Отправлено: Митян 16:04 01/08/08
Надо сказать, что о корабле под названием "Николай Яковлев" ходили разные слухи. Зачастую, надо сказать, обоснованные. И сервис там не всегда на уровне, и даты круизов там любят сдвигать, и вообще дисциплина хромает.
По этим причинам многие любители гарантированного качества на форуме "Инфофлота" писали, что на "Яковлева" они ни ногой. Ну а нам - что нам... Мы люди простые, а уникальные маршруты "Яковлева" стоят того, чтобы заложить в программу поездки некоторый риск.
Единственный корабль туристического вологодского флота, "Яковлев" ходит на север до Котласа и Сольвычегодска, на запад - до Белозерска и Череповца. Наш же маршрут был проще: Вологда - Устье-Вологодское - Устье-Кубенское - Спас-Каменный - Волокославино - Кириллов. Но этого хватало с лихвой - очень хотелось самому вновь пройти Северо-Двинскую водную систему, так сильно полюбившуюся мне два года назад, да и Наташе показать ее очень хотелось.
Плюс к тому ни в одном из указанных выше колхозов я еще не был. Так что должно было быть интересно.
Сразу скажу, что "Яковлев" не оправдал обещанных "страшилок". Как и можно было надеяться, на небольшом теплоходе всё было уютно и по-домашнему. Капитан сам ставил антенну на телевизор для просмотра полуфиналов и не возражал, если я заходил к нему в рубку обсудить реку; всё остальное было тоже просто и без лишних претезний. Да, в итоге не попали на Спас-Каменный - но там реально было волнение на грозном озере Кубенском (хоть нам и казалось, что можно минут 20-30 подождать просветления погоды), и претензий не было.
Но вернёмся в Вологду. Отплывали в дождь. Провожать молодого и респектабельного капитана пришла еще более молодая жена с сыном. Папа эффектно отманеврировал по узкой Вологде от речного вокзала - сын внимал (так и создаются династии). Подумалась забавная мысль, что жена капитана, если ей станет скучно, может сесть на автобус и завтра с утра повидать мужа в Устье-Кубенском, днем - в Волокославино, а следующим днём уже и в Кириллове. Вот они - плюсы и минусы коротких круизов :)
Отходили от пристани в ливень. Река Вологда в черте города Вологды вниз идёт исключительно по индустриальным местам, посмотреть нечего. Зато судоходство там достаточно интенсивное - много буксиров с баржами, катерков и т.д. Заодно посмотрели и на посадку Кичгородского ЯК-40 в аэропорту Вологда: никак мы туда не попадём...
В пригородах река стала даже более узкой и по-прежнему малолюдной - как ни странно, деревни и дачи непосредственно к реке почти не выходили.
После пары часов пути пришвартовались к пристани Устье-Вологодское. Собственно, от всего большого ранее села осталось только монументальное здание пристани и несколько дачных домиков в отдалении, но оно все-таки живое, а не заброшенное, как показано в атласе Вологодской области от фабрики Дунаева.
Тут местные деятели организовали что-то типа зеленой стоянки: на пристани жил сторож по имени Кузьмич (типичный Кузьмич), а к теплоходам, я так понял, из Вологды подъезжала какая-то девушка, которая наряжалась в национальный костюм и развлекала туристов играми и загадками.
Большинство мы пропустили, пытаясь запустить свежеподаренного воздушного змея. Змей был для нас слишком модным - практически профессиональным, и где попало с кем попало взлетать не хотел. Увенчались успехом наши попытки только гораздо позже - о том отдельно.
Впрочем, на некоторые игры я успел и даже неплохо пометал 18-килограммовую гирю. Есть в этом что-то возвышенное, знаете ли...
Как ни странно, место пользуется популярностью - как мы отходили, пришел ЭМик из Вологды, набитый то ли студентами, то ли корпоративом. Я его снимал - прямо иллюстрация пригородных рейсов, которых здесь уже давно нет.
Дальше шли по Сухоне - странной реке, которая течёт в две стороны, в зависимости от ряда факторов. Конечно, "классическая" Сухона идёт в другую сторону - к Устюгу, но и тут было интересно на неё посмотреть.
По-прежнему судоходство было достаточно заметным, чего я не ожидал - баржи с песком и прочими грузами периодически проплывали навстречу. Но это, видимо, дело переменное: в 2006 году за весь день на СДВС мы встретили лишь один большой встречный корабль, а сейчас - штук 12. Желающих порадоваться, что все поднимается, пока приостановлю - зарплаты, говорят, по-прежнему очень маленькие (а цены-то растут...).
Перед Соколом было уже много деревень, но достопримечательностей было мало. Дождь кончился, погода налаживалась.
Сокол - прекрасный пример, как строить города не надо. Вроде построили город с двух сторон реки, а ни пристани, ни набережной, одни промзоны. В основном практически заброшенные. Не удивительно, что ни сейчас "Яковлев" не останавливается в Соколе, ни в ближайшем будущем не планирует. Хотя народ с берегов активно махал нам - не так уж часто тут проходят пассажирские белые теплоходы....
Прошли печально известный мост по ЖД-ходу Москва - Архангельск. В старых отчётах можно было прочитать, что чего только не приходилось делать перегонным кораблям, чтобы под него поместиться - и мачты пилить, и надстройки, и зимовать перед ним...
Но мы - корабль небольшой, поэтому только согнули радиоантенну. Кстати, мост на вид совсем не кажется экстремально низким, но в действительности...
Примерно через полтора часа подошли к шлюзу "Знаменитый" - одной из главых целей этой поездки для меня. В 2006 году мы до него не дошли, а это классическая совершенно штука.
Несмотря на вечер, вокруг шлюза было много людей, катерков, встречных барж... Нас пропустили, прошлюзовались достаточно быстро (хоть и не спеша). Шлюз в приличном состоянии, висят таблички о юбилее СДВС. Романтика!
На выходе из шлюза пришлось брать на буксир катер брата одного из начальников туристической компании, которая владела "Яковлевым". В итоге общая задержка + это привело к тому, что мы должны были дойти в Устье-Кубенское заполночь. А, как выяснилось, ночами тут теперь ходить вообще нельзя (что, кстати, облегчило мне жизнь - и поспал, и ничего не пропустил).
Но нет, дошли уже практически в темноте. Маяков на озере уже почти не осталось, но закат был прекрасный, да и "беловатые" ночи давали о себе знать. На последнем участке маршрута смотрели матч Германия - Турция (больше мучались с антенной), но в итоге не досмотрели - не по вине антенны, а потому, что в Европе из-за ливня перестали вообще что-либо показывать.
Пришвартовались в Устье уже ночью. Пришлось срочно заснуть - в 9 утра уже ожидалась экскурсия по этому уважаемому райцентру.