Отправлено: Валерий Тихонов 00:16 03/04/17
В Дугласе времени было уже несколько больше, и я пошёл за едой в «Cooperative Food». У этой сети есть полезная фишка: полки у входа, где имеются продукты с метками «Основное блюдо» (довольно большие треугольные сандвичи), «Напиток» (маленькая бутылочка лимонада или нектара) и «Снек» (лёгкая закуска в диапазоне от фруктового салата до печенья); если взять по одному из продуктов каждой категории, то такой набор обойдётся не дороже, чем в 3 фунта 25 пенсов, даже если цена при покупке их по отдельности выше. Купив себе комплект на ужин, я погрузился в автобус до поворота на Дримскерри и, как и в первый день, уже в темноте добрался до места своего ночлега.
На следующее утро, выписавшись из комнаты и попрощавшись с гостеприимным спортивно-приключенческим центром, я вновь отправился на остановку мэнского трамвая, чтобы уехать в столицу. На сей раз торопиться с пересадкой на конку я не стал, ибо было воскресенье — день, когда как раз открыт расположенный в депо небольшой музей истории трамвая (или, официально, мэнской электрической железной дороги). Музей небольшой, но сделанный с любовью энтузиастами: там можно увидеть старинные фотографии, образцы форменной одежды служащих и даже отдельные узлы и детали подвижного состава.
А дальше меня вновь ждал конный трамвай, к которому я подошёл как раз в момент, когда перепрягалась лошадь. Вообще для дугласской конки используются тяжеловозы шайрской и клейдесдальской пород, причём последняя из этих пород весьма редкая: на Британских островах осталось всего около 700 племенных кобыл. Кони-трамвайщики в наше время рассматриваются уже не как живые механизмы, а как служащие: компания поощряет их участие в соревнованиях и сельскохозяйственных выставках, а после выхода в отставку по возрасту им полагается что-то вроде «пенсионного плана» — их отправляют в конский дом престарелых под опеку благотворительной организации, где туристы могут навестить любимую лошадь и оставить добровольное пожертвование.
Обратно в Англию я решил добираться не на самолёте, а на пароме, поэтому путь мой лежал к морскому терминалу, где уже ждал катамаран «Мананнан». У этого корабля достаточно интересная история: построен он был на Тасмании в 1998 году и после трёх лет работы на коммерческих линиях был включён в состав ВМФ США и прослужил там десять лет, участвуя, в частности, в операциях у побережья Сомали, где он использовался для быстрой переброски живой силы. В 2008 году корабль был приобретён мэнским пароходством и вновь переоборудован в гражданское судно, получив имя в честь владыки моря из ирландской мифологии, способного на своём волшебном коне Аонбарре обгонять весенние ветры и мчаться по волнам: вполне логичное название для катамарана, развивающего скорость до 75 км/ч с полной нагрузкой.
Море в тот день было неспокойным, поэтому сразу же после выхода из гавани Дугласа нас начало немилосердно потряхивать, однако до Ливерпуля мы добрались без приключений. После продолжительной прогулки по вечернему городу я заселился в уже знакомый хостел и лёг спать.