Сообщение

транспортное лето-2004 (часть 2)

Отправлено: Фыва Цукен 19:15 24/06/06

я обратился к тётушке, сидевшей в сервис-центре с просьбой помочь мне. тётушка весьма любезно согласилась, и через минуту я был уже счастливым обладателем wochenendeticket'a, дававшего мне право без ограничения разъезжать в региональных поездах по всей территории германии до трёх часов ночи следующего дня, а также сдачи в количестве 2 евро. "danke sehr, you are very kind" - сказал я тётушке и побежал на свой регионал, до отправления которого оставалось 3 минуты. успел.

дальнейшая езда до мюнхена довольно слабо отложилась у меня в памяти. вот пересадки, которые я сделал по пути: лейпциг, гера, заальфельд, лихтенфельс, бамберг и нюрнберг. очень приятные впечатления оставила местность между заальфельдом и лихтенфельсом - ландшафтом она напоминала южный урал. только, конечно, населённость тут была как минимум на порядок больше. ну, что ж делать - германия одна из самых густонаселённых стран в европе, плотность населения - около 300 человек на квадратный километр. надо же им где-то помещаться. в лихтенфельсе по расписанию на перепрыг было всего 4 минуты. поезд, на котором я ехал, как назло, на 6 минут опаздывал, и было ясно, что нагнать это время он уже не успеет. я загрустил, предчувствуя, что мой замечательный график езды через германию накроется медным тазом, однако выяснилось, что поезд в лихтенфельсе нас ждал - аккурат на другой стороне платформы. и пересадка на него была весьма существенная. ну что ж, вот, значит, и хорошо. в нюрнберге между поездами было довольно много времени (около 20 минут), и я поменял ещё денег (путешествовать по стране с двумя евро наличной местной валюты в кармане было как-то некомфортно).

в мюнхене у меня на перепрыг было тоже очень мало времени - всего 6 минут. а поезд и тут опоздал - правда, всего на 4 минуты, но бежать мне, как выяснилось, нужно было довольно далеко. двух минут мне не хватило, и я увидел только хвост моего поезда, отправившегося строго по расписанию. да, всё-таки мюнхен - не лихтенфельс, поди тут разберись со всеми пересадками-опозданиями...

ладно. следующий поезд в нужном направлении (на инсбрук) идёт тоже отсюда, собственно, на станции миттенвальд я должен был на него пересесть. а нельзя ли на него купить билет от миттенвальда до инсбрука? вот и в график войду. оказалось, что такой билет можно купить абсолютно без проблем. вот и славно, трам-пам-пам. я, правда, потом сообразил, что допустил четвёртую ошибку - надо было брать билет не до инсбрука, а до бреннера (думаю, это обошлось бы мне в сумме дешевле), но не думаю, что эта ошибка была существенной. всё-таки расстояние по австрии маленькое - от миттенвальда до инсбрука билет стоил 7 евро, а от инсбрука до бреннера (как потом выяснилось) - 5 евро. так что вряд ли на этом я потерял больше пары евро.

до поезда оставалось ещё около 40 минут, но погода снова испортилась и гулять по городу не хотелось. я зашёл в вокзальный кафетерий, выпил пару банок пива и съел слоёный пирожок с яйцом. потом поизучал расписание, погулял по крытой части перрона, а там и посадку на поезд объявили.

вскоре за мюнхеном начались холмы. они становились всё выше и выше, и вот уже дорогу окружили настоящие горы, со скалистыми гребнями и пятнами снега у вершин. смотрелось это всё чрезвычайно красиво, хотя уже и начинало темнеть.

на станции тутциг в вагон ввалился пьяненький местный в тирольской шляпе, с двухлитровой баклажкой пива в руке. местный был чрезвычайно весел, поминутно прикладывался к баклажке и горланил какие-то песни (правда, слуха у него не было). вел себя он, однако, достаточно смирно и к пассажирам особо не приставал. через несколько остановок он вышел.

границу германии и австрии (увидел табличку на автодороге, шедшей параллельно ж/д) проехали уже в довольно густых сумерках. а к инсбруку подъезжали в полной темноте. очень жаль, конечно - от станции цирль мы ехали по нашей глухой ветке над ярко освещённой долиной инна, спускаясь в неё с высоты около 100-150 м. думаю, что днём всё это выглядит замечательно, но - что ж делать, если путешествуешь и по ночам - всего не увидишь. а если по ночам останавливаться в гостинице - долго и дорого.

в инсбруке я отправился изучать расписание, обнаружил, что урлауб экспресс мюнхен-неаполь, на который я рассчитывал, сегодня в ходу и беспокоиться мне особо не о чем. однако неприятным сюрпризом было то, что касса была уже закрыта (ну, впрочем, одиннадцатый час вечера - в это время в европе обычно ничего не работает уже), а автомат продаёт билеты только по австрии. я спросил у уборщика, нет ли здесь ещё какой-нибудь кассы, но уборщик по-английски не понимал. я напряг память и таки сумел повторить вопрос по-немецки. однако узнал я только что "кассе ист цу" и что "хир ист айн автомат", то есть то, что я уже и сам обнаружил. я попытался объяснить, что "ихь волле геен цу италиен", а автомат "гебен фаркартен нур цу остеррайх", но на это уборщик заметил, что билет можно будет купить в поезде у кондуктора. видимо, он был прав, но я всё-таки купил в автомате за 5 евро билет до бреннера. после этого выпил в кафетерии пару банок пива и съел булку с сосиской, а там и поезд подошёл.

проводник, к которому я обратился со своей проблемой сказал, что он билеты в италию не продаёт, и что мне надо будет доехать по имеющемуся у меня билету до бреннера, а там уже покупать билет у итальянского кондуктора. это было нехорошо, так как сокращало время моего сна с пяти с лишним часов где-то до четырёх, но делать было нечего. пришлось ехать до бреннера бодрствуя. днём здесь ехать очень интересно - дорога исключительно живописна (я тут ехал осенью 2003 года), но сейчас за окном была непроглядная темень.

стоянка в бреннере была 15 минут. я побежал в вокзал, но касса, как и ожидалось, была закрыта. я пошёл по вагонам, пытаясь найти кондуктора. увидел человека в форме и попытался купить у него билет (обратился к нему, естественно, по-английски, т.к. итальянского языка не знаю в принципе). человек оказался итальянским полицейским; реакция была совершенно как у наших - "ваши документы!". я показал ему паспорт, он его внимательно изучил, вернул со словами "окей, гоу он" и пошёл дальше. тут и поезд отправился. я пошёл было искать кондуктора, но тут он меня нашёл сам. я купил у него билет до болоньи (в принципе, у поезда должна была быть остановка в вероне, но, по-видимому, она была технической и билет до неё мне не продали) и лёг спать (пользуясь тем, что в моём купе сидячки никого не было). вообще, конечно, надо было попытаться купить билет сразу до вентимильи, наверное, было бы дешевле, но - не сообразил...

однако гадские итальянские контролёры поспать мне толком не дали - за четырёхчасовой путь от бреннера до болоньи они проверили мой билет 5 раз. и ведь ладно бы ещё в вероне разбудили - я бы там вышел, оттуда до милана заметно ближе, чем от болоньи. но ведь не разбудили, сволочи. а остановка точно была - в пути до болоньи поезд поменял направление движения. нигде, кроме вероны, ему этого бы сделать не удалось...

проснулся я за 5 минут до прибытия в болонью - видимо, какой-то внутренний будильник сработал (контролёров в этот момент не было). выполз на тёмный холодный перрон, окутанный туманом, купил в автомате билет (про кассы я уж и не вспоминал - какие в 4 утра кассы!). купил, правда, до милана, а не до вентимильи - опять по причине невыспанности и вызванной этим тормознутости. не уверен, правда, что автомат до вентимильи бы продал (количество станций, до которых он предлагал купить билет, было весьма ограниченным), но, с другой стороны, я и не попытался этого сделать. а, ладно... хорошо ещё, что увидел приборчик для компостирования билетов и билет прокомпостировал. а то оштрафовали бы ещё...

подошёл регионал (интерьером до боли напоминающий нашу электричку), я плюхнулся на сиденье и заснул. проспал практически до милана. уж не помню, сколько раз у меня проверяли билет - раз 10, по-моему. блин, и чего эти итальянцы столько раз билеты проверяют? вон, во франции, помнится, ездил из ниццы в лион - по пути туда один раз билеты проверили, по пути обратно вообще не проверяли. спать не дают человеку, понимаешь...

в милане уже было тепло и солнечно. я зашёл в вокзал (весьма помпезного вида, надо сказать), купил билет до вентимильи и пошёл на посадку, поскольку регионал уже стоял у платформы и через 10 минут должен был отойти. в поезде я поначалу в основном спал/дремал (хотя билеты и тут проверяли с завидной регулярностью), но лигурийские апеннины, которые мы пересекали, всё-таки оценил. симпатичные горки, хотя основной хребет альп, конечно, куда более солиден.

после генуи я окончательно проснулся. поезд шёл вдоль гористого морского побережья. всё это сильно напоминало участок туапсе-адлер, ну, поаккуратнее тут всё, конечно. симпатично, в общем, смотрится. да, и туннелей тут, пожалуй, побольше.

вот и вентимилья. до электрички на ниццу - 15 минут. однако на вокзале выяснилось, что билеты во францию продают только в одной, специализированной кассе, которая сейчас закрыта. ждать три часа следующую электричку до ниццы в мои планы не входило, и я загрузился в вагон, решив, что сумею купить билет у кондуктора. я даже попытался было его найти сам, но таскаться по забитой народом электричке, да ещё с рюкзаком, было весьма некомфортно, поэтому я на это плюнул и решил, что кондуктор сам меня найдёт. однако до ниццы он меня так и не нашёл. в результате я сэкономил 8 евро.

про свою работу в университете ниццы особо рассказывать не буду - вряд ли это кому-то интересно. вкратце скажу, что занимался я там предотвращением коррозии частиц карбонильного железа (обычные частички железа, только маленькие очень) и достаточно успешно эту задачу разрешил. первые три недели я особо никуда не катался - дорогой во франции транспорт. тем не менее, транспортная поездка и в этот период была - я просто не смог от неё удержаться.

началось всё с моих походов по вокзалам за расписаниями (ну не могу я удержаться от приобретения расписаний, тем более, как и везде на западе, халявных). вокзалов в ницце две штуки - основной, принадлежащий sncf (societe nacional des chemins de fer - французскому аналогу нашего ржд), и небольшой тупиковый, являющийся конечной станцией ж/д, принадлежащей частной компании cfp - chemin de fer de provence. cfp владеет изолированной от остальных узкоколейной (1000 мм) железной дорогой ницца-динь. участок от диня до шато-арну, который мог бы соединять эту дорогу с остальной ж/д сетью франции под пассажирские перевозки не используется и, вероятно, вообще разобран. дорога эта идёт по малонаселённой (для франции, естественно) горной местности и я давно на неё облизывался, хотя, конечно, дороговизна меня отпугивала. в прошлый свой визит в ниццу осенью 2003 года я таки проехался по ней километров на 15 до окраины ниццы (ст. лингостьер), откуда возвратился пешком, совместив таким образом поездку на узкоколейной мотрисе и познавтельную прогулку по ницце :))).

тем не менее, та поездка в качестве основной всё-таки рассматриваться не могла. до настоящих гор я тогда так и не доехал, хотя они уже отчётливо маячили впереди по трассе дороги. и поэтому, когда я пришёл за расписаниями на вокзал cfp и обнаружил там рекламное сообщение об экскурсионном рейсе паровоза по горному участку дороги, то... ну сами понимаете, удержаться было категорически невозможно. и я взял с собой рекламный проспектик с тем, чтобы на работе спланировать будущую поездку.

на работе я попросил парня из белоруссии, работавшего со мной в одной комнате, и, в отличие от меня, замечательно знавшего французский язык, перевести проспектик в деталях. он перевёл, потом заинтересованно хмыкнул и спросил: "а когда собираешься? может, вместе съездим?" естественно, никаких возражений с моей стороны быть не могло.

итак, в половине шестого утра очередного воскресенья я, с трудом проснувшись, выдвинулся на вокзал nice-cfp. ехать до начала экскурсии (ст. пюже-тенье) предстояло на той самой мотрисе, которую я немного обкатал в прошлом году. к сожалению, движение по этой дороге редкое (особенно по выходным), и, несмотря на то, что паровозная экскурсия начиналась где-то около половины одиннадцатого, а время хода мотрисы от ниццы до пюже-тенье - меньше часу, других возможностей попасть туда к нужному времени не было. то есть, возможно, были какие-то автобусы в нужное время, но, честно говоря, узнавать о них у меня никакого желания не возникло. автобус супротив мотрисы - что плотник супротив столяра :))).

с павлом я встретился на вокзале, мы купили билеты, загрузились в мотрису и поехали. до пюже-тенье я в основном дремал, урывками поглядывая в окно.

пюже-тенье оказался небольшой горной деревушкой, расположенной по берегам реки вар. делать там, в общем-то, было особо нечего, до начала экскурсии было ещё около трёх часов. мы уточнили на вокзале, когда подадут паровоз, и решили прогуляться по окрестным горам. прогулка получилась хорошая - места там вокруг очень живописные.

в 10 часов мы вернулись на вокзал. паровоз уже подали, вагоны (согласно рекламному проспектику, постройки начала 20 века) подцепили, но посадка пока не началась - внутри бегал обслуживающий персонал, видимо, делал завершающие штрихи по оформлению вагонов. минут через 10 объявили посадку. надо сказать, что желающих было весьма много - свободных мест в вагонах практически не осталось. а вот и поехали.

очень приятно было то, что из окна разрешали высовываться (кроме моментов, когда мы проезжали туннели - тогда окна вообще нужно было закрывать, видимо, чтобы в вагоне не случился пожар от залетевшей в окно паровозной искры). перед первым туннелем была сделана остановка и можно было посмотреть, как в фонари паровоза вставляют свечки. в вагоне был экскурсовод, он периодически говорил "посмотрте налево, это замок такой-то, посмотрите направо, это ущелье речки такой-то" и т.д. запомнил я, правда, мало чего, да и голова у меня в основном была в окно высунута. но пейзажи вокруг были просто обалденные. запомнился старинный ж/д мост (пон-гидан) высотой около 40 метров.

при подъезде к анноту (вопреки правилам французского языка, это название как пишется, так и читается - павел сказал, что это прованский диалект) - конечной станции экскурсии - погода резко испортилась, пошёл дождь. при прибытии в аннот он перешёл в сильнейшую грозу с градом. честно говоря, не помню, видел ли я до сих пор такой град - диаметр градин достигал нескольких сантиметров. на улице резко похолодало. народ, естественно, сидел в вагонах и не высовывался, хотя до отправления паровоза в обратный рейс было ещё более 3 часов. но от самой мысли выйти в это безобразие по коже бегали мурашки.

минут через 20 гроза стала слабеть и перешла в обычный дождь. народ потихоньку стал перебираться в вокзал. мы в вокзал тоже сходили, но решили, что там тесно и неуютно (он явно не был рассчитан на такое количество народу), и решили прокатиться на мотрисе ницца-динь до станции меай и обратно. эта станция находится перед основным перевалом на данной дороге (хребет, разделяющий бассейны рек вар и рона), под которым проложен 2-3-км. туннель. по туннелю, конечно, было бы интересно проехаться, но тогда мы рисковали не успеть на обратную мотрису (судя по расписанию, скрещение происходило на первой же станции с "ронской" стороны туннеля, и мы могли не успеть перескочить). в кассе, когда мы попросили билеты до меая и обратно, на нас посмотрели довольно удивлённо. как потом выяснилось, станция меай находится, что называется "в чистом поле" и до ближайшей деревни там где-то с километр (что, по французским меркам, порядочно), поэтому туда значительно удобнее ехать автобусом. да и деревня сама очень маленькая. станция же меай представляет собой три пути (один из которых, судя по виду рельсов, не используется давным-давно). кроме того, там есть заброшенное вокзальное здание (правда, касса, похоже, иногда работает).

погода продолжала улучшаться, и когда мы приехали обратно в аннот, дождь окончательно прекратился. до паровоза оставалось ещё много времени, и мы погуляли по городку (в горы не пошли - решили, что там после такого дождя будет слишком грязно). городок был ухоженный и очень маленький - меньше километра в диаметре. тем не менее, это именно город, с ярко выраженной средневековой центральной частью (в пюже-тенье ничего такого близко нет). запомнилась городская церковь - небольшое, но мощное и красивое какой-то древней, грубой красотой здание (павел сказал, что эта церковь исключительно старая - не то 8, не то 9 века постройки, не помню уже). внутри церкви было абсолютно тихо и темно - горели только 2-3 подсвечника под потолком. в общем, этот городок, зажатый покрытыми лесом горами, произвёл на меня самое отрадное впечатление (равно как и поездка).

бродили мы по городу практически до отправления паровоза. обратно паровоз, по идее, должен был ехать до пюже-тенье без остановок. однако павел предложил попросить машиниста остановиться в антрево (этот городок мы должны были проезжать). по его словам, он, в отличие от пюже-тенье, был вполне достоин осмотра. к моему удивлению, машинист на непредусмотренную остановку согласился без вопросов.

вот и антрево. паровоз затормозил, мы сошли на платформу, помахали рукой машинисту и экскурсоводу и пошли в город. сначала пошли осматривать развалины крепости, находящиеся на горе, возвышающейся над городом. вход туда стоил 3 евро.

осмотр крепости оставил меня в, мягко говоря, недоумении. мне вспомнилась история о ходже насреддине, который показывал за деньги обыкновенного кота, предварительно посадив его в клетку, снабжённую надписью "зверь, именуемый кот". за что с меня взяли 3 евро? да таких руин по россии неисчислимые тысячи! нарын-кала в дербенте - и та куда лучше сохранилась (хотя тоже отнюдь не в лучшем состоянии. дворец ширван-шаха в баку - вот это я понимаю, достойный памятник). правда, вид на город с горы открывался замечательный. город расположен очень компактно, улочки в нём очень узкие, и черепичные крыши при взгляде сверху сливались в единое целое, создавая впечатление, что на берегу речки лежит гигантская красная черепаха (городок имеет округлые очертания). после этого мы погуляли по городку. городок тоже очень милый, но аннот мне понравился больше. там со всех сторон, куда ни посмотришь - горы, они создают особый колорит. а здесь долина уже куда шире.

но вот уже до последней мотрисы на ниццу осталось 15 минут. мы пошли на вокзал и купили билет. а тут и мотриса подошла. народу было очень много и мы кое-как примостились на подножке. однако на ст. пюже-тенье (где мы уже были утром) к мотрисе стали цеплять ещё один вагон. мы с павлом решили туда переместиться - и правильно сделали. вагон был совершенно пустой, а народу из основного состава мотрисы туда почему-то перешло совсем немного. поэтому до ниццы мы доехали во вполне комфортных условиях. отмечу, правда, что подавляющее число пассажиров мотрисы вышло на станции со звучным названием "коломар-ля-манда". уж не знаю, чего им всем в этой ля манде было надо, но явно, что после неё до ниццы можно было ехать и в основном составе сидя. ну, да и фиг с ним - от пюже-тенье до ниццы раза в 3 дальше.

после этого продолжалась моя трудовая деятельность. параллельно я прикидывал, как бы это мне поинтереснее возвратиться в россию. очень интересно было бы проехать через германию и скандинавию, но меня отпугивала дороговизна этого маршрута. во-первых, далековато, во-вторых, до самой российской границы я буду ехать по странам, где ж/д транспорт весьма дорог. я начал консультации о том, какие бы мне подыскать льготы, и тут юра плохотниченко с форума tsi надоумил меня купить карту интеррейл.

цена интеррейла меня сначала несколько испугала. но потом, оценив свои финансы, а также возможности, которые эта карта давала, я понял - "надо брать". и вот я уже - счастливый обладатель интеррейла на франко-бенилюксовскую и норвежско-шведско-финляндскую зоны (правда, 409 евро пришлось отдать, зато возможности...)

я спланировал пару поездок по франции (на оставшиеся два уикэнда), а также поездку домой. заодно списался со своим бывшим однокурсником, ныне проживающим в городе гамбурге - решил заехать к нему, погостить денёчек.

для начала я решил скататься в брест (французский). перед этим - заехать к знакомой в лион, заодно лион посмотреть. сказано-сделано. и я выехал в лион в 5 вечера пятницы.

по расписанию поезд должен был приходить в лион в 23.46. метро в городе работает до 0.15-0.20, и я надеялся на него успеть. но увы! за марселем поезд встал, постоял на перегоне минут 20, а потом поплёлся со скоростью, достойной самой захолустной российской ветки. это безобразие продолжалось около часа. потом поезд, правда, опять разогнался, но было уже очевидно, что на метро мне не успеть. так оно и случилось - в лион поезд опоздал почти на час. пришлось тратить 20 евро на такси :((.

с утра я отправился бродить по городу. ну что же - город красивый, хотя большой и шумный. и две большие реки (рона и сона) впечатление улучшают. я хотел было прокатиться на речном трамвайчике по роне, но потом денег пожалел (что-то это дорого стоило - чуть ли не 50 евро). ещё - сходил на гору, возвышающуюся над городом, походил по парку. в общем, несомненно есть что посмотреть в этом городе. правда, исторический центр города довольно мал (по сравнению с его общими размерами), но это во всех больших городах так (искусственные образования типа малого парижа не в счёт).

в 10 часов вечера я выехал ночным поездом на кемпер. поначалу народу было много, но, начиная с первых "утренних" стоянок поезда (около половины четвёртого утра) народ начал активно выходить. так что часов около 5 утра (а поезд приходил в кемпер около 10 утра) весь ряд кресел около меня освободился, и я до кемпера спал уже лёжа.

но вот я вышел на перрон станции кемпер. первый раз в жизни стою на земле западного полушария. кемпер встретил меня довольно ненастной погодой. дул неприятный ветер, с неба сыпались какие-то мелкие осадки. тем не менее, в вокзале сидеть не хотелось, и я побродил по его окрестностям (до поезда на брест оставалось около получаса). окрестности произвели на меня весьма положительное впечатление, и в глубине души я начал жалеть, что по плану у меня так мало времени на кемпер.

вот к перрону подали брестскую мотрису под названием "ланселот" (я уже успел заметить, что кельтская специфика тут культивируется, хотя и очень ненавязчиво). я уселся у окна, и мы тронулись.

проплывающие за окном пейзажи были весьма живописны и сильно напоминали мне, скажем, псковскую область - такие же холмы (довольно высокие), такие же валуны. хотя выглядывающие иногда из-за холмов и лесов домики выглядели уж совсем не по-псковски.

вот наша мотриса прибыла на узловую станцию ландерно (где кемперская ветка причленяется к основной магистрали париж-брест). тут наша мотриса почему-то встала и дальше ехать не захотела. минут через пять я спросил у кондуктора, что бы это значило, но он ответил, что сам ничего не знает. я спросил - можно ли сходить в вокзал, он ответил, что да, конечно - за несколько минут до отправления предупредят.

я сходил в вокзал, походил также по привокзальной площади. ничего, городок милый, но кемпер мне понравился больше. долго ходить я, правда, не стал - погода продолжала оставаться мерзкой, да и мотриса могла каждую минуту уехать.

в ландерно, в результате, стояли минут 40, потом поехали. остаток пути до бреста пролетел незаметно, и я вышел на перрон, оказавшись в самой западной точке изо всех, в которых я до сих пор бывал (это остаётся верным и на момент написания данного текста). рядом с вокзалом находился порт. порт, надо сказать, нехилый - с вокзала просматривается на пару километров, и конца не видно.

погода за это время явно ухудшилась - с моря дул пронизывающий ветер, шёл довольно сильный дождь. я сунулся было осмотреть окрестности вокзала, но увиденное меня ничуть не вдохновило - это были какие-то типовые новостройки. видимо, брест сильно разбомбили в войну (важный порт, как-никак). я решил, что три часа тут делать совершенно нечего и поехал ближайшей мотрисой в понравившийся мне с первого взгляда кемпер (всё равно - обратно я должен был через него ехать).

и вот я снова в кемпере. погода немного улучшилась - дождя не было, так, морось небольшая. но данный фактор был признан несущественным, и я пошёл гулять по улицам.

надо сказать, первое впечатление оказалось абсолютно верным, и кемпер меня не разочаровал. он оказался очень милым и тихим городком. причём колорит в нём был совершенно не французский - может быть, кельтский, не знаю. большинство надписей на улицах было на двух языках - французском и бретонском. очень красивый вид на город открывался с холма в парке. правда, мне не повезло с тем, что два основных городских храма были закрыты (один на реставрацию, другой - не знаю почему), но они и снаружи смотрелись весьма впечатляюще (всё-таки готический стиль мне очень нравится). в общем, я совершенно не пожалел трёх часов, проведённых в этом городе. если кто поблизости окажется - советую посетить.

следующим по плану в моём путешествии был нант, на который у меня было полтора часа. конечно, нант - город довольно большой, и весь его я осмотреть не рассчитывал. но, как я уже отмечал, исторические центры у городов обычно невелики, поэтому составить впечатление о городе я всё-таки надеялся.

вот и нант, вокзал... однако вокзал-то вокзалом, но куда идти - непонятно. схема города на стене висит, но где находится исторический центр - неясно. я решил, что города в древности обычно основывали на реках, а в нанте есть большая река (луара), поэтому и центр должен быть там. и я пошёл по направлению к луаре.

местность вокруг, надо сказать, была весьма малоинтересной. какие-то сплошные бетонные параллелепипеды. я дошёл до северного рукава луары, за которым находился большой остров, и уже начал было думать, что и нант в войну разбомбили, но тут увидел вдалеке шпиль готического собора - в стороне вокзала.

это меня довольно сильно удивило. тем не менее, я решил, что собор надо было бы осмотреть и пошёл обратно. и действительно - исторический центр оказался с другой стороны вокзала (с северной), вдалеке от реки. к сожалению, толком я его осмотреть уже не успел - времени до ниццкого поезда оставалось мало. ясно было только, что и нант вполне заслуживает осмотра. однако какого-то специального колорита (как в кемпере) я тут не ощутил. ну, может быть, времени мало было - не знаю. в общем, в половине девятого вечера из нанта я уехал, а в одиннадцать утра был уже в ницце. по пути издалека посмотрел на бискайский залив.

на следующие выходные у меня была запланирована поездка в авиньон, арль, ним и париж. авиньон, арль и ним - это города в южной франции, находящиеся относительно недалеко от ниццы и друг от друга, и я планировал осмотреть их за субботу, а по парижу погулять в воскресенье.

суббота выдалась жаркой даже для южной франции. выходя в авиньоне на перрон, я понял, что мало мне не покажется (думаю, было не меньше сороковника). правда, старая часть города, находящаяся внутри крепостной стены (которая, в свою очередь, находится рядом с вокзалом) была густо засажена деревьями, поэтому идти было хотя и жарко, но терпимо. минут через 10-15 я добрёл до главной достопримечательности города - дворца авиньонских пап (авиньонский папа - это такой эрзац римского папы, если кто вдруг не знает. был у них в католической церкви тоже раскол, типа нашего. правда, потом они его таки преодолели, и довольно быстро - всего-то лет за 70. если проводить эту аналогию дальше, то наши старообрядцы - это типа последователи традиционных римских пап. впрочем, полной эта аналогия не будет и быть не может).

вот и папский дворец. по торжественным дням, одержимый холопским недугом... тьфу. в общем, сооружение очень монументальное и внушительное. туристов вокруг - немеряно (что вполне естественно). в холле (если это можно так назвать) дворца в качестве бесплатного приложения к билету выдали автоматического экскурсовода (небольшой диктофон с записью текста экскурсии. по-русски, правда, не было, пришлось брать по-английски) и буклетик с описанием основных достопримечательностей дворца.

от автоматического экскурсовода, правда, толку оказалось не особенно много. во-первых, словарный запас мой достаточен для того, чтобы вести научные дискуссии по химии и близлежащим областям науки, однако текст экскурсии был явно составлен так, чтобы потомки шекспира могли гордиться своим языком. во-вторых, я значительно лучше воспринимаю произношение английских слов другими нациями (не англичанами), а вот нейтив спикеров понимаю заметно хуже - звуковой строй английского языка сильно отличается от такового для русского. поэтому половины слов (в том числе и ключевых) я не понимал, и общий смысл улавливался с чрезвычайно большим трудом. однако через некоторое количество залов я таки сумел понять, что этот самый экскурсовод ведёт меня совсем не по тому маршруту, каким иду я. я попытался настроить эту адскую машинку на нужную экскурсию, но эксперименты мне быстро надоели (при входе лежали инструкции к этому диктофону, но взять её я не сообразил, а возвращаться не хотелось). поэтому я на диктофон плюнул (в переносном смысле :)) ) и пошёл просто так, сверяясь с буклетиком.

надо сказать, что тут я уже начал ощущать в себе некое переполнение впечатлениями. голова уже как-то плохо воспринимала их - уж слишком много их было с начала мая. ну да, дворец... ну да, красивый... вавель вон тоже красивый... ну да, этот вроде малость поаккуратнее... ну так не принципиально же... хм".

я завершил экскурсию и снова вышел в палящий южнофранцузский зной. минут десять пошатался по улочкам авиньона, вышел за пределы стены, перешёл через рону (попутно полюбовавшись видом на так называемый авиньонский мост), затем, обливаясь потом, пошёл обратно. увидел какую-то кафешку, зашёл в неё и выпил подряд четыре полулитровых стакана холодного пива, чем сильно удивил бармена. ну, да и ладно, зато самочувствие получше стало. и, однако, на вокзал пора, поеду в арль.

арль оказался весьма похожим по архитектуре на авиньон, но, что называется, поминиатюрнее и попровинциальнее. основной его достопримечательностью являлся древнеримский цирк, ныне иногда использующийся в качестве стадиона или эстрадной площадки под открытым небом. однако в тот момент он был закрыт. я осмотрел его снаружи, немного погулял по городу (жара потихоньку начинала спадать - дело клонилось к вечеру) и поехал в ним.

ним, так же как авиньон и арль, имел ярко выраженный южнофранцузский колорит. пожалуй, больше он был похож на арль. однако, в отличие от арля, здесь был большой и красивый парк, в котором я с удовольствием погулял пару часов (попутно осмотрев раннесредневековую башню tours de nimes и снова удивившись мастерству французов привлекать внимание туристов ко всяким малосимпатичным развалинам. ну, тут хоть за бесплатно). наступил вечер, в парке было свежо и относительно прохладно, народу было немного, и сам парк был очень продуманно и тщательно спланирован. в общем, из всей поездки по трём городам южной франции, думаю, именно этот парк оставил по себе наиболее приятные воспоминания - пожалуй, даже лучшие, чем папский дворец. впрочем, конечно, не нужно скидывать со счёта то, что я вообще больше люблю наблюдать природу (пусть даже и окультуренную), чем творения рук человеческих, а также то, что в ниме было, по ощущениям, градусов на 15 прохладнее, чем в авиньоне.

на улице тем временем стемнело, и граждане потянулись из парка к выходу (очевидно, на ночь парк закрывают. по крайней мере, на главных воротах замок есть). я вышел, ещё немного побродил по городу и пошёл на вокзал. до ночного tgv на париж, правда, оставалось ещё почти два часа, но ходить больше не хотелось - хотелось спать. я дождался tgv, прилёг на сиденье (народу было совсем мало) и уснул.

в париж наш поезд прибыл в 6 утра. погода была очень хорошая - было солнечно и нежарко. я вышел к сене (поезд прибыл на лионский вокзал, и до реки было недалеко) и неспешно пошёл вдоль набережной в сторону эйфелевой башни, наслаждаясь свежестью и ма


Комментарии:
как я ездил к ба... то есть, транспортное лето-2004 (часть 1) - Фыва Цукен 20:11 24/06/06
     • транспортное лето-2004 (часть 2) - Фыва Цукен 20:15 24/06/06
          • Re: транспортное лето-2004 (часть 2) - Мила 18:33 19/03/08
     • транспортное лето-2004 (часть 3) - Фыва Цукен 20:18 24/06/06
     • транспортное лето-2004 (часть 4) - Фыва Цукен 20:20 24/06/06
     • транспортное лето-2004 (часть 5) - Фыва Цукен 20:22 24/06/06
     • транспортное лето-2004 (часть 6) - Фыва Цукен 20:24 24/06/06
          • Фыва!!!!!! (+) - DF 01:28 25/06/06
               • Чистый восторг :))) (-) - Черговий по станцiї 02:10 25/06/06
                    • Re: Чистый восторг :))) (-) - Александр Балашов 22:20 29/06/06
                         • Александр, а у меня вопрос к вам - Валерий Тихонов 13:00 04/07/06
          • Класс! - serg33 11:41 25/06/06
          • Просто супер!!! - сПутник 14:57 26/06/06
          • Респект! - opex 02:42 28/06/06
          • Re: транспортное лето-2004 (часть 6) - byte 19:10 28/06/06
               • Re: С Польши (+) - Денис (Странник) 11:00 11/07/06
                    • Re: С Польши (+) - byte 16:19 11/07/06
                    • А собственно - Валерий Тихонов 16:24 11/07/06
                         • Re: Да, в общем-то - Денис (Странник) 17:10 11/07/06
                              • Не выглядел бы он глупо - Валерий Тихонов 19:27 11/07/06
                                   • Re: Не выглядел бы он глупо - Денис (Странник) 10:14 12/07/06
                                        • Re: Не выглядел бы он глупо - Фыва Цукен 15:01 12/07/06
                                             • Re: Ну да, забыл про нее (-) - Денис (Странник) 18:53 12/07/06
                                        • Польских консульств в России аж три штуки - Валерий Тихонов 16:26 12/07/06
          • Re: транспортное лето-2004 (часть 6) - Владими 14:57 05/07/06
               • да, я уже пересчитал :))) (-) - Фыва Цукен 18:03 11/07/06
          • Re: Уфф, дочитал. Пара комментариев - Денис (Странник) 18:00 17/07/06
               • обнаружил этит вопросы :))) - Фыва Цукен 14:54 11/09/06
                    • Полезно иногда со спамом бороться :-)) (0) - Валерий Тихонов 15:36 11/09/06
                         • тут не в спаме дело - Фыва Цукен 16:04 11/09/06
                    • Re: обнаружил этит вопросы :))) - Бокарёв Александр 16:31 11/09/06
                         • мда :/ (-) - Фыва Цукен 16:34 11/09/06
     • Паша блин, я чуть палец себе не вывихнул (+) - Алексей Янин 08:16 26/06/06
          • дык - Фыва Цукен 13:37 26/06/06
               • "Чусс" означает "пока" (-) - Yaroslav Blanter 19:13 01/07/06
                    • да, мне потом перевели (-) - Фыва Цукен 18:03 11/07/06
     • Классно %) Хотя писать два года - Митян 17:05 26/06/06
          • ну не два года - Фыва Цукен 17:14 26/06/06
     • Вопросы - Владими 15:02 05/07/06
          • Re: Вопросы - Фыва Цукен 18:06 11/07/06
               • Re: Вопросы - Владими 23:52 12/07/06
                    • если хочется про интеррейл по-русски - Maxy 13:49 13/07/06
                    • Re: Вопросы - Фыва Цукен 14:10 13/07/06
                         • И поэтому... - Черговий по станцiї 14:13 13/07/06
                              • :))) (-) - Фыва Цукен 16:05 13/07/06
          • Re: Вопросы - Денис (Странник) 19:18 11/07/06


вернуться к дереву/списку сообщений


Ответ:

[Вход для зарегистрированных пользователей]
Имя: *
Email:
Тема: *
Сообщение
*
   
Присылать ответы по email: