Отправлено: Митян 18:26 01/09/08
Оставался у меня, значицца, должок-то еще. Года 4 мы с Сашей Галактионовым собирались проехать по Сайменскому каналу на корабле "Карелия", и постоянно нам что-то мешало. Но на сей раз мы сжали зубы, встали в плотный ряд и купили таки билеты из Выборга.
Выехали в следующую после Череповца пятницу в поезде Москва - Хельсинки до Выборга. За что люблю поезд "Лев Толстой", так это за то, что это чуть ли не единственный поезд на территории России, в котором я еду в купе без угрызения совести. Ну, удобно им в Финляндию ездить, что ж поделаешь. И сам он очень удобный.
В этот раз, правда, мы ехали им в Финляндию разве что опосредованно :), но я закрыл на это глаза, ибо билеты вышли не очень дорогими. Великий магистр Александр Галактионов использовал какую-то там групповую скидку, и цена стала приемлемой.
В Выборге в этот день проходил финиш очередного этапа какой-то серьезной европейской серии ралли (сорри, не разбираюсь), потому в центре многое перекрыли. Машинки были симпатичны, вот только фанатов среди нас не было, и мы уделили им мало внимания.
Вместо этого сначала хотели поймать прогулочный корабль, описанный ранее Женей Черюком (не поймали, ибо только видели его - он был снят на какое-то спецобслуживание), потом пошли на рынок, где купили крайне вкусную царскосельскую медовуху, затем пошли в знаменитый Парк Монрепо. Погуляв там часа три, отправились в замок, слазили на башню, покушали. После еды поднялись на недавно открытую часовую башню (впечатляет, хотя жаль, что механизм часов не видно), где купили два редких местных пива. Я в пиве ничего не понимаю, но по сравнению с царскосельской медовухой - полный отстой. Саше, который разбирается лучше, вроде тоже не понравилось.
Еще немного погуляв по старым извилистым улочкам центра (его немного почистили, хотя все равно так и чешутся руки отдать город назад финнам), пошли на посадку. Пристань и таможня для нашего кораблика прямо в центре города, напротив замка.
Ангар довольно большой, наши пограничники, как всегда, серьезно относятся к делу :) (Хотя надо сказать, что в существование таких рейсов по Сайменскому каналу вообще в наших условиях непросто поверить - корабль постоянно идет по погранзоне, и если бы не аренда канала финнами, то хрен бы его пустили).
Катаются на корабле в основном финны, хотя человека четыре русских кроме нас было. Финнам некогда свой город интереснее, чем нам - красоты Сайменского канала. Да еще и дьюти-фри на борту... :)
Дьюти-фри, кстати, на борту "Карелии" хорош: купил и морошковую настойку, и настойку из ранее неизвестной мне, но очень высоко ценящейся на севере ягоды Княженики/Поляники. Не знаю, как в оригинале, но морошковая настойка мне показалась все же лучше своего более дорогого и более редкого собрата.
Погода при отправлении из Выборга была просто мерзейшей - дождь и сильнейший ветер. Шли сначала по гавани Выборга, потом по заливу, потом под ЖД и автодорожным мостами, мимо парка Монрепо - и вот уже бакены символизируют начало собственно канала.
Я все удивлялся, чего это мы стараемся обогнать баржи-лесовозы - все равно ж вместе шлюзоваться будем? Оказалось, нет. Шлюзы на Сайменском канале, конечно, чудо техники, по сравнению с большинством наших. Во-первых, они рассчитаны на одно судно. Во-вторых, полностью автоматические. В-третьих, ворота начинают закрываться сразу после прохода кормой корабля условной линией ворот; а открываться - сразу после наполнения шлюза водой. Благодаря этому средняя длительность шлюзования - не больше 10 минут.
Перепад уровней между озером Сайма и Финским заливом — 75,7 м. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B9%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB, хотя на корабле бесплатно раздавали всякие брошюрки про канал, в том числе и на русском).
На территории Финляндии (хотя сейчас весь канал - территория Финляндии) расположены три шлюза: Мустола, Мялкия, Соскуа; на территории России — пять: Пялли, Илистое, Цветочное, Искровка, Брусничное. Самый большой шлюз — Мялкия, перепад уровня — 12,4 м. Самый маленький шлюз — Цветочное, перепад уровня — 5,5 м.
На нашей стороне пейзажи в основном карельские - леса, скалы. Ближе к Лаппенранте пейзаж становится более равнинным. Периодически встречаются интересные объекты (и субъекты :) - заправки для судов, таможенные посты для яхт, собственно яхты, в основном под шведским, что любопытно, флагом. Не скажу, что пейзаж так же красив, как на СДВС, но, конечно, все весьма и весьма эффектно.
Всего корабль в пути 5,5 часов. Примерно посередине в пути предлагают роскошный ужин - не в смысле "гламурно-роскошный", а в смысле, можно наестся досыта вкуснейшими мясом и рыбой, все это с гарнирами и под брусчничным соусом.
Как пересекли границу, погода резко улучшилась (вот что думать после этого? :). По берегам канала появились многочисленные лошади, начались разводные мосты для местных автодорог. На европейских водных путях отличные от наших знаки - особенно радует перевернутый и перечеркнутый якорь. Понятно, что это означает "не швартоваться", но зачем якорь-то переворачивать? :))
У самой Лаппенранты снова начались озера. Нас встретил гигантский ЦБК, не очень порадовавший, но вроде как с экологией у них там все вполне в порядке. Прибыли в Лаппенранту. Здесь пограничники не так сильно заморачиваются, как наши - штампы ставят в основном местные полицейские :)
По случаю субботы в центре города было многолюдно и уютно. Нам очень не хотелось уходить, но Саша беспокоился, что нас не пустят в кемпинг, и мы потащились на окраину города 4 км. В кемпинг нас пустили, разместились в миниатюрных домиках вроде купе поезда (мне как-то не понравилось, не финский это стиль).
Нам с Наташей все-таки хотелось в центр, и хоть мы туда вернулись примерно к полуночи, народ до конца с улиц не ушел, и мы еще попили чаю в кофейне и прошлись. Назад ехали на ночном автобусе. Саша с Верой погуляли по окрестностям и легли спать, вскоре это сделали и мы.