Отправлено: Митян 16:06 06/02/08
Ну, что вам еще рассказать про Астану? Залез я на вершину башни Байтерек в новом городе, там быстрые лифты и смотровая площадка. Правда, она так освещена, что зимой вечером с нее почти ничего не видно. Внизу - аквариумы, кафе и сувениры, но достаточно бесполезные. Единственный кумысный набор, что я видел, стоил очень дорого, а их двухструнный музыкальный инструмент тоже недешев, так что я купил не его, а только диск мастеров игры на нем %)
С утра я проснулся как-то совсем не рано и пошел на автовозал ехать на Степногорск. Помню, меня еще удивило в свое время количество ежедневных рейсов на Степногорск - уж больно хорошее там автобусное сообщение. Потом вроде понял: Степногорск - большой город, да и предприятий там много, и в другую сторону от него особо не уедешь.
Хотя оба рейса - и туда, и обратно - были, надо сказать, полупустые. В отличие от ситуации на Павелецком вокзале столицы, где электронные тети напрягаются изо всех сил, чтобы убедить публику ехать на поезде, а не на многочисленных частных автобусах, в Астане напрягаются как раз тети на автовокзале. Вокзал хранит гордое молчание - типа, все кто знают, и так придет.
Вот и я отправился сначала на вокзал покупать билет в Павлодар - я решил, что в поезде всяко удобнее выспаться, чем в ночном автобусе сразу на Барнаул. В кассе почти никого не было, и я попросил билет на вечерний поезд Алма-Ата - Павлодар.
Тетя спросила меня: купе или плацкарт? Саша Фетисов рекомендовал мне брать купе, так как там не должно быть зайцев. Но я на всякий случай спросил, сколько стоит. Когда мне сказали, что 1800 тенге (меньше 400 р), я решил, что ослышался и сразу купил билет. Что я думал в этот момент относительно ОАО РЖД, догадаться несложно.
До автобуса на Степногорск было еще время, и я пошел поел в одном из кафе на проспекте. Вообще, еда в Астане мне понравилась. И недорого, и при желании в меру аутентично. Да еще и тети в этом кафе проявили доброту - несмотря на то, что с утра у них почти еще не было блюд, приготовили все максимально быстро.
Я поел, искренне их поблагодарил и пошел на автобус. Автобус идет около 4 часов, сначала выезжает по подворотням на северное шоссе, потом пилит по нему, никуда не заезжая (со всех сторон - только степь), а потом сворачивает на Степногорск. Вскоре после этого поворота на довольно узкую и малонаселенную дорогу начался вдруг настоящий лес - прямо как в какой-то Карелии! Заснеженный такой бор. Правда, минут через 10 кончился и снова началась степь.
Степногорск раньше был закрытым городом, и до сих пор следы этого остались - некоторые указатели указывали куда угодно, только не на Степногорск. Но автобус, конечно, дорогу знал %) и вскоре въехал в город из относительно современных 5-9-12-этажных домов.
Я несколько беспокоился, успею ли я на электричку, так как времени на перепрыг было минут 20, а город казался довольно разбросанным. Но беспокоился зря - ЖД-вокзал находился прямо у автовокзала, "как у больших", несмотря на то, что это лишь тупиковая ведомственная линия.
Наверное, все уже догадались, зачем я туда приперся - покататься на последних в мире живых электричках ЭР-22. Вообще, любопытно, что многие уникальные транспортные средства остались в единственном экземпляре (т.е. "месте хождения") - СР-3 - на Украине в Орджоникидзе, АС1А - в Костромской области; АС3А - в Тегрозеро (там, правда, прикрыли...)
А на этих ЭР-22 я наверняка уже катался - ведь они пришли в Степногорск из депо Перерва Москвы, а значит, ходили мимо моего дома, а значит, я на них ездил по своему маршруту Москворечье - Текстильщики, я ведь даже помню "вагоны с тремя дверями"...
Я тепло поприветствовал старых знакомых. В живом виде в городе торчали четыре электрички, свежепокрашенные, симпатичные. Еще одна - уже почти не живая, торчала на предпоследней станции с названием (как бы вы думали?) - Депо. Там же были уже достаточно убитые секции, которые вряд ли уже когда встанут на пути.
Про эту ветку с чисто технической точки зрения довольно много всего написано - Саша Фетисов писал - http://af1461.livejournal.com/80744.html, Сергей Болашенко писал - http://sbchf.narod.ru/27/stepnogorsk.html, да много кто писал.
Я же на тот момент все это уже забыл и просто сел в электричку, прилично, несмотря на дневное время, забитую. По вагону прошла билетерша - практически у всех были проездные, я же купил билет до конечной - станции Заводской.
Но на следующей же остановке после довольно длинного перегона все (!) из моего вагона вышли. Оказалось, что на ней был наиболее развивающийся в Степногорске завод, купленный какой-то европейской компанией, и процентов 80 пассажиров ездят туда. Есть даже специальные укороченные рейсы от города до завода и назад.
Ехали вполне быстро, периодически в сторону уходили какие-то неэлектрифицированные ответвления (хотя вот читаю страничку Сергея Болашенко - он пишет, что одно из них даже вполне себе ветка с редким пассажирским движением на Аксары). Линия имеет форму то ли петли, то ли вопросительного знака, и, проходя через заводы в разной степени заброшенности, оканчивается на станции Заводской относительно недалеко от города. От квартала Заводской с домами и общежитиями в город ходит автобус №2, так что электричку вроде как дублируют, и если что, не дай бог, отменят.
Впрочем, по словам машинистов, пока отменять не собираются, но и новые уже не будут закупать - пока эти будут ходить, наверное, и будет действовать линия. Собственно, я сразу по прибытии на Заводской и пошел общаться с машинистами, чтобы узнать по ветку побольше.
Слегка удивило, по меркам российской глубинки, что машинисты были очень продвинутыми людьми - имели цифровые фотоаппараты, электронную почту и нисколько не мешали мне снимать, даже, наоборот, поощряли. Они легко поддерживали разговор - я рассказал им про Норильскую ЖД, про последнии СР-3 и другие новости, а они сказали в ответ, что узкоколейка Атбасар - Шантобе жива и даже с нее возят в Степногорск какие-то грузы.
В общем, хорошо пообщался. Они сказали, что город еще лет 7-8 назад (и раньше) был в глубоком кризисе, но сейчас понемногу начинает улучшать уровень жизни. Даже пляж на озерце у о.п.Пляж обещают в этом году восстановить, а теперь поезда в основном проезжают эти места без остановки. Не знаю, как южный Казахстан, но северный явно развивается.
На обратном пути народу было существенно больше - возвращались дневные смены с заводов. Если бы не предыдущая укороченная электричка, то на станции СПЗ (Степногорский подшипниковый завод) народ бы наверное не влез.
На конечной я снова зашел к машинистам, тепло попрощался, взял у них адрес электронной почты, купил еду на местном рынке и уехал назад в Астану.
В хорошем настроении возвращался я, однако меня слегка обломал автобус, который очень прочно встал на переезде на въезде в Астану. По нему чудовищно неторопливо ехал чудовищномегадлинный грузовой поезд, и мы простояли там минут сорок из имевшихся у меня в запасе часа пятнадцати.
Но обошлось без экстрима, и я уселся в поезд на Павлодар. Несмотря на слухи, что Павлодарские поезда зайцев не берут, проводники еще как звали зайцев в плацкарт, но в купе все было чинно. Правда, жарко очень было и чая не давали, только чашки. Сосед угостил меня аццкой вещью - растворимым чаем McCoffee. Ну, надо наверное прожить жизнь и в ней хоть раз попробовать растворимый чай... Он оказался не такой уж и противный, но, полагаю, пользы в нем никакой, так что я в дальнейшем воздержусь :)
В следующих частях - мега-автобус Павлодар - Барнаул :)