Отправлено: Митян 19:02 14/01/09
Выехали часов в 9 утра, заехали сначала в Салават. На достаточно небольшом участке Башкирии там куча городов - Стерлитамак, Салават, Ишимбай, Мелеуз и в конце концов Кумертау, да и между ними много крупных посёлков. Между ними активное сообщение, и даже ходили какие-то слухи об объединении Стерлитамака, Салавата и Ишимбая в один город, но вроде бы слухами так это и останется.
Города все в основном индустриальные - заводы, уголь и т.д., но работа есть и чересчур депрессивными те их части, что мы видели, не выглядели.
В Салавате меня ждало одно из главных впечатлений от поездки - трамвайная сеть. Трамваи выполняют в Салавате функции местной ЖД - идут по модной выделенной полосе и уходят куда-то в леса по не менее модной эстакаде над шоссе Уфа - Оренбург. Особенно меня умилил РВЗ, элегантно прошествовавший мимо автовокзала.
Увы, увы, но покататься на этом чуде техники времени не было - задерживаться в первом же городе по дороге было неразумно, и пришлось стиснув зубы ехать дальше. Теперь очень хочу вернуться и обкатать прогрессивную трамвайную систему. Трамвайный парк, кстати, реально гигантский - видно, что во время былые интенсивность движения была ого-го.
Мелеуз мы проехали как-то криво - Лёша решил в центр не заезжать, чтобы я ненароком не нашёл еще какой-нибудь трамвай %), и даже у магазина в местном пивзаводе не остановился, несмотря на гневные вопли Наташи и Яны.
В Кумертау нас ждала на чай Дина Хакимова из екатеринбургского офиса "Яндекса", но мы решили продолжать не поддаваться искушениям - автопробег так автопробег! Так что в селе Ира, где стоит довольно старая и красивая церковь, мы свернули на "южное башкирское полукольцо" - дорогу на Мраково - Исянгулово - Зилаир - Сибай.
Все автобусы и, как я понял, подавляющее большинство остальных :) тоже едет так. Есть ли срезка через Мраково напрямую - не знаю, но видимо зимой точно нет. Дорога на всем своём протяжении по одной полосе в каждую сторону, по качеству среднее, но о ней заботятся - везде стоит песок на всякий случай, если кто забуксует.
Самые мерзкие участки уже после Зилаира - в сторону Баймака дорога просто неровная и ухабистая, а вот между Баймаком и Сибаем дорога вроде нормальная, но достаточно неприятная - узкая, повороты, холмы, большой траффик. Кажется гораздо дальше своих 22 км.
Но это я забежал вперёд. Пока же мы без приключений доехали до села Мраково и погуляли чуток по нему. Ожидали мы от него большего - главным зданием села был современный почтамт/интернет-центр, а в остальном наблюдался некоторый раздрай. Расписание на автовокзале, как сказали местные, очень косячное, но узнавать точное не было времени и понятных путей. В общем, не очень мы восхитились Мраково и поехали дальше.
Доехали до Исянгулово. Дороги были равнинные, горами пока не пахло. Где-то по дороге я кажется впервые на 500 м посетил Оренбургскую область. Исянгулово - достаточно большое и низкое село с неожиданно большим автовокзалом и таким же большим супермаркетом "Магнит" рядом. "Магнит" этот, кстати, проводит довольно активную экспансию по райцентрам, стараясь занять нишу первым - вот только продукты там опять же не шибко местные.
Судя по отзывам форумов и местных жителей, на трассе и в райцентрах летом довольно много кумыса, мёда и прочих интересных вещей, но зимой обочины были пусты.
Между Исянгулово и Зилаиром как раз начались горы, хотя до этого проехали село Айгай - Мурсаляй, которое по-башкирски якобы значит "Маленький аки вошь". Горы не очень высокие, но на протяжении километров 10 по обе стороны были красивые виды, и мы несколько раз останавливались пофотографировать. Летом дорога должна быть очень красива.
Погода, кстати, обошлась без форс-мажоров. Снег шел, поэтому обгон был затруднён (один кран нам попортил статистику...), но в целом ехать даже на "девятке" было довольно удобно.
Зилаир - наиболее приятное село по дороге. Оно как раз такое... "олдскульное", строгое и красивое. Там и деревянная пожарная каланча, и ретро-джип "козёл", и много ледяных скульптур в центре (From74 прав - на Урале такие есть в каждом райцентре, но в Зилаире были особо хороши). В Зилаире мы даже полчасика с удовольствием погуляли и поехали дальше.
Путь лежал на Баймак; дорога стала хуже. Неожиданно в селе Юлдыбаево около развилки на холмы мы увидели надпись "Автостанция", и я туда пошёл. Таки работала, хоть и не было там ни одного человека, кроме тёти-кассира (телефона там тоже не было). Вообще, в Башкирии автостанций очень много - в каждом крупном селе, что я по мере сил отразил на АТ :) Это скорее правильно, ИМХО, а то ведь чаще наоборот - вроде большой населённый пункт, а автобусы от столба катаются.
В Баймак с его странной планировкой вокруг пруда мы приехали уже в сумерках и довольно уставшими, центр с первой попытки не нашли и забили. Заехали на автовокзал и отправились в Сибай спать.
Хотя легко сказать! Договорённостей по ночёвке у нас не было, а гостиницы в Сибае дешевле 600 р не стоили, судя по попыткам прозвониться.
Более того, нам не удалось в этот Сибай еще и въехать. С какого-то момента там кончились указатели и начались бесконечные карьеры и промзоны. Мы сначала, кажется, объехали город с одной стороны, потом воткнулись в промзонный тупик с другой, напряглись и только после долгих совещаний с местными в темноте-таки смогли заехать в место, напоминавшее центр города.
Правда, тут нам скорее повезло - мы умудрились остановиться прямо около современного двухэтажного коттеджа в самом центре города, который звался гостиница "Татьяна". Стоило там всё, правда, по 800 р. с человека, но зато номера были двухкомнатными и гигантскими, ванна была с гидромассажем, телевизор - со спутниковым спортивными каналами, а тапочки дарили просто так :) Мы на это посмотрели, мысленно сравнили с 600 за гостиницу "Сибай", которая являлась, по слухам, частью общежития, и решили остаться.
Вообще, странно, почему такая ценность, как "ночёвка", в России как правило стоит так много. Понятно, что гостиница за 30 дней должна быть существенно дороже суммы аренды жилья за месяц в городе, но для случаев типа Сибая разница в ценах была какая-то совсем внушительная. Может, больше рассчитано все на командировочных, которым всё равно всё оплатят? Интересно всё это. Может, кризис хоть кого-то заставит задуматься.
Попив Акъярского и местного катыку (акъярский очень зачётный, остальные так себе), мы пошли гулять. Центр Сибая оказался весьма симпатичным - и не верилось даже, что еще совсем недавно мы не верили, что он вообще существует среди бесконечных труб, заводов и карьеров. Тот же ледяной городок на центральной площади, где гуляли целыми семьями, довольно чистые улицы. Даже кафе там нашлось что-то типа "Пузатой Хаты" - "Агидель" называется. Еда, конечно, похуже, чем в Киеве :), но если бы во всех Сибаях были бы такие кафе, мир стал бы немного лучше.
Погуляв и еще немного посидев в гостинице, мы на такси за 40 р. отправились в церковь на рождественскую службу. Церковь в Сибае одна, новая, не очень большая и довольно на отшибе, поэтому, во-первых, в самой церкви был аншлаг, а во-вторых, все вокруг было заставлено машинами.
Не знаю, я б скорее съездил на службу в какую-нибудь деревянную часовню Архангельской области, но и тут было довольно вдохновляюще. Около пол-первого на том же такси за 40 р. уехали назал, выпили еще катыка и кагору и легли спать.