-то валюту поменять поблизости. Девушка в окошке предложила эту проблему решить, поменял остатки форинтов на леи, и вперёд..
В одном из весьма неплохих отчетов о путешествиях я читал, что главное в Румынии – забыть, что ты находишься в Евросоюзе, и настроиться на проезд через бывшую советскую республику, тогда всё будет в порядке. Действительно, автобусные остановки без расписания, а порой и без табличек, их обозначающих, совершенно непредставимые в той же Венгрии, для Румынии обычное дело. Например, пока я занимался поиском такой таблички в Пете, мимо меня гордо проехал вынырнувший невесть откуда автобус в Сату-Маре, куда я как раз и собирался.
Я как-то загрустил после этого, прикинув, что автобус в таких местах явление не частое, и теперь придётся идти в Сату-Маре пешком. Нет, конечно, 7 километров – это было даже меньше, чем хождение до перехода и обратно на словацко-венгерской границе, не говоря уж о марш-броске из Вышнего Комарника, но упускать возможность уехать было жаль.
Делать нечего, пошёл дальше и через километр пришёл в деревню Дорольц. Там автобусная остановка была, по крайней мере, ясно обозначена табличкой (на которой, впрочем, кроме слов «автобусная остановка» ничего не было). Но не успел я до неё дойти, как меня остановили два младшеклассника цыганской внешности с характерными школьными рюкзачками и мешками для сменной обуви.
– Чао! – сказал один из них тоном, каким здоровается главарь местной шпаны со случайным прохожим в костюме и галстуке, оказавшимся ночью в его районе. И, не дожидаясь моего ответа на приветствие, продолжил: «Дай евро!».
Я сделал вид, что с румынским языком не знаком даже отчасти, тогда просьба была повторена по-венгерски. У каждого свои стимулы учить иностранные языки.
Не получив желаемого, детки начали подбирать с обочины куски мелкого гравия и увлеченно кидать в меня. Это уже было похоже не на советскую республику, а на какую-то Латинскую Америку, в одном из репортажей про которую автор рекомендовал больше всего опасаться банд восьмилетних грабителей, потому что вы один, а их много, и получить ножом в бок можно от каждого. Сначала я пытался не обращать внимания на столь вызывающее поведение, но когда один из камней попал мне в голову, я понял, что так это оставлять нельзя. Следующий снаряд был пойман в воздухе (даром что ли я в футбол играю в основном в воротах) и отправлен обратно. В этот момент на «перестрелку» обратили внимание представители пограничной полиции, осуществлявшие выборочный контроль машин на трассе. Они крикнули детишкам что-то такое, что те сочли за благо от меня отвязаться и отправиться за поисками подаяния на ближайшую бензоколонку. Через минуту я с нескрываемым удовольствием наблюдал за тем, как они убегали оттуда без оглядки, а вслед им с грозным лаем неслась большая чёрная собака.
В этот момент ко мне подошёл ещё один местный школьник – паренёк лет примерно тринадцати, видевший издали всё происходившее безобразие. Поздоровался, спросил, куда я еду. Я ответил, что в Сату-Маре, и в свою очередь задал вопрос, будет ли чего тут в ближайшее время в этом направлении.
– Конечно, – с энтузиазмом ответил он. – Вот видите эту дорогу? (С юга к трассе действительно примыкала какая-то дорога местного значения.) Там в пяти километрах деревня Дара, вот оттуда как раз в Сату-Маре автобус будет минут через десять. Кстати, а билет у вас есть?
– Нет, – честно признался я, – да и откуда, я ж только что из Венгрии пришёл.
– Так это проблема, – огорчился за меня мальчик. – Это же городской автобус, в нём водитель билеты не продаёт, да и здесь купить их негде...
– А почём тут билеты? – на всякий случай уточнил я.
– Три пятьдесят, – уверенно ответил мой юный собеседник и, улыбнувшись, добавил: – Знаете, что? А вы, как только автобус придёт, войдите в первую дверь и объясните всё водителю. Он что-нибудь придумает…
Не знаю, ставил ли целью этот мальчишка исправить впечатление, сложившееся у меня от первой встречи с жителями его деревни, но удалось это ему в полной мере. Я последовал его совету, водитель, в свою очередь, порекомендовал обратиться к пассажирам, у которых я на ближайшей остановке и купил «лишний» билетик.
На случай, если кто-то вдруг захочет пройти по моему пути в обратном направлении, скажу, что от вокзала следует идти по проспекту Траяна и улице Михая Храброго к площади Мира, где ловить автобус 5-го маршрута. Этот маршрут делится на два подвида: 5-I, идущий непосредственно до деревни Петя, и 5-II, сворачивающий в Дорольце на Дару (на электронных маршрутных табличках их легко принять за 51 и 511).
Я же, вылезши из автобуса на этой самой площади Мира, снял деньги с карточки, пообедал жареными каштанами и молодой варёной кукурузой (до этого я в Румынии больше встречался с кукурузой, жаренной на решётке, суховатой и невкусной, так что это было приятным исключением), немного побродил по довольно симпатичному центру и отправился на вокзал. Там был обнаружен поезд на Байя-Маре, в который я и загрузился. Первым впечатлением от пункта назначения и по совместительству центра уезда Марамуреш был цыганский табор, разместившийся в фанерных домиках на городской свалке. Да уж, Евросоюз…
В Байя-Маре железнодорожный вокзал ничем особенным в плане дальнейшего продвижения меня не порадовал, зато на расположенном рядом автовокзале имелся автобус в Клуж-Напоку. Я решил, что это удача, Клуж-Напока - город крупный, да и ночные поезда там наверняка есть. В общем, ехали мы туда где-то часа три с половиной, на железнодорожный вокзал прибыли в 21:38, и тут оказалось, что устраивавший меня вполне поезд Тимишоара - Сучава - Яссы отправляется в 21:39. Я ещё успел увидеть, как он уезжает.
К счастью, поезд был не последний, однако следующего надо было ждать четыре часа, а камера хранения на вокзале отсутствовала, и это при том, что в Клуж-Напоке 318 тысяч населения, а сам город является центром одного из территориальных подразделений Румынских железных дорог! Это всё равно как в России не было бы камеры хранения в Ярославле, скажем.
В общем, я решил, что самое время поискать какое-нибудь заведение общественного питания. Через некоторое время относительно недалеко от вокзала мною была обнаружена совершенно замечательная пиццерия, где я заказал большую тарелку спагетти и десерт из мороженого, который можно было неторопливо съесть. Время, таким образом, пролетело незаметно, и вскоре я уже предпринимал попытки уснуть в кресле ясского поезда. Получалось так себе, ибо кто-то мудрый решил на полную мощность включить отопление, и это при том, что при открытой форточке в движении можно было чувствовать себя вполне комфортно. В результате приходилось каждые два часа просыпаться и выходить подышать к окну в коридоре, но до Ясс я всё же доехал более-менее живым.
Город не произвёл на меня абсолютно никакого впечатления – может быть, потому, что моросил мерзкий дождь, которого хватило, чтобы улицы развезло до состояния, вызывавшего в памяти пушкинские строки «лишь на ходулях пешеход по улице дерзает вброд»; может быть, потому, что хоть какое-то подобие исторического центра города оказалось столь хорошо спрятано, что мне его так и не удалось найти за рядами бетонных коробок, а от столицы Молдовы я ожидал большего. Культурная программа была достаточно быстро свёрнута, и я решил заняться делом – попробовать найти банк, который принял бы к обмену имевшиеся у меня с собой 73000 неденоминированных лей. Банк нашёлся довольно быстро прямо на привокзальной площади, где я, наконец, избавился от лежавших у меня с 2005 года банкнот со множеством нулей и лёгких, но объёмных монет старого образца. После этого я решил попробовать пройти ту самую процедуру покупки международных билетов, надеясь, что моих познаний в румынском для этого всё-таки хватит. Процедура, однако, закончилась не начавшись: мне объяснили, что купить билеты на поезд в Унгены на главном вокзале невозможно вообще, а если уж мне так туда хочется, то надо ехать на трамвае на станцию Николина и покупать билет там! Это при том, что отправляется поезд именно с главного вокзала, а в Николине у него только таможенно-пограничный контроль! Я даже не знаю, какое сравнение подобрать для этого кретинского порядка, отбивающего у CFR потенциальных пассажиров... Ну вот представьте, что приходите вы на Казанский вокзал Москвы с целью купить билет на концептуальный электропоезд «Спутник» в Раменское, а вам и говорят: «Так как он такой концептуальный, то мы на него билеты не продаём, поезжайте-ка вы на последнюю его остановку в пределах Москвы - в Выхино, вот там и берите билет, а сесть можете и здесь, так и быть». Правда, нужно отметить, что дама в окошке справочного бюро была крайне вежлива, выразила сожаление по поводу того, что не может помочь мне с приобретением билетов и подробно объяснила, как добраться до Николины.
Я вышел на привокзальную площадь и, с трудом продравшись сквозь ряды припаркованных машин (среди которых меня порадовал светло-синий автобус размером с ПАЗик, который его не лишённый юмора хозяин обозвал «Голубой стрелой» – вообще-то это «торговая марка» румынских скоростных поездов), выбрался на трамвайную остановку. На остановке, вполне в румынском духе, отсутствовал даже трафарет с номерами ходящих там маршрутов, не говоря уже о расписании или хотя бы интервалах движения (зато у самих трамваев были… госномера!). Нужной мне «двойки» довольно долго не было, зато мимо неожиданно проехал автобус с табличкой «Яссы – Кишинёв». Я заинтересовался, прошёл квартал по направлению его движения и обнаружил указатель на автовокзал. Поскольку никаких признаков автовокзала в направлении, в котором посылал указатель, не наблюдалось, рискну предположить, что он стоял в прежние времена на том месте, на котором сейчас расположен супермаркет «Билла» – во всяком случае, автобусы и маршрутки в Молдавию и Турцию в массе своей кучковались на паркинге возле оного.
Я подошёл к водителю маршрутки Яссы – Бельцы, выяснил, что свободных мест у него полно и время до отправления ещё есть, сходил в супермаркет за местным кефиром и в камеру хранения за рюкзаком, после чего мы и отправились в путь. На КПП «Скулены» и без того небольшое количество пассажиров уменьшилось – с шести до пяти – за счёт некоторого товарища, который пребывал в Румынии с просроченным на полгода видом на жительство, и вдруг оказался вынужденным ехать в Молдавию из-за каких-то проблем с паспортом. После короткого разбирательства товарища высадили, и дошла очередь до остальных пассажиров. Взяв мои документы, румынский пограничник с удивлением произнёс: «Польша?!» и начал листать паспорт в поисках въездного штампа. Обнаружив на оном название КПП «Петя», пограничник удивился ещё сильнее, но ничего спрашивать не стал. Вскоре проштампованные паспорта вернули пассажирам, и наша маршрутка пересекла пограничную реку Прут.