Сообщение

транспортное лето-2004 (часть 5)

Отправлено: Фыва Цукен 19:22 24/06/06

без пятнадцати семь утра я прибыл на рижский вокзал. до поезда на воркуту у меня было ещё больше 6 часов, и я решил съездить домой в лобню, помыться. сдуру поехал с рижского на савёловский на троллейбусе. в результате ехал минут 40 - троллейбус в основном не ехал, а торчал в пробках (ей-богу, пешком бы быстрее вышло). но ничего, времени мне хватило.

в час дня я был уже на ярославском вокзале. зашёл в вагон (поезд уже стоял под посадкой), но маринку не обнаружил. я вышел на перрон и стал ждать её там. вот до отправления осталось десять минут, вот пять... я уже начал думать - ехать мне в салехард, в случае чего, одному, или нет? билеты на все пароходы заказывала она, а у меня и координат-то никаких нет. то есть, если маринка до салехарда не доберётся - делать мне там нечего... вот же ж блин. хотя, наверное, доберётся... но как её там искать? мдя.

но маринка, в сопровождении игоряхи таки появилась - за минуту до отхода поезда. мы попрощались с игоряхой и пошли в вагон. а тут и поезд тронулся.

дорога до сейды мне ничем особо не запомнилась. в основном мы занимались тем, что играли в преферанс с мужиком из нашего отсека, ехавшим в ухту. в котласе я окучил находившиеся рядом с вокзалом автостанцию и речной вокзал (благо, поезд тут стоял 40 минут), пообщался с маринкиными знакомыми, пришедшими её встречать. мужик - наш партнёр по преферансу - неожиданно вышел не в ухте, а в юкарке (к нему подошёл проводник и сообщил, что кто-то его просит выйти в юкарке. каким образом этот кто-то сообщил об этом проводнику - не знаю, ну, да и фиг с ним). в ухте маринку, по идее, тоже должен был кто-то встречать, но не встретил. в ухте я хотел было показать маринке выложенный на сопке над городом профиль ленина (из чего он выложен - не знаю), но было уже темно и профиля мы не увидели. на следующее утро, на станции марков, нас обогнал поезд москва-лабытнанги. надо сказать, вид у него был очень цивильный, он совершенно не напоминал грязный скотовоз, на котором я ездил летом 2002 года. но, как это у нас всегда и бывает, подобная трансформация сопровождалась офирмениванием. поэтому-то мы на нём и не поехали.

в сейде нам надо было делать пересадку на пригородный воркута-лабытнанги. он представлял собой локомотив с двумя вагонами - общим и купейным. мы с маринкой сунулись было в общий, но количество народа там превышало все мыслимые пределы, поэтому мы обломались. однако потом проводница купейного вагона пустила нас к себе за стольник (что, я считаю, совсем недорого). правда, ехать пришлось в проводницком купе (там, где щит с тумблерочками) - других мест не было. но мы и там устроились вполне нормально. по пути я показывал маринке места, где мы стояли во время моего похода по соби. да и вообще, дорога тут идёт по очень красивым местам.

по пути велись массовые ремонтные работы (что, вообще-то, давно пора - пути тут в отвратительном состоянии, а ветка важная), поэтому поезд начал опаздывать. опоздание становилось всё больше и больше, и в результате в лабытнанги мы приехали уже около полуночи. естественно, ехать было уже некуда, и мы переночевали в купе, заплатив проводнице по 70 рублей.

с утра мы осмотрели новый лабытнангский вокзал. да, конечно, строеньице они тут забабахали не хилое. да и вид у него какой-то механистический. старый вокзал был куда уютнее. и надо учесть, что ежедневный круглогодичный поезд тут только один - этот самый пригородный из воркуты. да и вообще поездов, даже в сезон, максимум 3-4 штуки. нафига ж такое чудо городить? не понимаю. впрочем, наверное - как всегда :(

на вокзале мы обнаружили комнаты отдыха. надо сказать, что гостиниц в городе лабытнанги нету, поэтому я поинтересовался стоимостью проживания. оказалось, что одна ночь стоит 500 р. мдя... не думаю, что эти комнаты будут пользоваться большим спросом...

в кассе я поинтересовался стоимостью билетов на поезд лабытнанги-симферополь. оказалось, что стоимость в этом году исчислялась уже по стандартной схеме. а в 2002 этот поезд работал в режиме маршрутного такси - стоимость проезда не зависела от пунктов посадки и высадки и равнялась стандартной стоимости проезда по маршруту лабытнанги-симферополь. я, надо сказать, раньше в железнодорожном транспорте с таким не встречался...

закончив вокзальные дела, мы выдвинулись в сторону парома. привокзальный таксист предложил довезти нас туда за стольник, но был немедленно послан маринкой. потом маринка застопила какой-то микроавтобус, и он нас довёз до парома бесплатно. паром для пешеходов оказался тоже бесплатным.

на пароме мы сначала укрылись от пронизывающего ветра (а надо сказать, что было совсем не жарко - градусов 10 тепла, не больше) в металлической будке, стоявшей на палубе. но потом маринка впросилась в пазик с молдавскими гастарбайтерами, едущими в салехард. в автобусе было значительно уютнее и, главное, теплее. шофёр согласился довезти нас до остановки городского автобуса. по пути я помог вытащить из автобуса одного парня (он сильно перепил и хотел было стравить излишки прямо в автобусе, но народ вовремя среагировал), а потом затащить его обратно (парень ходить не мог и вообще, видимо, не осознавал окружающей дейстительности :))) ).

в салехарде мы вписались в квартиру к маринкиной знакомой юле. юля с родителями жила в доме барачного типа неподалёку от речного вокзала. довольно странным казался контраст между убогим видом этого барака и вполне современным интерьером квартиры. правда, как сказала юля, их вскоре должны были переселить в современный дом, а барак снести. они этого с нетерпением ждали - интерьер интерьером, а удобства - в сарае на улице. особенно сладко, думаю, зимой приходится - зимы-то в салехарде суровые.

мы бросили вещи, а потом юля повела нас гулять по салехарду. надо сказать, что салехард с полным основанием можно назвать городом контрастов - красивые современные дома тут сплошь и рядом соседствуют с совершенно гнусного вида бараками. и всё это вперемешку - в любом районе города. однако юля сказала, что бараки у них сносят в массовом порядке и строят нормальные дома. и действительно, строительство в городе идёт очень интенсивно. в общем, салехард мне понравился. особенно мне запомнился городской парк, в котором основной породой деревьев была ива. понятно - не любое дерево в таком климате жить может...

по пути мы зашли в трансагентство и выкупили билеты до антипаюты и до тобольска. надо сказать, что торговля билетами на эти пароходы идёт очень бойко - и до антипаюты (что понятно, поскольку кроме этого парохода и вертолёта никакого другого транспорта туда нет - а вертолёт дорогонек), и, что меня несколько удивило, до тобольска. до тобольска, как мы потом посчитали, быстрее было бы ехать поездами с пересадками в котласе и кирове. но билет на пароход стоил всего-то рублей 700. видимо, поэтому он и пользуется популярностью...

после выкупа билетов мы ещё пошатались по городу, зашли на рынок, где я купил себе сменные брюки (решил, что одних мало - и, как позже выяснилось, был прав), посидели в интернет-кафе, а потом пошли спать. а на следующий день состоялось наше отплытие в антипаюту на теплоходе "механик калашников" (кто это такой, я не знаю, ну, да и ладно). пароход совершил залихватский вираж по полую (речной вокзал в салехарде находится на полуе, а не на оби) и поплыл вниз по течению.

в общем-то, интересного по пути было мало. из салехарда мы выплыли во второй половине дня, довольно быстро стемнело, а на следующий день мы оказались уже в обской губе, где берегов видно вообще не было. очень, кстати, любопытная картина - плывёшь, кажется, по морю - а вокруг бакены стоят, фарватер обозначают. мелко тут, видно... а ещё - пару раз я там видел что-то, напоминающее бурильные вышки (очень может быть, что это они и были). кстати, обнаружил, что вода и в обской, и в тазовской губах практически пресная - и в душе, и в умывальниках, и в туалете вода забортная, только профильтрованная.

по пути до антипаюты у нас было всего две остановки. первую (аксарку) мы проплыли ночью. вторая - новый порт - была днём, но по какой-то причине на берег сплавать у нас не получилось - то ли катера не было, то ли ещё что, не помню уже. в общем, до антипаюты нам на берег сойти не удалось. а на теплоходе мы купили себе билет от антипаюты до салехарда (в салехарде обратные билеты не продавали). ещё - ходил пограничник, проверял паспорта (антипаюта - это погранзона. с канадой, видимо :))) ).он был несколько удивлён тем, что мы едем в антипаюту "просто так", но особо не привязывался.

в антипаюту (кстати, на теплоходе у нашей соседки по каюте, ненки по национальности, мы выяснили, что паюта - это заросли кустов по берегу водоёма, а антип - мужское имя, т.е. посёлок этот должен был бы называться антиппаюта) прибыли ранним утром, почти ночью, с заметным опережением расписания. однако я уже заметил, что пароход почти везде расписание опережает. видимо, оно специально составлено с большим запасом, чтобы в случае ненастной погоды не отставать от графика. мы с маринкой начали было паковать вещи, но какой-то член команды сказал нам, что катер на берег ещё неизвестно когда будет, а когда будет - то на нём сначала повезут тех, кто должен успеть на вертолёт в гыду, а потом уже и всех остальных. и мы пошли досыпать.

катер пришёл часа через три, но, действительно, забрал сначала только тех, кому надо было на вертолёт. обратно он возвратился где-то через час. и мы пошли на посадку.

как выяснилось на катере, он принадлежал не нашему пароходу, а стоящему неподалёку работающему земснаряду. вообще-то, теплоход должен был не останавливаться на рейде, а плыть до самого антипаютинского причала (который находится даже не на море, а на реке антипаюта, в паре километров от устья). однако проход в приустьевом баре занесло песком, и пароход в реку войти не мог - он бы там неминуемо сел на мель. и вот этот-то земснаряд и занимался прочисткой упомянутого прохода.

катер представлял собой практически плоскую платформу с небольшой рубкой. по краям платформа была огорожена металлическими прутьями. места на катере было мало, на платформу иногда заплёскивалась вода, погода была до крайности гнусная - было холодно, стоял туман, со всех сторон что-то не то капало, не то конденсировалось, в общем было до крайности промозгло (чуть не написал "промызгло" :)) ). и вдобавок ко всему, несмотря на туман, дул довольно сильный ветер. в общем неуютно было до крайности. но - не сидеть же на корабле, в самом деле...

правда, когда мы подплыли к устью реки антипаюта, туман таки сдуло, хотя по-прежнему было сыро и холодно. но пейзажи вокруг оценить было вполне можно. вокруг расстилалась совершенно плоская тундра, с большим количеством мелких озерков. кое-где, довольно часто попадались куртины невысоких (не выше метра) кустарников. в общем, такой пейзаж рождал в душе какое-то совершенно "иноземное" настроение - как, например, мелодия пентатонической гармонии, наигранная на варгане :))).

тем временем, катер подошёл к антипаютинскому причалу. мы сошли на берег и отправились гулять.

антипаюта - довольно большое село. оно разделено на две части неким свободным пространством. похоже, по нему течёт небольшой ручеёк. а может быть, это был просто временный дождевой водоток, не знаю. ещё на этом свободном пространстве находится площадка, куда садятся вертолёты. мы как раз увидели взлёт вертолёта, направлявшегося в гыду, на который и хотели попасть те, кого катер повёз в первую очередь. отмечу, что гыда - это один из самых северных пунктов в россии, куда можно добраться регулярным общественным транспортом. диксон, правда, севернее, но не сильно.

в остальном центральная часть антипаюты выглядела как типичное северное селение. все теплотрассы проходили по поверхности, в специальных деревянных коробах. в землю их зарывать нельзя - мерзлота, однако...

мы зашли в сельскую столовую и пообедали. надо сказать, что кормили там, хотя и без изысков, но качественно и вкусно. обед обошёлся нам всего в 70 рублей с человека (я, честно говоря, не ожидал - думал, в таком пункте-на-краю-света всё будет очень дорого, однако - нет). зашли в хлебопекарню, купили горячего хлеба и сдобных булок. сунулись было на почту, но она была закрыта. маринка несколько опечалилась - хотела отправить письмо "из тундры". салехард тут не годился - там всё-таки леса уже. но проходившая мимо по улице тётушка объяснила нам, что почтальонша болеет и надеяться на то, что почту откроют - не стоит.

после этого мы зашли в сельсовет, побеседовали с председателем сельсовета и его заместителем (фамилия одного из них была сусой, фамилию второго не помню). выяснили, что формально в антипаюте живёт около 10 тысяч человек. однако постоянного населения - тысячи 2-3. около 5 тысяч в посёлке появляются вообще очень редко - это ненцы-оленеводы, круглый год кочующие по тундре. в антипаюте они проживают чисто номинально (надо же, чтобы у человека прописка была!). при необходимости они связываются с "большой землёй" по рации. довольно большой проблемой является то, что их детям надо либо не жить с родителями, либо не ходить в школу. конечно, власти всяческим образом добиваются, чтобы дети в школу ходили, но проблема остаётся.

ещё 2-3 тысячи либо время от времени живут в посёлке, либо кочуют в ближайших его окрестностях. ещё узнали любопытный факт - зарплата учителя в антипаюте составляет около 25000 рублей. ну что же, всё-таки есть места, где учителя получают приличную зарплату. тем более - продукты питания, как мы уже выяснили, тут особой дороговизной не отличаются. хотя, конечно, климат тут тяжёлый...

побеседовав с представителями поселковой власти, мы отправились гулять вверх по реке. маринка хотела, во-первых, найти камень (и привезти в москву камень из тундры), во-вторых, искупаться в реке. но и то, и другое выполнить оказалось проблематично - подход к реке представлял собой гнусное вязкое чвакло неизвестной глубины (подозреваю, что тут бывают заметные приливы и отливы, и сейчас был отлив), да и камней вокруг ну совершенно не наблюдалось. вот домики кончились, начались чумы (видимо, именно в этой части посёлка живут те самые 2-3 тысячи "приходящих" (кстати, тут около одного из чумов мы видели привязанного оленёнка, потреблявшего какое-то струпызгло из мешка). а за чумами мы вышли уже в открытую тундру (варганная партия достигла максимальной громкости).

мы посидели на берегу реки (приспособив под это неизвестно откуда взявшиеся два берёзовых чурбака), потом пошли обратно в посёлок. до отхода парохода оставалось ещё часа два-три, но делать было совершенно нечего. правда, у одного парня, проживающего в антипаюте (однако обучающегося в салехардском интернате), надо было забрать юлину куртку (юля периодически выводит школьников в различные походы по окрестностям салехарда, ну вот в одном из походов этот парень куртку по ошибке и прихватил, а потом не заметил и увёз в антипаюту). но в сельсовете нам сказали, что с парнем этим свяжутся и он выйдет на причал к отправлению катера. в общем, с культурной программой намечались проблемы (далеко в тундру идти не хотелось - там было очень мокро, не для нашей обуви).

однако как только мы зашли обратно в село (в его чумовую часть), нам по дороге повстречалась женщина. "туристы?" - спросила она. "туристы" - подтвердили мы. "а не хотите в чум зайти, посмотреть как там чего?" "дык, ёлы-палы!"

женщина завела нас в чум, где жила её знакомая лариса салиндер. муж ларисы был где-то в тундре, и в чуме оставалась только сама хозяйка и несколько её детей.

хозяйка поставила чаю (вот тут пригодились наши сдобные булки - а то совсем уж неудобно получилось бы), и стала рассказывать о том, как оно живётся в чуме. оказалось, что олень для ненцев - это букально всё, и еда, и освещение (хотя, конечно, сейчас - не прежние времена, и даже в "тундровых" чумах освещаются всё больше керосинками, а тут - даже и электричество было), и сам чум, и вся одежда, и даже нитки. в общем, без оленей ненцы бы просто вымерли.

женщина, которая нас встретила, тоже рассказала о себе. оказалось, что она замужем за эстонцем, живут они в россии, но на "большой земле", а сюда она приезжает каждое лето и привозит своих детей - чтобы они не забывали ненецкий язык.

потом нам показали священные нарты (такие есть у каждого чума, считается, что в них живёт добрый дух, охраняющий чум), сказали, что женщинам нельзя проходить между священными нартами и чумом (а то этот дух обидится). потом мы спросили, что это виднеется там вдали (там стояли какие-то столбы или что-то в этом роде, мы этот объект ещё с катера видели). оказалось, что это ненецкое кладбище. ненцы своих покойников не зарывают в землю (ясное дело - мерзлота ведь), а заворачивают в оленьи шкуры и привязывают к нартам, а нарты - к этим самым столбам, и оставляют.

потом нам ещё немного рассказали о национальной ненецкой одежде. мужская одежда называется малица, женская - ягушка, обычные цвета одежды - чёрный, белый и коричневый, делается она, естественно, из оленьих шкур. нам предложили даже купить готовую малицу за 5000 рублей, но такие траты в наши планы совсем не входили, и мы отказались. кстати, неброскость цветов национальной одежды нас несколько удивила - когда мы ехали из сейды в лабытнанги, на станции елецкая мы видели каких-то местных, и вот у них-то одежда была всех цветов радуги - и оранжевых, и зелёных, и фиолетовых. но выяснилось, что это были не ненцы, а ханты, у которых, действительно, одежда бывает самая разноцветная. а вот у ненцев это почему-то не принято.

ещё нам показали, как устроены нарты (полозья у них сейчас обивают металлическими полосами, и они могут сносно ездить и по траве, хотя и хуже, чем по снегу). потом мне положили в баночку национального ненецкого кушанья под названием "пор-ца" (готовится оно так: когда с рыбы снимают наиболее мясистые части, оставшееся мясо и часть требухи вывяливают до полностью твёрдого состояния, а потом толкут в крошку и обильно заливают рыбьим жиром. надо сказать, что с солью, перцем и чёрным хлебом оно мне чрезвычайно понравилось. а вот маринка его есть не стала), мы попрощались с гостеприимной хозяйкой и женщиной, которая нас к ней привела, и пошли на пристань - до отправления парохода оставалось уже не так много времени.

народ на пристани уже кучковался. к нам подошёл парень (видимо, вычислил незнакомых людей в толпе), отдал куртку. потом опять приплыл земснарядский катер, и началась посадка. так я посетил пункт, который пока остаётся самым северным из посещённых мной (хотя отличие его по широте от мурманска, где я уже бывал раньше - меньше градуса). обратно мы плыли, по-моему, даже в той же каюте, что и туда.

на обратном пути мы опять сделали остановку в новом порту. на пассажирском катере на берег сплавать опять не получалось, но маринке удалось очаровать местного бизнесмена, привезшего в новый порт партию продуктов (я, правда, не понимаю, почему он их привёз из антипаюты или почему он их возил в антипаюту), ради которого катер делал дополнительный рейс. поэтому на берег мы таки попали. на осмотр нового порта у нас было около получаса.

ну что - вот именно таким я и представлял себе наши заполярные населённые пункты. огромное количество бочек из-под горючего, захламлённый порт, дома на сваях, короба теплотрасс. антипаюта (не чумовая часть, конечно) в этом смысле была как-то больше похожа на наши обычные северные селения. ну, собственно, антипаюта - село, а новый порт - посёлок.

мы зашли на почту, и маринке наконец-таки удалось отправить письмо из тундры (по-моему, ташке). ещё я зашёл в магазин купить пива (поразило количество в дупелину пьяного народа, особенно ненцев, в посёлке - видимо, был день зарплаты), и мы пошли обратно на катер. тундровый камень маринка так и не нашла.

в салехард приплыли опять с опережением расписания. нас встретила юля; куртке она сильно обрадовалась. мы опять погуляли по городу, потом снова переночевали у юли, а на следующий день отплыли в тобольск на теплоходе "родина". тут к нам ещё присоединился дима базин - из авэпэшников.

плыть пришлось уже в восьмиместной каюте. скомпонована она была как два купе в поезде, состыкованных торцами. в той половине, которая ближе к двери, ехала пара молодожёнов (парень из тобольска и девушка из аксарки), дима и я, а в "приоконной" половине - маринка и трое девчонок-выпускниц, поступивших в тобольские и тюменские техникумы, и едущих туда к началу учёбы. по сравнению с девчонками даже маринка выглядела солидной матроной (а уж ваш покорный слуга и вообще без всяких натяжек годился им в отцы). тем не менее, девчонки оказались весьма компанейскими и общались с нами вполне на равных. ну, а молодожёнам было хорошо друг с другом и на окружающих они особого внимания не обращали.

первую остановку мы сделали, едва отплыв от салехарда. правда, она оказалась чисто технической - наш пароход заправляли горючим с какой-то баржи, а ещё мы с той же баржи принимали продукты. всё это продолжалось около часу, а потом мы поплыли дальше. вскоре стемнело, и мы легли спать. ночью сквозь сон я слышал, как мы швартовались в питляре - были какие-то сложности, и с первого раза пришвартоваться не удалось, удалось только где-то с третьего-четвёртого.

утром запомнилась стоянка в селе казым-мыс. казым-мысовская пристань представляла собой просто плавучую платформу, стоящую на якоре метрах в 50 от берега (а пассажиры на берег попадали на специальном катере). так вот, не знаю уж почему, но пароход наш никак не мог нормально причалить к этой платформе - её сильно болтало. в результате посадка и высадка осуществлялись так: теплоход врезался бортом в эту платформу, граждане подбегали к месту соприкосновения и лезли через перила платформы и планширь теплохода. соприкосновение длилось секунд тридцать, после чего теплоход отплывал и повторял манёвр по новой. где-то после третьего-четвёртого касания посадка-высадка закончилась, причём пароход капитально помял все перила на пристани. наблюдать процесс подобной посадки-высадки было как-то жутко - пассажиры все были с нехилыми сумками, а думать о том, что будет, если кто-то немного промахнётся и ухнет в щель между пристанью и пароходом, вообще не хотелось. вот интересно - это что, тут так принято? да нет, вроде, перила-то на пристани все целы поначалу были... или их выпрямляют? в общем, не знаю. если так тут принято, то думаю, за одну навигацию можно перетопить заметную часть населения казым-мыса... :/ отмечу, правда, что в дальнейшем таких аттракционов уже не было.

само плавание проходило достаточно монотонно. достаточно красив был правый берег оби - он был высокий, поросший густым еловым лесом, периодически в нём попадались меловые обрывы. а вот левый был низменным, песчаным и заболоченным, поросшим чахлым ивняком. в общем, пейзажи тут были довольно однообразными, и весьма большую часть времени мы проводили в каюте или на палубе за карточными и другими играми (весьма интересна была придуманная димой модификация игры в города - кто больше назовёт городов с, например, четвёртой буквой "з").

достаточно длительными были остановки в берёзове и октябрьском (в последнем - потому что туда опять прибыли сильно раньше графика). в берёзове всё время стоянки у меня ушло на переписывание расписаний местных водных линий. и всё-таки я чуть-чуть не успел, а потом возможности уже не было. правда, маринкина знакомая юля обещала это всё сфотографировать в салехарде и потом выслать, но, видно, так и не выслала. судьба же переписанных мной расписаний также оказалась плачевной - я их уже в москве отдал игоряхе, а он их где-то протерял. в октябрьском же удалось даже немножко погулять. так закончился второй день нашего плавания на пароходе "родина".

на третий день утром мы прибыли в ханты-мансийск. стоянка предполагалась - часа три-четыре. я-то, наивный, надеялся тут погулять, но - обломался. дело в том, что ханты-мансийские власти снесли старый дебаркадер (непосредственно к которому швартовались пароходы) и построили какой-то понтовый речной вокзал. однако к нему, из-за недостатка глубины, суда подходить не могут, и пассажиров возят на берег катером. в общем - хотели как лучше, а получилось как всегда. ну, а катер, который приплыл где-то через полтора часа после нашего прихода, привёз тех, кто хотел сесть на теплоход, посадил выходящих. его капитан сказал, что к пароходу катер уже не вернётся. была у меня мысль поплыть на берег на моторке (коих около парохода шныряло немеряно, и они, в общем-то не отказывались свозить нас на берег), но команда теплохода категорически запретила нам это делать и предупредила, что если мы таки поедем на берег, обратно нас не пустят. так и проболтались мы на рейде, созерцая поросший лесом берег (стояли мы несколько выше речвокзала, и его видно не было) и высовывающуюся из-за леса какую-то серебристую пирамиду. козлы они, в общем, все :( ну, а больше стоянок в этот день не было.

на следующий день у нас была стоянка в селе уват. тут корабль, слава богу, пришвартовался непосредственно к пристани. по расписанию стоять мы тут должны были 10 минут, но, поскольку прибыли мы на 2 часа раньше расписания, стоянка предполагалась длительной - с тем, чтобы отправиться по расписанию.

село уват (райцентр тюменской области) оказалось как раз таким, каким я себе представлял типичное сибирское село - с малолюдными улицами, добротными деревянными домами и лесом вокруг. в селе мы видели красивую деревянную церковь, но подойти к ней не удалось - ворота в ограде были закрыты на замок. в транспортном отношении уват (хоть это и райцентр) оказался совершенно бесперспективным. как нам объяснили, основная автобусная остановка находится на другом берегу иртыша, куда народ попадает на пароме. ну в самом деле - уват находится на западном берегу иртыша, а трасса тобольск-сургут - на восточном. вот интересно, как они тут обходятся в ледоход/ледостав? вертолёт сюда, что ли, летает?

однако, по большому счёту в увате смотреть оказалось особо нечего. поэтому, погуляв минут 40, мы зашли в магазин за продуктами (я купил там бутылку совершенно зверской минералки, с солёностью около 20 г/л - больше, чем в чёрном море! жажду она совершенно не утоляла) и направились обратно на пароход. больше в этот день стоянок не было.

на следующий день рано утром на корабле началась побудка. за окном только-только начинало светать, и был густейший туман. мы проплыли под ж/д мостом и через небольшое время пароход прибыл в конечный пункт своего плавания - город тобольск. мы попрощались с молодожёнами и девчонками, составлявшими нашу компанию на протяжении последних дней и отправились на берег.

погода нас совершенно не радовала. несмотря на то, что мы находились чуть не на полторы тысячи километров южнее антипаюты, погода была практически такой же как там в момент нашего прибытия. мерзкая холодная сырость пробирала до костей. чтобы немного согреться, мы быстренько пошли по дороге наверх - к кремлю.

до кремля мы шли минут 15-20. по дороге я наступил на какой-то штырь, торчавший из земли, в результате чего проткнул подошву ботинка и поранил ногу. ходить после этого стало несколько неприятно. но - что делать...

надо сказать, что в тобольск мы прибыли в очень неблагоприятную погоду. наверное, тобольский кремль весьма интересен, но в том тумане, который был в это утро, видимость была всего метров 30-50. поэтому не удавалось даже увидеть противоположный конец кремля, находясь у одного из его краёв. а уж о том, чтобы полюбоваться видами на иртыш с кремлёвской горы, речи вообще не было - берег просто обрывался в молочно-белую мглу. кроме того, в кремле шёл капитальный ремонт, и никакие музеи не работали. они, правда, всё равно были бы закрыты по причине раннего времени, но встреченная нами работница кремля сказала, что ждать бесполезно. мы спросили, когда же закончится этот ремонт, она ответила, что, по плану, должны всё открыть к началу сентября, а сейчас аврал и они страрются всё вовремя закончить. эх, всего-то чуть-чуть раньше приехали...

после этого мы где-то около часу бродили по центральной части города. однако туман по-прежнему закрывал нам панорамные виды и мешал составить общее впечатление о городе. так и остался в моей памяти тобольск не целостным городом, а скоплением отдельных строений. а жаль.

после этого мы решили зайти в музей тобольской тюрьмы, находившийся рядом с кремлём. музей работал, и билет стоил совсем недорого.

ещё лет 20 назад, в середине 80-х, эта тюрьма была действующей. однако потом её перевели в посёлок харп под лабытнанги (туристы-водники, сплавляющиеся по реке собь, теперь могут "полюбоваться" её видами, проплывая через харп, только к берегу в этом месте не надо приставать), а эту тюрьму забросили. и, видимо, чтобы место не пропадало, городские власти решили сделать из этих развалин музей.

по тюрьме мы ходили долго - часа два, наверное. действительно - это сильный музей. и густой туман только усиливал печальное и зловещее впечатление, которое эти руины произвели на меня. да, конечно, именно так и должна действовать на непосвящённого человека тюрьма, радостных мыслей тут не жди. не знаю, нужны ли такие музеи, но если нужны - то городские власти не просчитались. особенно тягостные мысли одолевали меня, когда мы полезли в какую-то подземную галерею (естественно, маринка не могла пройти мимо подобной щели). передвигаться там приходилось на ощупь, чтобы не напороться на какие-то железки, в обилии торчащие из стен и пола. галерея эта была довольно длинной (метров 100) и низкой - меньше двух метров, так что передвигаться приходилось согнувшись.

честное слово, когда мы выбрались обратно в город, я почувствовал чуть ли не физическое облегчение. да, сильный музей, конечно, но во второй раз я туда, пожалуй, не пойду.

мы купили в магазине продуктов, поели на автобусной остановке и ещё побродили по городу. туман начал рассеиваться, но впечатление о городе я так и не составил, тем более, что я по-прежнему находился под впечатлением от тюремного музея.

но вот и настало время уезжать из тобольска. маринка и дима, как заядлые стопщики, естественно, решили выдвигаться на объездную дорогу вокруг тобольска в надежде там кого-то тормознуть, а я, как человек, испытывающий к подобному способу передвижения глубокую неприязнь, решил выбираться по железной дороге. мы попрощались, и я сел в автобус, идущий к железнодорожному вокзалу (который находится не в самом тобольске, а километрах в 10 от него, в посёлке менделеево).

на дальнейшую дорогу до москвы у меня было два плана. во-первых, коль скоро меня уж занесло в эти места, было интересно проехаться на электричке челябинск-карталы, проходящей небольшой кусок по территории казахстана (по аналогии с электричкой чертково-россошь, заходящей на территорию украины). во-вторых, было бы интересно проехаться по ж/д ветке красногвардеец-новоперелюбская-пугачёвск. первый пункт я решил сделать обязательным, а второй - как получится. в соответствии с этим планом мне нужно было попадать в челябинск.

на вокзале обнаружилось, что ближайшего прямого поезда на челябинск надо ждать чуть не десять часов, причём на электричку до карталов я в этом случае опаздывал. поэтому я решил ехать с пересадкой в екатеринбурге. но и туда до ближайшего поезда оставалось около трёх часов. я купил билет и побродил по окрестностям станции, но ничего интересного не обнаружил. поэтому занялся своими стандартными ожидательскими занятиями - питиём пива и разгадыанием кроссвордов.

поезд новый уренгой-свердловск, в котором я ехал, оказался среднестатистическим российским поездом. вот мы отправились, вот пересекли мост через иртыш (оказавшийся двухпутным, как и вся дорога до тюмени, за исключением мостов через тавду и туру). погода совершенно разгулялась, и на фоне ярко-голубого неба открылась панорама тобольского кремля. от железной дороги до него было несколько километров, и выглядел он этакой крепостью из сказочных мультфильмов. купола ярко блестели на солнце. да, жаль, не повезло нам с погодой.

дорога проходила без особых приключений, за окном тянулись смешанные леса. надо сказать, что движение по этой ветке очень интенсивное, в основном грузовое. ну, да это понятн


Комментарии:
как я ездил к ба... то есть, транспортное лето-2004 (часть 1) - Фыва Цукен 20:11 24/06/06
     • транспортное лето-2004 (часть 2) - Фыва Цукен 20:15 24/06/06
          • Re: транспортное лето-2004 (часть 2) - Мила 18:33 19/03/08
     • транспортное лето-2004 (часть 3) - Фыва Цукен 20:18 24/06/06
     • транспортное лето-2004 (часть 4) - Фыва Цукен 20:20 24/06/06
     • транспортное лето-2004 (часть 5) - Фыва Цукен 20:22 24/06/06
     • транспортное лето-2004 (часть 6) - Фыва Цукен 20:24 24/06/06
          • Фыва!!!!!! (+) - DF 01:28 25/06/06
               • Чистый восторг :))) (-) - Черговий по станцiї 02:10 25/06/06
                    • Re: Чистый восторг :))) (-) - Александр Балашов 22:20 29/06/06
                         • Александр, а у меня вопрос к вам - Валерий Тихонов 13:00 04/07/06
          • Класс! - serg33 11:41 25/06/06
          • Просто супер!!! - сПутник 14:57 26/06/06
          • Респект! - opex 02:42 28/06/06
          • Re: транспортное лето-2004 (часть 6) - byte 19:10 28/06/06
               • Re: С Польши (+) - Денис (Странник) 11:00 11/07/06
                    • Re: С Польши (+) - byte 16:19 11/07/06
                    • А собственно - Валерий Тихонов 16:24 11/07/06
                         • Re: Да, в общем-то - Денис (Странник) 17:10 11/07/06
                              • Не выглядел бы он глупо - Валерий Тихонов 19:27 11/07/06
                                   • Re: Не выглядел бы он глупо - Денис (Странник) 10:14 12/07/06
                                        • Re: Не выглядел бы он глупо - Фыва Цукен 15:01 12/07/06
                                             • Re: Ну да, забыл про нее (-) - Денис (Странник) 18:53 12/07/06
                                        • Польских консульств в России аж три штуки - Валерий Тихонов 16:26 12/07/06
          • Re: транспортное лето-2004 (часть 6) - Владими 14:57 05/07/06
               • да, я уже пересчитал :))) (-) - Фыва Цукен 18:03 11/07/06
          • Re: Уфф, дочитал. Пара комментариев - Денис (Странник) 18:00 17/07/06
               • обнаружил этит вопросы :))) - Фыва Цукен 14:54 11/09/06
                    • Полезно иногда со спамом бороться :-)) (0) - Валерий Тихонов 15:36 11/09/06
                         • тут не в спаме дело - Фыва Цукен 16:04 11/09/06
                    • Re: обнаружил этит вопросы :))) - Бокарёв Александр 16:31 11/09/06
                         • мда :/ (-) - Фыва Цукен 16:34 11/09/06
     • Паша блин, я чуть палец себе не вывихнул (+) - Алексей Янин 08:16 26/06/06
          • дык - Фыва Цукен 13:37 26/06/06
               • "Чусс" означает "пока" (-) - Yaroslav Blanter 19:13 01/07/06
                    • да, мне потом перевели (-) - Фыва Цукен 18:03 11/07/06
     • Классно %) Хотя писать два года - Митян 17:05 26/06/06
          • ну не два года - Фыва Цукен 17:14 26/06/06
     • Вопросы - Владими 15:02 05/07/06
          • Re: Вопросы - Фыва Цукен 18:06 11/07/06
               • Re: Вопросы - Владими 23:52 12/07/06
                    • если хочется про интеррейл по-русски - Maxy 13:49 13/07/06
                    • Re: Вопросы - Фыва Цукен 14:10 13/07/06
                         • И поэтому... - Черговий по станцiї 14:13 13/07/06
                              • :))) (-) - Фыва Цукен 16:05 13/07/06
          • Re: Вопросы - Денис (Странник) 19:18 11/07/06


вернуться к дереву/списку сообщений


Ответ:

[Вход для зарегистрированных пользователей]
Имя: *
Email:
Тема: *
Сообщение
*
   
Присылать ответы по email: